Урок-диспут по литературе. Что такое счастье?
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Телкова Жанна Александровна

Раскрыть понятие «диспут», познакомить с правилами и законами диспута;

Подготовить к диспуту по теме: «Что значит быть счастливым?»; 

Развивать творческие способности обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_literature.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока политературе. 8 класс.

Тема: Урок – диспут.

Цели:  раскрыть понятие «диспут», познакомить с правилами и законами диспута;

              подготовить к диспуту по теме: «Что значит быть счастливым?»;

       развивать творческие способности обучающихся.

Тип урока: развитие речи.

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, презентация в программе «PowerPoint», разработанная учителем к  данному уроку.      

Ход урока

I. Оргмомент.  Приветствие, сообщение темы и целей урока. (Слайд 2).

II. Подготовка к восприятию нового материала.

-Что такое диспут? (Слайд 3)

 - Правила диспута (слайд 4)

 - Законы диспута (слайд 5)

III. Работа по теме урока.

 – Обратимся к стихотворению И.Бунина (тексты распечатаны для каждого обучающегося)

  О счастье мы всегда лишь вспоминаем.                   Окно открыто. Пискнула и села

  А счастье всюду. Может быть, оно -                           На подоконник птичка. И от книг

  Вот этот сад осенний за сараем                                    Усталый взгляд я отвожу на миг.

  И чистый воздух, льющийся в окно.

  В бездонном небе легким белым краем                      День вечереет, небо опустело.

  Встает, сияет облако. Давно                                         Гул молотилки слышен на гумне...

  Слежу за ним... Мы мало видим, мало знаем,           Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

   А счастье только знающим дано.

 - Что же значит быть счастливым? Обратимсяк высказыванию о счастье известного мыслите-ля, Конфуция. (слайд 7)

 - Конфуций приводит нам три уровня счастья. Раскроим его высказывание. Быть счастливым - значит быть ПОНЯТЫМ. Действительно, если нет людей, которые разделяют твою позицию и понимают тебя, то трудно найти язык общения с окружающими. Человек обязательно должен знать, что он  не один во всем мире. Непонимание - это одиночество, которое ни к чему хоро-шему не приведет. Поэтому, человек должен искать таких же, как он. Вместе, легче выжить в нашей непростой социальной ситуации. Однако, многое зависит и от нас самих. Если человек не умеет понимать и заботиться о других, то это ведет к тому же одиночеству. Позаботьтесь о людях, и вы почувствуете себя счастливым. "Большое счастье", говорит Конфуций, когда "ЛЮБЯТ ТЕБЯ". Действительно, без нежности, ласки, страсти и любви любой здоровый чело-век превратится или в, лишенную души, телесную оболочку, или же попросту сойдет с ума.                    

      Когда нас любят, мы получаем не только положительные эмоции, но и очень даже негатив-ные. Нельзя бояться этого. Чем хуже вам сейчас, тем ровно настолько же лучше, будет вам по-том. Один из самых грозных врагов счастья - это скука. Любовь человека к вам - ваше оружие против  скуки. Поэтому, быть счастливым - уметь ценить любовь, которую нам дают наши близкие люди. Нужно уметь замечать их.

 «Настоящее счастье» - «КОГДА ЛЮБИШЬ ТЫ»(слайд 8)

 - (слайд 9) Так что же значит быть счастливым? Сколько раз в жизни человек может быть счастлив?   (Счастье это минутное проявление, когда тебя наполняют положительные эмоции: получил подарок, что-то получилось, кому- то сделал приятное и тебя похвалили, радуется близкий и т.д.)

 - Человек счастлив и в любви.Нет более популярной темы на телевидении, в литературе и в кино, чем любовь. Вспомните художественные произведения и художественные фильмы о любви.

- (слайд 10) В Библии есть слова, принадлежащие мудрецу Соломону: “Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их. Ибо, если упадёт один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадёт, а другого нет, который поднял бы его.»  (Счастье – иметь друга, близкого человека).

- (слайд 11) Семья — простейшая форма единения людей.

 - Ежегодно миллионы пар с сияющими глазами приходят в загс и церковь, в торжественной обстановке клянутся любить друг друга до конца жизни. Для некоторых брак становится бес-ценным приобретением, а для других он просто терпим. Через короткий промежуток времени они начинают понимать, что не выносят совместную жизнь. В чём же дело? (Разница в том, что одни семейные пары строят свой союз на любви, а другие — на увлечении. Такие браки длятся недолго).(слайд 12).

 - При каком условии любовь может быть длиною в жизнь?

 - (слайд 13) Вы ещё очень юны, но тоже являетесь членами какой-то семьи. У вас есть свои наблюдения и мысли насчёт того, как должна быть выстроена семья. А теперь посмотрите на следующий слайд. Согласны ли вы с такими утверждениями?

IV. Обобщение

- Что же значит быть счастливым? Можно ли однозначно ответить на этот вопрос? (Сколько людей, столько и мнений. У каждого автора своё мнение, своя точка зрения о любви. Счастье — это то, что окружает нас, всё то, что мы видим, ощущаем, но некоторые не замечают самого элементарного, самых простых вещей, но все это счастье.)(слайд 14).

V. Итог урока.

 — Изменилось ли представление о счастье и любви после разговора в классе? Что нового вы поняли, осознали?

VII. Домашнее задание. Письменно ответить на вопрос «Что значит быть счастливым?»

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок -диспут

урок предполагает выполнение самостоятельной работы студентов...

Урок-диспут на тему: «Что мы оставим потомкам?»

Мысль о том, что существованию жизни на Земле может угрожать повседневная хозяйственная деятельность человека, получила широкое распространение сравнительно недавно и была встречена с естественн...

Урок литературы в 9 классе "Две жизненные позиции" урок-диспут

Данный урок литературы по теме "Чацкий и Молчалин: две жизненные позиции" по комедии А. Грибоедова "Горе от ума" проводится как заключительный урок , задачей которого является  обобщить и с...

УРОК – ДИСПУТ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ УРОКОВ НА ОСНОВЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Урок - диспут олицетворяет собой одну из особенностей переживаемого страной времени: признание важности и полезности обсуждений.Диспут - это спор, полемика. Если к какой-то проблеме могут быть принцип...

Урок литературы в 10 классе "В чем счастье Наташи Ростовой" (урок-диспут)

Урок-диспут демонстрирует ососбенности коммуникативной компетенции педагога в рамках групповой работы учащихся. В ходе урока обучающиеся имеют возможность обсудить проблемный вопрос: "В чем счаст...

Урок - диспут, как средство формирования мотивации учебной деятельности на уроках математики

  Уроки – дискуссии учителей истории и литературы всегда вызывали во мне чувство «белой» зависти. Именно эти «уроки открытых мыслей» дают возможность уча...