Внеклассное мероприятие. «Читающий поезд». «Все это в памяти моей»
методическая разработка по литературе (8 класс)

Данный материал предназначен для проведения внеклассного мероприятия, посвященного памяти погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_chitayushchiy_poezd.docx52 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие.  «Читающий поезд». «Все это в памяти моей»

Цели мероприятия:

  • Обучающие:

 - знакомство с  литературными произведениями, фильмами, рассказывающими о  героических  страницах  истории нашей страны;

  - формирование   навыков публичного   выступления,  коммуникативных умений, необходимых для построения текста,   умения правильно выражать свои мысли и  совершенствовать высказывания.

  • Развивающие:

- совершенствование  речи  учащихся с целью  успешного обучения, в дальнейшем - адаптации в обществе;

- развитие  навыка выразительного чтения, речевого этикета;

- повышение информационной культуры учащихся

- привитие  интереса  учащихся к литературе, музыке, искусству;

  • Воспитывающие:

 -  пробуждение патриотических чувств учащихся, интереса к истории своей страны  через приобщение к поэзии и прозе о Великой Отечественной войне;

- воспитание  чувства сопереживания,  сострадания и уважения к старшему  поколению;

- формирование опыта нравственного поведения личности и активной гражданской позиции.

Раздаются удары метронома.

«Знание прошлого Отечества делает человека богаче духом, твёрже характером и сильнее разумом... Патриотизм — страстное до ярости чувство своей огромной Родины, за которую человек готов драться и отдать жизнь», — эти слова замечательного русского писателя Валентина.Пикуля мы взяли эпиграфом к нашему читающему поезду

Чтец.

Казалось, было холодно цветам,

 И от росы они слегка поблёкли.

 Зарю, что шла по травам и кустам,

 Обшарили немецкие бинокли.

 Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

 И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной              

Всего каких-то пять минут осталось.                Степан Щипачев

Ведущий. На крайнем западе бывшего Советского Союза стоит Брестская крепость. Здесь и теперь громко не говорят: слишком оглушающими были дни сорок первого года и слишком многое помнят эти камни. Наша станция — «Брестская крепость».

Ведущий. Сдержанные экскурсоводы сопровождают группы по местам боёв, показывают личные вещи защитников крепости и рассказывают о том, как сходили с ума от жажды, отдавая воду детям и пулемётам.

Ведущий. Крепость не пала. Крепость истекла кровью. Историки не любят легенд, но вам непременно расскажут о неизвестном защитнике, которого немцам удалось взять только на десятом месяце войны. Почти год сражался этот человек. Год боёв в неизвестности, без соседей слева и справа, без приказов и писем из дома. Время не донесло ни его имени, ни звания, но мы знаем, что это был русский солдат.

 Ведущий.В своей повести «В списках не значился». Борис.Васильев пишет:

Ученик читает по памяти отрывок из повести Б.Васильева «В списках не значился».

Чтец. «У входа в подвал стоял невероятно худой, не имевший возраста человек. Длинные седые волосы касались плеч. Он стоял, строго выпрямившись, высоко вскинув голову, и, не отрываясь, смотрел на солнце ослепшими глазами, из которых текли слёзы. Молчали солдаты и офицеры, молчал генерал, молчали бросившие работу женщины.

— Назовите ваше звание и фамилию.

—  Я русский солдат. Что, генерал, теперь вы знаете, сколько шагов в русской версте?

Это были последние его слова. Он молча пошёл к машине. Он шёл строго и прямо, ничего не видя, но точно ориентируясь по звуку работавшего мотора. И все стояли на своих местах, и он шёл один, с трудом переставляя распухшие, обмороженные ноги.

И вдруг немецкий лейтенант звонко и напряжённо, как на параде, выкрикнул команду, и солдаты, щёлкнув каблуками, чётко вскинули оружие "на караул". И немецкий лейтенант, чуть помедлив, поднёс руку к фуражке.

А он, качаясь, медленно шёл сквозь строй врагов, отдававших ему сейчас высши воинские почести. Он был выше всех мыслимых почестей... Страшно закричали бабы. Одна за другой они падали на колени в холодную апрельскую грязь. Рыдая, протягивали руки и кланялись до земли ему, последнему защитнику так и не покорившейся крепости.

А он шёл, гордо и упрямо, как жил, и упал только тогда, когда дошёл. Возле машины.

Он упал на спину, навзничь, широко раскинув руки, подставив солнцу невидящие, широко открытые глаза. Упал свободным и после жизни, смертию смерть поправ».

 Ведущий. Откуда это мужество, поразившее даже врагов? Где его истоки? Есть в наших людях черта: в трудные минуты жизни, в тяжёлую годину легко отрешаться от всего привычного, чем жил изо дня в день. Был просто человек, а потребовалось от него быть героем — он им становился.

Ведущий.В старые времена рекрутского набора рекрут пел жалобные песни, прощался с отцом, с матерью, и вот уже другим человеком — суровым, бесстрашным, оберегая честь отечества своего, шёл через альпийские ледники за Суворовым; уперев штык, отражал под Москвой атаки кирасиров Мюрата; в чистой нательной рубахе стоял под губительными пулями Плевны, ожидая приказа идти на неприступные высоты.

Ведущий.Меняются времена, но сердце народное не меняется, оно остаётся таким же мужественным в испытаниях.

 «Хатынь» — так называется следующая станция. (Раздаётся звон колокола.)

Ведущий. Торжественно-траурный перезвон хатынских колоколов днём и ночью разносится по Белоруссии. Каждый народ гордится победами, одержанными в борьбе за свободу и независимость Родины, и свято помнит об утратах, понесённых во имя этих побед.

Ведущий.Символ безмерных испытаний белорусов — Хатынь, представляющая 136 белорусских деревень, уничтоженных в годы войны вместе с их жителями. За три года немецкой оккупации погиб каждый четвёртый житель Белоруссии.

Ведущий. Страшная участь Хатыни была предначертана задолго до гибели. По планам Гитлера три четверти белорусов предусматривалось выселить с занимаемых территорий, а остальных превратить в рабов. Но белорусский народ поднялся на борьбу с фашистами. Ведущий. Из донесений немецкого командования «Сегодня партизанская война охватывает всю Белоруссию, почти все леса наполнены партизанами. Партизанская война грозит превратиться в тыловой фронт немецкой армии»

 Ведущий Немцы поняли, что этот небольшой и миролюбивый народ покорить не удастся, и взяли чудовищный курс на его ликвидацию.

Ведущий. Сознавая ежеминутную опасность, грозившую фашистам из лесов и деревень, они в своём страхе дошли до исступления и готовы были убивать каждого. Но чтобы убить всех, прежде надо было их победить. А это оказалось сверх возможностей гитлеровцев, и они убивали, мстя за свои неудачи на фронте и в боях с партизанами, убивали тех, кто помогал или только мог помочь партизанам. 2 миллиона 230 тысяч человеческих жизней — тяжкая плата народа за свою независимость.

Ведущий. Кровавая трагедия Хатыни, этого лесного села в 26 дворов, произошла 22 марта 1943 года, когда отряд немецких карателей внезапно окружил деревню.

Ведущий. Цепь карателей медленно и неумолимо приближается к деревне. Они заглядывают в каждую дверь, в каждую яму, щель.Это описал в своей повести А Адамович «Хатынская повесть»

(Ученица в чёрном траурном платке рассказывает от первого лица отрывок из «Хатынской повести» А.Адамовича.)

Чтец. «Нас вытолкали на улицу, по которой уже гнали людей с криком, ударами прикладов, палок. В стороне от амбара толпятся немцы в офицерских фуражках, стоят машины. И два пулемёта, нацеленные на амбар. У распахнутых ворот нас поджидает коридор из овчарок и карателей. Когда людей позатолкали, позашвыривали в амбар и нас поглотила воющая темнота, дверь закрыли и теперь заколачивали глухими кладбищенскими ударами.

И уже детские крики во всех концах амбара:

— Мамочка, дым!

— Ой, запалили!

— Мама, это будет больно?

...А где-то есть поле, тишина, звенящая кузнечиками, полевая дорога, спокойно идущий куда-то человек. Слышу голос:

—  Сынок мой, зачем ты в эту резину обулся? Твои ножки будут очень долго гореть.

В отверстие в амбаре выбросили мальчика. Офицер поморщился. Мальчик вырывался, а его перебрасывали назад, к окошку. Женщина, наверно, его мать, торопится выбраться наружу, ищет глазами мальчика: где он, что с ним? А мальчик уже исчез в чёрной дыре. Женщина побежала к ней, тёмная от ужаса и муки. Её застрелили и швырнули к стенке, на солому. Офицер с гримасой неудовольствия направился к легковой машине. Это был знак

— кончать. Взметнулось от соломы по стене пламя, Я всё смотрела, как из окошек выбрасывают детей и они падают прямо в горящую солому».

Ведущий. Фашисты согнали хатынцев в сарай и подожгли его, а тех, кто пытался спастись, расстреляли из пулемётов. 149 человек, из них 76 детей, навечно остались в этой адской могиле.

Ведущий. Только один житель деревни кузнец Иосиф Иосифович Каминский чудом спасся из огня. Теперь он в бронзе встал с мёртвым сыном Адамом на вытянутых руках. В этих его руках всё — и скорбь, и трагизм, и воля к жизни, давшая белорусам возможность выстоять и победить.

Чтец. «Люди добрые, помните: мы любили и жизнь, и Родину, и вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть боль и печаль станут силой и мужеством, чтоб смогли мир и покой на земле увековечить, чтобы нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала».

Ведущий. А теперь послушайте «отчёт» фашистов. Отчётом они называли уничтожение ни в чём не повинных людей.

Чтец. Уничтожение деревни Хатынь... Казнь была произведена планомерно и без особых происшествий. Большинство жителей деревни сохраняло самообладание и шло навстречу вполне заслуженной судьбе, которая вследствие их нечистой совести не являлась для них неожиданностью.

Чтец. ...

Места нет пощаде

 И не у нас её проси,

Мы будем мёртвых глуше.

Проси у тех, чьи на Руси

Сгубил безвинно души.

Проси у тех, кого ты сжёг,

Зарыл в земле живыми –

Не шевельнётся ли песок,

Притоптанный над ними?

Проси у тех, кому велел Самим копать могилу,

Проси у тех, кого раздел

В предсмертный час постылый.

Проси у девочки у той,

Что в дула ружей глядя,

Спросила с детской простотой:

 - Чулочки тоже, дядя?

У той, худое тельце чьё

У края рва поставил.

 Проси пощады у неё,

 А мы щадить не вправе.                  Александр Твардовский

Ведущий. Слово «война» женского рода. Но «У войны не женское лицо». Так мы назвали следующую нашу станцию.

Ю.Друнина о девочках войны пишет:

С восторгом нас, девчонок, не встречали,

Нас гнал домой охрипший военком.

Так было в сорок первом.

А медали

И прочие регалии — потом.

Чтец.

Качается рожь несжатая,

Шагают бойцы по ней,

Шагаем и мы девчата,

Похожие на парней.

Нет, это горят не хаты

-То юность моя в огне.

Идут по войне девчата,

Похожие на парней. (Ю.Друнина)

Чтец.

Смотрю назад, в продымленные дали

-Нет, не заслугой в тот зловещий год,

А высшей честью школьницы считали

Возможность умереть за свой народ.

 Ведущий. В основу повести Б.Васильева «А зори здесь тихие...» положен маленький, совсем незначительный в масштабах Великой Отечественной войны эпизод. Герои повести — девушки, вынужденные заниматься суровым ремеслом войны.

(Инсценировка отрывка из повести. Пять девочек замерли, как на довоенной фотографии. На них пилотки. Они рассказывают.)

1. — На дверях нашего домика висела медная дощечка: «Доктор медицины Соломон Аронович Гурвич». У нас была очень дружная и очень большая семья. А ещё в университете я донашивала платья, перешитые из платьев сестёр. А потом надела форму. И сапоги на два номера больше.

2.—  После споём с тобой, Лизавета. Вот выполним боевой приказ и споём, — сказал мне старшина.

3.— А я из детдома. И фамилию мне такую дали Четвертак, потому что меньше всех ростом вышла...

4.— Женька, совсем ты голову заморочила лейтенанту Сергейчуку... — ругал меня папа. — Счастливое было время, весёлое...

5.— А у меня к немцам свой счёт имеется...

(Те же девочки говорят о гибели своих героинь.)

1.—  Соня Гурвич погибла от ножа немецкого диверсанта, когда побежала за кисетом старшины Васкова.

2.—  Галя Четвертак, не выдержав напряжения боя, бросилась бежать и была убита.

3.— Лиза Бричкина утонула в болоте, когда торопилась выполнить приказ Васкова.

4.— Женя Камелькова ценой собственной жизни пыталась спасти Риту.

5.—  Смертельно раненная Рита Осянина застрелилась, не желая попасть в плен к немцам.

Ведущий. Может быть, всем девушкам стоило затаиться, спрятаться? Ведь они

были зенитчицы, в их обязанности входило сбивать самолёты и не по силам им

было противостоять немецким диверсантам?

(Смотрим фрагмент кинофильма С. Ростоцкого «А зори здесь тихие...», сцену

прощания Риты Осяниной с Федотом Васковым.)

Ведущий. У войны не женское лицо. Не воевать, а жить, любить, рожать детей

должна женщина. Но всё это отняла у неё война, оставив одно право — Родину

защищать.

(Звучит песня из кинофильма «Белорусский вокзал», стихи Б.Окуджавы.)

Ведущий. Закончилась самая страшная в истории человечества война. Война —

это погибшие молодые жизни, непрожитые великие биографии, несбывшиеся

надежды, ненаписанные книги, несовершившиеся открытия, невесты, не ставшие

жёнами.

Ведущий. Кто-то встретил Победу у стен рейхстага в Берлине, кто-то видел праздничные залпы на Красной площади в Москве.

Ведущий. А герои рассказа Е.Носова «Красное вино Победы» встретили 9 Мая в

госпитале. И очень обидно, несправедливо, когда смерть настигала бойца в день

Победы.

(Ученик читает отрывок.)

Чтец. «И это всё? — спрашивал я себя, покрываясь холодной испариной. — Больше для него ничего не будет? Тогда зачем же он был? Для чего столь долго ожидал своей очереди родиться на земле? Эта его возможность появления оберегалась тысячелетиями, предки пронесли её через всю историю — от первобытных пещер до современных небоскрёбов. Пришло время, сошлись, совпали какие-то шифры таинства, и он, наконец, родился... Но его срезало осколками, и он снова исчез в небытие...

В это самое время, в час сумерек, когда санитары укладывали Копёшкина в морге, в окнах его избы, должно быть, уже затеплился жидкий огонёк керосиновой лампы, завиднелись головёнки ребятишек, обступивших стол с вечерней похлёбкой. Топчется у стола жена Копёшкина, что-то подкладывает, подливает. Она теперь тоже знает о Победе, и все в доме — в молчаливом ожидании хозяина, который не убит, а только ранен, и, даст Бог, всё обойдётся. Тишину нарушил Саенко.

— Что ж... Давайте помянем. Не повезло парню... Как хоть его звали?

— Иваном, кажется...

— Ну... прости-прощай, брат Иван. Саенко плеснул немного из стакана на изголовье, на котором ещё только что лежал

Копёшкин. Вино густо окрасило белую накрахмаленную наволочку. — Вечная тебе

память.

Оставшееся в стакане вино он разнёс по койкам, и мы выпили по глотку. Теперь

оно показалось таинственно-тёмным, как кровь.

В вечернем небе снова вспыхивали праздничные ракеты».

(Звучит мелодия песни «Журавли» (стихи Р.Гамзатова, музыка И.Френкеля).

Девочка и мальчик в военной форме танцуют вальс-расставание.)

Чтец

 Их теперь не обнять,

 Не пожать им ладонь.

Но восстал из земли

Негасимый огонь

 -Скорбный огонь,

Гордый огонь,

Светлый огонь.

Это павших сердца

Отдают до конца

Своё яркое пламя живущим.

О Великой Отечественной войне написано много интересных рассказов, повестей, стихотворений. Надеюсь, вы не остались равнодушными по отношению к тому, о чём мы рассказали. Люди с нечистой совестью пытаются пересмотреть ход великой войны, пытаются оправдать нацистских преступников. Они  оскверняются могилы советских воинов в прибалтийских и европейских странах, а воинов-освободителей называют оккупантами, только знание правды о войне можно противопоставить всему этому. И ещё мы должны помнить, какой ценой досталась нам Победа.

Звучит стихотворение М. Джалиля “Варварство”(1943).

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных... Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг, –
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
 выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
– Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! –
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
– Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? –
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
– Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты
вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. –
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Математический поезд"

Данное мероприятие проводилось в 8 классех. Оно направлено на укрепление интереса учащихся к математике. развитие сообразительности. любознательности логического и творческого мышления, развитие культ...

Конспект внеклассного мероприятия "Физический поезд"

Предлагаю конспект внеклассного мероприятия по физике в 8 классе, которое можно провести в рамках недели физики в школе. Просто подготовить. Правда, у меня есть карта "Страны Физических Знаний" (очень...

Методическая разработка урока внеклассного чтения по литературе «Всё это в памяти моей»

методическая разработка урока по литературе в форме устного журнала...

Внеклассное мероприятие "Грамматический поезд"

Разработка внеклассного мероприятия по русскому языкудля учащихся 5-7классов...

Внеклассное мероприятие "Математический поезд" для 5-6 классов

Данное внеклассное мероприятие можно использовать на неделе естественно-математических наук. Разработка содержит весь необходимый набор материал....

Внеклассное мероприятие "Математический поезд"

Разработка внеклассного мероприятия по математике....

Внеклассное мероприятие "Спортивный поезд"

Каждая команда получает маршрутный лист с указанием порядка прохождения станций. Придя на станцию, игроки получают задание и выполняют его, при выполнении задания диспетчер делает отметку в маршрутном...