Урок-исследование по повести Н.В. Гоголя «Шинель»
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Тема урока: «Зачем вы меня обижаете?»

Урок-исследование по повести Н.В. Гоголя «Шинель».

Цели и задачи урока:

Ознакомить учащихся с содержанием повести «Шинель», помочь определить роль авторской позиции, выявить смысл противопоставления Акакия Акакиевича и «значительного лица», увидеть поставленную  в произведении проблему маленького человека, формировать умение раскрывать смысл фантастических элементов, гуманистического содержания повести. Воспитывать эмпатию, внимание к человеку.

Тип урока: урок усвоения новых знаний, формирование навыков и умений с элементами практикума.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura.docx28.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Зачем вы меня обижаете?»

Урок-исследование по повести Н.В. Гоголя «Шинель».

Цели и задачи урока:

Ознакомить учащихся с содержанием повести «Шинель», помочь определить роль авторской позиции, выявить смысл противопоставления Акакия Акакиевича и «значительного лица», увидеть поставленную  в произведении проблему маленького человека, формировать умение раскрывать смысл фантастических элементов, гуманистического содержания повести. Воспитывать эмпатию, внимание к человеку.

Тип урока: урок усвоения новых знаний, формирование навыков и умений с элементами практикума.

Оборудование: художественный текст, мультимедийные средства, демонстрационные слайды с заданиями, раздаточный материал для работы в парах и в группах.

Задачи урока:

Развитие нравственно-этических представлений в ходе выявления художественной идеи произведения.

Структура урока: актуализация и совершенствование знаний, умений, навыков.

Методы обучения: проблемно-поисковая аналитическая беседа; работа с текстом художественного произведения; индивидуальные задания опережающего характера; сообщения; выводы.

Эпиграф: «Что такое каждая из его повестей! Она начинается глупостями, продолжается глупостями и кончается слезами, и все это называется жизнь». В.Г. Белинский

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация темы. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

  Прочитайте эпиграф.

              Часто ли вы проливаете слезы? Кто заставляет вас лить слезы? Обида.

  Кого обидели в повести Н.В. Гоголя «Шинель»?

  Обидели ли Башмачкина?

  Почему обижают именно его?

  Почему герой Гоголя нуждается в защите?

Чтение про себя эпизода «Акакий Акакиевич в департаменте». Какими словами главного героя можно назвать сегодняшний урок-исследование?

 «Зачем вы меня обижаете?».

  1. Реализация индивидуального домашнего задания: «Анекдот о ружье».
  2. Формирование общеучебных умений и навыков.

О каком типе людей эта повесть? Виртуальный литературоведческий словарь. «Маленький человек»

Давайте вспомним, встречался ли образ маленького человека в ранее прочитанных произведениях?

Сопоставление названий произведений о маленьких людях Пушкина и Гоголя. Вывод:  Герой Гоголя обезличен, названием произведения является вещь, а не герой.

  1. Поисковая проблемная беседа с привлечением домашнего задания.

Визитная карта Акакия Акакиевича.

Имя

Чин

Внешность

Речь

Способности

Отношение к работе

  1. Сколько шинелей в повести?  Какую характеристику им дает Гоголь?

Составление схемы на магнитной доске.

   Старая  шинель                                   Новая  шинель  

                ↓                                                               ↓

Капот, худой гардероб, серпянка        Подруга жизни, светлый гость, вечная идея

Промежуточный вывод.

У Гоголя человек подменяется вещью, ее добротностью, ценой, приличием вида. Вещь так могущественна, что способна изменить не только образ жизни и характер героя, но и определять общественное мнение. Давайте попробуем доказать эту мысль. Ответьте, на какие этапы можно разделить жизнь Башмачкина? Почему? Итак, жизнь «до новой шинели», «с шинелью», «без шинели». Давайте начертим в тетрадях таблицу.

  1. Сейчас вы поработаете самостоятельно по группам и в тетрадь выпишите из гоголевского текста ключевые слова, характеризующие образ жизни и поведение героя повести в эти периоды. (1 ряд – жизнь «до шинели», 2 ряд – «жизнь с шинелью», 3 ряд -  «жизнь без шинели»).

До шинели

 С шинелью

Без шинели

  1. Кто является сильным врагом всех получающих 400 рублей жалованья? Мороз. Стихия холода в повести - главная сюжетная метафора. Какую роль в повести играют холода, их особая продолжительность? Что может спасти Акакия Акакиевича? Теплая одежда? Новая шинель? Как к Башмачкину относились сослуживцы и начальство? Гоголь нашел интересное определение такому отношению: холодно-деспотическое. Сослуживцы издеваются над коллегой, жестоко шутят. С каким насекомым сравнивает Гоголь своего героя? Для чего писатель повторяет сравнение Башмачкина с мухой? Чтобы продемонстрировать отношение к маленькому человеку в департаменте, где он служит. Перед нами конфликт в отношениях между людьми. От холодности и равнодушия могут спасти только понимание, любовь, чуткость.

     Холод в природе                                                       Холод в отношениях людей

              ↓                                                                                            ↓

Спасение в теплой одежде                                 Спасение в любви, понимании, чуткости

  1. Чтение по ролям фрагмента повести Акакия Акакиевича и значительного лица.
  2. Все персонажи оказываются связанными именно их отношением к шинели. Разница между Башмачкиным и значительным лицом на первый взгляд огромна, однако между ними существует связь. Составление таблицы «Черты сходства в судьбах героев и в сцене с пропажей шинели». Несчастье Башмачкина постигает и генерала, тем самым уравнивая их перед лицом Всевышнего.

Акакий Акакиевич

«Значительное лицо»

Новая шинель

Новый генеральский мундир

Шинель заставила отметить обнову пирушкой

«Генеральский мундир сбил совершенно  с толку»

Недавно построил шинель

«Недавно сделался значительным лицом. а до того времени... был незначительным»

«Приятельский» ужин, выпивает два бокала шампанского

Выпивает два стакана шампанского

«Побежал было вдруг... за какою-то дамою»

«Решил не ехать еще домой, а заехать к  одной знакомой даме» ввиду внезапного  прилива самых «дружеских» к ней «отношений»

«...Прибежал домой в совершенном беспорядке: волосы... совершенно растрепались; бок и грудь и все панталоны были в снегу»

«Бледный, перепуганный и без шинели... он приехал к себе, доплелся кое-как до  своей комнаты и провел ночь в весьма большом беспорядке»

Что ставит на одну ступень маленького человека и значительное лицо? Бедствие. Какую роль в повести играет значительное лицо? Почему у него нет ни имени, ни фамилии? Одно значительное лицо недавно сделался значительным.

Вывод. Должность полностью порабощает душу значительного лица, лишает его человеческого облика.

  1. Композиция.

Повесть

состоит из 2 частей

        История с шинелью

«фантастическое окончание»

Шинель -  «вечная идея» героя, которой он живет. Мир Башмачкина – это бездушный мир чинов и денег, абсурдное пространство существования.

Утопическое осуществление идей справедливости и воздаяния. Используется прием «нефантастической фантастики» - о мертвеце ходят слухи, которым можно как верить, так и не верить.

 Так с какой же целью  вводится в это произведение фантастический финал?

А) Разнообразить сюжет

Б) Этого требует жанр

В) Стремление вызвать чувство протеста условий жизни и чувство боли за унижение человека.

Почему в повести появляется призрак Акакия Акакиевича? Беспокойный призрак , стаскивающий с чиновников шинели – это неспокойность души бедного чиновника, неспособность ее обрести долгожданный покой после смерти. Фантастический финал – средоточие смысла повести. Значительные лица должны испытывать свою вину за трагическую судьбу Акакия Акакиевича. Вот почему образ его после смерти  вырастает во враждебную, страшную и зловещую фигуру, тревожащую их совесть.

Итоговый вывод.

Бюрократическая система уничтожает в человеке все доброе. Пожалеть беззащитного, униженного, остановить несправедливое слово, противостоять хамству и жестокости сильных мира сего -  в этом сила и мудрость великой русской литературы. Этому учит нас повесть «Шинель».

  1.   Экспресс-викторина
  1. В каком департаменте служил Акакиевич? (В одном департаменте)
  2. Какое отношение имеют следующие имена к Акакию Акакиевичу: Мокий Соссий, Хоздазат, Трефилий, Дула, Ворохосий, Павсикахий, Вахтисий (По святцам одно из этих имён должно было быть присвоено новорождённому.)
  3. «Наслаждение выражалось на лице его». Когда выражалось наслаждение на лице Акакия Акакиевича? (Когда он писал буквы-«фавориты».)
  4. Есть в Петербурге сильный враг всех, кто получает четыреста рублей в год жалованья или около того. Кто этот враг? («...наш северный мороз»)
  5. Куницы не купили, потому что была, точно, дорога; а вместо неё выбрали. Какой мех был выбран на воротник шинели? (Кошка)
  6. Перед ограблением Акакий Акакиевич шёл, закрыв глаза. А когда открыл их, увидел, «...что перед ним стоят почти перед самым носом какие-то люди с...». С чем стояли какие-то люди перед Акакием Акакиевичем? (С усами)
  7. Как помогло «значительное лицо» Акакию Акакиевичу в поисках шинели («Значительное лицо» помогло ему умереть.)
  8. «По Петербургу пронеслись вдруг слухи...». Какие слухи пронеслись по Петербургу? (У Калинкина моста стал появляться мертвец, сдирающий со всех плеч» шинели.)
  9. С кого последнего сдёрнул шинель призрак Акакия Акакиевича? (Со «значительного лица»)

10. Как фамилия Акакия Акакиевича? (Башмачкин)

  1. Выразительное чтение эпизода «Акакия Акакиевича не стало».
  2. Обобщение изученного на уроке.

А теперь давайте вспомним те вопросы, которые мы сформировали в начале урока. Ответили ли мы на них?

  1. Почему обижали именно Башмачникова?
  2. Какой человек нуждается в защите?
  3. Защищает ли Гоголь своего героя?
  4.  К чему призывает нас писатель?
  1. Рефлексия с использованием интерактивного приема. Составление синквейна.
  2. Домашнее задание: сочинение «О чем заставил меня задуматься Гоголь?»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Башмачкин – несчастный или посмешище?" Урок – исследование по повести Н.В.Гоголя «Шинель».

Разработка урока  "Башмачкин – несчастный или посмешище?"  Урок – исследование по повести Н.В.Гоголя «Шинель»....

Разработка урока "Башмачкин – несчастный или посмешище?" Урок – исследование по повести Н.В.Гоголя «Шинель».

Разработка урока  "Башмачкин – несчастный или посмешище?"  Урок – исследование по повести Н.В.Гоголя «Шинель»....

Урок - исследование по повести Н.В. Гоголя Шинель

Данный материал предназначен для обучающихся 10 класса....

Урок - исследование по повести Н.В. Гоголя Шинель

Данный материал предназначен для обучающихся 10 класса....

Урок - исследование по повести Н.В. Гоголя Шинель

Презентация к уроку - исследование по повести Н.Г. Гоголя Шинель....

Урок литературы в 9 классе (по повести Н.В.Гоголя «Шинель») Тема: Человек. Лицо. Вещь. Загадки «Шинели».

Урок  литературы в 9 классе по повести Н.В.Гоголя  «Шинель»Тема: Человек. Лицо. Вещь.Загадки «Шинели»....

Урок-исследование по повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Презентация к уроку-исследованию по повести Н.В. Гоголя «Шинель»...