Главные вкладки

    ПРОЕКТНЫЙ УРОК «А.Н.ОСТРОВСКИЙ – СОЗДАТЕЛЬ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА. ЭТАПЫ БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВА».
    проект по русскому языку на тему

    Гречковская Юлия Владимировна

    ЦЕЛИ УРОКА: раскрыть роль А.Н.Островского в развитии русской драматургии и театра; увлечь учащихся жизнью и творчеством драматурга; развивать навыки работы в группах, развивать речь учащихся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proektnyy_urok.doc52 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРОЕКТНЫЙ  УРОК

    «А.Н.ОСТРОВСКИЙ – СОЗДАТЕЛЬ РУССКОГО

    НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА.

    ЭТАПЫ БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВА».

    ЦЕЛИ УРОКА:   раскрыть роль А.Н.Островского в развитии русской драматургии и театра;

    увлечь учащихся жизнью и творчеством драматурга;

    развивать навыки работы в группах, развивать речь учащихся.

                                                             I.

    1. Оформление тетрадей

         (запись темы).

    2. Чтение с доски эпиграфов и запись в тетради

         (читают подготовленные ученики).

              - Литературе вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений,  для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У НАС ЕСТЬ СВОЙ РУССКИЙ  ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР. ОН ПО СПРАВЕДЛИВОСТИ ДОЛЖЕН НАЗЫВАТЬСЯ «ТЕАТР ОСТРОВСКОГО».

                            ( Из письма И.А.Гончарова А.Н.Островскому).

              -Моя задача – служить русскому драматическому искусству. Другие искусства имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов. У русского драматического искусства один только я. Я – все: и академия, и меценат, и защита.

                            (А.Н.Островский, «Автобиографическая записка»,1884 г.).

    УЧИТЕЛЬ:

             У Островского были основания для такого утверждения. Почти 50 пьес отдал он театру, 46 из них были поставлены при жизни драматурга. Они заняли прочное место в репертуаре.

            «Нет дня в году, чтобы в 5–6 театрах не шла моя пьеса», - писал А.Н.Островский в 1871 году. Оба эпиграфа – о значимости творчества драматурга. Наша задача – познакомиться с личностью писателя, средой, взрастившей его талант, с его деятельностью и ролью в развитии русского национального театра.

            Всмотритесь в портрет А.Н.Островского.

    В.Я.ЛАКШИН: «В его облике нет как будто ни капли возвышенного, романтического: покойно сидит Островский в домашней шубейке на беличьем меху, запечатленный точной кистью художника, и только глаза его – голубые, умные и острые, отнюдь не назидательные, но выпытывающие, ненасытные, доверчивые, не бающие солгать, только эти глаза его – свидетели совершающейся в нем горячей внутренней жизни».

    Если бы не эти глаза, этот взгляд, можно было бы, глядя на знаменитый портрет, вообразить старомосковский неподвижный быт, когда в деревянном домике холодно, и в теплой одежде сидят, чтобы руки – ноги не стыли, а где-то рядом кипит пузатый двухведерный самовар и на беленой скатерти большие, в крупных цветах, чашки, янтарное варенье, калачи и прочие соблазны Замоскворечья.  

    3. Продолжим работу в тетрадях. Запишите круг вопросов, которые мы рассмотрим.

                                            ПЛАН

    1. А.Н.Островский – «Колумб Замоскворечья». Биографическая и творческая справка

          (слушая сообщение, составьте хронологическую таблицу).

    1. А.Н.Островский – создатель русского национального театра. Малый театр. Пьесы Островского на сцене и в кино.

                                                    II

    УЧИТЕЛЬ:

    Что же это за загадочная, небывалая страна – Замоскворечье? Настало время защиты ваших проектов. Проект «Есть такая страна».

     

    УЧИТЕЛЬ:

    Удивительно, но факт! Обломок старого Замоскворечья – покосившийся домишко с деревянным верхом на каменном подклете стоит в проходном дворе рядом с Малой Ордынкой, чудом уцелевший остаток прошлого, теснимый со всех сторон новостройками и прямыми лучами магистралей. Здесь ранним весенним утром 12 апреля 1824 года в бедной квартире, сдававшейся внайм дьяконом местной церкви, увидел свет мальчик, которому суждено было прожить трудную, тревожную жизнь и стать великим писателем, обновителем русской сцены.

    (Уч-ся составляют хронологическую таблицу, пользуются распечаткой).

                                                    III

            Т.о., А.Н.Островский стал первооткрывателем, «Колумбом Замоскворечья». Но общественное значение его пьес быстро переросло рамки правдивого бытописания. За лицами возникали типы, за бытовыми картинами – социальные явления. Островский стал наследником русского реализма, реализма Гоголя.

            ЗАЩИТА ПРОЕКТА   «А.Н.ОСТРОВСКИЙ В ТЕАТРЕ И КИНО»

    (Презентация альбома «Современно, талантливо, мощно»).

    ЗАПИСЫВАЕМ В ТЕТРАДИ НЕКОТОРЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ОБ ОСТРОВСКОМ-ДРАМАТУРГЕ:

            Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим умением изображать резко и живо самые существенные ее стороны. Пьесы его – это пьесы жизни.

                                                                    Н.А.Добролюбов

            Так соединять комическое и драматическое на сцене не мог больше никто.

                                                                    В.Я.Лакшин

            Я считаю, на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор». На «Банкроте» я ставлю номер четвертый.

                                                                    В.Ф.Одоевский

    УЧИТЕЛЬ:

    А теперь я хочу познакомить вас с тем, что сегодня представляют ребята из четвертой группы.

     (они создали сайт в Интернете «Все об А.Н.Островском».

     Запишите адрес ____________________________________).

    У Р О К  2

    I.

    1.ЗАЩИТА ПРОЕКТА «ТЕАТР»

       (сцены из спектакля).

    2.Работа в тетради: записываем эпиграф:

    В такой пьесе, как «Бесприданница», подкупает не только мысль художника – мысль нравственная и гуманная. В ней сама глубь жизни, желание постичь ее загадку, коснуться доброго и дурного в людях.

                                                            В.Я.Лакшин

    УЧИТЕЛЬ: 

    Вы уже слышали, что с «Бесприданницы», по словам автора, открывается новый вид произведений. Многие считают пьесу неудавшейся. Почему же трогает она сердца зрителей, почему не отпускает, заставляет думать? В чем ее тайна?

    ЭВРИСТИЧЕСКИЙ ВОПРОС:

    - Какие пьесы Островского вам известны? 

    (Названия- пословицы, поговорки, т.е. фразы со смыслом, даже в «Грозе» есть подтекст).

    А вот в «Бесприданнице» подтекста нет. Но это только на первый взгляд.

    -Кто такая бесприданница?

    (А вот во времена Островского было еще одно значение: девушка с высокими моральными качествами, которой не требуется приданое.)

    Чувствуете разницу? Как по-иному звучит название! (Начинаем думать: кто она? Что для нее главное – деньги, приданое или еще что-то?).

    II.

    1.Работа с афишей.

       - О чем говорят имена, фамилии?

         (Лариса не вписывается в общий круг, она – ЧАЙКА – и все).

    2.Работа с ремаркой.

       (Эскиз декорации к драме – худ. детали: свобода, пространство, воля, но за    решеткой, а здесь – кофейня, музыка, вино, цыгане, шум. И в этом мире живет ЧАЙКА!).

    ВОПРОС 

                     - В чем же необходимость ее появления?

    - Что делает Лариса, когда все говорят о ней?

    - Какие первые слова мы от нее слышим?

    («До свидания». Почему? (Она на пороге жизни. С кем  прощается? Куда уходит? «Я на распутье»).

    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

    Давайте подумаем, какие же пути есть у Ларисы?

    Путь 1 – к Паратову.

                    

                                                    III.

                                                                                                            

    (Анализ д.1, явление 4).

    ВОПРОСЫ:

    Каким видит Паратова Лариса?

       -Является ли он для нее идеалом? (т.е. идеал – это совершенное воплощение    мечты. Подумайте, о чем мечтает Лариса);

            -Почему же разговор с Паратовым заканчивается разговором о смерти?

            -Чем является для Паратова Робинзон? Почему именно его он взял с собой?

            -Знакомо ли Паратову слово «жаль»?

     (Вспомним лермонтовские строки:

                     «В глазах, как на небе, светло,

                      В душе его – темно, как в море»).

    Т.О., у Паратова два лица – две маски.

            -Вспомните монолог о Ларисе, когда Паратов узнает о ее замужестве;

                    -О чем свидетельствуют эти многоточия?

    (Он думает).

                    -А когда думает, притворяется ли?

    ВЫВОД:

     Перед нами совсем другой человек. И разглядела это только Лариса.

                    -Почему?

                    -Чем она отличается?

                    -Почему она поет во время разговора?

                    -Что для нее главное в жизни?

    Задание:

    Анализируем разговор Ларисы с матерью (действие 2, явление 6).

                    -Чего боится Лариса?

    (одиночества).

                    -А может, она все-таки нужна Паратову?

    (нет, она – утешение его гордости).

                    -Почему же решается с ним уехать?

    В действии 4, явлении 7 Лариса говорит: «Я сама о себе подумаю…» Да, подумает. Ведь есть еще один путь – к Карандышеву.

                    -Что ждет ее на этом пути?

                    -Значит, к Кнурову?

    (Действие 2, явление 8 – монолог о смерти. Это все, что ей остается. Не уберег Ларису амулет счастья.

    ТРАГЕДИЯ ГЕРОИНИ – ТРАГЕДИЯ ОДИНОКОЙ ДУШИ.

    (Исполняется романс Лунева).

                                                    IV.

            Р Е Л А К С А Ц И Я

            Слово УЧИТЕЛЯ об Островском, о значении его творчества, о «вечности» его пьес.

                                                          V.

            ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

    1. Подготовиться к зачету по теме.
    2. Написать сочинение «Моя Лариса Огудалова».

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    А.Н. Островский - создатель русского театра.

    Материал к вступительному уроку по творчеству А. Н. Островского...

    Из опыта работы. Урок. Тема: Жизнь и творчество А. Н. Островского. Традиции русской драматургии в творчестве писателя.

    Урок литературы в 10 классе. Жизнь и творчество Островского. Традиции русской драматургии....

    План - конспект урока по литературе в 10 классе по теме: «Федор Михайлович Достоевский. Этапы биографии и творчества»

    Цель урока: познакомится с биографией писателя, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества; помочь учащимся осознать роль творчества Достоевского в литературе;  привить лю...

    Конспект урока литературы "Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева (1818 – 1883)", 10 класс

    Конспект урока литературы "Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева", 10 кл....

    Разработка урока по литературе для 9 класса по теме: "Тема второй мировой войны в творчестве русских поэтов. Булат Окуджава. Биография и творчество".

    РАЗРАБОТКАОткрытого урока по литературе для 9 класса.Дата:Класс: 9 классПредмет: литератураТема урока: Тема второй мировой войны в творчестве русских поэтов.Булат Окуджава. Биография и творчество. Сти...

    Этапы биографии и творчества Федора Ивановича Тютчева 6 класс

    Презентация о жизни и творчестве Ф.И. Тютчева...