Конспект открытого урока литературы в 9 классе "Границы выразимого в слове и чувстве" (по произведению В.А.Жуковского "Невыразимое")
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Козлова Ирина Петровна

Цель урока: формирование понимания роли выразимого в слове и чувстве человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_nevyrazimoe.rar702.14 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексная дидактическая цель : формирование представления о роли природы в жизни человека.

Тип урока: практикум.   Методы: словесный, проблемный, эвристический.

Приемы: беседа, практические упражнения, «чтение с остановкой», «6 шляп», «карусель», «двойной дневник», «последнее слово - за мной», « психорисунок».

Формы работы: групповая, коллективная, индивидуальная.

Педтехнология: ТРКМ.

Средства обучения: дидактический материал, изготовленный учителем:  текст произведения «Невыразимое», «бланк «двойной дневник», определения терминов из разных источников, маркеры, бумага А3, бумага А4, карандаши, текст сигнального диктанта и сигнальные карточки,  творческие задания для приема «карусель».

Материально-техническое оборудование: ПК, проектор, экран, акустические колонки, ЭОР.

Цель урока: формирование понимания роли выразимого в слове и чувстве человека.

Задачи: обучающая – формировать умения выделять проблему в художественном тексте, развивающая –развивать навыки анализа, логического мышления, монологической и диалогической речи, приобщать к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности, воспитательная – воспитывать духовно-нравственную личность, стремящуюся к созерцанию.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Дидактические средства и ЭОР(ЦОР)

Вызов

Приветствует обучающихся.

Предлагает тему урока.

Отвечают на приветствие.

Настраиваются на урок.

     

Предлагает  цель и задачи.

Демонстрирует

аудиозапись.

Утверждают цель и задачи урока.

Слушают аудиозапись.

В.А.Жуковский. Невыразимое МП-3

Предлагает словарную работу.

Выполняют задание.

Составляют свою словарную статью для понятия «элегия».

Задание:  выделите маркером общее и на основе  определений  составьте свое

 Элегия - (др.-греч. ἐλεγεία) — лирический жанр, содержащий в свободной стихотворной форме какую-либо жалобу, выражение печали или эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни.                                        

 (Википедия- свободная энциклопедия)

……………

Осмысление

«Чтение с остановками».

Предлагает чтение текста  по частям.

Задает вопросы.

Отвечают устно на вопросы.

Внимательно слушают друг друга и учителя.

Задают вопросы учителю.

Текст «Невыразимое». Слайды.

«Двойной дневник».

Предлагает заполнить дневник.

Осуществляет проверку дневника.

Заполняют дневник.

Самоконтроль, взаимоконтроль.

Слова  или  фразы  из текста,

которые вас впечатлили

(согласие, протест, непонимание)

Ваш комментарий:

-что заставило записать именно эти слова (фразы)?

-какие мысли, вопросы, ассоциации они вызвали у вас?

«Карусель».

Предлагает 3 группам ответить на проблемные вопросы.

Работа с текстом:

1.Сформулируйте тему «Невыразимого».

2.Определите идею «Невыразимого».

3.Определите проблему «Невыразимого».

Отвечают письменно на проблемные вопросы в группах.

Передают листы другим группам по часовой стрелке.

Бумага А3

Диктует сигнальный диктант.

Поднимают сигнальные карточки – отвечают на вопросы диктанта.

  Текст сигнального диктанта

1.Произведение «Невыразимое» можно определить как жанр элегии  (+)

2.Главный герой произведения – «дивная природа»  (+)

3.Произведение «Невыразимое» относится к литературному направлению романтизм  (+)

Рефлексия

«6 шляп».

Предлагает ответить на вопросы.

1.Белая шляпа (шляпа информации): изложите (по тексту) факты, которые влияют на формирование чувств.

2.Красная (эмоций): какие эмоции вы испытали при изучении элегии «Невыразимое»?

3.Черная (пессимизма): какие причины указывают на то, что необходимо изучать такие вещи.

4.Желтая (оптимизма): что «+» вынесли вы для себя , читая это произведение?

5.Зеленая (возможностей): какие произведения вы бы рекомендовали на эту тему? (подумайте  еще в свободное время)

6. Я голубую шляпу (шляпу ведущего) оставляю себе и спрошу вас:

-Чему научились?

Отвечают устно на вопросы.

 

«Последнее слово за мной».

Предлагает  задание:

найти в тексте слова, которые объясняют, можно ли словом выразить невыразимое, или величие творца»?

Отвечают устно на вопросы.

 «Психорисунок».

Предлагает задание: нарисовать «невыразимое».

Объяснить!

Предлагает д\з: дорисовать рисунок в цвете.

Выучить элегию «Невыразимое» наизусть \ выразительное чтение.

Выставляет отметки.

Рисуют карандашом.

Записывают д\з.

Бумага А4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока литературы по теме "К.Г.Паустовский. Рассказ"Телеграмма" "

Главная задача урока-воспитывать в учениках чувство благодарности и заботы к родителям, умение ценить красоту и силу материнской любви. Данный урок можно провести и как воспитательное мероприятие - кл...

Конспект открытого урока литературы: "Война, жесточе нету слова..."

Размещенный урок литературы можно использовать так же, как вариант классного часа, посвещенного Дню Победы.Урок оставляет неизгладимые впечатления у учеников....

Конспект открытого урока литературы "Очарованье русского романса" в 8 классе

Конспект урока литературы в 8 классеТема урока: «Очарованье русского романса»Учителя русского языка и литературы МОУ ООШ с.Талалихино Гешко Е.В. Цель урока: познакомить учащихся с жанровыми особе...

Два "Пророка" (конспект открытого урока литературы в 10 классе)

Сравнительный анализ двух одноимённых стихотворений А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова....

открытый урок "Границы выразимого в слове и чувстве"(по произведению В.А.Жуковского "Невыразимое")

Комплексная дидактическая цель : формирование представления о роли природы в жизни человека.Тип урока: практикум....

Открытый урок по литературе в 9 классе на тему: «Границы выразимого в слове и чувстве» (по произведению В.А.Жуковского «Невыразимое»)

Сценарный план урока                 Комплексная дидактическая цель: формирование представления о роли природы в жи...

Конспект открытого урока литературы учителя русского языка и литературы Степановой Э.Г. по повести И.С.Тургенева “Ася”.

Цели урока: понять идею рассказа «Ася», уяснить авторскую позицию в произведении; выяснить, что характерно для литературного типа «тургеневской девушки»? способс...