Конспект открытого урока литературы в 7 классе "Призыв к сочувствию и уважению к людям по произведению А. Платонова "Юшка".
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Читаова Фатима Асхадовна

Цели:

1.Обучающие:

Пробудить в обучающихся осознание необходимости сострадания, сопереживания и любви в живому через нравственный потенциал рассказа;

продолжить работу по формированию умения анализировать прочитанное произведение, выделять основные проблемы, поднятые автором; отношение главного героя к другим действующим лицам произведения, авторские характеристики.

2.Развивающие:

Формировать умение монологического аргументированного высказывания по теме, авторской позиции, личного отношения к описываемым событиям и героям. Развивать творческое воображение обучающихся путем сравнения, позиции личного отношения к описываемым событиям. Закреплять навыки и умения работать в группах, делать выводы.

3.Воспитательные:

Воспитывать и прививать обучающимся духовно-нравственные качества (доброта, совесть, долг, ответственность за себя и близких).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_k_rasskazu_yushka.docx27.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока литературы в 7 классе

Тема: «Призыв к сочувствию и уважению к людям по произведению А.Платонова «Юшка»

Цели:

#1054;бучающие:

Пробудить в обучающихся осознание необходимости сострадания, сопереживания и любви в живому через нравственный потенциал рассказа;

продолжить работу по формированию умения анализировать прочитанное произведение, выделять основные проблемы, поднятые автором; отношение главного героя к другим действующим лицам произведения, авторские характеристики.

#1056;азвивающие:

Формировать умение монологического аргументированного высказывания по теме, авторской позиции, личного отношения к описываемым событиям и героям. Развивать творческое воображение обучающихся путем сравнения, позиции личного отношения к описываемым событиям. Закреплять навыки и умения работать в группах, делать выводы.

#1042;оспитательные:

Воспитывать и прививать обучающимся духовно-нравственные качества (доброта, совесть, долг, ответственность за себя и близких).

Формируемые УУД:

Познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; смысловое чтение; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез.

Регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.

Коммуникативные – инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действия партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные – установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, способность к самооценке своих действий, поступков.

Оборудование: презентация, таблица, опорные слова из текста.

Тип урока: применение знаний, умений и навыков в новой ситуации.

Форма урока: эвристическая беседа с выборочным анализом художественного текста.

Ход урока:

1. Орг. момент: Здравствуйте, ребята! Всем желаю хорошего настроения на сегодняшний день и предлагаю провести урок в формате эвристической беседы с выборочным анализом художественного текста.

2. Вступление Человеческая жизнь – великое чудо. И чтобы она прошла не без пользы, нужно каждый день делать доброе, хорошее. Как говорил известный, любимый многими из нас актер Юрий Никулин: «Добрый человек не тот, кто делает добро, а тот, кто не может… совершить зла».

Слайд 1. Тема нашего урока достаточно актуальна на сегодняшний день - «Призыв к сочувствию и уважению к людям по произведению А.П.Платонова «Юшка». В унисон Никулину звучат слова Платонова, взятые мной эпиграфом к нашему уроку: «Без доброты и сострадания нет человека. Я тоже всему свету нужен…». Слайд 2

Мотивация на восприятие изучаемого произведения.

На уроке мы будем говорить с вами об актуальных для нынешнего времени и одновременно вечных проблемах духовности и нравственности, которые не подлежат пересмотру: о любви к ближнему, об умении сострадать обиженному судьбой, об ответственности за свои поступки. (Слайд 3-4) Сегодня мы войдём в художественный мир А. Платонова, обсудим проблемах, которые поднимает писатель в рассказе «Юшка» и будем вместе искать пути решения данных проблем. Поможет нам в этом само художественное произведение. Авторское слово обязательно подскажет нам ответы на все наши вопросы. Надо быть только очень внимательным читателем. Мы попробуем прожить вместе с героями совсем короткое время. Именно прожить, для того чтобы постараться понять их, автора, а может быть, и самих себя.

- Итак, главный герой повести-рассказа – Юшка. Что мы о нем знаем из текста? (ответы)

Подтвердите свои слова литературным текстом. (слайд 5-6)

Он первым идет поутру в кузницу и последним покидает, так что старики и старухи сверяют по нему начало и конец дня.

Он долгие годы носит без смены одну и ту же одежду, напоминающую рубище. И стол его скромен: чаю он не пил и сахару не покупал. Он – подручный помощник у главного кузнеца, выполняет работу незаметную для постороннего глаза, хотя и необходимую.

Но в глазах взрослых, отцов и матерей, Юшка – человек ущербный, не имеющий жить, ненормальный, потому-то именно его вспоминают они, ругая детей: мол, будешь как Юшка.

Кроме того, каждый год Юшка куда-то уходит на месяц и потом возвращается. Перед нами старый на вид человек, слабый, больной. Неприметен внешне. Долгие годы носит одну и ту же одежду. Стол его очень скромен: чаю он не пил и сахару не покупал. Работает подручным помощником у кузнеца и работу выполняет на первый взгляд незаметную, но нужную. Он первым идёт на работу и последним покидает кузницу. Но в глазах взрослых Юшка человек ущербный, не умеет жить, «божье чучело», «блажной», «урод негодный». Как сказал столяр, «забраковали его люди». Каждый год куда-то уходит на месяц и потом возвращается.)

- Вот и всё, что о нём знаем. Ребята, найдите, пожалуйста, в тексте описание Юшки. (слайд 7).

Перед нами старый на вид человек, слабый, больной. «Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как не остывающие слёзы».

- Какую деталь во внешности особенно выделяет автор? (Глаза)

- Как вы думаете, почему именно глаза и почему в глазах Юшки всегда стояла влага похожая на слезы? Говорят, что глаза – зеркало дущи. Все, что происходит в дуще человека, все его переживания отражаются в глазах. Слезы в глазах Юшки – это плач его души. Но он никому не жалуется, никого не обижает, наоборот, все его обижают.

Словарная работа. Слайд 8-9.

А сейчас мы поработаем над эпизодами. (слайд 10). 1 эпизод – Юшка и дети, 2 – взрослые и Юшка, 3- веселый прохожий и Юшка.

Итак, эпизод 1. Нам нужно ответить на вопросы: слайд 11-12

Что влечет детей к Юшке?

Как отвечает Юшка на их жестокость?

Слайд 13.Дети не дают Юшке проходу, донимая его криками, ударами, бросая в него камни и сор. Но отнюдь не злоба, не ненависть к Юшке движут детьми. Они ждут естественной, нормальной реакции – зло в ответ на зло. Для них зло – это проявление нормы. Более того, зло для детей – источник радости и веселья. Юшка радостно откликается на радость детей, он рад от сознания своей нужности. Он понимает, что дети не виноваты в том, что в их жизни нет добра. Дети и Юшка в этом психологическом поединке ведут себя по-разному, но итог одинаковый – РАДОВАЛИСЬ.

А теперь вопрос. Представьте, себя незримым свидетелем «такой радости» детей, как бы вы поступили?

- Как относится Даша (дочь кузнеца), найдите в тексте. Слайд 14

Посмотрите, несмотря на то, что она помогает ему, спасет его, даже она говорит жестокие слова, которые ранили бы любого человека, живущего в этом мире….(Юшка долго лежал в пыли…) А Юшка говорил, его любят…. Есть очень хорошее выражение: «Слепец со зрячим сердцем – зрячие со слепыми сердцами» О ком эти слова?.

Слайд 15 Что значит «иметь слепое сердце»?

Как вы думаете, почему Юшка не хотел отвечать на зло окружавших его людей? (не хотел быть похожим на них, он стал бы таким, как и они)

Вывод: злые люди безымянны, нет дущи, нет имени.

По своему отношению к людям, по поведению Юшка был не похож на других. Был немного странным.

Словарная работа. Прочитайте слова на слайде. Слайд 16

Неужели в жизни Ющки совсем не было счастливых моментов? Слайд 17

Юшка любит природу. Бабочек и букашек он считает родными существами, без которых чувствует себя сиротой. Раз в год он был счастлив оказаться наедине с природой, когда ходил пешком к девочке сироте и относил ей деньги на учебу.

Не случайно Платонов дал своему герою имя Ефим. Оно в переводе означает благочестивый, благожеланный. Люди не знали самого главного о нем.

Зачитаем отрывок. В июле или в августе….

В этом эпизоде мы видим насколько бескорыстный, чуткий к чужому несчастью, добрый человек Юшка. Только 1 месяц, только 1 раз в год, отдышавшись в поле, он не помнил о болезни и шел весело вперед, как здоровый человек.

Физминутка.

Слайд 18

Следующий эпизод «Встреча Юшки с веселым человеком». Мы говорили, что Юшка никогда не отвечал плохим людям, только единожды он осерчал. Не зря автор использовал именно глагол «осерчал».

Рассмотрит кульминационный эпизод. Определите, какие причины заставили Юшку поступить не так, как всегда. Чем помешал Юшка весёлому прохожему? Почему Юшка осерчал, должно быть, первый раз в жизни. Слайд 19

Ни на кого не похожий, Юшка кажется ему ненужным, лишним в этом мире. И впервые кроткий молчаливый, смиренный Юшка возражает обидчику. (зачитать отрывок)

Слайд 20

- О чём нам говорит А. Платонов этими словами? ( ответы)

Да, каждая человеческая жизнь неповторима, любой человек ценен. Проститься с Юшкой пришли все люди. Возможно, чьё – то слепое сердце прозрело, пусть ненадолго, но прозрело. Мы слышим где-то в толпе слова «Прости нас, Юшка». (Зачитать сцену похорон)

Слайд 21- 22


- Умер Юшка , не понятый черствыми людьми, обиженный их жестокостью, без Юшки жить людям стало хуже. Почему? (Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, беззаветно терпящею всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство) - ученики ответ находят в тексте. Слайд 23

- Значит, прав был Юшка, когда говорил, что люди любят его, сами того не понимая, как он им нужен? Да, прав. Только с потерей этого человека люди поняли насколько им он нужен был. Он был мудрее их. Он подавал пример, как нужно жить. После смерти Юшки прошли годы, в деревне давно позабыли его. Но Юшка вырастил на свои маленькие средства, отказывая себе во всем, сироту, которая, выучившись, стала врачом и помогала людям. Докторшу называют дочерью доброго Юшки. Слайд 24

Итог урока.

Какие чувства вызвал у вас главный герой рассказа «Юшка»?

Над чем вас призывает задуматься автор произведения? Как вы понимаете эпиграф к нашему уроку «Без доброты и сострадания нет человека» (не надо срываться на слабых не отвечать злом на зло, любовь может быть спрятана очень глубоко).

Все люди рождены для жизни, и они равны. И никто не вправе лишать человека жизни, потому что она дана свыше. В Библии сказано: «Побеждай зло добром».

Ребята, я не просто так даю вам эти камушки. Вы очень часто пинаете их на перемене, хоть взрослые вам делают замечание. Скажите, можете ли вы бросить его в человека? В больное животное? (вопрос нескольким ученикам). Почему вы не сможете этого сделать? (ответы)

Замечательно, но от слов до поступка как говорят пропасть! И это еще не значит, что с сегодняшнего дня вы будете поступать иначе. Хотя очень хотелось бы, чтобы вы проявили больше заботы и внимания друг к другу и к людям.

- Андрей Платонов учит нас жалости и состраданию, он учит нас любить и уважать человека, сопереживать его горю и помогать ему. И видеть в каждом человеке равного себе, понимать его. Юшка умер. Это будет с каждым. Гораздо важнее то, что он оставил после себя. Он передал свои силы, жизнь девочке, которая видит долг в том. чтобы увеличивать добро на земле.

Какое счастье, что мы узнали Платонова, соприкоснулись с его умным сердцем!

Вновь обращаюсь к высказываниям ребят: «У Юшки, без сомнения, было доброе и великое сердце, способное простить людей даже со слепым сердцем. Смог изменить мир Юшка? Слайд 25

Хочется крикнуть людям:

“Будьте щедрей на ласку!”

Путь человека труден,

Мало похож на сказку.

Ласку не прячьте, люди,

Пусть она добрым светом

Вечно светить вам будет.

Я ТОЖЕ ВСЕМУ СВЕТУ НУЖЕН … Слайд 26

Спасибо всем за работу. Оценки за урок.

На следующем уроке пишем сочинение - рассуждение по теме урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока литературы "Очарованье русского романса" в 8 классе

Конспект урока литературы в 8 классеТема урока: «Очарованье русского романса»Учителя русского языка и литературы МОУ ООШ с.Талалихино Гешко Е.В. Цель урока: познакомить учащихся с жанровыми особе...

Два "Пророка" (конспект открытого урока литературы в 10 классе)

Сравнительный анализ двух одноимённых стихотворений А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова....

Конспект открытого урока литературы в 6 классе с использованием ЭОР "Секреты басен"

Материал содержит разбор басни Крылова "ОСёл и Соловей" и викторину по прочитанным басням...

конспект открытого урока в 9 классе по литературе

урок по литературе в 9 классе по теме :Жизнь и творчество К.Хетагурова...

План-конспект открытого урока "Работа в классе струнного ансамбля над произведениями малой формы.

План-конспект открытого урока "Работа в классе струнного ансамбля над произведениями малой формы"...