Методическая разработка занятия. Ф.М. Достоевский
методическая разработка по литературе (10 класс)

Аношина Анна Валерьевна

Данное методическое пособие предназначено для преподавателей литературы.

Сегодня проблема нравственного воспитания  молодежи является актуальной задачей государства, общества и образовательных учреждений нашей страны. Воспитание человека с активной жизненной  позицией,  уважающего права и свободы личности, традиции и культуры других народов – основная цель государственной политики в области образования.

В классической литературе достаточно много произведений, на примере которых можно воспитать эти качества. Одним из них, безусловно, является роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».  Писатель  дает ответы на вопросы, волнующие людей во все времена: как преобразовать мир на основах духовности, нравственности, уважения к личности, соединить правосудие и справедливость, поэтому занятие, посвященное творчеству Достоевского -  юбиляра  2016 года представляется нам особенно актуальными.

 

Однако наличие глубоких  философских, религиозных размышлений на страницах произведения делают роман сложным для понимания, поэтому на занятиях по изучению творчества Достоевского особенно важно  применять такие методы и формы изучения, которые заинтересуют обучающихся и помогут им понять глубокий смысл произведения. В данном методическом пособии предложено  использовать при изучении романа ролевую игру.

Элементы театральной постановки художественного произведения произведут более яркое впечатление, чем чтение,  и как следствие окажут более эффективное воспитательное воздействие.  Еще  А.А. Брянцев, российский актер, режиссер, основатель и первый руководитель первого в России театра для детей, заметил: «Школа – повседневность, а театр – праздник. Он жизнь раскрывает глубже, чем на обыкновенных уроках. На уроке развиваются мыслительные способности, но человеческие качества, конечно, раскрываются больше в театре».

Таким образом,  использование ролевой игры на занятии, посвященном изучению романа "Преступление и наказание", позволит  вовлечь  обучающихся в активный процесс овладения знаниями и позволит лучше понять идею произведения.

 

Цель:

создание условий для формирования нравственных ценностей через постижение смысла романа Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание»

Задачи:

-проанализировать характер, поступки, внешний облик персонажей романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»;

- формировать умения в диалоге выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию;

- создание условий для реализации способностей, склонностей, интересов студентов развивать актерское мастерство, умение самовыражаться;

 - формирование умений искать ответы на проблемные вопросы, самостоятельно работать с дополнительной литературой.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_zanyatiya._dostoevskiy.docx37.84 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

теоретического занятия

Дисциплина: литература

Курс 1

Семестр 1

Тема: Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Смысл теории Раскольникова.

Количество часов на данное занятие: 2

Автор: Аношина Анна Валерьевна

Учебное заведение: Медицинский колледж № 2, г. Москвы

Москва

2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данное методическое пособие предназначено для преподавателей литературы.

Сегодня проблема нравственного воспитания  молодежи является актуальной задачей государства, общества и образовательных учреждений нашей страны. Воспитание человека с активной жизненной  позицией,  уважающего права и свободы личности, традиции и культуры других народов – основная цель государственной политики в области образования.

В классической литературе достаточно много произведений, на примере которых можно воспитать эти качества. Одним из них, безусловно, является роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».  Писатель  дает ответы на вопросы, волнующие людей во все времена: как преобразовать мир на основах духовности, нравственности, уважения к личности, соединить правосудие и справедливость, поэтому занятие, посвященное творчеству Достоевского -  юбиляра  2016 года представляется нам особенно актуальными.

Однако наличие глубоких  философских, религиозных размышлений на страницах произведения делают роман сложным для понимания, поэтому на занятиях по изучению творчества Достоевского особенно важно  применять такие методы и формы изучения, которые заинтересуют обучающихся и помогут им понять глубокий смысл произведения. В данном методическом пособии предложено  использовать при изучении романа ролевую игру.

Элементы театральной постановки художественного произведения произведут более яркое впечатление, чем чтение,  и как следствие окажут более эффективное воспитательное воздействие.  Еще  А.А. Брянцев, российский актер, режиссер, основатель и первый руководитель первого в России театра для детей, заметил: «Школа – повседневность, а театр – праздник. Он жизнь раскрывает глубже, чем на обыкновенных уроках. На уроке развиваются мыслительные способности, но человеческие качества, конечно, раскрываются больше в театре».

Таким образом,  использование ролевой игры на занятии, посвященном изучению романа "Преступление и наказание", позволит  вовлечь  обучающихся в активный процесс овладения знаниями и позволит лучше понять идею произведения.

Цель:

создание условий для формирования нравственных ценностей через постижение смысла романа Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание»

Задачи:

-проанализировать характер, поступки, внешний облик персонажей романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»;

- формировать умения в диалоге выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию;

- создание условий для реализации способностей, склонностей, интересов студентов развивать актерское мастерство, умение самовыражаться;

 - формирование умений искать ответы на проблемные вопросы, самостоятельно работать с дополнительной литературой.


Вступительное слово преподавателя

Мотивация

Как известно, в любом обществе во время социальных кризисов и снижения благосостояния людей наблюдается падение нравственности и вследствие этого рост преступности. Многие писатели и психологи задумывались над изменениями в душах людей, оказавшихся в тяжелом материальном положении. Несомненно, первым в ряду писателей, задумавшимся над вопросом влияния денег на человека,  является автор известнейшего романа "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевский.

Сам писатель говорил: «Меня зовут психологом, это неправда: я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой».

История создания произведения

9 октября 1859 года, находясь в ссылке Достоевский пишет своему брату: "В декабре начну роман...Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту груст и саморазложения...". Писатель задумал создать своеобразную исповедь, но первоначальный замысел на каторге он встретил людей, оказавших а его большое влияние, их жизнь душевные переживания, мировосприятие также были отражены в романе.

История создания романа необычна, если бы не крайняя нужда Достоевского, его полный проигрыш в рулетку, великого произведения могло бы и не быть. В 1865 году Достоевский обязался написать роман к 1 ноября 1866 года. Писать пришлось в крошечной комнате отеля, почти без еды и без света, в результате появилось произведение, которое стало шедевром мировой литературы.

Смысл теории Раскольникова

Работа с текстом:

Чтение эпизодов романа I часть I глава, V часть, IV глава, выделение ключевых слов для определения теории Раскольникова.

- Кто из персонажей участвует в прочитанном вами диалоге?

-Определите соцальное положение Раскольникова?

- Что беспокоит Раскольникова, за кого он переживает?

- На какие 2 разряда делит людей Раскольников?

- Смысл теории Раскольникова?

- Как вы думаете, почему было совершено данное преступление?

Ролевая игра "Суд идет"

На предыдущем занятии студенты распределили между собой роли, обсудили внешний вид участников судебного заседания, были розданы вопросы для подготовки.

Речь адвоката

Уважаемые судья и присяжные!

По данному делу об убийстве, я являюсь представителем стороны подсудимого, Родиона Романовича Раскольникова.

Я считаем, что у моего подсудимого, Родиона Романовича Раскольникова, есть некоторые смягчающие обстоятельства.

Раскольников совершает убийство не просто из-за денег или ненависти к старухе-процентщице. Нет! У него благие, по его мнению, намерения. Он хочет помочь всем обездоленным, униженным людям. Раскольников понимает, что причиной несчастий близких ему людей: сестры Дуни, мамы, Сони Мармеладовой, да и всей семьи Мармеладовых -  является отсутствие у них денег. Имея возможность жить по-человечески эти добрые, умные, сострадательные люди могли бы принести миру много добра.

Мой подзащитный хочет исправить социальную несправедливость совершает преступление в отчаянии, находясь в тяжелом душевном потрясении, поэтому заслуживает особого понимания и наказания.

Речь прокурора

Господа!

Мы живем в гуманном обществе, которое с каждым годом становится все демократичнее, а наши суды все либеральнее. Отошли в прошлое публичные казни и инквизиция, а оправдание человека, совершившего умышленное убийство, уже не является для нас чем-то из ряда вон выходящим. Но вот что удивительно: люди в этом обществе отнюдь не становятся гуманнее. Человек, подготовивший и совершивший убийство, сам стал судьей убитому. Только его суд был жестокий - без присяжных и адвоката. Теперь же он рассчитывает на наше с Вами милосердие, на то, что мы примем во внимание все смягчающие его вину обстоятельства. Да, так делается во всем цивилизованном мире. Но в то же время, можно ли назвать цивилизованным человека, лишившего справедливого суда себе подобного, будь он прав или виноват, и единолично вынесшего ему смертельный приговор. Но не будем отвлекаться. Мы здесь собрались, что бы учинить судебное разбирательство над Родионом Романовичем Раскольниковым, который обвиняется в предумышленном убийстве коллежской регистраторши, процентщицы Алены Ивановны и ее младшей, сводной сестры Лизаветы. Очевидно, что подсудимый давно вынашивал план этого жестокого преступления и заранее с особой тщательностью подготовился к убийству. Об этом свидетельствует то, что Раскольников незадолго до вышеупомянутых событий посещал дом Алены Ивановны с тем, что бы выяснить место расположения ценных вещей. В дальнейшем украденные из дома убитой вещи (а именно заклады, хранящиеся у процентщицы) были обнаружены у подсудимого Раскольникова. Орудие убийства -топор - так же было приготовлено заранее. Раскольников похитил его из коморки дворника. Налицо хорошо подготовленное убийство, совершенное не в момент помрачения рассудка и не с целью обороны. Жизни нашего подсудимого никто не угрожал, его не пытались ограбить, лишить средств к существованию. Что же тогда послужило поводом к совершению преступления? Безысходность человека, живущего в нищете? Вечное как мир желание бедного человека обогатиться за счет богатого? Но даже самое тяжелое положение не дает права одному человеку совершать насилие над другим, тем более над слабой женщиной. Но все ли так просто с нашим подсудимым? Я хочу представить вниманию суда статью, написанную Раскольниковым, в которой тот рассматривает "психологическое состояние преступника в продолжение всего хода преступления". Как видите, мысли о преступлении давно не дают покоя подсудимому. Более того, из этой статьи мы узнаем, что Раскольников делит всех людей на две категории: "твари дрожащие" то есть материал, существующий только для рождения себе подобных и "право имеющие", то есть высшие люди, обладающие даром и талантом, которые свободно могут распоряжаться судьбой низших людей и убивать их по своему разумению. Убийством Алены Ивановны и Лизаветы Раскольников пытается доказать свою принадлежность к категории "право имеющих". Возможно, кто-то скажет, что обвиняемый признал свою вину и раскаялся. Но разве он сожалеет о том, что загубил двух ни в чем неповинных людей? Нет! Он переживает из-за того, что не смог с блеском выдержать экзамен на то, что бы властвовать и повелевать. Его гордость сокрушена: нет он не Наполеон, с которым постоянно соотносит себя, он -всего лишь "эстетическая вошь".

Страшно не то, что этот человек, совершив однажды тягчайшее преступление, может сделать это еще раз. Хотя это абсолютно естественно - ведь он уже преступил ту черту, которая является недоступной для большинства людей. Важно другое. Оправдав этого человека, мы покажем обществу, что преступление закона может не повлечь наказание виновного. Мы не можем дать гарантий, что другой человек, почувствовавший себя выше других и уверовавший в то, что можно убивать безнаказанно, не станет угрозой для каждого из нас, для всего нашего общества. Обвинение считает своим долгом обезопасить наше общество от индивидуумов, подобных Родину Раскольникову и требует для него пожизненного наказания.

Показания свидетелей

Соня  Мармеладова

Уважаемые дамы и господа!

Я  хочу рассказать вам правду о человеке, которого вы считаете убийцей. Я считаю, что Раскольников хороший человек и что в совершенном убийстве его не стоит строго судить. Хотя его вину мы должны признать. Но он сделал это из нужды помочь себе и бедным. К тому же я не считаю, что город не много потерял после смерти этой жадной старухи. Родион Раскольников добрейшей души человек. Он помогал мне и моей семье. Он привел моего отца из питейной и поскольку папа  все пропил, Раскольников оставил нам денег, хотя эти деньги были нужны ему самому. Этот человек отдал последнее, что у него было, он был обречён на голод и хуже того на голодную смерть. Когда моего отца задавили лошади, он не бросил его, а принес домой. Он не пожалел денег на врача для него, хотя никем нам не приходился и знал нашу семью значительно короткое время. И более того он продолжал помогать нам после смерти папы. Мой отец умер, в семье осталось трое детей, да и мачеха была  нездорова.  Я не знала, что делать. И тут на помощь снова приходит Родион Романович, он опять оставляет нам довольно крупную сумму денег, зная, что они (деньги) ему нужны. Родион Романович всегда готов помочь людям. Он нисколько не думает о своей судьбе. Так подумайте же вы о судьбе человека, который помог многим людям. Да он совершил преступление, но только из благих намерений, а не из корыстных целей.

Дементьев Миколай

Во время преступления я был этажом ниже от этажа, где было совершено преступление. Там в комнате я ремонтировал комнату вместе со своим другом Митреем. В это время проходили какие-то люди, которых мы не знаем и не замечали. В это время мы не слышали никакого шуму.

Когда я ворвался к Порфирию Петровичу, я дал ложные показания, мол, это я убил Алёну Ивановну и её сестру Елизавету. Я говорил, что убил её и для виду побежал дурачиться с Митреем. Это всё неправда! Я это делал для того, чтобы обрести страдания. Я смерти хотел. Когда я нашёл эти серьги и пошёл к Душкину, я ничего не знал о преступлении. Душкин дал мне рубль, я купил водки и выпил. Ночевал я на Песках коломенских. Утром я пошёл домой, и минут через 10 я снова ушёл. А на третий день я пошёл к Душкину и сбежал от него, так как он хотел меня сдать в полицию.

Авдотья Раскольникова

Уважаемые Судья и господа присяжные. Мой брат Родион, которого я очень люблю даже больше себя и не могу поверить, что он это совершил добровольно, скорей всего он это сделал под чьим-то влиянием или давлением. И я все равно думаю, что он этого не совершал. Он не такой я знаю его с детства, и у нас всегда были хорошие взаимоотношения, этот человек все время меня защищал и нес за меня ответственность. Отца у нас не было, и Родион нес в себе частицу отцовского тепла. Возможно, на его поступок повлияло письмо, присланное матушкой. В котором сообщила о моем оскорбление, в доме Свидригаловых, затем о том, что от нас все отвернулись все, так же матушка сообщила о моем согласии выйти замуж за Лужина, за плохого человека, за человека гонящегося за деньгами, как он считал, благодаря деньгам он может сровняться с людьми занимающие более высокое положение в обществе, этот человек очень самолюбив, тщеславен. Иноверное брата задело и то, что Лужин хочет жениться на мне только из-за того, что я бедна, а значит буду ему должна ему во всем подчиняться, и он бы подстраивал меня под себя.

Мой брат очень любит нас с матушкой, а наше положение и нищенское существование его очень угнетало. Возможно именно под этим влиянием душевного беспокойства и беспомощности брат совершил данное преступление.

Петр Петрович Лужин

Я, надворный советник, Пётр Петрович Лужин, сорок пять лет, состою на службе. Сейчас живу у моего давешнего друга господина Андрея Семёныча Лебезятникова.

Я, свидетель обвинения, заменить меру наказания Родиону Романовичу Раскольникову с лишения свободы на принудительное пожизненное лечение в психиатрической лечебнице

Я, обвиняю Родиона Романыча:

1)        в прямой угрозе в мою сторону - выбросить меня с лестницы его квартиры (свидетели - господин Дмитрий Прокофьич Разумихин, Алексей Семёнович Зосимов)

2)        в преднамеренном оскорблении личного достоинства - он обвинил меня в  том, что я, выходя за его сестру Авдотью Романовну, что рад выходить за нищую, чтобы потом ею властвовать, искажая мою мысль (свидетели - господин Дмитрий Прокофьич Разумихин, Алексей Семёнович Зосимов).

Вопросы свидетелям

Софье Семеновне Мармеладовой

  1. Опишите квартиру, в которой Вы жили вместе со своей семьей.
  2. Расскажите, какова Ваша семья.
  3. Опишите Ваше финансовое положение.
  4. Когда умер Ваш отец, чем помог вам подсудимый?
  5. Ваше мнение о Раскольникове? Какие качества Вы заметили в подсудимом?
    Дуне Раскольниковой.
  1. Расскажите, пожалуйста. Суду историю со Свидригайловым.
  2. Для чего Вы пошли на такие жертвы, терпели приставания Свидригайлова?
  3. Как Вы думаете, что мог сделать Ваш брат, узнав на какие жертвы Вы для него пошли?
  4. Вы любили Лужина?
  5. Ваш брат был против Вашего брака с Лужиным?
  6. Вы знали финансовое положение Вашего брата?

Лужину Петру Петровичу

  1. Почему вы решили жениться на Дуне?
  2. Почему вы так долго тянули с разоблачением Раскольникова?

Дементьеву Николаю (Миколке)

  1. Зачем вы признались в убийстве Алены Ивановны и её сестры-

Лизаветы?

Слово предоставляется подсудимому Родиону Романовичу Раскольникову

Я хочу сознаться в преступлении. Убийство совершил я. Почему я сделал это? Свои идеи я выразил уже давно в своей статье. Люди делятся на 2 разряда: правоимеющие - они  могут изменить мир,  это сильные, неординарные, умные люди, и "твари дрожащие", задача этих представителей человеческого рода - работать, размножаться и соблюдать общепринятые законы. Этих людей большинство. Я чувствую, что отличаюсь от этого большинства. В этом жестоком мире я вижу, как несправедливо судьба относится ко многим добрым и хорошим людям. Для их счастья надо было пожертвовать ничтожной, злой, жадной старушонкой, и я сделал это.

Заключительное слово прокурора

Уважаемый судья! Уважаемые присяжные заседатели!

Мы сегодня рассмотрели дело Раскольникова Родиона Романовича. Вам предстоит сложная задача: вынести свой вердикт. Но прошу Вас, очень хорошо подумайте, перед тем, как вынести приговор.

Да, Раскольников сознался в совершенном преступлении, но он так и не раскаялся в содеянном, не осознал своей вины. «Мне не в чем каяться, я ведь только вошь убил», - говорил он. В своей статье под названием «О преступлении» он писал, что для достижения великой цели, человек имеет право на преступление. Любые жертвы и преступления могут быть оправданы величием цели, ради которой совершались. Но какая цель была у Раскольникова? Раздать деньги бедным? Очень я в этом сомневаюсь. К тому же Раскольников по некоторым причинам не взял у Алены Ивановны денег, а украл какие-то драгоценности, которые вряд ли спасут Россию от бедности.

А что, если каждый человек для достижения великой, по его мнению цели, начнет убивать, грабить, совершать насилие над другими людьми? Что, если найдутся последователи теории Раскольникова? Вы только представьте себе, какая волна преступлений прокатится по Петербургу, по Москве, по другим большим и маленьким городам. Что тогда станет с Петербургом, с Москвой, да и со всем миром? Вы бы хотели, чтобы в Вашем городе жил один из таких Раскольниковых?

Мы рождаемся в этот мир, чтобы изменить его к лучшему. А что же получается? Приходят такие вот Раскольниковы и считают, что в праве решать, кому жить, а кому умирать!

Раскольников тщательно спланировал свое преступление. Он действовал расчетливо и цинично, прекрасно сознавая, что ни одна из его жертв не сможет оказать ему не то, что достойного, но вообще никакого сопротивления. Не зная жалости и сострадания, он с особой жестокостью совершил два убийства.

Я считаю, что ни один человек, каких бы гениальных теорий он не придерживался, не может безнаказанно лишать жизни другого человека. Поэтому мы и собрались здесь, чтобы вершить правосудие.

Я считаю, что гражданин Раскольников является человеком, опасным для общества, и верю, что суд и присяжные со мной согласны.

Решение суда: на основании изложенных фактов, за совершенной с особой жестокостью двойное убийство и кражу приговорить Раскольникова Родиона Романовича к пожизненному заключению.

Рубежный контроль:

- В чем смысл теории Раскольникова?

- Кто в романе является двойником главного героя?

- По каким признакам?

- Кто является оппонентом Раскольникова, помогает его нравственному «выздоровлению»?

- Ваше мнение о главном герое романа?

Рефлексия: 

Преподаватель: Какие у вас впечатления от выступлений студентов? Что особенно понравилось? Что запомнилось?

Подведение итогов:

Преподаватель: Итак, подводя итог, можно сказать, что в образе своего главного героя автор «казнит» отрицание самоценности человеческой личности и всем содержанием романа показывает, что любая человеческая личность священна и неприкосновенна и что в этом отношении все люди равны.


Домашнее задание

Подготовка индивидуального сообщения (на выбор)

1.Своеобразие гуманизма Достоевского

2. Художественное своеобразие романа

3.Смысл теории Раскольникова

4.Актуальность творчества Ф.М. Достоевского


Литература

  1. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. -  М.: Детская литература, 2015.
  2.  Накамура К. Словарь персонажей произведений Ф. М. Достоевского. - СПб: Гиперион, 2011.
  3. Степанян К.А.  Путеводитель по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Учебное пособие. - М: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ), 2014.
  4. Ф. М. Достоевский. Писатель, мыслитель, провидец. Сборник статей / Катасонов В.  - М: ПСТГУ, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по теме "Занятие-практикум по Paint".

Пояснительная запискаУрок-практикум  по Paint предназначен для учащихся 5-6-х классов и нацелен на отработку навыков в графическом редакторе, а именно: Цели и задачи : Научиться...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 5 - 6. Ключевые слова в тексте

Слова, значимые для понимания текста, можно назвать ключевыми. Эти слова создают смысловую целостность текста, являются ключевыми для понимания его темы и основной мысли. Они создают единый смысловой ...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятие 7 - 8. Смысловые части текста

Текст имеет определенную структуру. В нем, как правило, имеются зачин, основная часть и концовка, которые обеспечивают законченность и единство высказывания.В зачине обозначается тема текста. Первое п...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 11 – 12 Функциональные типы речи

Функциональные типы речи (описание, рассуждение, повествование) – это разновидности структуры и языка текста в зависимости от смысла целого: хотим ли мы изобразить предмет, доказать что-то или рассказ...

Методическая разработка "Петербург Ф.М.Достоевского"

Петербург Достоевского – среда, в которой уживаются многочисленные слои общества: ростовщики, бедняки, студенты, интеллигенция, богачи и аристократы. Для каждого из них – город видится по-...