Главные вкладки

    План-конспект открытого урока литературы по теме "К.Г.Паустовский. Рассказ"Телеграмма" "
    план-конспект урока по литературе по теме

    Главная задача урока-воспитывать в учениках чувство благодарности и заботы к родителям, умение ценить красоту и силу материнской любви. Данный урок можно провести и как воспитательное мероприятие - классный час, посвящённый Дню Матери, который отмечается 25ноября.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytyy_urok8klass.doc38 КБ

    Предварительный просмотр:

                                 

       

                                                                 ПЛАН – КОНСПЕКТ

                                                                 открытого урока литературы

                                                                                в 8 классе

            ТЕМА УРОКА:   К. Г. Паустовский. Рассказ «Телеграмма»

             ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:  1)совершенствовать умение учащихся

                                                        определять нравственную проблематику

                                                         художественного произведения, давать оценку

                                                         действиям героев, понимать тему и идею,

                                                        выражать своё отношение к прочитанному;

                                                      2)совершенствовать речемыслительную деятельность,

                                                      3 ) совершенствовать навык  выборочного                                          

                                                          подробного  пересказа;

                                                      4) учить внимательно относиться к слову

                                                            в художественном произведении;

                                                      5 )воспитывать чувство благодарности и заботы

                                                          к родителям, умение и способность ценить

                                                          красоту и силу материнской любви.

       ОБОРУДОВАНИЕ:         1. портрет писателя К. Г. Паустовского

                                                  2.телеграмма(образец)

                                                  3. плакат с фотографиями матерей учеников.

      ПОДГОТОВКА К УРОКУ:  1.прочитать рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма»

                                                     2. в тетрадях по литературе написать мини – сочинения на                                

                                                        тему « Расскажу  о моей маме»

                                                     3. принести на урок фотографии матерей

                                                                Ход урока:

    1.Оргмомент.      

       На доске заранее:  1. запись темы урока;

                                       2.эпиграф урока: «Сколько б я тебя, мать, ни жалела,

                                                                       Всё равно пред тобой я в долгу!»

                                                                                                ( В.Ф. Боков)

                                      3.портрет писателя;

                                      4. семейные фотографии учеников;

    Учитель объявляет тему урока, его задачи.

    2. Словарно – лексическая викторина.

    - Как называла свой дом главная героиня рассказа  Катерина Петровна и почему?

                                                                                                                 (мемориальный)

    - Село, где доживала свой век Катерина Петровна?

                                                                                                                   (Заборье)

    - «Без него» Катерина Петровна не знала бы, как дожить до утра?

                                                                                                                       (керосиновый ночник)

    - Как называл скульптор Тимофеев свою неуютную квартиру?

                                                                                                                           (берлога)

    - Как называет сторож Тихон пустого, легкомысленного человека?

                                                                                                                             (пустельга)

    3.Выборочный подробный пересказ

        а) о Катерине Петровне (семья, в которой она родилась, как прошла молодость,с кем и как живёт сейчас)

    б) об Анастасии Семёновне (где живёт, работает, отзывы коллег о ней)

    в)о стороже Тихоне(как он пытается помочь старушке)

    СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ:

    - Как вы, ребята, считаете, как могло случиться, что Настя, заботясь о скульпторе    

       Тимофееве, проявляет такое невнимание к матери?

    4Слово учителя

    - Ребята, рассказ «Телеграмма» был создан писателем после одного реального случая, который произошёл в  небольшой деревне под Рязанью, где Константину Георгиевичу довелось жить.

     Слушайте внимательно, чтобы смогли сравнить художественное произведение с мемуарами.

    -Чтение воспоминаний писателя. [1]

    5.БЕСЕДА»Сделаем выводы»

    - Как воображение художника изменило, углубило факты действительности, раскрыло их сущность?

    - Что писатель домыслил в рассказе? Для чего, по-вашему?

    - Подумайте над тем, как  в рассказе, в котором писатель не говорит о себе, выражено его отношение к героям(например, к Катерине Ивановне, Насте)?

    -Можете ли вы назвать ещё произведения, в которых писатели показывают одиночество старых родителей и их безответную любовь к детям?

    6.Чтение отрывков : из повести «Детство» Л. Н. Толстого, «Рыцарь на час» Н. А. Некрасова, «Мама» Расула Гамзатова, «Оренбургский пуховый платок » Виктора Бокова [2]

    - Сформулируйте тему, которая объединяет все эти произведения?

                                                                    (красота и сила материнской любви)

    - Что отличает эти произведения от рассказа «Телеграмма»?

    7.Слово ученикам. Каждый выходит к доске с фотографией мамы, сообщает, в какой момент жизни она сфотографирована, рассказывает о ней (или читает своё домашнее сочинение)

    8.Итог урока.

    - Ребята,   наш сегодняшний урок, ваши сочинения о матерях, произведения ,  которые мы    рассматривали, чему вас научили, над чем заставили задуматься?

    9.Слово учителя

    - Да, ваши матери отдают вам все свои силы и любовь. Помните об этом, будьте им благодарны,

    Не оставляйте в одиночестве, заботьтесь, чтобы потом не испытать «непоправимой вины, невыносимой тяжести», которые испытала Настя, героиня рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма»

    Литература

    1.Г.И.Беленький, О.М.Хренова. »Читаем, думаем, спорим…» Москва. Просвещение.  

      АО »Учебная литература» 1995г. (  Стр.176-179)

    2.Г.И.Беленький, О.М. Хренова «Читаем, думаем, спорим…» Москва. Просвещение1995г

         АО «Учебная литература»    ( Стр. 180-185  )

             Рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма» как  обязательное произведение изучается  на уроках литературы  в 8классе  по программе Г.И.Беленького в разделе «Русская литература ХХвека.» На его изучение отводится два часа .

               Перейдя на программу В. Я. Коровиной, с большим сожалением  узнала, что и сам писатель, и его рассказ исключены автором из программы. А ведь это произведение о взаимоотношениях родителей и детей, о милосердии, об ответственности человека за свои поступки. Именно эти  вопросы на сегодняшний день в нашем обществе одни из самых «больных».  Поэтому я  взяла из раздела « Из зарубежной литературы» 1урок  и заменила его уроком внеклассного чтения, темой которого стал  рассказ К.Г.Паустовского «Телеграмма».

              Произведение позволяет решать не только образовательные задачи, а именно: совершенствует навык выборочного подробного пересказа, учит внимательно относиться к слову в художественном произведении,- но и воспитывает в подростках чувство благодарности и заботы к родителям, умение ценить красоту и силу материнской любви.  

              Считаю,  данный  урок можно провести и как воспитательное мероприятие, например, классный час, посвящённый празднику – Дню Матери,- который теперь  ежегодно отмечается 25ноября.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект к открытому уроку

    В данном конспекте препоставлен подробный план провердения открытого урока в 5х классах...

    План-конспект к открытому уроку "Графики функций,содержащих модуль"

    Факультативное занятие для 9 класса с использованим персонального компьютера и интерактивной доски...

    План - конспект урока по литературе" Мастерство портретных характеристик в рассказе И.С.Тургенева"Бежин луг".

    План- конспект урока по литературе" Мастерство портретных характеристик в рассказе И.С.Тургенева"Бежин луг"....

    План конспект проведение открытого урока В 11 классе. «Отработка приёмов игры в волейбол»

    Волейбол (англ. volleyball от volley — «удар с лёта» и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальн...

    План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике в 5 классе

    План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике по теме "Праздики в Великобритании и США".На уроке учащимися была создана интерактивная презентация Powerpoint...

    План-конспект урока открытия нового знания по теме "The Future Continuous Tense"

    План-конспект урока открытия нового знания по теме "The Future Continuous Tense" с сопроводительной презентацией (по ФГОС второго поколения). Опробован на 5 классе гимназии с углубленным изучением анг...