Два "Пророка" (конспект открытого урока литературы в 10 классе)
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Шнейдмиллер Ольга Юрьевна

Сравнительный анализ двух одноимённых стихотворений А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_literatury_v_10_klasse_mbou_sosh.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок литературы в 10 классе МБОУ СОШ №23 г.о.Самара.

Уровень: 1 этап конкурса «Лучший учитель Куйбышевского района»

Дата проведения: 23.10.2014 г.

Тема урока: «Два «Пророка»

Цели урока: провести сопоставительный анализ стихотворения А.С.Пушкина «Пророк» и одноимённого стихотворения М.Ю.Лермонтова; рассмотреть, какое развитие получила тема пророческой миссии поэта в творчестве А.А.Ахматовой.

Задачи: формирование навыков сопоставительного анализа текстов, умения выделять ключевые слова, систематизировать необходимую информацию; формирование коммуникативной компетенции (умения выстраивать монологическую речь); воспитание высоких человеческих идеалов, любви к родному языку.

Оборудование: презентация к уроку; аудиозаписи стихотворений; распечатанные тексты стихотворений; толковые словари Даля, Ожегова; лист самооценки.

Ход урока.

Вступительный момент.

- Обратимся к теме урока (на экране). Какие два «Пророка» имеются в виду?

(Одноимённые стихотворения А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова).

- Как вы думаете, о какой миссии поэта пойдёт речь на уроке? (О пророческой).

- Кто из русских поэтов был предшественником М.Ю.Лермонтова в создании образа поэта-пророка? ( Поэты-декабристы и А.С.Пушкин)

Постановка целей урока: как вы думаете, почему у вас на столах лежат тексты одноимённых стихотворений Пушкина и Лермонтова? Как бы вы определили цели урока?

Прослушивание аудиозаписи стихотворения Пушкина «Пророк» (в исполнении М.Козакова).

- Вспомним стихотворение А.С.Пушкина «Пророк». Написано оно было в июле-сентябре 1826 года, после казни декабристов. Поэт глубоко переживал случившееся. Ему необходимо было написать обличительное стихотворение. И Пушкин обращается к образу библейского пророка, т.к. именно древнееврейские пророки были бесстрашными обличителями.

- Кто такой пророк? (Реализация домашнего задания: дети зачитывают толкование понятия из разных словарей).

Пророк – предсказатель, глашатай, обличитель, учитель, творец, мыслитель, философ, вестник грядущего, тот, кто владеет даром слова.

- Зачитывается отрывок из Книги пророка Исайи. Глава 6 (индивидуальное домашнее задание).

« В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг него стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы его и поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, - и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в  руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен.

И услышал я голос Господа, говорящего: кого мне послать? и кто пойдет для нас? И я сказал: вот я, пошли меня. И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы я исцелил их».

Только после того как уста пророка были очищены от скверны, Бог посылает Исайю к людям, и тот обличает пороки и беззакония.

Беседа.

 Обратимся к тексту пушкинского стихотворения.

- Как происходит преображение в стихотворении?

- Дайте толкование слова «преображение» .По Далю, «преобразиться – значит преставиться, скончаться, умереть, изменить плотский облик на духовный». В словаре Ожегова – «получить новый образ, форму, вид, сделаться иным, лучшим» (значения этого слова записать на доске).

- Каков процесс перерождения поэта в пророка?

- С любым ли это может произойти? Какое условие для этого должно соблюдаться? (Это может произойти лишь с тем, кто ищет истину: «Духовной жаждою томим…»)

- А почему «на перепутье», ведь действие происходит в пустыне? (Герой стоит перед выбором пути).

- Каковы этапы преображения?

1. «Отверзлись вещие зеницы» (стали мудрыми).

2. «Моих ушей коснулся он, и их наполнил шум и звон».

3. Третий дар – самый мучительный, он превращает мудреца в пророка. Появляется тема страдания: «Кровавая десница», «трепетное сердце», «отверстая грудь».

- Каков результат преображения? («Как труп в пустыне я лежал»).

- Обратимся к значению слова «преобразиться» по Далю. Герой встаёт обновлённым, он прошёл через человеческие муки и человеческую смерть, он перерождён.

- В чём его отличие от библейских пророков? (Они не испытывают потребности преображения, не ощущают мучений).

- Какие три повеления получает поэт? Как вы их понимаете?

1. «…и виждь, и внемли».

2. «Исполнись волею моей».

3. «Глаголом жги сердца людей».

- В чём главное отличие ветхозаветных пророков от пушкинского пророка? (Они «были проповедники, прямо обращавшиеся со словом божьим к религиозному сознанию. У Пушкина же речь идёт об искусстве». Поэтическое творчество представлено в стихотворении как священное служение.

Итак:

Как труп в пустыне я лежал,

И Бога глас ко мне воззвал…

С тех пор как вечный судия \

Мне дал всеведенье пророка…

Это же прямое продолжение пушкинского стихотворения! Первые две строчки – это краткое изложение пушкинского текста. Лермонтов будто задаётся вопросом: а что же дальше?

Прослушивание стихотворения «Пророк» М.Ю.Лермонтова в актёрском исполнении.

- Что объединяет стихотворения Пушкина и Лермонтова? (Тема – назначение поэзии. И в том, и в другом есть образ поэта, наделённого сверхъестественным даром. В основе стихотворений – библейские источники. Библейская лексика. Образ пустыни.)

Групповая работа.

Каждая группа получает задание заполнить таблицу о различиях.

Различия

«Пророк»Пушкина

«Пророк» Лермонтова

1 группа: сюжет стихотворений.

2 группа: лексический строй стихотворений.

3 группа: различия в образе и судьбе пророка.

(Выступают представители групп)

Беседа по стихотворению Лермонтова.

- Как усилено противостояние поэта и общества у Лермонтова?

- Какие образы создают представление о трагедии поэта? (Старики и дети).

\- Выходит, дар его не нужен? (Нет, сверхъестественные способности позволили увидеть не только «страницы злобы и порока», но и гармонию мира. Не случайно природа – творение Бога – откликается на духовный зов поэта.)

- Где находит душевное спокойствие лермонтовский герой? (В пустыне).

- А символом чего является пустыня у Пушкина? (Символом бездуховности).

Итак, путь лермонтовского пророка – путь отверженного и всеми гонимого проповедника «чистых учений». «Как презирали все его». Поэт остался один, он вынужден бежать от людей, и эта участь горька и тяжела. Чувство огромной уверенности, сознание собственной творческой силы – вот что помогает поэту выстоять.

  А сейчас понаблюдаем, какое развитие получает эта тема в творчестве поэтов серебряного века, в частности, Анны Ахматовой. Прочитаем отрывок из её стихотворения «Нам свежесть слов и чувства простоту…»

Иди один и исцеляй слепых,

Чтобы узнать в тяжёлый час сомненья

Учеников злорадное глумленье

И равнодушие толпы.

- Какие отголоски стихотворений Пушкина и Лермонтова вы находите в этом четверостишии? (Снова «равнодушие толпы», «глумленье», как у Лермонтова, причём глумятся ученики, в которых ты вложил свою душу).

- И всё-таки можем ли мы сказать, что строки Ахматовой так же трагичны, как стихотворение Лермонтова? Какие слова придают уверенности в высоком назначении поэта? (Так  же, как у Пушкина, использованы глаголы в повелительном наклонении; «иди», «исцеляй». Именно они несут основную смысловую нагрузку.

 Для самой Анны Ахматовой поэзия, сознание причастности к миру вечных ценностей было спасительным в тяжёлые годы унижений и гонений. И хотелось бы закончить урок её стихами:

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор, к смерти всё готово.

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней – царственное слово.

(Звучит музыка Скрябина – современника А.Ахматовой).

Этап рефлексии: учащиеся ставят сами себе оценки за работу на уроке.

Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение «Место поэта в мире».

Литература.

  1. В.Непомнящий. Пророк//Новый мир.1987 №1 с.132-152
  2. И.В.Золотарёва, Н.В.Егорова. Универсальные поурочные разработки по литературе. 10 класс. Москва «Вако» 2008.
  3. И.И.Аркин. Уроки литературы в 10 классе. Москва «Просвещение» 1999.
  4. http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/01/31/evolyutsiya-otnosheniya-myulermontova-k-poeticheskomu-daru
  5. http://www.alleng.ru/edu/liter1.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературы 10 класс. ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.

ТЕМА:  Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда».  Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет. Тип урока: урок изучения нового материала. ЦЕЛЬ:...

Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»

Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки  сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...

Открытый урок литературы 7 класс. "Тихая моя Родина".

Форма проведения: урок-мастерская. Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение. Тема: «Тихая моя Родина»...

Открытый урок в 6 классе по литературе. Тема урока « Уходит жизнь – приходит память. И память возрождает жизнь»

Урок посвящается детскому писателю Альберту Анатольевичу Лиханову и его роману « Мой генерал»...

Открытый урок литературы в 5 классе по повести В.Г.Короленко « В дурном обществе» Тема урока: Васина дорога к правде и добру.

Открытый урок литературы в 5 классе  по  повести  В.Г.Короленко « В дурном обществе»Тема урока: Васина дорога к правде и добру....

Открытый урок. Литература. 11 класс. Урок - читательская конференция по рассказам В.М. Шукшина.

Активизируя познавательную деятельность учащихся, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу. В своей работ...