План-конспект открытого урока литературы по теме "К.Г.Паустовский. Рассказ"Телеграмма" "
план-конспект урока по литературе по теме

Главная задача урока-воспитывать в учениках чувство благодарности и заботы к родителям, умение ценить красоту и силу материнской любви. Данный урок можно провести и как воспитательное мероприятие - классный час, посвящённый Дню Матери, который отмечается 25ноября.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok8klass.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

                             

   

                                                             ПЛАН – КОНСПЕКТ

                                                             открытого урока литературы

                                                                            в 8 классе

        ТЕМА УРОКА:   К. Г. Паустовский. Рассказ «Телеграмма»

         ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:  1)совершенствовать умение учащихся

                                                    определять нравственную проблематику

                                                     художественного произведения, давать оценку

                                                     действиям героев, понимать тему и идею,

                                                    выражать своё отношение к прочитанному;

                                                  2)совершенствовать речемыслительную деятельность,

                                                  3 ) совершенствовать навык  выборочного                                          

                                                      подробного  пересказа;

                                                  4) учить внимательно относиться к слову

                                                        в художественном произведении;

                                                  5 )воспитывать чувство благодарности и заботы

                                                      к родителям, умение и способность ценить

                                                      красоту и силу материнской любви.

   ОБОРУДОВАНИЕ:         1. портрет писателя К. Г. Паустовского

                                              2.телеграмма(образец)

                                              3. плакат с фотографиями матерей учеников.

  ПОДГОТОВКА К УРОКУ:  1.прочитать рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма»

                                                 2. в тетрадях по литературе написать мини – сочинения на                                

                                                    тему « Расскажу  о моей маме»

                                                 3. принести на урок фотографии матерей

                                                            Ход урока:

1.Оргмомент.      

   На доске заранее:  1. запись темы урока;

                                   2.эпиграф урока: «Сколько б я тебя, мать, ни жалела,

                                                                   Всё равно пред тобой я в долгу!»

                                                                                            ( В.Ф. Боков)

                                  3.портрет писателя;

                                  4. семейные фотографии учеников;

Учитель объявляет тему урока, его задачи.

2. Словарно – лексическая викторина.

- Как называла свой дом главная героиня рассказа  Катерина Петровна и почему?

                                                                                                             (мемориальный)

- Село, где доживала свой век Катерина Петровна?

                                                                                                               (Заборье)

- «Без него» Катерина Петровна не знала бы, как дожить до утра?

                                                                                                                   (керосиновый ночник)

- Как называл скульптор Тимофеев свою неуютную квартиру?

                                                                                                                       (берлога)

- Как называет сторож Тихон пустого, легкомысленного человека?

                                                                                                                         (пустельга)

3.Выборочный подробный пересказ

    а) о Катерине Петровне (семья, в которой она родилась, как прошла молодость,с кем и как живёт сейчас)

б) об Анастасии Семёновне (где живёт, работает, отзывы коллег о ней)

в)о стороже Тихоне(как он пытается помочь старушке)

СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ:

- Как вы, ребята, считаете, как могло случиться, что Настя, заботясь о скульпторе    

   Тимофееве, проявляет такое невнимание к матери?

4Слово учителя

- Ребята, рассказ «Телеграмма» был создан писателем после одного реального случая, который произошёл в  небольшой деревне под Рязанью, где Константину Георгиевичу довелось жить.

 Слушайте внимательно, чтобы смогли сравнить художественное произведение с мемуарами.

-Чтение воспоминаний писателя. [1]

5.БЕСЕДА»Сделаем выводы»

- Как воображение художника изменило, углубило факты действительности, раскрыло их сущность?

- Что писатель домыслил в рассказе? Для чего, по-вашему?

- Подумайте над тем, как  в рассказе, в котором писатель не говорит о себе, выражено его отношение к героям(например, к Катерине Ивановне, Насте)?

-Можете ли вы назвать ещё произведения, в которых писатели показывают одиночество старых родителей и их безответную любовь к детям?

6.Чтение отрывков : из повести «Детство» Л. Н. Толстого, «Рыцарь на час» Н. А. Некрасова, «Мама» Расула Гамзатова, «Оренбургский пуховый платок » Виктора Бокова [2]

- Сформулируйте тему, которая объединяет все эти произведения?

                                                                (красота и сила материнской любви)

- Что отличает эти произведения от рассказа «Телеграмма»?

7.Слово ученикам. Каждый выходит к доске с фотографией мамы, сообщает, в какой момент жизни она сфотографирована, рассказывает о ней (или читает своё домашнее сочинение)

8.Итог урока.

- Ребята,   наш сегодняшний урок, ваши сочинения о матерях, произведения ,  которые мы    рассматривали, чему вас научили, над чем заставили задуматься?

9.Слово учителя

- Да, ваши матери отдают вам все свои силы и любовь. Помните об этом, будьте им благодарны,

Не оставляйте в одиночестве, заботьтесь, чтобы потом не испытать «непоправимой вины, невыносимой тяжести», которые испытала Настя, героиня рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма»

Литература

1.Г.И.Беленький, О.М.Хренова. »Читаем, думаем, спорим…» Москва. Просвещение.  

  АО »Учебная литература» 1995г. (  Стр.176-179)

2.Г.И.Беленький, О.М. Хренова «Читаем, думаем, спорим…» Москва. Просвещение1995г

     АО «Учебная литература»    ( Стр. 180-185  )

         Рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма» как  обязательное произведение изучается  на уроках литературы  в 8классе  по программе Г.И.Беленького в разделе «Русская литература ХХвека.» На его изучение отводится два часа .

           Перейдя на программу В. Я. Коровиной, с большим сожалением  узнала, что и сам писатель, и его рассказ исключены автором из программы. А ведь это произведение о взаимоотношениях родителей и детей, о милосердии, об ответственности человека за свои поступки. Именно эти  вопросы на сегодняшний день в нашем обществе одни из самых «больных».  Поэтому я  взяла из раздела « Из зарубежной литературы» 1урок  и заменила его уроком внеклассного чтения, темой которого стал  рассказ К.Г.Паустовского «Телеграмма».

          Произведение позволяет решать не только образовательные задачи, а именно: совершенствует навык выборочного подробного пересказа, учит внимательно относиться к слову в художественном произведении,- но и воспитывает в подростках чувство благодарности и заботы к родителям, умение ценить красоту и силу материнской любви.  

          Считаю,  данный  урок можно провести и как воспитательное мероприятие, например, классный час, посвящённый празднику – Дню Матери,- который теперь  ежегодно отмечается 25ноября.