Конспект открытого урока литературы учителя русского языка и литературы Степановой Э.Г. по повести И.С.Тургенева “Ася”.
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Степанова Элада Георгиевна

Цели урока:

 понять идею рассказа «Ася», уяснить авторскую позицию в произведении;

 выяснить, что характерно для литературного типа «тургеневской девушки»?

 способствовать развитию исследовательской деятельности учащихся;

 уметь аргументировать ответ на поставленный вопрос примерами из произведения;

 развивать умения сравнивать черты характера героев художественного произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_povesti_i.s.turgeneva_asya.docx28.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока литературы

учителя русского языка и литературы Степановой Э.Г. по повести И.С.Тургенева “Ася”.

Класс: 8

Предмет: литература

Название раздела, темы: Русская литература 19 века. И.С.Тургенев. Повесть «Ася».

Тема урока: "И.С. Тургенев. "Ася". "Тургеневская" девушка в повести".

Цели урока:

 понять идею рассказа «Ася», уяснить авторскую позицию в произведении;

 выяснить, что характерно для литературного типа «тургеневской девушки»?

 способствовать развитию исследовательской деятельности учащихся;

 уметь аргументировать ответ на поставленный вопрос примерами из произведения;

 развивать умения сравнивать черты характера героев художественного произведения.

Задачи:

1.  Создать проблемную ситуацию, вызвать, используя проблемные вопросы, интерес учащихся к обсуждаемой теме урока, активизировать школьников для участия в дискуссии.

2.  Учить подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях с опорой на текст художественного произведения.

3.  Совершенствовать навыки элементов анализа эпизодов художественного произведения, выделять тропы речи, формировать умение применять литературоведческую терминологию.

Подготовка к уроку включает 3 этапа:

  1. Организационный: распределение учащихся на группы и определение тем минипроектов, организация работы творческих групп.
  2. Деятельностный: работа творческих групп над полученными заданиями, систематизация информации, проведение консультаций.
  3. Заключительный: подведение результатов работы групп.

Планируемые результаты:

познавательные УУД: расширение знаний учащихся о творчестве И.С.Тургенева; поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения;

личностные УУД: формирование коммуникативных, когнитивных, информационных компетентностей у учащихся;

регулятивные УУД: целеполагание, выделение  и осознание учащимися того, что усвоено и нужно усвоить;

коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и со сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Средства обучения: текст повести И. Тургенева «Ася», портрет И.С.Тургенева, иллюстрации к повести «Ася» (выведены на экран), компьютер, проектор.

Тип урока: урок-исследование по изучению нового материала с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Форма урока: круглый стол.

Ход урока:

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организация начала занятия.

личностные: внимание, уважение к сверстникам;

коммуникативные: сотрудничество с учителем, сверстниками;

регулятивные: мобилизация сил и энергии.

Обозначение темы, целей урока, психологический настрой на урок.

   Самоопределе

ние.

Мотивация к учебной деятельности, организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала.

личностные: поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказыания, анализ;

коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными целями;

познавательные: анализ и синтез новой информации.

Вступительное слово учителя о теме и целях урока:

- Сегодня на уроке мы будем вести разговор о повести И.С. Тургенева «Ася». Нам предстоит узнать тайну Аси и её брата, которая поможет понять «странное» поведение девушки. Мы с вами познакомимся с понятиями «тургеневская девушка» и определим, что характерно для этого литературного типа. Наш урок мы построим как урок-исследование, каждая группа уч-ся выбрала свои пути решения предложенных задач.

Предоставим слово литературоведам, они должны, проанализировав предложенную литературу, познакомить нас с историей создания повести, связав ее с фактами из биографии Тургенева.

Выявление желания знакомиться с творчеством автора.

Актуализация знаний

личностные: самоопределение, уважение к чужому мнению, праву человека на выбор;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителями, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать свои мысли;

познавательные: усвоение новой информации.

1. Выступление литературоведов.  

- Мы изучили критическую литературу, письма, воспоминания самого Тургенева и его современников и предлагаем вашему вниманию историю создания повести "Ася", соотнесенную с жизнью самого писателя. "В человеческой жизни есть мгновения перелома, мгновения, в которых прошедшее умирает и зарождается нечто новое; горе тому, кто не умеет их чувствовать… Мне скоро 40 лет, не только первая и вторая, но и третья молодость прошла – и пора мне сделаться если не дельным человеком, то по крайней мере человеком, знающим куда он идет и чего хочет достигнуть", - писал Тургенев в письме к Ламберту в 1857 году.

- Именно такое мгновение переживал Тургенев в течение всего 1857 года. Накануне своего сорокалетия он окидывает взглядом прошедшее, грустит о крушении многих надежд. В период нравственного перелома Тургенева обычно больше всего волновали вопросы этические, среди которых проблема личного счастья и любви выдвигалась на первый план. Это происходило еще и потому, что личная жизнь самого писателя была неустроенной, у него не было своей семьи, а отношения с Полиной Виардо как раз в то время значительно осложнились. Переживая чувство смятения, тревоги, утратив надежду на личное счастье, Тургенев стремиться выразить это состояние в своих художественных произведениях. Одним из них стала повесть "Ася". Замысел "Аси" возник случайно…

- "Проездом остановился я в маленьком городке на Рейне. Вечером вздумал поехать кататься на лодке. Вечер был прелестный. Проезжали мы мимо небольшой развалины, рядом с развалиной домик в два этажа. Из окна нижнего этажа смотрит старуха, а из окна верхнего – высунулась голова хорошенькой девушки. Тут вдруг нашло на меня какое – то особенное настроение. Я стал думать и придумывать, кто эта девушка, какая она, и зачем она в этом домике, какие ее отношения к старухе, - и так, тут же в лодке и сложилась у меня вся фабула рассказа". Вытканная из "особенного настроения" повесть была начата 12 июля 1857г., писалась около 5 месяцев и была закончена 27 ноября того же года.

- После публикации повести в 1858г. в "Современнике" она сразу же обратила на себя внимание писателей и критиков.

Вывод: повесть не оставила равнодушными читателей – современников Тургенева - и волнует сердца людей и в наши дни.

Отчёт группы литературоведов.

Организация деятельности по восприятию содержания повести «Ася».

Работа с эпизодом.

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказыания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, анализ текста, умение доказывать.

личностные: нравственно-этическая ориентация;

познавательные: поиск и выделение необходимой информации, свободная ориентация в тексте;

коммуникативные: умение высказывать и обосновывать свою точку зрения;

регулятивные: целеполагание, саморегуляция.

2. Выступление исследователей.  

 - Внимательно прочитав и проанализировав текст повести Тургенева, мы хотим отметить следующие "загадки" повести:

1. Когда знакомишься с новым произведением, то сразу обращаешь внимание на его название. Мы решили заглянуть в справочник о значении имен и выяснили, что АННА-это "грация", "миловидность". АНАСТАСИЯ-это "рожденная заново".

2. Еще одна особенность: почему Тургенев отказывает в имени своему герою, называя его Н.Н.? Обратимся к 1-й главе повести, где рассказывается о несчастной любви Н.Н.  Хочется обратить внимание на выделенные слова. В них явно звучит ирония! Нет никакой трагедии. Тургенев предупреждает: вся история впереди.

3. Обратите внимание, что встреча Аси и Н.Н. происходит на берегу Рейна, на каменной скамье, возле которой "маленькая статуя мадонны с почти детским лицом и красным сердцем на груди, пронзенным мечами". Рядом растет одинокий ясень, а мадонна печально выглядывает из его ветвей. Место встречи символично: Н.Н тоже одинок, а маленькая мадонна напоминает Асю. Слово "печально" заставляет насторожиться, ведь кругом веселье и смех.

- А теперь вопрос к ребятам из обеих групп. 

- Почему герой решил познакомиться с Гагиными, ведь он не любил знакомиться с русскими за границей?

(Знакомясь с портретами героев, м ы отмечаем: у Тургенева есть ключевое слово в портрете, которое играет определенную роль: у Гагина это "мягкий", у Аси - "что-то особенное", и "черные светлые глаза".)

- Зачем в 3 главе Гагин приходит к Н.Н. и приглашает его любоваться природой? Ведь в этой главе НЕТ описания природы!

(Герой начинает восхищаться природой только в 4 главе, когда появляется АСЯ. Именно Ася освещает все вокруг, с ней Н.Н. счастлив. Во 2 главе есть описание пейзажа, когда лодка героя разбивает лунный столб. Этот столб можно сравнить с разбитой жизнью Аси.)

Отчёт группы исследователей.

Аналитическая беседа, выразительное чтение.

Подтверждение примерами из текста.

Работа с текстом повести «Ася».

Организация работы по характеристике героя.

личностные: моральный выбор, самоопределение;

регулятивные: составление плана, последовательность действий при характеристике героя;

познавательные: структуирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения проблем;

логические: установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование.

- Следующую часть урока назовём так: «тургеневская девушка» и выясним, что характерно для литературного типа «тургеневской девушки»?
- В 50-70-е годы Тургенев обращается к новым жанрам, затрагивающим темы психологического характера. Это повести «Затишье», «Вешние воды».
Образы героинь Тургенева, при всем неповторимом своеобразии каждой из них, сложились в характерный для России единый образ «тургеневской девушки». Впервые основные черты этого образа проявились в героине романа И.С. Тургенева «Рудин» - Наталье. Современников писателя удивляло и привлекало в ней стремление к иной жизни и ожидание деятеля, который сумеет указать пути к ней.

- Назовите мне наиболее яркие нравственные черты героини повести «Ася», свои ответы подтвердите примерами из текста.

- Душа, которую невозможно не полюбить;
- способность на искренние сильные чувства, отсутствие фальши, кокетства;
- устремленность в будущее;
- сильный характер, готовность к самопожертвованию;
- активность и самостоятельность в решении своей судьбы.
- Что привлекло господина Н. Н. в Асе?

(В мире искусственных страстей он впервые столкнулся с чем-то настоящим)

- Первое свидание. Как раскрываются герои, как ведут себя, о чем говорят, что чувствуют?

- Вспомните первый серьезный разговор Аси и Н. Н. К чему стремится Ася? (К счастью, она верит, что для человека все возможно, она хочет оставить за собой след, совершить «трудный подвиг»).

- Как характеризует господина Н. Н.  его слова: «Попытайтесь»? ( Н. Н. давно разуверился в таких мечтах)

- Чем является для Аси любовь? Подберите прилагательные-эпитеты, характеризующие любовь Аси. (Любовь ее напряженно-тревожна, дисгармонична, как и вся ее душевная жизнь; каждое мгновение любви – единственное, решающее).

- Как переживает возникшее чувство Н. Н.? (как художник, для него любовь – эстетическое наслаждение, его желание счастья не сочетается с высоким нравственным стремлением, как у А си).

- Кто первый делает шаг навстречу? -  Как вы оцениваете поступок Аси?

Почему господин Н. Н. рассказывает Гагину о записке? Прав ли он?

(Предательство, чужая тайна)

- Проанализируем эпизод второго свидания. Какие детали помогают представить внутренне состояние героев?

Аналитическая беседа.

Комментированное чтение.

Рефлексия деятельности (итог).

личностные: оценивание результата учебной деятельности;

регулятивные: соотнесение полученного результата с поставленной целью.

- Что вы узнали из повести «Ася» об отношениях героев к жизни, к людям и об их характерах?

Выражают свои чувства от прочтения, размышляют над образами  героев.

Подведение итога   урока.

познавательные: самостоятельное выделение и формирование своих мыслей;

логические: построение логической цепочки рассуждения;

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

- Как вы понимаете выражение «тургеневская девушка»?

Каждый учащийся называет по одному качеству.

Домашнее задание.

личностные: стремление к речевому совершенствованию;

регулятивные: саморегуляция.

Письменный развёрнутый ответ на вопрос «Современна ли «тургеневская» девушка?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по английскому языку и литературе в 8-ом классе «Любовь и жизнь Роберта Бернса – The Love and Life of Robert Burns»

Урок является заключительным в системе занятий по теме «Творчество Роберта Бернса», поэтому обучающей целью является обобщение материала по биографии и творческой деятельности Бернса. Урок тесно связа...

Конспект открытого урока по английскому языку и литературе в 11-ом классе «Без фальши в звуках струн…» – «That’s Sweetly Play’d inTune…» учителя русского языка и литературы Тимофеевой Оксаны Николаевны, учителя английского языка Захарченко О.С.

Целью нашего урока было обобщение материала о жизни и творчестве Роберта Бернса, пробуждение интереса к его творчеству, формирование умения учащихся работать в группах и в парах. Еще одной целью было ...

Подготовка к заданию 9.3 ОГЭ по русскому языку. Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе. Подготовка к сочинению на тему ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА? КАКОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО НАЗВАТЬ ДОБРЫМ?

В МАТЕРИАЛАХ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКОВ К ЗАДАНИЮ 9.3 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6-9 КЛАССАХ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ СОЧИНЕНИЯ 9.3 НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИТЕРАТУРНЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРИ НА...