Конспект открытого урока литературы в 6 классе с использованием ЭОР "Секреты басен"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Никифорова Татьяна Алексеевна

Материал содержит разбор басни Крылова "ОСёл и Соловей" и викторину по прочитанным басням

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок по басням Крылова в 6 классе56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Борская средняя общеобразовательная школа № 2

«Образовательный центр»

Больше-Алдаркинский филиал

План – конспект открытого урока

Предмет: Литература

Класс: 6

Дата проведения урока: 24.09.2020 г.

Учитель: Никифорова Татьяна Алексеевна

Тема урока: «Секреты басен»

Цель урока: привлечение внимания учащихся к творчеству И.А. Крылова, развитие творческих способностей.

Задачи урока:

обучающая: продолжить знакомство с жизнью и творчеством Крылова И.А., особенностями его басен;

развивающая: расширять кругозор учащихся, развивать их творческие способности, смекалку; формировать навыки работы с электронным словарём

воспитательная: способствовать сплочению коллектива класса.

Оборудование урока: учебник литературы, портрет И.А. Крылова, тетради, ручки, карточки с заданиями, компьютер (для просмотра презентации урока и выполнения творческого  задания), диск с электронным словарём.

Методические приёмы: лекция учителя, работа учащихся с компьютером (нахождение понятий в электронном словаре), показ видеопрезентации урока, работа с карточками (на бумажном носителе и  задания в компьютерной презентации), прослушивание CD- диска (выразительное чтение басен), опрос после прослушивания басен.

Вид урока: урок-обобщение, с использованием ИКТ.

                         

Ход урока:

I.  Организационный момент.

II.  Вступительное слово учителя. Слайд № 1.

    Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались с вами для того, что бы раскрыть тайны…Великие  тайны басен Ивана Андреевича Крылова. Во время урока мы с вами продолжим знакомство с жизнью и творчеством  великого баснописца,  проявим смекалку при выполнении творческих заданий.

     Жанр басни существует уже много столетий. Давайте вспомним, что такое «басня»?  (один ученик быстро находит понятие в электронном словаре, читает словарную статью, понятие записывается в тетрадь). Слайд № 2.

      Без каких изобразительно-выразительных средств не бывает басен? (ученик находит понятия в электронном словаре; понятия «олицетворение» и «аллегория» записываются в тетрадь).  Слайд № 3.

    Героями басен традиционно являются животные, на самом деле в них высмеиваются чисто человеческие слабости и недостатки. Вам наверняка знакомы басни про лисицу, которая, подняв узкую морду, жадно глядит на ворону с кусочком сыра в клюве, про журавля, вынувшего кость из волчьей пасти, про кота Ваську, стащившего у повара курчонка, или как слона по улице водили.

  Уже в юности Крылов сочинил несколько сатирических комедий для театра, но ни одна из них не была допущена на сцену. И тогда он обратился к журналистке  и издательской деятельности, смело обличая казнокрадство, кичливость, взяточничество.

    Первая книга его басен вышла в 1809г. и имела огромный успех. За три десятилетия он написал 204 басни, вошедшие в золотой фонд русской литературы.

   Острая и смелая сатира баснописца  вызывала недовольство Екатерины II, и Крылову пришлось на шесть лет уехать в провинцию. Он вернулся в Петербург только в 1806г. и представил на суд публики сатирические комедии «Модная лавка» и «Урок дочкам». Они  имели большой успех. С 1812 по 1841г. И .А. Крылов служил помощником библиотекаря в Публичной библиотеке и продолжал писать басни.

     В своих баснях автор показал жизнь и нравы современников, их достоинства и недостатки. Особенно он осуждал невежество, косность, глупость, эгоизм. Вот, например, басня «Корни и листья», которую мы  читали в учебнике. Когда кудрявые листья загордились своей красотой, корни им напомнили, что они их питают. Если корни высохнут, не станет ни дерева, ни листьев.

   Писатель не мог не откликнуться на события Отечественной войны 1812г. В персонажах басен «Волк на псарне», «Ворона и курица» читатели легко узнавали и иноземных захватчиков, и народных мстителей.

  Герои всех басен - звери, но ведут себя они как люди. Каждая басня – это небольшая картинка, сценка, которая заканчивается моралью.

III. Беседа с классом.

1. Вспомните, что такое «мораль» басни? (ученик находит в электронном словаре понятие; оно записывается в тетрадь)

   Многие выражения басен стали крылатыми. На доске эпиграф нашего урока – слова поэта М. Исаковского:

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы  сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

    -Согласны ли вы со словами русского, советского поэта? Что значит «крылатые слова»? (понятие находится учеником в электронном словаре и записывается в тетрадь). Мы повторяем эти крылатые слова, даже иногда не зная, из какой они басни.

 2.  И первое задание: продолжите крылатые слова (задание на карточках раздаётся каждому учащемуся):

Ты всё пела? Это дело...(Так поди же, попляши)

Беда, коль пироги начнёт печи сапожник...(А сапоги тачать пирожник)

А вы, друзья, как ни садитесь...(Всё в музыканты не годитесь)

Кукушка хвалит петуха... (За то, что хвалит он Кукушку)

Наделала Синица славы... (А море не зажгла)

Чем кумушек считать трудиться...(Не лучше ль на себя, кума, оборотиться)

Ты виноват уж тем, что...(Хочется мне кушать)

Ай, Моська! Знать она сильна...(коль лает на Слона)

А Васька слушает...(да ест)

Слона-то я...(и не приметил)

Да наши предки...(Рим спасли)

3.А теперь я предлагаю вам выполнить интересное задание-конкурс «Знатоки»: я буду показывать вам иллюстрации на тему басен Крылова и  читать несколько строк из них, а вы должны отгадать название этих басен. (учитель показывает часть презентации урока с заданиями)  Слайды № 4-14

4.Вы вспомнили многие басни Крылова. Следующее задание «Путаница». Вам необходимо соединить линиями крылатые слова из басен Крылова с их названиями. Сидящие в правом ряду будут читать мораль, а сидящие в левом ряду будут говорить название басни. (всем выдается листок, на котором написаны крылатые слова и названия басен вразброс)

Конкурс «Путаница»

А я скажу: по мне уж пей,

Да дело разумей.

«Музыканты»

Сильнее кошки зверя нет!

«Мышь и Крыса»

Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею.

«Свинья под Дубом»

Ай, Моська! Знать, она сильна,

Что лает на слона!

«Слон и Моська»

Ты всё пела? Это дело:

Так поди же, попляши!

«Стрекоза и Муравей»

Вперёд чужой беде не смейся, Голубок.

«Чиж и Голубь»

А Ларчик просто открывался.

«Ларчик»

Иного так же мы боимся,

Поколь к нему не приглядимся.

«Лев и Лисица»

Как Белка в колесе.

«Белка»

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

«Ворона и Лисица»

А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь.

«Квартет»

  5.-А теперь откройте учебники литературы на странице 34. Сейчас мы прослушаем  басню «Осел и Соловей» (учитель включает CD-диск (фонохрестоматия к учебнику литературы для 6 класса) с басней) и ответим на вопросы: Слайд №15 (Слайд № 16)

-По каким жанровым признакам мы можем определить, что перед нами басня?

-Какое чувство вызывает у нас Соловей?

-Как автор описывает состояние окружающей среды, когда поёт Соловей?

(ученики читают строки из басни по учебнику)

-Почему Ослу ближе пение Петуха?

-В чём разница значений слов «невежда» и «невежа»? (один из учеников находит слова в электронном словаре и зачитывает правильное значение всем)

-Где мораль басни? Как вы понимаете эти слова? Какими красками вы бы изобразили героев басни и почему?

-Давайте прочитаем басню по ролям ( 2 ученика читают по ролям басню)

IV. Гимнастика для глаз:

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до 5. Повторить 3 раза.

V. Подведение итогов урока.

     Вот и подошёл конец нашему уроку. Скажите, что нового вы узнали на уроке, что вам было более интересно выполнять? (дети отвечают)

Кто из вас постиг тайну басен, тот понял это для себя сам! Возможно, кто-то узнал в баснях себя, кто-то своих друзей, родственников или даже меня... Судить об этом вам. И если вы открыли что-то новое из басен, этот литературный жанр никогда не исчезнет. А значит, продолжение следует...

VI. Объяснение домашнего задания.  Слайд № 17.

   Всем известно, что в баснях высмеивались недостатки людей. Возможно, именно из-за этого сегодня басен почти никто не пишет. Другими словами, нет новых басен, потому что образы животных исчерпаны. Вот если бы нашлись новые персонажи для басен. Может, мы сможем возродить басню? Предлагаю вам домашнее задание: сочинить современную басню с оригинальными героями и названием:

  • «Маргарин на сковороде»
  • «Вирус в компьютере»
  • «Кирпич на крыше»
  • «Пульт от телевизора под диваном»
  • «Громкая музыка из колонок»

VII. Организационный момент в конце урока.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Борская средняя общеобразовательная школа № 2

«Образовательный центр»

Больше-Алдаркинский филиал

Конспект открытого урока по литературе в 6 классе на тему:

Учитель: Никифорова Татьяна Алексеевна

с. Большое Алдаркино

2020 г.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в 9 классе по швейному делу с использованием технологии разноуровнего обучения

Тема урока: « Краевой окантовочный шов с закрытым срезом»( выполняется по закругленному срезу на образце).с использованием технологии разноуровнего обучения....

Конспект открытого урока в 8 классе по швейному делу с использованием компьютерных технологий

на тему: «Обработка горловины с круглым вырезом в платье без воротника подкройной обтачкой, стачанной по плечевым срезам»...

Конспект открытого урока в 5 классе по швейному делу с использованием игровых технологий

Конспект открытого урока в  5 классе по швейному делус использованием игровых технологийна тему:«Пришивание пуговиц со  сквозными отверстиями «на стойке»...

Конспект открытого урока в 11 классе (углубленное изучение) по теме The World’s Best, The World’s Worst. The Mystery of the Disappearing Author. Использование метода мозгового штурма.

Метод мозгового штурма это перспективная форма учебной деятельности применима к любым возрастам, если учителю, конечно, интересно развивать творческие способности учеников. Мозговой штурм - это активн...

Конспект открытого урока в 7 классе школы I вида с использованием ЦОР Тема: «Мамины помощники»

Конспект открытого урока в 7 классе школы I вида с использованием ЦОРТема: «Мамины помощники»...

Конспект открытого урока по физической культуре с использованием ИКТ в 7 классе

Урок разработан на основе :учебника Физическая культура. 5-7 классы: под общ. редакцией В.И.Ляха. -5-е изд. М.:2009г.программы Государственная программа доктора педагогических наук В.И.Лях «Комплексна...

Конспект открытого урока по физической культуре с использованием ИКТ в 7 классе

Урок разработан на основе :учебника Физическая культура. 5-7 классы: под общ. редакцией В.И.Ляха. -5-е изд. М.:2009г.программы Государственная программа доктора педагогических наук В.И.Лях «Комплексна...