Главные вкладки

    открытый урок "Границы выразимого в слове и чувстве"(по произведению В.А.Жуковского "Невыразимое")
    методическая разработка по литературе (9 класс)

    Козлова Ирина Петровна

    Комплексная дидактическая цель : формирование представления о роли природы в жизни человека.

    Тип урока: практикум.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_nevyrazimoe.rar377.81 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока

    Комплексная дидактическая цель : формирование представления о роли природы в жизни человека.

    Тип урока: практикум.

    Методы: словесный, проблемный, эвристический.

    Приемы: беседа, практические упражнения, «чтение с остановкой», «6 шляп», «карусель», «двойной дневник», «последнее слово - за мной», «психорисунок».

    Формы работы: групповая, коллективная, индивидуальная.

    Педагогическая технология: технология развития критического мышления (ТРКМ) как одна из форм организации системно-деятельностного подхода обучения..

    Средства обучения: дидактический материал, изготовленный учителем:  текст произведения «Невыразимое», «бланк «двойной дневник», определения терминов из разных источников, маркеры, бумага А3, бумага А4, карандаши, текст сигнального диктанта и сигнальные карточки,  творческие задания для приема «карусель».

    Материально-техническое оборудование: ПК, проектор, экран, акустические колонки, ЭОР.

    Цель урока: формирование понимания роли выразимого в слове и чувстве человека.

    Задачи: обучающая – формировать умения выделять проблему в художественном тексте, развивающая – развивать навыки анализа, логического мышления, монологической и диалогической речи, приобщать к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности, воспитательная – воспитывать духовно-нравственную личность, стремящуюся к созерцанию.

    Этапы

    урока

    Деятельность

    учителя

    Деятельность

    обучающихся

    Формируемые УУД

    Дидактические средства

    и ЭОР(ЦОР)

    Вызов

    Приветствует обучающихся.

    Предлагает тему урока.

    Отвечают на приветствие.

    Настраиваются на урок.

    Коммуникативные-

    К1.1, К1.3, К1.5.

    Регулятивные – РВС.

       

       

    Предлагает  цель и задачи.

    Демонстрирует  аудиозапись.

    Утверждают цель и задачи урока.

    Слушают аудиозапись.

    Коммуникативные – К4.3,

    Регулятивные – РЦ.

    Познавательн. – НЕО2,

    ПЛ4, ПЛ8.

    (общеучебные и логические).

    В.А.Жуковский. «Невыразимое.»

    http://www.proshkolu.ru/club/literature8/

    Предлагает словарную работу.

    Выполняют задание.

    Составляют свою словарную статью для понятия «элегия».

    Коммуникативные –

    К2.4, К4.1.

    Регулятивные – Ркон, РЦ.

    Познавательные –

    ПЛ4, ПО8, ПП2, ПЛ7

    Задание:  выделите маркером общее и на основе  определений  составьте свое

    Элегия - (др.-греч. ἐλεγεία) — лирический жанр, содержащий в свободной стихотворной форме какую-либо жалобу, выражение печали или эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни.

    (Википедия- свободная энциклопедия)

    ……………

    Осмысление

    «Чтение с остановками».

    Предлагает чтение текста  по частям.

    Задает вопросы.

    Отвечают устно на вопросы.

    Внимательно слушают друг друга и учителя.

    Задают вопросы учителю.

    Коммуникативные –

    К1.1, К4.3.

    Регулятивные – РВС.

    Предметные –ПЛ7, ПЛ1.

    Личностные –НЭО7,НЭО2

    Текст «Невыразимое». Слайды.

     

    «Двойной дневник».

    Предлагает заполнить дневник.

    Осуществляет проверку дневника.

    Заполняют дневник.

    Самоконтроль, взаимоконтроль.

    Коммуникативные –

    К1.1, К1.3, К4.1.

    Регулятивные – РКор, РВС

    Слова  или  фразы  из текста,

    которые вас впечатлили

    (согласие, протест, непонимание)

    Ваш комментарий:

    -что заставило записать именно эти слова (фразы)?

    -какие мысли, вопросы, ассоциации они вызвали у вас?

    «Карусель».

    Предлагает 3 группам ответить на проблемные вопросы.

    Работа с текстом:

    1.Сформулируйте тему «Невыразимого».

    2.Определите идею «Невыразимого».

    3.Определите проблему «Невыразимого».

    Отвечают письменно на проблемные вопросы в группах.

    Передают листы другим группам по часовой стрелке.

    Коммуникативные -

    К3.2, К3.4, К4.1.

    Регулятивные – РПр.

    Познавательные –

    ПО8, ПЛ1, ПП2.

     Бумага А3

    Диктует сигнальный диктант.

     Работают индивидуально, поднимая карточки.

    Обсуждают и корректируют неверные ответы.

    Обсуждение ведут в корректной форме.

    Самостоятельно оценивают свои ответы.

    Коммуникативные

    К1.5, К3.4, К4.1.

    Регулятивные РВС.

    Познавательные –

    ПО8, ПО6, ПЛ2, ПП2

    Текст сигнального  диктанта

    1.Произведение «Невыразимое» можно определить как жанр элегии  (+)

    2.Главный герой произведения – «дивная природа»  (+)

    3.Произведение «Невыразимое» относится к литературному направлению романтизм  (+)

    Рефлексия

    «6 шляп».

    Предлагает ответить на вопросы.

    1.Белая шляпа (шляпа информации): изложите (по тексту) факты, которые влияют на формирование чувств.

    2.Красная (эмоций): какие эмоции вы испытали при изучении элегии «Невыразимое»?

    3.Черная (пессимизма): какие причины указывают на то, что необходимо изучать такие вещи.

    4.Желтая (оптимизма): что «+» вынесли вы для себя , читая это произведение?

    5.Зеленая (возможностей): какие произведения вы бы рекомендовали на эту тему? (подумайте  еще в свободное время)

    6. Я голубую шляпу (шляпу ведущего) оставляю себе и спрошу вас:

    -Чему научились?

    Какие они, « границы  выразимого
    в слове и чувстве»?

    Отвечают устно на вопросы.

    Коммуникативные –

    К1.1, К4.3.

    Регулятивные – РВС.

    Предметные –ПЛ7, ПЛ1.

    Личностные –НЭО7,НЭО2

         

    «Последнее слово за мной».

    Предлагает  задание:

    найти в тексте слова, которые объясняют, можно ли словом выразить невыразимое, или величие творца»?

    Отвечают устно на вопросы.

    Коммуникативные –

    К1.1, К4.3.

    Регулятивные – РВС.

    Предметные –ПЛ7, ПЛ1.

    Личностные –НЭО7,НЭО2

    «Психорисунок».

    Предлагает задание:

    нарисовать «невыразимое».

    Объяснить!

    Предлагает д\з:

    дорисовать рисунок в цвете.

    Выучить элегию «Невыразимое» наизусть \ выразительное чтение.

    Выставляет отметки.

    Рисуют карандашом.

    Записывают д\з.

    Коммуникативные –

    К1.1, К4.3.

    Регулятивные – РВС.

    Предметные –ПЛ7, ПЛ1.

    Личностные –НЭО7,НЭО2

        Бумага А4.

                 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Стихотворение А.А. Ахматовой " Нам свежесть слов и чувства простоту"

    Анализ стихотворения с целью выявления пушкинских традиций в творчестве А.А. Ахматовой....

    Открытый урок литературы по теме "Дар чувствовать, понимать..." (по пьесе А.Вампилова "Свидание"). 7-й класс

    Цель урока: привлечь внимание учащихся к творчеству одного из самых интересных драматургов нашего времени, земляка А.Вампилова в канун 70-летия со дня рождения;Воспитать вежливое уважительное от...

    Открытое мероприятие по психологии «В мире чувств».

    Открытое  мероприятие  по психологии...

    Конспект открытого урока по теме: Слово-предмет и слово-действии (обобщающий урок) в 1 классе.

    Конспект открытого урока в 1 классе.Тема: Слово-предмет и слово-действие (обобщающее занятие).Цель: Дифференциация слов-предметов и слов-действий....

    Материал к уроку «Пушкинские традиции в стихотворении А.А. Ахматовой “Нам свежесть слов и чувства простоту…”»

      Тернист путь Божьего избранника - поэта. Наделённый особым даром, видящий не только прекрасное, божественное, но и жизнь во всей её полноте, в противоречиях, он и сам подвержен внутренне...

    Открытый урок по литературе в 9 классе на тему: «Границы выразимого в слове и чувстве» (по произведению В.А.Жуковского «Невыразимое»)

    Сценарный план урока                 Комплексная дидактическая цель: формирование представления о роли природы в жи...