Главные вкладки

    А.Н.Островский – создатель русского национального театра. Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие.
    методическая разработка по литературе

    Пахомова Светлана Александровна

    Анализ драмы А.Н. Островского "Гроза". 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ostrovskiy.docx38.36 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка по литературе I курс на тему:

    «А.Н.Островский – создатель русского национального театра. Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие»

    Преподаватель:

    Пахомова  Светлана Александровна

    Тип урока: урок-лекция, урок-беседа.

    Цели: 

       I. Образовательная: 1). Раскрыть роль А.Н.Островского в развитии русской драматургии и театра; 2).  Раскрыть идейно-художественное своеобразие пьесы, жизненные позиции героев, душевную трагедию Катерины.

    II.Развивающая:  Развивать умение анализировать, вычленять необходимую информацию из большого потока материала, рассуждать, делать выводы.

      III. Воспитывающая: Воспитывать интерес к литературе и творчеству А.Н.Островского.

    Оборудование: портрет А.Н.Островского (художник С.Бондар или Перов В.Г.), текст пьесы, репродукция картины И.И.Левитана «Вечер. Золотой Плес»,  иллюстрации к пьесе «Гроза».

    Метод: репродуктивный, метод творческого чтения, эвристический метод.

    Формы работы: лекция, беседа, рассказ, конспектирование, чтение учителем и учащихся художественного текста с комментариями, чтение по ролям, ответы на вопросы.

    Ход урока.

       I.Организационный момент: приветствие, проверка готовности класса к уроку.  

       II. Проверка домашнего задания.

    Рассказать о таком направлении как реализм, его видах, основных жанрах, видах романа; назвать основные этапы жизни и творчества А.Н.Островского.

       III. Запись темы, эпиграфа, плана урока.

    План:

    1. А.Н.Островский – создатель русского национального театра. Малый театр.

    2. Творческая история драмы «Гроза».

    3. Тема, идея, конфликт пьесы.

    4. Композиция пьесы, жанр.  

    «Литературе вы принесли в дар целую библиотеку

    художественных произведений, для сцены создали

    свой особый мир. Вы один достроили здание, в

    основание которого положили краеугольные камни

    Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас

    мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас

    есть свой русский драматический театр. Он по

    справедливости должен называться «Театр

    Островского»

    (Из письма И.А.Гончарова А.Н.Островскому)

       IV.Лекция: «А.Н.Островский – создатель русского национального театра. Малый театр.Место Островского в русской литературе». (Запись тезисов)

       Что собой представляет русская драматургия до Островского? «Драматическая русская литература представляет собой странное зрелище, - писал В.Г.Белинский в 1845 г. – У нас есть комедия Фонвизина, «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор» и «Женитьба» Гоголя – и, кроме них, нет ничего, решительно ничего хоть сколько-нибудь замечательного, даже сколько-нибудь сносного». 

       В 40-е годы XIX века на сцене процветали напыщенные мелодрамы (драматическое произведение, в котором неправдоподобные ужасы сочетаются с преувеличенной чувствительностью, а герои – либо злодеи, либо образцы добродетели), бессодержательные водевили (одноактная комическая пьеса легкого содержания, сопровождаемая песнями и танцами). В 1849 г. молодой драматург А.Н.Островский написал пьесу «Свои люди – сочтемся!». Н.А.Добролюбов, признавая необычайный талант Островского, писал: «Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим умением изображать резко и живо самые существенные ее стороны». Пьесы Островского, - писал критик, - «это не комедии интриг и не комедии характеров собственно, а нечто новое, чему мы дали бы название «пьес жизни».

       Поведение действующих лиц в пьесах Островского определяется их общественным и семейным положением, каждый обладает своими индивидуальными чертами, которые проявляются в том, как он воспринимает свое общественное и семейное положение, как действует в данных типических обстоятельствах. Индивидуальность и типичность героев Островского раскрывается не только в их поведении, но и в речи. Драматург с необыкновенным мастерством характеризует людей с помощью диалога.

       Островский – замечательный мастер композиции драматического произведения. В первом действии - экспозиции драмы – знакомит зрителя с предшествующими событиями и сложившимися взаимоотношениями между действующими лицами. После представления экспозиции действие развивается во все нарастающем темпе и приходит к естественной развязке. При этом драматург заставляет своего героя вступать в контакт с разными лицами, и каждая такая встреча делает данную развязку все более неминуемой.

       Для повышения сценичности пьес Островский умело использует приемы контраста, сочетает драматические и комические моменты. Важным фактором является также выбор места действия. Островский часто выносит действие из помещения на улицу, вводит случайного прохожего, толпу горожан. Социально острая и психологическая драма Островского явилась большим завоеванием в истории литературы.

       Л.Н.Толстой назвал Островского «общенародным писателем». Действительно, творчество драматурга близко широким кругам народа. В своих произведениях Островский изобразил все слои русского общества, дал реалистичную картину русской жизни 40 – 80-х годов XIX века, а в исторических пьесах показал далекое прошлое нашей Родины.

       Наряду с драматургическим творчеством Островский много времени и сил уделял общественной деятельности. Он был создателем Артистического кружка, Общества русских драматических писателей, постоянно помогал молодым драматургам, руководил постановкой своих пьес в Малом театре, занимался воспитанием артистов. Им написано большое число статей, писем, проектов и предложений, касающихся репертуара русской сцены и пересмотра законов и положений о театре.

       Он боролся с наплывом пошлых, безыдейных пьес, способствовал становлению русского драматического искусства. Островский всю жизнь мечтал основать русский народный театр. Особенно заботливо относился Островский к Малому театру. «Московская сцена, - писал он, - должна быть рассадником, национальной школой искусства для русских артистов и для русской публики».Ни до, ни после Островского ни один драматург России не устанавливал с театром таких тесных контактов.

       Малый театр, основанный в 1824 г., - особый театр. Его принято называть «вторым московским университетом». Часто можно было услышать: «В Москве два университета – на Моховой (МГУ) и на Театральной». «Мы учились в университете, а воспитывались в Малом театре».

       Так мог сказать о себе и А.Н.Островский. С гимназических лет он стал завсегдатаем Малого театра. Он писал о себе: «Я знал Московскую труппу с 1840 года…» Имеет большое значение и другой факт: Малый театр первым обратился к драматургии запрещенного автора (в 1853 г. была поставлена комедия «Не в свои сани не садись», которая прошла с большим успехом).

       За Малым театром закрепилось название «Дом Островского». Сюда он приходил ежедневно. Свои новые пьесы автор обязательно читал артистам сам, тем самым он задавал исполнителям верный тон. Островский был режиссером-постановщиком своих пьес; он распределял роли, сам проводил репетиции с актерами, воспитывал в них новую исполнительскую культуру. «Школа естественной и выразительной игры на сцене, которою прославилась московская труппа и которой представителем в Петербурге был Мартынов, образовалась одновременно с появлением моих первых комедий и не без моего участия», - вспоминал Островский.

       Это признание объясняет, почему именно здесь, у входа в Малый театр, установлен памятник А.Н.Островскому (скульптор Н.А.Андреев, 1929). Драматург изображен сидящим в кресле, в знакомом по портрету Перова просторном халате на беличьем меху. В руках записная книжка, карандаш. Печать глубокой сосредоточенности лежит на всем облике драматурга. Погруженный в глубокие раздумья, он каждый вечер встречает зрителей, которые приходят в «Дом Островского». Многие актеры своим подлинным творческим рождением обязаны А.Н.Островскому. Это Александр Евстафьевич Мартынов (1816 – 1860) – один из лучших комических актеров; Ольга Осиповна Садовская (1846 – 1919) – выпускница Артистического кружка, ученица Островского, одна из лучших актрис Малого театра; Любовь Павловна Косицкая (1827 – 1868) и др.

       В последний год жизни Островского под давлением общественности были официально признаны его заслуги: он был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и руководителем театрального училища. Но приняться за эту работу он не успел: 14 (2) июня 1866 г. драматург скончался.

       И сегодня в репертуаре наших театров пьесы Островского занимают значительное место. Творчество Островского получило мировое признание.

       V.Тест по драме «Гроза».

    1. К какому сословию принадлежала Кабаниха?

          а). купцы;

          б). мещане;

          в). дворяне;

          г). разночинцы.

    2. Кто устроил встречи Катерины и Бориса, украв у Кабанихи ключ?

          а). Кудряш;

          б). Кулигин;

          в). Варвара;

          г). Глаша.

    3. Как звали возлюбленного Катерины?

          а). Кулигин;

          б). Тихон;

          в). Борис;

          г). Кудряш.

    4. В каком городе происходит действие пьесы?

          а). в Нижнем Новгороде;

          б). в Торжке;

          в). в Москве;

          г). в Калинове.

    5. Кому принадлежит фраза: «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было»?

          а). Кудряшу;

          б). Катерине;

          в). Варваре;

          г). Кабанихе.

    6. Что изобретал механик-самоучка Кулигин?

          а). телеграф;

          б). перпетуум –мобиле;

          г). громоотвод.

    7.  Какой фразой заканчивается драма «Гроза»?

          а). «Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы…»;

          б). «Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа

               теперь не ваша: она теперь пред судией, который милосерднее  

               вас!»;

          в). «Спасибо вам, люди добрые, за вашу услугу!»;

          г). «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да

                мучиться!». 

       VI. Вступительное слово о драме «Гроза».

       Пьеса «Гроза» была написана Островским в течение лета и осени 1859 г., в этом же году поставлена на сцене, напечатана же была в 1860 г. Это период общественного подъема, когда трещали устои крепостничества. Название «Гроза» - это не просто величественное явление природы, а социальное потрясение. В драме отразился подъем общественного движения, те настроения, которыми жили передовые люди эпохи 50 – 60-х годов XIX века.

       VII.Рассказ учителя «Творческая история драмы «Гроза». (Штильмарк Р.А. За Москвой-рекой / А.Н.Островский: Страниц жизни. – М., 1983)

       «По заданию Его императорского Высочества, генерал-адмирала, великого князя Константина Николаевича за новыми материалами для «Морского сборника» были разосланы по стране видные русские писатели, уже имевшие опыт путешествий и вкус к очерковой прозе. Они должны были изучать и описывать народные промыслы, связанные с морем, озерами или реками, приемы местного судостроения и судовождения, положение отечественного рыболовства и само состояние водных путей России.

       Островскому досталась Верхняя Волга от истока до Нижнего Новгорода. И он с увлечением взялся за это дело». 

       В старинном споре приволжских городов о том, какой из них волею Островского превращен в Калинов (место действия пьесы «Гроза»), чаще всего слышны доводы в пользу Кинешмы, Твери, Костромы. О Ржеве спорщики словно забывали, а между тем рождению таинственного замысла «Грозы» именно Ржев явно сопричастен!

       Где написана «Гроза» - на подмосковной даче или в заволжском Щелыкове – точно неизвестно, но она создана с поразительной быстротой, истинно по вдохновению, за несколько месяцев 1859 года».

       «Год 1859 скрыт от биографа Островского плотной пеленой. В то год он не вел дневника и, кажется, совсем не писал писем… Но кое-что восстановить все-таки можно. «Гроза» начата и пишется, как видно по пометкам в первом действии черновой рукописи, 19 июля, 24 июля, 28 июля, 29 июля – в разгар лета 1859 года. В Щелыково Островский еще регулярно не ездит и, по некоторым данным, проводит жаркое лето под Москвой – в Давыдовке или Иванькове, где целой колонией селятся на дачах актеры Малого театра и их литературные друзья.

       Друзья Островского часто собирались у него дома, и талантливая, веселая актриса Косицкая всегда была душой общества. Прекрасная исполнительница русских народных песен, обладательница колоритной речи, она привлекала Островского не только как обаятельная женщина, но и как глубокий, совершенный народный характер. Косицкая «сводила с ума» не одного Островского, когда начинала петь задорные или лирические народные песни.

       Слушая рассказы Косицкой о ранних годах ее жизни, писатель сразу обратил внимание на поэтическое богатство ее языка, на красочность и выразительность оборотов. В ее «холопской речи» (так пренебрежительно охарактеризовала  манеру говорить Косицкой графиня Ростопчина) Островский почувствовал свежий источник для своего творчества.

       Встреча с Островским окрылила Косицкую. Грандиозный успех первой постановки пьесы «Не в свои сани не садись», выбранной Косицкой для бенефиса, открыл широкую дорогу драматургии Островского на сцену.

      Из 26 оригинальных пьес Островского, поставленных в Москве за период с 1853 года по год смерти Косицкой (1868), то есть за 15 лет, она участвовала в 9.

       Жизненный путь, личность, рассказы Косицкой дали Островскому богатый материал для создания характера Катерины.

       В октябре 1859 года на квартире Л.П.Косицкой Островский прочел пьесу актерам Малого театра. Актеры дружно восхищались сочинением, прикидывая для себя роли. Известно было, что Катерину Островский заранее отдал Косицкой. На Варвару прочили Бороздину, на Дикого – Садовского, Тихона должен был сыграть Сергей Васильев, Кабаниху – Рыкалова.

       Но прежде чем репетировать, надо провести пьесу через цензуру. Островский сам поехал в Петербург. Нордстем прочел драму так, как если бы перед ним лежало не художественное сочинение, а шифрованная прокламация (1) листовка; печатное воззвание агитационного характера; 2) торжественное провозглашение, обнародование). И заподозрил, что в Кабанихе выведен… покойный государь Николай Павлович. Островский долг разубеждал испуганного цензора, говорил, что  никак не может поступиться ролью Кабанихи…

       Пьесу получили из цензуры за неделю до премьеры…

       Главным постановщиком был Островский. Под его руководством актеры искали нужные интонации, согласовывали темп и характер каждой сцены. Премьера состоялась 16 ноября 1859».

       «Ученый мир России довольно быстро подтвердил высокие достоинства пьесы: 25 сентября 1860 года правление Российской академии наук присудило пьесе «Гроза» Большую Уваровскую премию (эту премию учредил граф А.С.Уваров, основатель Московского археологического общества, для награждения самых выдающихся исторических и драматических произведений)». 

    VIII.Лекция и беседа о жанре и композиции пьесы.

    1. Лекция.

          - Как вы считаете, о чем эта пьеса, какова ее тем? Идея?

          - В чем заключается конфликт?

       Попытаемся понять, как отвечают на эти вопросы  литературоведы.

       «Гроза»  была разрешена драматической цензурой к представлению в 1859 г.,  а напечатана в январе 1860 г. По просьбе друзей Островского цензор И.Нордстрем, благоволивший к драматургу, представил «Грозу» как пьес не социально-обличительную, сатирическую, а любовно-бытовую, ни словом не упомянув в своем рапорте ни о Диком, ни о Кулигине, ни о Феклуше.

       В самой общей формулировке основную тему «Грозы» можно определить как столкновение между новыми веяниями и старыми традициями, между утесняемыми и утеснителями, между стремлением людей к свободному проявлению своих человеческих прав, духовных потребностей и господствовавшими в предреформенной России общественными и семейно-бытовыми порядками.

       Тема «Грозы» органически связана с ее конфликтом. Конфликт, составляющий основу сюжета драмы, - это конфликт между старыми социально-бытовыми принципами и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, к свободе человеческой личности. Основной конфликт – Катерины с окружающей средой – объединяет все остальные. К нему присоединяются конфликты Кулигина с Диким и Кабанихой, Кудряша с Диким, Бориса с Диким, Варвары с Кабанихой, Тихона с Кабанихой. Пьеса является правдивым отражением общественных отношений, интересов и борьбы своего времени.

       Общая тема «Грозы» влечет и ряд частных тем:

          а). рассказами Кулигина, репликами Кудряша и Бориса, поступками Дикого и Кабанихи Островский дает подробную характеристику материально - правового положения всех слоев общества той эпохи;

          б). излагая взгляды и мечты Кулигина, автор знакомит нас с воззрениями, господствовавшими в жизни людей, с уровнем культурных запросов и состоянием общественных нравов;

          в). рисуя жизнь, интересы, увлечения и переживания действующих лиц «Грозы», автор с разных сторон  воспроизводит общественный и семейно-бытовой уклады купечества и мещанства. Тем самым освещается проблема социальных и семейно-бытовых отношений. Ярко обрисовано положение женщины в мещанско-купеческой среде;

          г). отображен жизненный фон и проблемы того времени. Герои говорят о важных для своей поры общественных явлениях: о   возникновении первых железных дорог, о холерных эпидемиях, о развитии торгово-промышленной деятельности в Москве и т.д.;

          д). наряду с социально-экономическими и бытовыми условиями, автор мастерски нарисовал и картины природы, разное отношение к ней действующих лиц.

      Итак, говоря словами Гончарова в «Грозе» «улеглась широкая картина национального быта и нравов». Предреформенная Россия представлена в ней и своим социально-экономическим, и культурно-нравственным, и семейно-бытовым обликом.

    2.Беседа.

          - Какова композиция пьесы?

    (Экспозиция – картины волжского простора и духоты калиновских нравов (Д. I, явл. 1 – 4).

    Завязка – на придирки свекрови Катерина с достоинством и миролюбиво отвечает: «Ты про меня, маменька, это напрасно говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего из себя не доказываю».Первое столкновение (Д. I, явл. 5).

    Далее идет развитие конфликта, в природе дважды собирается гроза (Д. I, явл. 9).Катерина признается Варваре, что полюбила Бориса – и пророчество старой барыни, отдаленный удар грома; конец Д. IV. Грозовая туча ползет, как живая, полубезумная старуха грозит Катерине смертью в омуте и аде, и Катерина признается в грехе (1-ая кульминация), падает без чувств. Но гроза так и не обрушилась на город, ощущается только предгрозовое напряжение.

    2-ая кульминация – Катерина произносит последний монолог, когда прощается не с жизнью, которая уже нестерпима, а с любовью: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» (Д. V., явл.4).

    Развязка – самоубийство Катерины, потрясение обитателей города, Тихона, который завидует своей умершей жене: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить да мучиться!...» (Д. V., явл.7). )

          -Каково жанровое своеобразии  пьесы «Гроза»?

    (По всем признакам жанра, пьеса «Гроза» - трагедия, так как конфликт между героями приводит к трагическим последствиям.  Есть в пьесе и элементы комизма (самодур Дикой с его нелепыми, унижающими человеческое достоинство требованиями, рассказы Феклуши, рассуждения калиновцев), которые помогают увидеть бездну, готовую поглотить Катерину и которую безуспешно пытается осветить светом разума, добра и милосердия Кулигин. Сам Островский назвал пьесу драмой, этим подчеркивая широкую распространенность конфликта пьесы, повседневность изображенных в ней событий.)

       IX.Подведение итогов.

       X.Домашнее задание.

    1. Выучить лекцию.

    2. Заполнить таблицу: «Город Калинов глазами героев пьесы»

    Действие, явление

    Действующее лицо

    Реплики о городе Калинове, нравах и образе жизни его жителей

       

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Марийский национальный театр драмы им. М. Шкетана

    План-конспект открытого урока по ИКН, включает в себя материалы из истории марийского театра, материалы о первых актерах и режиссерах....

    Идейно-художественное своеобразие пьесы "Гроза"

    Ознакомление с идейно-художественным своеобразием пьесы...

    А.Н. Островский - создатель русского театра.

    Материал к вступительному уроку по творчеству А. Н. Островского...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ Тема: «А. Н. Островский. Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия»

    В архиве находится презентация и разработка заняти по "Грозе" А.Н.Островского, а видеофайл сможете посмотреть в разделе видео на моей странице. Очень рекомендую. Сама разработка обычна, а вот видео за...

    Александр Николаевич Островский - отец русской драмы и театра

    Знакомство с жизнью и творческой деятельностью А.Н. Островского, преемником лучших традиций русской драматургии, продолжателем дела Н.В. Гоголя...

    ПРОЕКТНЫЙ УРОК «А.Н.ОСТРОВСКИЙ – СОЗДАТЕЛЬ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА. ЭТАПЫ БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВА».

    ЦЕЛИ УРОКА: раскрыть роль А.Н.Островского в развитии русской драматургии и театра; увлечь учащихся жизнью и творчеством драматурга; развивать навыки работы в группах, развивать речь учащихся....