Программа «Выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей при изучении русского языка и литературы».
рабочая программа по литературе (5 класс)

Киселева Наталья Михайловна

Рекомендовано к использованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_razvitiyu_sposobnostey.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

«Выявление и развитие у обучающихся

интеллектуальных и творческих

способностей при изучении русского языка и литературы».

Разработчик:

Киселева Наталья Михайловна,

учитель русского языка и литературы

Смоленск, 2017

Пояснительная записка

Выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих  способностей должно начинаться уже в начальной школе и продолжаться на всем протяжении изучения в школе предметов русский язык и литература на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя в период освоения обучающимися основной программы образования.

Одаренными детьми будем считать тех учащихся, которые:

 - имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

 - имеют доминирующую активную познавательную потребность;

 - испытывают удовольствие от добывания знаний, умственного труда.

Так как способности вырабатываются в деятельности, то развитие способностей зависит от того, как эта деятельность будет организована. При всех существующих трудностях в современной системе образования сейчас открываются новые возможности для развития личности обучающегося, и одаренной личности в частности.

Данная программа предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с 5 класса. Она является своеобразным продолжением начатой еще в начальной школе работы с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие. Включение данной программы в процесс обучения позволяет внести в него не только индивидуализацию и дифференциацию обучения, но и быть реальной.

Актуальность проблемы

Согласно ФГОС целью обучения является всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, свободной, культурной,  нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом, государством, уважающей права и свободы других граждан, конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми.

Проблема выявления и развития у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей чрезвычайно актуальна для современного образования. К школе предъявляются сегодня высокие требования. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования. Именно поэтому так важно определить цели, основные задачи и направления работы детьми в системе изучения русского языка и литературы.

Диагностики

  1. Тест креативности Торранса (тест может быть использован для исследования творческой одаренности детей, начиная с дошкольного возраста (5–6 лет) и до выпускных классов школы (17–18 лет).
  2. Методика Н.В.Шайдуровой (может быть использован для исследования творческой одаренности детей 12-15 лет)
  3. Психодиагностика творческого мышления Елены Туник (может быть использован для исследования творческой одаренности детей 8-15 лет)

Педагогические методики:

  1. Метод проектов Л.С. Выготский,
  2. Метод индивидуального подхода Е.И. Пассов, Г.А. Китайгородская,
  3. Личностно-ориентированное и развивающее обучение И.С. Якиманская.

Цели: выявление одаренных детей, создание условий для развития и формирования одаренной личности.

Для реализации целей необходимо решить следующие задачи:

 - знакомство с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;

 - накопление и изучение литературы по данному вопросу;

 - знакомство с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;

 - участие в различных урочных и внеурочных конкурсах, интеллектуальных игах, олимпиадах по русскому языку и литературе, позволяющих учащимся проявить свои способности.

 - отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые  способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

- предоставление совместной деятельности со сверстниками, учителем через  самостоятельную работу.

Условия успешной работы с одаренными учащимися

Для того чтобы работа по выявлению способностей обучающихся была максимально продуктивной, учитель должен усилить свое внимание к проблеме, тем самым формируя положительную  мотивацию к учению. Требуется создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми. Также работу с одаренными детьми необходимо признать одним из приоритетных направлений работы школы.

Основные мероприятия по реализации программы

  1. Изучение диагностических методик, создание банка тестов для диагностирования

обучающихся по определению интеллектуальных способностей;

  1. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем

анкетирования, изучение личностных потребностей одаренных обучающихся путем собеседования.

  1. Доступность и широкое привлечение обучающихся к проведению школьных

олимпиад и конкурсов по русскому языку и литературе

  1. Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов: творческие ответы, выполнение творческих тематических заданий, выполнение проблемных поисковых работ; повышение степени сложности заданий.

Формы работы с одаренными и способными детьми

Олимпиады по русскому языку и литературе;

Творческие выставки;

Групповые занятия с сильными обучающимися;

Проектная деятельность;

Предметный кружок;

Творческие мастерские;

Конкурсы различного уровня;

внеурочная деятельность;

Планируемые результаты

  1. Формирование системы работы с одаренными и способными обучающимися;
  2. Формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей;
  3. Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социальнопсихологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных детей школы;
  4. Увеличение количества обучающихся, принявших участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях по русскому языку и литературе;
  5. Повышение показателей успешности детей на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях по русскому языку и литературе.

План работы по выявлению и развитию у обучающихся

интеллектуальных и творческих способностей

Название мероприятия

Сроки проведения

Планируемый результат

1

Работа по внеурочной деятельности «Литературная Смоленщина», «Пишу стихи»

Один раз в неделю в течение года

Развитие творчества обучающихся, привлечение

их к исследовательской и творческой деятельности

2

Предметные недели

Октябрь

Расширение познавательной активности

3

Участие в олимпиадах по русскому языку и литературе

Октябрь – ноябрь

Увеличение числа участников и призовых мест в олимпиадах

4

Родительские собрания, консультации

По графику работы школы

Способствование

Формированию интеллектуальной культуры родителей

5

Участие в конкурсах и выставках по русскому языку и литературе разных уровней

По плану воспитательной работы

Создание образовательной среды, способствующей

познавательной

активности обучающихся

Проведение диагностических

работ, анкет, мониторингов,

предусмотренных программой

В течение года

Выявление способностей

Изучение опыта работы учителей школы с одарёнными детьми

В течение года

Расширение опыта работы с одарёнными и  пособными детьми


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по выявлению интересов, возможностей, потребностей учащихся при изучении русского языка и литературы с помощью ИКТ

Из опыта работы по выявлению интересов, возможностей, потребностей учащихся при изучении русского языка и литературы с помощью ИКТ учителя МКОУ Брединской СОШ №2 Матушкиной Татьяны Ивановны...

Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках русского языка и литературы в 5 классе в условиях введения ФГОС

Статья для выступления на круглом столе "Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся в рамках ФГОС...

Театрализация на уроках как средство интеллектуального развития и повышения мотивации к изучению русского языка и литературы (из опыта работы)

В соответствии с требованиями ФГОС ООО в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. Театрализации на уроках и подгото...

Средства развития УУД обучающихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы

Презентация "Средства развития УУД обучающихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы"...

Исследовательская работа как способ развития интеллектуального потенциала учащихся при изучении русского языка и литературы

Формирование всесторонне развитой личности, творческого потенциала учащихся. Школа нового времени должна раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к учёбе, должна быть образовательной с...

Выявление и развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

В ряд основных задач на уроках я ставлю перед собой задачу научить мыслить, выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников, принимать участие в спорах по тем или ины...