ПРОЕКТНЫЙ УРОК «А.Н.ОСТРОВСКИЙ – СОЗДАТЕЛЬ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА. ЭТАПЫ БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВА».
проект по русскому языку на тему

Гречковская Юлия Владимировна

ЦЕЛИ УРОКА: раскрыть роль А.Н.Островского в развитии русской драматургии и театра; увлечь учащихся жизнью и творчеством драматурга; развивать навыки работы в группах, развивать речь учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnyy_urok.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНЫЙ  УРОК

«А.Н.ОСТРОВСКИЙ – СОЗДАТЕЛЬ РУССКОГО

НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА.

ЭТАПЫ БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВА».

ЦЕЛИ УРОКА:   раскрыть роль А.Н.Островского в развитии русской драматургии и театра;

увлечь учащихся жизнью и творчеством драматурга;

развивать навыки работы в группах, развивать речь учащихся.

                                                         I.

1. Оформление тетрадей

     (запись темы).

2. Чтение с доски эпиграфов и запись в тетради

     (читают подготовленные ученики).

          - Литературе вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений,  для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У НАС ЕСТЬ СВОЙ РУССКИЙ  ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР. ОН ПО СПРАВЕДЛИВОСТИ ДОЛЖЕН НАЗЫВАТЬСЯ «ТЕАТР ОСТРОВСКОГО».

                        ( Из письма И.А.Гончарова А.Н.Островскому).

          -Моя задача – служить русскому драматическому искусству. Другие искусства имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов. У русского драматического искусства один только я. Я – все: и академия, и меценат, и защита.

                        (А.Н.Островский, «Автобиографическая записка»,1884 г.).

УЧИТЕЛЬ:

         У Островского были основания для такого утверждения. Почти 50 пьес отдал он театру, 46 из них были поставлены при жизни драматурга. Они заняли прочное место в репертуаре.

        «Нет дня в году, чтобы в 5–6 театрах не шла моя пьеса», - писал А.Н.Островский в 1871 году. Оба эпиграфа – о значимости творчества драматурга. Наша задача – познакомиться с личностью писателя, средой, взрастившей его талант, с его деятельностью и ролью в развитии русского национального театра.

        Всмотритесь в портрет А.Н.Островского.

В.Я.ЛАКШИН: «В его облике нет как будто ни капли возвышенного, романтического: покойно сидит Островский в домашней шубейке на беличьем меху, запечатленный точной кистью художника, и только глаза его – голубые, умные и острые, отнюдь не назидательные, но выпытывающие, ненасытные, доверчивые, не бающие солгать, только эти глаза его – свидетели совершающейся в нем горячей внутренней жизни».

Если бы не эти глаза, этот взгляд, можно было бы, глядя на знаменитый портрет, вообразить старомосковский неподвижный быт, когда в деревянном домике холодно, и в теплой одежде сидят, чтобы руки – ноги не стыли, а где-то рядом кипит пузатый двухведерный самовар и на беленой скатерти большие, в крупных цветах, чашки, янтарное варенье, калачи и прочие соблазны Замоскворечья.  

3. Продолжим работу в тетрадях. Запишите круг вопросов, которые мы рассмотрим.

                                        ПЛАН

  1. А.Н.Островский – «Колумб Замоскворечья». Биографическая и творческая справка

      (слушая сообщение, составьте хронологическую таблицу).

  1. А.Н.Островский – создатель русского национального театра. Малый театр. Пьесы Островского на сцене и в кино.

                                                II

УЧИТЕЛЬ:

Что же это за загадочная, небывалая страна – Замоскворечье? Настало время защиты ваших проектов. Проект «Есть такая страна».

 

УЧИТЕЛЬ:

Удивительно, но факт! Обломок старого Замоскворечья – покосившийся домишко с деревянным верхом на каменном подклете стоит в проходном дворе рядом с Малой Ордынкой, чудом уцелевший остаток прошлого, теснимый со всех сторон новостройками и прямыми лучами магистралей. Здесь ранним весенним утром 12 апреля 1824 года в бедной квартире, сдававшейся внайм дьяконом местной церкви, увидел свет мальчик, которому суждено было прожить трудную, тревожную жизнь и стать великим писателем, обновителем русской сцены.

(Уч-ся составляют хронологическую таблицу, пользуются распечаткой).

                                                III

        Т.о., А.Н.Островский стал первооткрывателем, «Колумбом Замоскворечья». Но общественное значение его пьес быстро переросло рамки правдивого бытописания. За лицами возникали типы, за бытовыми картинами – социальные явления. Островский стал наследником русского реализма, реализма Гоголя.

        ЗАЩИТА ПРОЕКТА   «А.Н.ОСТРОВСКИЙ В ТЕАТРЕ И КИНО»

(Презентация альбома «Современно, талантливо, мощно»).

ЗАПИСЫВАЕМ В ТЕТРАДИ НЕКОТОРЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ОБ ОСТРОВСКОМ-ДРАМАТУРГЕ:

        Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим умением изображать резко и живо самые существенные ее стороны. Пьесы его – это пьесы жизни.

                                                                Н.А.Добролюбов

        Так соединять комическое и драматическое на сцене не мог больше никто.

                                                                В.Я.Лакшин

        Я считаю, на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор». На «Банкроте» я ставлю номер четвертый.

                                                                В.Ф.Одоевский

УЧИТЕЛЬ:

А теперь я хочу познакомить вас с тем, что сегодня представляют ребята из четвертой группы.

 (они создали сайт в Интернете «Все об А.Н.Островском».

 Запишите адрес ____________________________________).

У Р О К  2

I.

1.ЗАЩИТА ПРОЕКТА «ТЕАТР»

   (сцены из спектакля).

2.Работа в тетради: записываем эпиграф:

В такой пьесе, как «Бесприданница», подкупает не только мысль художника – мысль нравственная и гуманная. В ней сама глубь жизни, желание постичь ее загадку, коснуться доброго и дурного в людях.

                                                        В.Я.Лакшин

УЧИТЕЛЬ: 

Вы уже слышали, что с «Бесприданницы», по словам автора, открывается новый вид произведений. Многие считают пьесу неудавшейся. Почему же трогает она сердца зрителей, почему не отпускает, заставляет думать? В чем ее тайна?

ЭВРИСТИЧЕСКИЙ ВОПРОС:

- Какие пьесы Островского вам известны? 

(Названия- пословицы, поговорки, т.е. фразы со смыслом, даже в «Грозе» есть подтекст).

А вот в «Бесприданнице» подтекста нет. Но это только на первый взгляд.

-Кто такая бесприданница?

(А вот во времена Островского было еще одно значение: девушка с высокими моральными качествами, которой не требуется приданое.)

Чувствуете разницу? Как по-иному звучит название! (Начинаем думать: кто она? Что для нее главное – деньги, приданое или еще что-то?).

II.

1.Работа с афишей.

   - О чем говорят имена, фамилии?

     (Лариса не вписывается в общий круг, она – ЧАЙКА – и все).

2.Работа с ремаркой.

   (Эскиз декорации к драме – худ. детали: свобода, пространство, воля, но за    решеткой, а здесь – кофейня, музыка, вино, цыгане, шум. И в этом мире живет ЧАЙКА!).

ВОПРОС 

                 - В чем же необходимость ее появления?

- Что делает Лариса, когда все говорят о ней?

- Какие первые слова мы от нее слышим?

(«До свидания». Почему? (Она на пороге жизни. С кем  прощается? Куда уходит? «Я на распутье»).

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Давайте подумаем, какие же пути есть у Ларисы?

Путь 1 – к Паратову.

                

                                                III.

                                                                                                        

(Анализ д.1, явление 4).

ВОПРОСЫ:

Каким видит Паратова Лариса?

   -Является ли он для нее идеалом? (т.е. идеал – это совершенное воплощение    мечты. Подумайте, о чем мечтает Лариса);

        -Почему же разговор с Паратовым заканчивается разговором о смерти?

        -Чем является для Паратова Робинзон? Почему именно его он взял с собой?

        -Знакомо ли Паратову слово «жаль»?

 (Вспомним лермонтовские строки:

                 «В глазах, как на небе, светло,

                  В душе его – темно, как в море»).

Т.О., у Паратова два лица – две маски.

        -Вспомните монолог о Ларисе, когда Паратов узнает о ее замужестве;

                -О чем свидетельствуют эти многоточия?

(Он думает).

                -А когда думает, притворяется ли?

ВЫВОД:

 Перед нами совсем другой человек. И разглядела это только Лариса.

                -Почему?

                -Чем она отличается?

                -Почему она поет во время разговора?

                -Что для нее главное в жизни?

Задание:

Анализируем разговор Ларисы с матерью (действие 2, явление 6).

                -Чего боится Лариса?

(одиночества).

                -А может, она все-таки нужна Паратову?

(нет, она – утешение его гордости).

                -Почему же решается с ним уехать?

В действии 4, явлении 7 Лариса говорит: «Я сама о себе подумаю…» Да, подумает. Ведь есть еще один путь – к Карандышеву.

                -Что ждет ее на этом пути?

                -Значит, к Кнурову?

(Действие 2, явление 8 – монолог о смерти. Это все, что ей остается. Не уберег Ларису амулет счастья.

ТРАГЕДИЯ ГЕРОИНИ – ТРАГЕДИЯ ОДИНОКОЙ ДУШИ.

(Исполняется романс Лунева).

                                                IV.

        Р Е Л А К С А Ц И Я

        Слово УЧИТЕЛЯ об Островском, о значении его творчества, о «вечности» его пьес.

                                                      V.

        ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

  1. Подготовиться к зачету по теме.
  2. Написать сочинение «Моя Лариса Огудалова».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.Н. Островский - создатель русского театра.

Материал к вступительному уроку по творчеству А. Н. Островского...

План - конспект урока по литературе в 10 классе по теме: «Федор Михайлович Достоевский. Этапы биографии и творчества»

Цель урока: познакомится с биографией писателя, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества; помочь учащимся осознать роль творчества Достоевского в литературе;  привить лю...

Конспект урока литературы "Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева (1818 – 1883)", 10 класс

Конспект урока литературы "Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева", 10 кл....

Этапы биографии и творчества Федора Ивановича Тютчева 6 класс

Презентация о жизни и творчестве Ф.И. Тютчева...

А.Н. Островский (1823 – 1886) – создатель русского национального театра. Драма «Гроза».

dash; Сравните по учебнику даты рождения и смерти Островского и других писателей. (Обнаружится, что Островский только на два года моложе Некрасова и Достоевского, на пять лет моложе Турген...

Основные этапы биографии и творчества Н.А. Некрасова (10 класс)

Цель:Обучающая:             -Через виртуальную экскурсию создать условия для формирования   собственного представления о личности ...