Главные вкладки

    Схемы анализа произведений
    методическая разработка по литературе

    Ульянова Мария Борисовна

    Схемы  анализа

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon shemy_analiza.doc86 КБ

    Предварительный просмотр:

    Примерный план характеристики литературного героя

    1. Определение места героя среди других персонажей.
    2. Степень участия и его роль в конфликте.
    3. Анализ имени.
    4. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.
    5. Речевая характеристика.
    6. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни как средство самовыражения героя.
    7. Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.
    8. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.
    9. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.
    10. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.
    11. Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.
    12. Оценка литературного персонажа его современниками.
    13. Герой как порождение своей эпохи и выразитель определенного мировоззрения. Определение типического и индивидуального в литературном герое.
    14. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

    1. Природно-генетическая характеристика

    - тип организма (женский или мужской, здоровый или больной, мощный или слабый... - и во что это выливается в дальнейшей деятельности персонажа;
    - тип темперамента - и как это влияет на жизнь и деятельность персонажа;
    - телосложение (хорошо или скверно сложен, нет ли каких-то отклонений...) - и влияет ли это на поведение персонажа;
    - внешность (признаки здоровья или болезни, интеллекта, дарований, этнической принадлежности...) - как все это отражается на характере и поведении персонажа.

    Вывод: что передал автор в портрете персонажа в целом.

    2. Материально-бытовая характеристика.

    - отношение персонажа к труду (работает, чтобы жить; живет, чтобы работать; работает, чтобы выжить; чтобы нажиться; чтобы принести другим счастье и довольство; чтобы получить удовольствие от процесса труда; чтобы развиваться... Здесь же - как относится к труду других людей);
    - отношение к пище (ест, чтобы жить; живет, чтобы есть; какую пищу и как добывает, как оформляет процесс приема пищи, какие черты выявляет в его ходе...);
    - отношение к одежде (понимает ли, когда и как нужно одеваться, является ли одежда средством унижения, обмана или даже эксплуатации других людей...);
    - отношение к жилью (есть и оно у персонажа, как оно ему досталось, как он его ценит, понимает ли все функции своего и чужого жилища, приютил ли кого-то в нем, как заботится р своем жилище...);
    - отношение к природе (как к источнику существования, как к мастерской, как к объекту грабежа и самоутверждения, как к предмету заботы...);
    - отношение к земле (как к объекту или средству наживы, как к средству эксплуатации других людей, как к средству собственного и народного существования, как к национальной ценности, как к объекту удовольствия от общения с нею и работы на ней...);
    - отношение к деньгам, капиталам и прочим материальным ценностям (понимает ли персонаж назначение названных ценностей, осмысливает ли он их подлинную ценность, для чего они ему и есть ли они у него вообще..);
    - отношение к быту в целом (как к среде и условиям своего существования, как к месту самоутверждения, как к средству наслаждения, уюта, отдыха...)

    Вывод о материально-бытовом уровне сознательной деятельности персонажа.

    3. Социальная характеристика.
    - понимание неизбежности, необходимости разделения общества на группы; почему и как разделяются материальные и духовные блага в обществе, почему и как делится семья, род, клан, коллектив, община... на определенные группы, какие последствия подобного разделения возможны);
    - осмысление интересов каждой группы и общества в целому, какие и почему духовные и материальные интересы у каждой из групп, как эти интересы гармонируют/дисгармонируют, определяя отношение между социальными группами, во что это выливается;
    - социальное самосознание персонажа (уровень осознания персонажем себя как физического лица или личности, как члена семьи, рода, клана, класса, этноса, нации, расы, человечества в целом).

    Вывод о социальном сознании и самосознании персонажа; как это отразилось на характере его деятельности.

    4. Этикетно-бытовая характеристика.
    - отношение к самому себе (самоуважение, умение повести себя так, чтобы уважали другие, склонность хвалить себя или просто хвастать...);
    - отношение к близким (соблюдение правил и этикетных норм по отношению к родителям, сестрам, братьям и т.д.);
    - отношение к детям вообще, к собственным детям, к детям родственников и знакомых, к сиротам...;
    - отношение к подчиненным и начальству, к людям, находящимся выше/ниже по социальному, административному и пр. положению;
    - уважение к другим (умение реально оценить отдельные поступки и целую жизнь другого человека и дать этому в целом ровную оценку; умение определить в другом человеке его недостатки, достоинства и даже преимущества перед собой...);
    - восхищение другим человеком (умение осмысленно и высоко ценить другого человека/людей вообще или, напротив, такая полуосмысленная или вовсе неосмысленная оценка в других черт и достоинств, которая не позволяет воспринимать прочие недостатки и достоинства объекта восхищения);
    - любовь плотская (в укр. оригинале - кохання) как процесс поиска и обретения телесно-половой гармонии, которое приносит высшее наслаждение обоим восхищающимся и влюбленным;
    - любовь (есть ли у персонажа в процессе плотской любви, кроме гармонии тел, еще и гармония душ, что это за гармония, на чем она зиждется, может ли персонаж любить без гармонии тел).

    Вывод о сознательных и бессознательных действиях персонажа на этикетно-бытовом уровне.

    5. Моральная характеристика
    - осмысление персонажем отличий между правилами этикета и моральным принципом;
    - наличие у персонажа собственных принципов морали;
    - какие из принципов морали известны персонажу, каких он придерживается в повседневной жизни;
    - какой принцип морали является для персонажа определяющим.

    Вывод о том, морально позитивен, морально негативен или аморален персонаж.

    6. Обычайная (в оригинале - звичаєва) характеристика.
    - знание персонажем обычаев, традиций, обрядов, ритуалов, праздников своего и других народов;
    - соблюдение или нарушение (сознательное/несознательное, вынужденное) обычаев;
    - использование персонажем обычаев в своих интересах или в интересах других людей...

    Вывод о сознательных и бессознательных действиях персонажа на обычайном уровне.

    7. Юридическо-правовая характеристика
    - знание и понимание сути хотя бы основных законов;
    - правовое осмысление своего места в обществе;
    - соблюдение/нарушение (сознательное/несознательное, вынужденное) всех или хотя бы основных законов;
    - насколько персонаж осмысливает собственные права и обязанности...

    Вывод об осознанном отношении персонажа к праву и юриспруденции в целом.

    8. Политическая характеристика.
    - понимание персонажем сущности власти (человека над собой, человека над другими людьми, семьей, родом, кланом, классом, нацией, народом, человечеством; группы людей над собой, другой группой, классом, народом и пр.);
    - понимание форм власти;
    - поддержка/противостояние/игнорирование власти (сознательное/несознательное, вынужденное);
    - понимание сущности и интересов своей нации и народа (национальное самосознание и сознание);
    - отношение к другим народам;
    - определение своей роли в системе властных и подвластных, международных и межнациональных отношениях;
    - осмысление персонажем сути, содержания, путей и средств выполнения своего гражданского долга.

    Вывод о политической грамотности, сознательности, активности персонажа и о том, на что обращена его политическая деятельность.

    9. Философская характеристика.
    - каких мировоззренческих позиций придерживается персонаж (идеалистические, материалистические, дуалистические, иные);
    - как это мировоззрение проявляется в жизни и деятельности персонажа;
    - знает ли/осмысливает персонаж законы возникновения, развития, расцвета, упадка природы и общества;
    - какими философскими понятиями владеет и руководствуется персонаж (человек, личность, сознание, закономерность и т.п.)

    Вывод о сознательной деятельности персонажа на философском уровне, ее оценка.

    10. Идеологическая характеристика
    - понимает ли человек, что идея возникает как способ (поиск) решения неких проблем;
    - понимает ли человек сущность, содержание и функции астрактного понятия "идея";
    - какие идеи знает персонаж и как он их толкует;
    - борется ли персонаж за реализацию/против реализации какой-либо идеи;
    - усовершенствует ли чужие идеи;
    - выдвигает ли собственные (когда, как, для чего).

    Вывод о сознательной деятельности персонажа на идеологическом уровне, ее оценка.

    11. Педагогическая характеристика.
    - как персонаж понимает процесс воспитания и образования, какими видит их цели, какое участие в них принимает, знает ли теорию и практику воспитания и обучения.

    Вывод о педагогических взглядах персонажа.

    12. Эстетическая характеристика.
    - есть ли у персонажа система (ось) критериев, мнений...;
    - как оценивает персонаж себя и окружающий мир - по критериям или подсознательно;
    - есть ли у персонажа собственное толкование понятий "добро" и "зло", "идеал" и "антиидеал", "прекрасное" и "отвратительное", "красивое" и "уродливое", "высокое" и "низкое"....
    - стоек ли персонаж во всех этих позициях.

    Вывод об эстетической зрелости и стойкости персонажа.

    Общий вывод об образе персонажа в целом, об уровне полноценности и мастерства его изображения автором.

     

    Портал Блик

    http://blikportal.com/publ/kritika/primernye_skhemy_analiza_literaturnykh_proizvedenij/2-1-0-73

    ПРИМЕРНЫЕ СХЕМЫ АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

    1. Анализ художественного произведения

    1. Определить тему и идею /главную мысль/ данного произведения; проблемы, затронутые в нем; пафос, с которым произведение написано;

    2. Показать взаимосвязь сюжета и композиции;

    3. Рассмотреть субъектную организацию произведения /художественный образ человека, приемы создания персонажа, виды образов-персонажей, система образов-персонажей/;

    4. Выяснить авторское отношение к теме, идее и героям произведения;

    5. Определить особенности функционирования в данном произведении литературы изобразительно-выразительных средств языка;

    6. Определить особенности жанра произведения и стиля писателя.

    Примечание: по этой схеме можно писать сочинение-отзыв о прочитанной книге, при этом в работе представить также:

    1. Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

    2. Развернутое обоснование самостоятельной оценки характеров героев произведения, их поступков и переживаний.

    3. Развернутое обоснование выводов.

    Анализ поэтического произведения

    План анализа стихотворения

    1. Элементы комментария к стихотворению:

    - Время (место) написания, история создания;

    - Жанровое своеобразие;

    - Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.);

    - Пояснение неясных мест, сложных метафор и прочие расшифровки.

    2. Чувства, выраженные лирическим героем стихотворения; чувства, которые вызывает стихотворение у читателя.

    3. Движение авторской мысли, чувства от начала к концу стихотворения.

    4. Взаимообусловленность содержания стихотворения и его художественной формы:

    - Композиционные решения;

    - Особенности самовыражения лирического героя и характер повествования;

    - Звуковой ряд стихотворения, использование звукозаписи, ассонанса, аллитерации;

    - Ритм, строфика, графика, их смысловая роль;

    - Мотивированность и точность использования выразительных средств.

    4. Ассоциации, вызываемые данным стихотворением (литературные, жизненные, музыкальные, живописные - любые).

    5. Типичность и своеобразие данного стихотворения в творчестве поэта, глубинный нравственный или философский смысл произведения, открывшийся в результате анализа; степень «вечности» поднятых проблем или их интерпретации. Загадки и тайны стихотворения.

    6. Дополнительные (свободные) размышления.

    Анализ поэтического произведения
    (схема)

    Приступая к анализу поэтического произведения, необходимо определить непосредственное содержание лирического произведения - переживание, чувство;

    Определить «принадлежность» чувств и мыслей, выраженных в лирическом произведении: лирический герой (образ, в котором выражены эти чувства);

    - определить предмет описания и его связь с поэтической идеей (прямая - косвенная);

    - определить организацию (композицию) лирического произведения;

    - определить своеобразие использования изобразительных средств автором (активное - скупое); определить лексический рисунок (просторечие- книжно-литературная лексика...);

    - определить ритмику (однородная - неоднородная; ритмическое движение);

    - определить звуковой рисунок;

    - определить интонацию (отношение говорящего к предмету речи и собеседнику.

    Композиция лирического произведения

    Необходимо: 

    - определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;

    - выяснить стройность композиционного построения, его подчиненность выражению определенной мысли;

    - определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)

    - определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;

    - выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»).

     

    Схема анализа лирического произведения

    1. О стихотворении и его авторе.

    Кем и когда написано стихотворение, кому оно посвящено, как было воспринято читателями и критиками, особенности эпохи - вся та информация, которая относится к стихотворению вообще.

    2. Жанровое своеобразие стихотворения (ода, гимн, романс, элегия...).

    3. Структура образов и развитие конфликта.

    а) Тема и основная мысль произведения.

    б) Как развивается в тексте мысль и чувство автора (с чего стихотворение начинается и чем заканчивается, как вы думаете, почему автор выбирает именно такую композицию)

    в) Система художественных образов стихотворения (как эти образы соотносятся с жизнью человека и его чувствами).

    4. Черты лирического героя.

    5. Основные особенности поэтического языка. 

    а) Тропы и фигуры (сравнение, эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, символ, гипербола, инверсия).

    б) Языковой поуровневый анализ

    * поэтическая фонетика (ассонанс, аллитерация.)

    * поэтическая лексика (синонимы, антонимы, архаизмы, неологизмы).

    * Использование явлений морфологии и синтаксиса.

    6. Ритм. Стихотворный размер. Рифма.

    7. Мое восприятие произведения.

     

    Анализ драматического произведения

    Схема анализа драматического произведения

    1. Общая характеристика: история создания, жизненная основа, замысел, литературная критика.

    2. Сюжет, композиция: 

    - основной конфликт, этапы его развития;

    - характер развязки /комический, трагический, драматический/

    3. Анализ отдельных действий, сцен, явлений. 

    4. Сбор материала о персонажах: 

    -внешность героя,

    - поведение,

    - речевая характеристика

    - содержание речи /о чем?/

    - манера /как?/

    - стиль, словарь

    - самохарактеристика, взаимные характеристики героев, авторские ремарки;

    - роль декораций, интерьера в развитии образа.

    5. ВЫВОДЫ: Тема, идея, смысл заглавия, система образов. Жанр произведения, художественное своеобразие.

    Драматическое произведение

    Родовая специфика, «пограничное» положение драмы (Между литературой и театром) обязывает вести ее анализ по ходу развития драматического действия (в этом принципиальное отличие анализа драматического произведения от эпического или лирического). Поэтому предлагаемая схема носит условный характер, она лишь учитывает конгломерат основных родовых категорий драмы, особенность которых может проявиться по-разному в каждом отдельном случае именно в развитии действия (по принципу раскручиваемой пружины).

    1. Общая характеристика драматического действия (характер, план и вектор движения, темп, ритм и т.д.). «Сквозное» действие и «подводные» течения.

    2. Тип конфликта. Сущность драматизма и содержание конфликта, характер противоречий (двуплановость, внешний конфликт, внутренний конфликт, их взаимодействие), «вертикальный» и «горизонтальный» план драмы.

    3. Система действующих лиц, их место и роль в развитии драматического деиствия и разрешения конфликта. Главные и второстепенные герои. Внесюжетные и внесценические персонажи.

    4. Система мотивов и мотивочное развитие сюжета и микросюжетов драмы. Текст и подтекст.

    5. Композиционно-структурный уровень. Основные этапы в развитии драматического действия (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Принцип монтажности.

    6. Особенности поэтики (смысловой ключ заглавия, роль театральной афиши, сценический хронотип, символика, сценический психологизм, проблема финала). Признаки театральности: костюм, маска, игра и постситуативный анализ, ролевые ситуации и др.

    7. Жанровое своеобразие (драма, трагедия или комедия?). Истоки жанра, его реминисценции и новаторские решения автором.

    8. Способы выражения авторской позиции (ремарки, диалогичность, сценичность, поэтика имен, лирическая атмосфера и др.)

    9. Контексты драмы (историко-культурный, творческий, собственно-драматический) .

    10. Проблема интерпретаций и сценическая история.



    Источник:
    http://www.bigpi.biysk.ru/ff/viewpage.php?page_id=81

    Анализ прозаического литературного произведения

    Приступая к анализу художественного произведения, в первую очередь, необходимо обратить внимание на конкретно-исторический контекст произведения в период создания данного художественного произведения. Необходимо при этом раз¬личать понятия исторической и историко-литературной обстановки, в последнем случае имеется в виду

    • литературные направления эпохи;

    • место данного произведения среди произведений других авторов, написанных в этот период;

    • творческая история произведения;

    • оценка произведения в критике;

    • своеобразие восприятия данного произведения современниками писателя;

    • оценка произведения в контексте современного прочтения;

    Далее следует обратиться к вопросу об идейно-художественном единстве произведения, его содержания и формы (при этом рассматривается план содержания - что хотел сказать автор и план выражения - как ему удалось это сделать).

    Концептуальный уровень художественного произведения
    (тематика, проблематика, конфликт и пафос)

    Тема - это то, о чем идет речь в произведении, основная проблема, поставленная и рассматриваемая автором в произведении, которая объединяет содержание в единое целое; это те типические явления и события реальной жизни, которые отражены в произведении. Созвучна ли тема основным вопросам своего времени? Связано ли с темой название? Каждое явление жизни - это отдельная тема; совокупность тем - тематика произведения.

    Проблема - это та сторона жизни, которая особенно интересует писателя. Одна и та же проблема может послужить основой для постановки разных проблем (тема крепостного права - проблема внутренней несвободы крепостного, проблема взаимного развращения, уродования и крепостных, и крепостников, проблема социальной несправедливости...). Проблематика - перечень проблем, затронутых в произведении. (Они могут носить дополнительный характер и подчиняться главной проблеме.)

    Идея - что хотел сказать автор; решение писателем главной проблемы или указание пути, которым она может решаться. (Идейный смысл - решение всех проблем - главной и дополнительных - или указание на возможный путь решения.)

    Пафос - эмоционально-оценочное отношение писателя к рассказываемому, отличающееся большой силой чувств (м.б. утверждающий, отрицающий, оправдывающий, возвышающий...).

    Уровень организации произведения как художественного целого

    Композиция - построение литературного произведения; объединяет части произведения в одно целое.

    Основные средства композиции:

    Сюжет - то, что происходит в произведении; система основных событий и конфликтов.

    Конфликт — столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия. Конфликт может происходить между личностью и обществом, между персонажами. В сознании героя может быть явным и скрытым. Элементы сюжета отражают ступени развития конфликта;

    Пролог - своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о событиях прошлого, он эмоционально настраивает читателя на восприятие (встречается редко);

    Экспозиция- введение в действие, изображение условий и обстоятельств, предшествовавших непосредственному началу действий (может быть развернутой и нет, цельной и «разорванной»; может располагаться не только в начале, но и в середине, конце произведения); знакомит с персонажами произведения, обстановкой, временем и обстоятельствами действия;

    Завязка — начало движения сюжета; то событие, с которого начинается конфликт, развиваются последующие события.

    Развитие действия - система событий, которые вытекают из завязки; по ходу развития действия, как правило, конфликт обостряется, а противоречия проявляются все яснее и острее;

    Кульминация - момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта, кульминация представляет основную проблему произведения и характеры героев предельно ясно, после нее действие ослабевает.

    Развязка — решение изображаемого конфликта или указание на возможные пути его решения. Заключительный момент в развитии действия художественного произведения. Как правило, в ней или разрешается конфликт или демонстрируется его принципиальная неразрешимость.

    Эпилог - заключительная часть произведения, в которой обозначается направление дальнейшего развития событий и судеб героев (иногда дается оценка изображенному); это краткий рассказ о том, что произошло с действующими лицами произведения после окончания основного сюжетного действия.

    Сюжет может излагаться: 

    • В прямой хронологической последовательности событий;

    • С отступлениями в прошлое - ретроспективами - и «экскурсами» в будущее;

    • В преднамеренно измененной последовательности (см. художественное время в произведении).

    Несюжетными элементами считаются: 

    • Вставные эпизоды;

    • Лирические (иначе - авторские) отступления.

    Их основная функция - расширять рамки изображаемого, дать возможность автору высказать свои мысли и чувства по поводу различных явлений жизни, которые не связаны напрямую с сюжетом.

    В произведении могут отсутствовать отдельные элементы сюжета; иногда сложно разделить эти элементы; иногда встречается несколько сюжетов в одном произведении - иначе, сюжетных линий. Существуют различные трактовки понятий «сюжет» и «фабула»:

    1) сюжет - главный конфликт произведения; фабула - ряд событий, в которых он выражается;

    2) сюжет - художественный порядок событий; фабула - естественный порядок событий

    Композиционные принципы и элементы: 

    Ведущий композиционный принцип (композиция многоплановая, линейная, кольцевая, «нитка с бусами»; в хронологии событий или нет...).

    Дополнительные средства композиции: 

    Лирические отступления - формы раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя по поводу изображенного (выражают отношение автора к персонажам, к изображаемой жизни, могут представлять собой размышления по какому-либо поводу или объяснение своей цели, позиции);

    Вводные (вставные) эпизоды (не связанные непосредственно с сюжетом произведения);

    Художественные предварения - изображение сцен, которые как бы предсказывают, предваряют дальнейшее развитие событий;

    Художественное обрамление - сцены, которые начинают и заканчивают событие или произведение, дополняя его, придавая дополнительный смысл;

    Композиционные приемы - внутренние монологи, дневник и др.

    Уровень внутренней формы произведения

    Субъектная организация повествования (ее рассмотрение включает следующее): Повествование может быть личное: от лица лирического героя (исповедь), от лица героя-рассказчика, и безличное (от лица повествователя).

    1) Художественный образ человека - рассматриваются типические явления жизни, нашедшие отражение в этом образе; индивидуальные черты, присущие персонажу; раскрывается своеобразие созданного образа человека:

    • Внешние черты - лицо, фигура, костюм;

    • Характер персонажа - он раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, проявляется в портрете, в описаниях чувств героя, в его речи. Изображение условий, в которых живет и действует персонаж;

    • Изображение природы, помогающее лучше понять мысли и чувства персонажа;

    • Изображение социальной среды, общества, в котором живет и действует персонаж;

    • Наличие или отсутствие прототипа.

    Основные приемы создания образа-персонажа:

    • Характеристика героя через его действия и поступки (в системе сюжета);

    • Портрет, портретная характеристика героя (часто выражает авторское отношение к персонажу);

    • Прямая авторская характеристика;

    • Психологический анализ - подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений -внутреннего мира персонажа; здесь особое значение имеет изображение «диалектики души», т.е. движения внутренней жизни героя;

    • Характеристика героя другими действующими лицами;

    • Художественная деталь - описание предметов и явлений окружающей персонажа действительности (детали, в которых отражается широкое обобщение, могут выступать как детали-символы);

     Виды образов-персонажей: 

    лирические - в том случае, если писатель изображает только чувства и мысли героя, не упоминая о событиях его жизни, поступках героя (встречается, преимущественно, в поэзии);

    драматические - в том случае, если возникает впечатление, что герои действуют «сами», «без помощи автора», т.е. автор использует для характеристики персонажей прием самораскрытия, самохарактеристики (встречаются, преимущественно, в драматических произведениях);

    эпические - автор-повествователь или рассказчик последовательно описывает героев, их поступки, характеры, внешность, обстановку, в которой они живут, отношения с окружающими (встречаются в романах-эпопеях, повестях, рассказах, новеллах, очерках).

    Система образов-персонажей; 

    Отдельные образы могут быть объединены в группы (группировка образов) - их взаимодействие помогает полнее представить и раскрыть каждое действующее лицо, а через них - тематику и идейный смысл произведения.

    Все эти группы объединяются в общество, изображенное в произведении (многоплановое или одноплановое с социальной, этнической и т.п. точки зрения).

    Художественное пространство и художественное время (хронотоп): пространство и время, изображенное автором.

    Художественное пространство может быть условным и конкретным; сжатым и объемным;

    Художественное время может быть соотнесенным с историческим или нет, прерывистым и непрерывным, в хронологии событий (время эпическое) или хронологии внутренних душевных процессов персонажей (время лирическое), длительным или мгновенным, конечным или бесконечным, замкнутым (т.е. только в пределах сюжета, вне исторического времени) и открытым (на фоне определенной исторической эпохи).

    Позиция автора и способы ее выражения: 

    •Авторские оценки: прямые и косвенные.

    •Способ создания художественных образов: повествование (изображение происходящих в произведении событий), описание (последовательное перечисление отдельных признаков, черт, свойств и явлений), формы устной речи (диалог, монолог).

    •Место и значение художественной детали (художественная подробность, усиливающая представление о целом).

    Уровень внешней формы.

    Речевая и ритмомелодическая организация художественного текста

    Речь персонажей - выразительная или нет, выступающая как средство типизации; индивидуальные особенности речи; раскрывает характер и помогает понять отношение автора.

    Речь повествователя - оценка событий и их участников

    Своеобразие словопользования общенародного языка (активность включения синонимов, антонимов, омонимов, архаизмов, неологизмов, диалектизмов, варваризмов, профессионализмов).

    Приемы образности (тропы - использование слов в переносном значении) - простейшие (эпитет и сравнение) и сложные (метафора, олицетворение, аллегория, литота, перифраз).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Схема сравнительного анализа произведений искусства

    Данная схема поможет обучающимся увидеть общее и выявить различия в произведениях музыки и изобразительного искусства, закрепит понимание формы, лада, жанра, характера мелодии....

    Схема анализа лирического произведения

    В материале дана простая схема анлиза стихотворения, также приведены основные особенности разных стихотворных размеров....

    Схема анализа лирического произведения

    Схема анализа лирического произведения, 10-11 классы...

    Схемы анализа произведений

    Актуальный материал для подготовки к олимпиадам, промежуточной и итоговой аттестации...

    Схемы анализа произведений искусства

    Схемы анализа разножанровых картин, скульптур, памятников архитектуры....

    Схема анализа произведения

    Данная схема поможет учащимся составить подробный анализ произведения, повести...