Основные этапы биографии и творчества Н.А. Некрасова (10 класс)
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Краснова Ирина Николаевна

Цель:

Обучающая:

             -Через виртуальную экскурсию создать условия для формирования   собственного представления о личности поэта Некрасова, опираясь на сообщения групп.

           -  Знать биографию поэта, общие особенности его творчества.

           -Уметь составлять кейс и синквейн для обобщения изученного материала.

        Развивающая:

- Развитие навыков самостоятельной работы, умения работать с информацией, умения обобщать и систематизировать материал по определенному вопросу.

- Развитие критического мышления и умения работать в группе.

- Развитие гражданской позиции обучающихся.

Воспитательная:

- Воспитание интереса к предмету русской литературы, сострадания к близкому,   уважения к женщине на примере творчества Н.А. Некрасова.

         -Воспитание духовно-нравственные качества личности: патриотизм, любовь к

    природе, уважение к старшим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_nekrasov.docx37.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Основные этапы биографии и творчества Н.А. Некрасова» (10 класс)

Цель:

Обучающая:

             -Через виртуальную экскурсию создать условия для формирования   собственного представления о личности поэта Некрасова, опираясь на сообщения групп.

           -  Знать биографию поэта, общие особенности его творчества.

           -Уметь составлять кейс и синквейн для обобщения изученного материала.

        Развивающая:

- Развитие навыков самостоятельной работы, умения работать с информацией, умения обобщать и систематизировать материал по определенному вопросу.

- Развитие критического мышления и умения работать в группе.

- Развитие гражданской позиции обучающихся.

Воспитательная:

- Воспитание интереса к предмету русской литературы, сострадания к близкому,   уважения к женщине на примере творчества Н.А. Некрасова.

         -Воспитание духовно-нравственные качества личности: патриотизм, любовь к

    природе, уважение к старшим.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Форма урока: Комбинированный урок -  элементы:

урока-проекта – подготовка сообщений и презентаций по творчеству поэта;

урока-практикума – аналитическое чтение стихотворений;

урока обобщения знаний – работа с синквейном и кейсом

Педагогические технологии: компетентностно-ориентированная, здоровьесбережение, информационная, элементы метода проекта, технология группового взаимодействия, кейс технология

Оборудование: мультимедийная презентация, портрет писателя, аудиозапись песни «Коробушка».

                                                     ХОД УРОКА:

          1.Организационный этап. Минутка приятных воспоминаний.

2. Мотивация учебной деятельности. беседа.

Эпиграф:  Не принижая ни на минуту ни великих алтарей Пушкина и Лермонтова, ни более скромных, но прекрасных памятников Алексея Толстого, Тютчева, Фета и других, мы все же говорим: нет в русской литературе, во всей литературе нашей такого человека, перед которым с любовью и благоговением склонялись бы ниже, чем перед памятью Некрасова.                                                                                                                   А.В.Луначарский

- Как вы понимаете слова русского писателя, критика Анатолия Васильевича Луначарского?

3.Актуализация знаний

Русская лирика первой половины XIX века описывала с болью и сочувствием, негодуя и протестуя, страдания народа, выражала любовь и внимание к народной жизни. Вспомните «Деревню» А. Пушкина, «Родину» Лермонтова. И это было величайшим завоевание нашей литературы. Однако, авторское «я» в таких стихотворениях выражала эти чувства как бы «со стороны» - с позиции духовного мира передового человека, но другой социологической среды - дворянина.

Лирика Некрасова сделала следующий шаг. Поэт наглядно слился с народом, с его представлениями, идеалом, что в лирике авторским «я» стал сам человек из народа - городской бедняк, солдатский рекрут, крепостной мужик, женщина- крестьянка. Это их голоса, их чувства и настроения мы ощущаем у Некрасова, это они сами говорят о своей боли, страданиях, мечтах, любви, ненависти.

Стихи мои! Свидетели живые

 За мир пролитых слёз!

Родились вы в минуты роковые

Душевных гроз

И бьётесь о сердца людские,

Как волны об утёс. (1858 г.)

Творчество Н.А. Некрасова занимает особое место в истории литературы.  С одной стороны, Н. Некрасов  связан с традициями А. Пушкина и М. Лермонтова, а с другой-  является  одним из зачинателем нового направления.

И сегодня наш урок посвящён жизни и творчеству Н. А. Некрасова. С образом Некрасова вы уже знакомы. Чтобы сконцентрировать и обобщить ваши знания давайте поразмышляем над вопросами:

Что вы помните о поэте Некрасове из школьной программы? С какими стихотворениями поэта вы знакомы?

А теперь попробуем составить синквейн о Некрасове:

Поэт

Известный русский

Писал воспевал защищал

Отражал интересы народа

Слово учителя

Неизгладимый след в русской поэзии оставил Николай Алексеевич Некрасов. Считая, что его поэтическое слово — это голос народа, Некрасов постоянно рисовал народные образы, его нелегкую долю и органическую связь жизни народной с природой.

Некрасов обладал даром большого поэта — он чувствовал и выражал главное, чем жили его современники. Он открыл для русской поэзии нового героя — простого человека, мужика, ремесленника, солдата,— и этот герой стал центральной фигурой его поэзии.
И. С. Тургенев писал Некрасову: «Твоя жизнь именно из тех, которые должны быть рассказаны, потому что представляют много такого, чему не одна русская душа глубоко отзовётся».

Изучение жизни Некрасова мы свами договорились провести с помощью метода проектов. Мы выделили 4 группы, каждая из которых представит сегодня свой фрагмент биографии поэта. Вы будете оценивать выступления групп, кроме своей, с помощью смайликов.

По ходу выступлений составлять два кейса: «Биография Н.А. Некрасова» и «Основные темы творчества Н.А. Некрасова». В кейсе вы отражаете основные мысли, темы, этапы жизни и творчества.

       4. Работа над темой урока. Виртуальная экскурсия.

         Выступают группы.

Некрасовские места России:  мемориальный музей-квартира Н.А.Некрасова в Санкт-Петербурге, село Грешнёво,  село Аббакумцево, музей-заповедник Н.А.Некрасова «Карабиха», Ярославль, в музей-усадьба Н.А.Некрасова в Чудовской Луке.

I. Мемориальный музей-квартира Н. А. Некрасова в Петербурге

Жил Некрасов в основном в Петербурге. Музей-квартира Н.А.Некрасова открыт в 1946 году в квартире великого русского поэта Н.А.Некрасова в здании в три этажа на углу Литейного проспекта и улицы Некрасова, на Литейном проспекте, в доме 36, который за свою многолетнюю историю (с конца XVIII века) неоднократно менял владельцев.

Музей был создан по постановлению Совета Министров СССР в последней квартире поэта.

Н.А. Некрасов поселился здесь в 1857 году и прожил последние двадцать лет жизни.

Экспозиция музея рассказывает о жизни и творчестве Н.А. Некрасова и его современников в послепушкинскую эпоху.

В просторной квартире № 4 на втором этаже, которую снял Некрасов в конце августа 1857 года, оказалось достаточно места и для проживания и для редакционной работы журналов «Отечественные записки» и «Современник».

В редакции работали И. Панаев, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов. По меткому замечанию одного из современников, «история этих комнат есть история литературных отношений целой эпохи, история русской журналистики». Это позволяет музейной экспозиции рассказывать не только о жизни и творчестве Н. А. Некрасова, но и о судьбах русской литературы и ее наиболее ярких представителей в послепушкинскую эпоху.

Открыли мемориальную квартиру знаменитого поэта через год после окончания Великой Отечественной войны, в связи со знаменательной датой – тогда исполнилось 125 лет со дня его рождения. Квартира в 600 квадратных метров представляет собой анфиладу из десяти комнат вдоль Литейного проспекта. В другой ее половине жил друг поэта – писатель и журналист Иван Панаев, его часть квартиры выходила окнами во двор. После смерти Панаева Некрасов объединил его половину квартиры и свою. Апартаменты Панаева стали частью музея только 34 года назад.

Уже в передней некрасовской квартиры можно догадаться о страстной увлеченности поэта охотой. Посетителей музея встречает чучело медведя, убитого поэтом в новгородских лесах. Такие же чучела медведей и птиц можно увидеть в редакционной приемной, а также в кабинете Николая Некрасова – в центре этой литераторской квартиры.

Интерьеры комнат впечатляют подлинной мебелью 19 столетия с резными шкафами красного дерева, хранящими старые книги и журналы той эпохи. Столы, покрытые бархатом и сукном, резные стулья, картины, старые фото и портреты на стенах, изразцовые печи и камины, тронутые временем ковры на полу – вся эта обстановка респектабельной петербургской квартиры производит впечатление своей подлинностью и погружает посетителей в мир Некрасова.

Главное достояние музея – оригинальные рукописи стихов и черновики Николая Алексеевича, большое собрание его личных вещей и предметов, связанных с близкими ему литераторами, например, стул Михаила Салтыкова-Щедрина. Здесь же можно увидеть портреты женщин, сыгравших важную роль в жизни поэта – его гражданской жены, писательницы Авдотьи Панаевой и ставшей его женой незадолго до смерти поэта Зинаиды Николаевны.

В квартире на стене есть посмертная маска Некрасова. Особое впечатление производит спальня поэта с белым диваном, на котором он провел последние дни жизни и умер. Интерьер некрасовской спальни запечатлен на известной картине Ивана Крамского Некрасов в период «Последних песен», созданной художником в этой комнате незадолго до смерти поэта. Именно у этого здания на Литейном проспекте собралась толпа почитателей поэта, узнав о его смерти после тяжелого заболевания в конце декабря 1877 года.

Чтобы отойти от напряженной работы и столичной суеты, поэт почти каждый год уезжал Грешнёво или Карабиху. Там он отдыхал, охотился, писал стихи.

II. Сельцо Грешнёво

Сельцо Грешнёво так до революции называли небольшую деревню с помещичьей усадьбой или часовней — родовая вотчина Некрасовых.

Первым, кто из них здесь поселился, был дед поэта Сергей Алексеевич Некрасов. Именно он построил в усадьбе барский дом (около 1800 года).

Среди некрасовских мест России деревня Грешнево выделяется особо. «Всему начало здесь, в краю моем родимом!..», — так писал поэт о своей малой родине, где прошло его детство, и куда он приезжал неоднократно в зрелом возрасте. Значительное число произведений Н.А.Некрасов написал на основе грешневских впечатлений.

Это стихотворения «Родина», «Псовая охота», «В деревне», «Влас», «Знахарка», «На Волге», «Деревенские новости», «На псарне»; поэмы «Тишина», «Мать»; пьесы «Осенняя скука», «Забракованные» и другие.

По наблюдениям некрасоведа А.В. Попова, основные события в поэме «Кому на Руси жить хорошо» разворачиваются в окрестностях Грешнева. В черновиках поэмы мы находим местные реалии — названия деревень (Мишнево, Новоселово, Пьяново) и фамилии грешневских крестьян (Голкины, Молочковы), потомки которых и сейчас проживают в Грешневе.

Именно в Грешневе в 1861 году Николай Алексеевич создал поэму «Коробейники» и стихотворение «Похороны», строчки из которых органично вошли в песенный репертуар русского народа; а также стихотворение «Крестьянские дети», отрывок из которого о мальчике Власе («мужичок с ноготок») до сих пор не сходит со страниц школьных учебников.

Родной край не только помогал Некрасову создавать художественные произведения, поэт здесь залечивал душевные раны, снимал нервное напряжение и усталость. В поэме «Уныние» сам поэт сказал об этом так:

Сгорело ты, гнездо моих отцов!

Мой сад заглох, мой дом бесследно сгинул,

Но я реки любимой не покинул.

Вблизи ее песчаных берегов

Я и теперь на лето укрываюсь

И, отдохнув, в столицу возвращаюсь

С запасом сил и ворохом стихов.

В наше время Грешнево и окрестные деревни неузнаваемо преобразились. Дом Некрасовых сгорел еще при жизни поэта. Небольшой фрагмент парка, бюст классику – Н.А. Некрасову, вот и все, что осталось потомкам… Сама усадьба давно не существует, сгорела ещё при жизни поэта, восстанавливать её не стали…  Из всех построек сохранилась лишь «музыкантская», в которой теперь находится музей. В двухэтажном флигельке начала XIX столетия отец Николая Алексеевича — А.С. Некрасов якобы держал крепостных музыкантов, так за особнячком и закрепилось название «Музыкантская». К концу столетия строение надстроили вторым деревянным этажом, и загудел в нем придорожный трактир «Раздолье». В советское время в доме располагался отдел Некрасовского музея-заповедника… Но и его лучшие времена миновали, окна заколочены, двери накрепко заперты – видимо консервация.

В саду можно увидеть несколько очень старых лип, посаженных еще матерью поэта. На месте барского дома возвышается новая двухэтажная школа со светлыми просторными классами и большим кинозалом. Ее построили в 1971 году, к 150-летию со дня рождения Некрасова. И учатся в ней потомки тех самых крестьянских ребятишек, которых так любил поэт.

III. Аббакумцево

 Верстах в 3-4 от Грешнева, в стороне от шоссе, идущего от Ярославля, на возвышенности раскинулось село Аббакумцево, с вершины которого открывается великолепный вид на окрестности   На краю Абакумцева, на берегу небольшого пруда, стоит церковь Петра и Павла. Среди ее прихожан была и семья Некрасовых. В церковной ограде, напротив алтарной стены, на могиле матери поэта Елены Андреевны Некрасовой стоит белый мраморный памятник, увенчанный медным крестом. Налево у самой ограды находится сложенный из красного кирпича семейный склеп Некрасовых. В нем похоронены отец и другие родственники Николая Алексеевича.

Поэтическое описание абакумцевского пруда дано Некрасовым в начале второй главы поэмы «Кому на Руси жить хорошо»:

День жаркий. Под березками
Крестьяне пробираются,
Гуторят меж собой…
Прошли село, увидели
В зеленой раме зеркало:
С краями полный пруд.

 Неподалеку от церкви стоит друхэтажное деревянное обшитое тесом здание. Это школа, построенная Некрасовым для крестьянских детей сто с небольшим лет назад.

В строительстве школы и в проведении занятий Некрасову помогал местный священник И.Г.Зыков. Иван Григорьевич, человек образованный, считал, что крестьяне должны быть грамотны.

Сперва школа размещалась в доме аббакумцевского дьячка, но местная помещица, ярая крепостница Набокова, нравом напоминающая Салтычиху, не желала, чтобы ее крестьяне учились.

В начале 1861 года Некрасов обратился к директору Ярославского Демидовского лицея с просьбой о разрешении на открытие школы. После долгих хлопот и проволочек разрешение было получено, и школу открыли.

Отсутствие специального помещения затрудняло регулярные занятия, и Некрасов решил построить школу. Поэт внес деньги на строительство, помогли и его петербургские друзья. В 1871 году здание было готово, и на следующий год начались занятия. Зыков учил детей сам, потом ему стала помогать дочь Александра, а когда она вышла замуж и уехала, ее заменил брат Михаил.

Некрасов все время заботился о школе, высылал книги, учебники, деньги на ее содержание. Поэт был попечителем Аббакумцевской школы до конца жизни.

IV. Карабиха

 В марте 1861 года поэт в письме попросил отца поискать для него усадьбу под Ярославлем. Н. А. Некрасов приобрёл одну из лучших усадеб Ярославской губернии – бывшую родовую усадьбу князей Голицыных в селе Карабихе, стоявшем в 15 верстах от Ярославля по Московскому тракту. За эту усадьбу с имением, включавшим в себя 509 десятин земли, поэт заплатил 38,5 тысяч рублей серебром.

7 декабря 1861 года он сообщал отцу: «Я купил Карабиху (…). Заплатил я дорого, но не жалею, потому что покупаю не для дохода, а для собственного проживания летом». Здесь Николай Алексеевич провёл десять летних сезонов, охотился, отдыхал, вёл обширную переписку по делам редакции. В усадьбе им написаны поэмы "Русские женщины", "Мороз, Красный нос", «Дедушка» и много стихотворений, в Карабихе поэт начинает работу над поэмой «Кому на Руси жить хорошо». У Некрасова в Карабихе гостили Островский, Салтыков-Щедрин и др.

В настоящее время здесь создан Государственный литературномемориальный музей-заповедник Н.А. Некрасова «Карабиха», который включает в себя памятные некрасовские места Ярославской области - Карабиха, Грешнёво, Абакумцево, Макарово.

В свое последнее посещение Карабихи Некрасов побывал во всех памятных и дорогих ему местах: в созданной им школе и на могиле матери в Абакумцеве, на пепелище старого родительского дома в Грешнёве и в Ярославле.

Центр имения - двухэтажный большой дом, стоящий на высоком холме над речкой Которосль. На территории усадьбы сохранились многочисленные хозяйственные постройки: каретник, кузница, людская, красные сараи, оранжерея, домик садовника, винный склад, ледник и другие.

Прекрасные интерьеры. Конечно, мало что сохранилось от прежней обстановки. Мебель и прочие вещи сотрудники музея  кропотливо собирали по бывшим разоренным усадьбам. В экспозиции есть личные вещи поэта.

В Карабихе Некрасов вёл истинно барский образ жизни. М. А. Вилькен (Ушакова) вспоминала о кабинете поэта, находившемся в нижнем этаже главного дома усадьбы: «Кабинет можно было назвать кабинетом знатного барина за его изысканную роскошь».

V. Некрасов и Ярославль.

 Великий поэт жил и учился в Ярославле на протяжении многих лет. В Ярославле сохранилось несколько старых зданий, связанных с именем Некрасова. В первую очередь дом, в котором помещалась губернская гимназия. Расположен он на углу Крестьянской и Революционной улиц, на фасаде -- мемориальная доска с надписью: «Здесь учился великий русский поэт Н. А. Некрасов (1832--1837 гг.)». Ярославская гимназия, в которой учился Некрасов с 1832 по 1837 год.

Именно здесь он полюбил Волгу, посвятил ей немало строк. Здесь он черпал вдохновение. И здесь благодарные жители Ярославля увековечили память о нем.

 Памятник Николаю Алексеевичу Некрасову находится на набережной реки Волги, в конце Первомайского бульвара, откуда его хорошо видно гуляющим. Возле памятника открывается прекрасный вид на реку, что привлекает многих туристов.  Такое место для памятника выбрано не случайно. Поэт любил смотреть на шумную реку, и на памятнике он запечатлен смотрящим вдаль на реку. Сразу напрашиваются строки из его произведения:

О, Волга! Колыбель моя…

                        Любил ли кто тебя, как я?

 Некрасов изображен на постаменте в полный рост. «Я лиру посвятил народу своему», - гласит надпись на постаменте, отражая характер Некрасова и его отношение к родной земле. Рядом с памятником скульптор изобразил героев из произведений Некрасова. Здесь можно узнать мужичка с ноготок, мать солдатскую Арину, крестьян, которые искали, кому живется весело, вольготно на Руси, и Гришу Добросклонова.

VI. Музей – усадьба Н.А. Некрасова в Чудовской Луке

 Николай Алексеевич Некрасов в 1871 году приобрел у помещика Владимирова двухэтажный деревянный дом с флигелем и садом и 162 десятинами земли — имение Чудовская Лука, за которым протекала река Кересть. Домик в Чудовской Луке Новгородской области, где в летние месяцы 1871 - 1876 годов отдыхал и работал Некрасов, сохранился до нашего времени.  Сейчас Чудовская Лука слилась с городом. Дом Некрасова стоит в конце главной улицы, носящей его имя. В декабре 1971 года (к 150-летию со дня рождения) открылся Музей Некрасова.  Первая экспозиция музея Н.А.Некрасова располагалась в комнатах второго этажа бывшего охотничьего домика поэта.  Несколько позже музей получил в свое распоряжение весь дом. В апреле 1983 года открылась экспозиция музея, в которой более полно и обстоятельно представлены новгородские связи Некрасова.

На слайдах памятник Н.А.Некрасову и могила собаки Н.А.Некрасова Кадо в Чудово.

6. Физкультминутка. Дыхательные упражнения.

5. Закрепление.

-Заполнение контрольной карточки «Н.А.Некрасов. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути».

(самостоятельно учащиеся заполняют правую часть таблицы)

Годы жизни

Этапы жизненного и

творческого пути

Лучшие произведения Н.А.Некрасова

Некрасовские места России

-Работа с афоризмами

О том, насколько творчество Некрасова остаётся актуальным по сей день, можно судить по самым известным фразам. Вот только некоторые из них. (на слайде).

* Сейте разумное, доброе, вечное.*
* То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть.*
* Даром ничто не дается: судьба жертв искупительных просит.*
* Мы любим сестру, и жену, и отца, но в муках мы мать вспоминаем.*
* В мире есть царь – этот царь беспощаден, голод названье ему.*
* Благослови же работу народную и научись мужика уважать!*

* Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. *

* Народ освобожден, но счастлив ли народ?*
Прокомментируйте 2–3 высказывания.

(Стихотворением «Поэт и гражданин» открывался сборник 1856 года. В этом стихотворении поэт бездействует, не пишет. И тут к нему входит гражданин и призывает начать работать.
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.

В этих двух строчках заложена такая философия, что литераторы до сих пор по-разному трактуют их.
Автор постоянно использовал евангельские мотивы. За основу стихотворения «Сеятелям», написанного в 1876 году, была взята притча о сеятеле, который сеял зерно. Иное зерно взошло, и принесло добрые плоды, а иное упало на камень и погибло. Здесь поэт восклицает:
Сеятель знанья на ниву народную!
Почву ты, что ли, находишь бесплодную,
Худы ль твои семена?

И дальше всем известное:
Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ…

Вывод напрашивается сам собой. Далеко не всегда и не все говорят спасибо, но сеятель сеет, выбирая плодородную почву).

6. Стадия рефлексии. Подведение итогов, составление синквейна о Некрасове.

Как изменилось ваше представление о Некрасове?

Некрасов

Талантливый страдающий

Трудился, защищал, мечтал (страдал)

Посвятил жизнь борьбе за народное счастье

                  Поэт и гражданин

Учитель:  сегодня мы попробовали взглянуть на  известного вам поэта по-новому. Вы начали работу над кейсами, у каждого из вас они получатся особенным. А теперь в конце урока в качестве рефлексии я предлагаю вам написать 2-минутное эссе о поэте. Если вы не знаете, с чего начать, могу предложить несколько фраз:

  1. Сегодня я узнал о Некрасове, что….
  2. Больше всего меня поразило в биографии Некрасова…
  3. У Некрасова можно поучиться …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина в 10 классе на тему: "Основные этапы жизни и творчества Николая Васильевича Гоголя".

Данная викторина содержит вопросы, позволяющие проверить знание основных фактов жизни и творчества Николая Васильевича Гоголя...

Основные этапы жизни и творчества И.А.Гончарова. Общая характеристика романа «Обломов»

Конспект урока к первому уроку по изучению творчества И.А.Гончарова. Дана общая характеристика роману "Обломов"...

И.А.Гончаров. Основные этапы жизни и творчества.

Презентация "И. А. Гончаров. Основные этапы жизни и творчества" предназначена для урока литературы в 10 классе, который предваряет цикл уроков по творчеству И.А.Гончарова....

План - конспект урока по литературе в 10 классе по теме: «Федор Михайлович Достоевский. Этапы биографии и творчества»

Цель урока: познакомится с биографией писателя, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества; помочь учащимся осознать роль творчества Достоевского в литературе;  привить лю...

ПРОЕКТНЫЙ УРОК «А.Н.ОСТРОВСКИЙ – СОЗДАТЕЛЬ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА. ЭТАПЫ БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВА».

ЦЕЛИ УРОКА: раскрыть роль А.Н.Островского в развитии русской драматургии и театра; увлечь учащихся жизнью и творчеством драматурга; развивать навыки работы в группах, развивать речь учащихся....

Конспект урока литературы "Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева (1818 – 1883)", 10 класс

Конспект урока литературы "Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева", 10 кл....

Этапы биографии и творчества Федора Ивановича Тютчева 6 класс

Презентация о жизни и творчестве Ф.И. Тютчева...