Умники и умницы. Пушкин и Царское село. Внеклассное мероприятие.
методическая разработка по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс)

Шалыгина Ольга Августовна

Игра "Умники и умницы. Пушкин и Царское село" была проведена 19.10.2015 года в ЧОУ СОО "Лицей "АРИСТОС" для учащихся 5 - 10 классов как заключительное мероприятие декады гуманитарных дисциплин.

Она вызвала интерес учащихся к творчеству А.С. Пушкина и его пребыванию в Царском селе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umniki_i_umnitsy_pushkin_i_tsarskoe_selo.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК-ИГРА «УМНИКИ И УМНИЦЫ»

ИСТОРИЯ ЦАРСКОГО СЕЛА.

 ПУШКИН В ЦАРСКОМ СЕЛЕ.

Цель: повторить и систематизировать знания учащихся по теме: «История Царского Села. Пушкин в Царском Селе. Творчество Пушкина в музыке ”, формировать умения применять знания на практике, развивать интеллект, память, эрудированность, логическое мышление у учащихся, способствовать воспитанию интереса к изучению литературы и истории.

Оборудование: игровые дорожки, презентация, костюм богини Клио, ордена “Умников”.

Участники: ученики 5 – 11 классов

Подготовительный этап.

  1. Составление заданий для каждого тура.
  2. Подготовка необходимого для игры реквизита, изготовление орденов “Умников”.
  3. Формирование списка участников
  4. Выбор членов ареопага.

Ход игр

Организационный момент.

Приветствие ведущего. Объявление названия и правил игры. Представление судей - членов ареопага. Представление помощницы - богини Клио.

Правила игры:

  1. В ходе отборочного тура необходимо выбрать участников игры - агонистов. Поэтому все пришедшие на игру отвечают на вопросы учителя, если отвечают правильно, то зарабатывают орден “Умника”. Три ученика, набравшие больше всех орденов, переходят во второй тур, становятся агонистами, а остальные участники теоретиками (болельщиками).
  2. Условия второго тура: на зеленой дорожке можно ошибиться 2 раза, на желтой – 1 раз, на красной – нельзя отвечать неправильно. Первым выбирает дорожку тот, кто набрал больше всего баллов в ходе отборочного тура.
  3. Если участник не смог ответить на вопрос, то право на ответ передается теоретикам (болельщикам), отвечает тот, кто первым поднимет руку, если он правильно ответил, то получает орден.
  4. Побеждает тот игрок, который быстрее пройдет свою дорожку с наименьшим количеством штрафных очков

В начале игры к участникам обращается богиня Клио с напутственным словом:

Вам, пришедшие сюда,
К состязанию готовым,
Слово привета свое я обращаю!
Вам пожелаю я, о, сыновья Геродота,
Честно сражаться под сводами храма Науки!
Пусть же дарует великая Ника
Победу тем, кто достойнее будет
и знание покажет искусней.
Муза истории Клио 
Вас приглашает!

Отборочный тур.  Выбирается первая тройка  (или 6 ) игроков.

Ведущий показывает слайды достопримечательностей Царского Села, а претенденты называют их. Отвечает тот, кто первый поднял руку. За правильный ответ ученик получает жетон.

1.Египетские ворота

2.Екатерининский дворец

3.Какой архитектор строил Екатерининский дворец во времена Елизаветы?

4.В каком стиле построен Екатерининский дворец?

5.Федоровский собор

6.Храм Сергия Радонежского

7.Камеронова галерея

8.В каком стиле построена Камеронова галерея?

9.Кагульский обелиск.

10.Здание Лицея.

11.Сколько книг было у Петра Первого?

12.Сколько платьев было у Елизаветы Петровны?


Вопросы агонистам (участникам):

Три ученика, набравшие наибольшее количество жетонов, выходят на дорожку. Выбирает дорожку первым тот, кто имеет больше жетонов.
1 этап.

Зеленая дорожка.

1.Кто из императоров приказал построить дворец на территории нынешнего Царского Села? Для кого этот дворец был построен?

2.Сколько раз  (по легенде) Елизавета приказывала перестраивать дворец?

3.Какие два вида парков сочетаются в Царскосельском парке?

4.Как использовалась часть Екатерининского дворца во время Первой мировой войны?

 Желтая дорожка

1.Кто угрожал Елизавете в то время, когда она жила в деревянном дворце?

2. В каких стилях оформлены интерьеры при Елизавете и при Екатерине II?

Назовите 2 основных  стиля, их основные черты (можно по одной)


3. Кто из русских императоров жил в Екатерининском дворце
постоянно, а не только летом?

Красная дорожка

1.Во чье царствование был построен нынешний Екатерининский дворец? Почему он так называется?

2.Какой новаторский прием в расположении залов применил Растрелли в Екатерининском дворце? В других своих дворцах он сохранил этот прием.

   

2 этап  Пушкин и Царское Село. Лицейские годы.

На дорожки выходит вторая тройка игроков.

Зеленая дорожка

1.Кто из русских императоров  и для каких целей создал Лицей? Когда он был открыт?

2.Кому из лицейских друзей Пушкин посвятил эти строчки?

С младенчества дух песен в нас горел,

И дивное волненье мы познали;

С младенчества две музы к нам летали,

И сладок был их лаской наш удел:

Но я любил уже рукоплесканья,

Ты, гордый, пел для муз и для души;

Свой дар, как жизнь, я тратил без вниманья,

Ты гений свой воспитывал в тиши. («19 октября»  1825 года)

3. В каком прозаическом произведении Пушкина упоминается Царскосельский парк? Назовите героев этого эпизода.

4.Музыкальный вопрос. К какому прозаическому произведению Пушкина П.Свиридов написал свой знаменитый вальс?


Желтая дорожка

1.О каком событии написал Пушкин в этих строчках? Кто такой Куницын?

Вы помните: когда возник  Лицей,

Как царь для нас открыл чертог царицын.

И мы пришли. И встретил нас Куницын

Приветствием меж царственных гостей.

Тогда гроза двенадцатого года

Еще спала…. («Была пора: наш праздник молодой…»)

2.Назовите стихи Пушкина, посвященные теме дружбы. (не менее 2)

   Какие друзья Пушкина там упоминаются?

3. Кто из выпускников Лицея стал впоследствии его директором?

Красная дорожка

1.О ком и о каких событиях написал Пушкин в этих строчках? Как называется стихотворение?

Вы помните, как наш Агамемнон

Из пленного Парижа к нам примчался.

Какой восторг тогда пред ним раздался!

Как был велик, как был прекрасен он,

Народов друг, спаситель их свободы!

Вы помните – как оживились вдруг

Сии сады, сии живые воды,

Где проводил он славный свой досуг.

(«Была пора: наш праздник молодой…»)


2.Музыкальный вопрос. Прослушайте отрывок из знаменитого романса. Какой композитор написал романс на стихи А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»?

Финал  

Зеленая дорожка

  1. Кто из русских поэтов написал стихотворение, в котором создан образ Пушкина-лицеиста?

Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных грустил берегов,

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.

Иглы сосен густо и колко

Устилают низкие пни…

Здесь лежала его треуголка

И растрепанный том Парни.

2.Кому из лицейских друзей посвятил Пушкин эти строчки?

        Служенье муз не терпит суеты;

        Прекрасное должно быть величаво:

        Но юность нам советует лукаво,

И шумные нас радуют мечты…

Опомнимся – но поздно! И уныло

Глядим назад, следов не видя там.

Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,

Мой брат родной по музе, по судьбам?

(«19 октября»  1825 года)

3. Кто оказался последним лицеистом пушкинского выпуска?

Несчастный друг! Средь новых поколений

Докучный гость, и лишний, и чужой,

Он вспомнит нас и дни соединений,

Закрыв глаза дрожащею рукой…

Пускай же он с отрадой хоть печальной

Тогда сей день за чашей проведет,

Как ныне я, затворник ваш опальный,

Его провел без горя и забот.  («19 октября»  1825 года)

4.Когда, кроме лицейских лет, Пушкин жил в Царском Селе?

 Желтая дорожка

1.Из какого произведения А.С. Пушкина эти строчки:

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал,

Читал охотно Апулея,

А Цицерона не читал,

В те дни в таинственных долинах,

Весной, при кликах лебединых,

Близ вод, сиявших в тишине,

Являться муза стала мне.

 
2.О каком событии говорится в строчках Пушкина?

        Вы помните: текла за ратью рать,

        Со старшими мы братьями прощались,

        И в сень наук с досадой возвращались,

        Завидуя тому, кто умирать

Шел мимо нас… («Была пора: наш праздник молодой…»)

3.В Царскосельском парке находится произведение искусства, о котором  говорится в стихах Пушкина. Что это?

        Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.

        Дева печально сидит, праздный держа черепок.

        Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;

        Дева, над вечной струёй, вечно печальна сидит.

Красная дорожка.

1.Из какого произведения А.С. Пушкина эти строчки?

        Моя студенческая келья

Вдруг озарилась: муза в ней

Открыла пир младых затей,

Воспела детские веселья,

И славу нашей старины,

И сердца трепетные сны.

И свет ее с улыбкой встретил;

Успех нас первый окрылил;

Старик Державин нас заметил

И, в гроб сходя, благословил.

2.  Из какого стихотворения Пушкина эти строчки ?

Он видит: окружен волнами,

Над твердой мшистою скалой

Вознесся памятник. Ширяяся крылами,

Над ним сидит орёл младой.

И цепи тяжкие и стрелы громовые

Вкруг грозного столпа трикратно обвились;

Кругом подножия, шумя, валы седые

В блестящей пене улеглись.

Бессмертны вы вовек, о росски исполины,

В боях воспитанны средь бранных непогод!

О вас, сподвижники, друзья Екатерины,

Пройдет молва из рода в род.

Заключительное слово ведущего. Подведение итогов. Награждение победителей: 1 победитель в финале  и 1 победитель среди зрителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Умники и умницы" (5 класс)

Представлена методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для 5 класса....

Внеклассное мероприятие "Люби и знай родной свой край!"в форме игры "Умники и умницы"

Актуализация биологических и экологических знаний на основе национально-регионального компонента; развитие интереса к предмету; расширение кругозора;  любовь к родной стороне и бережное отношение...

Внеклассное мероприятие по информатике "Умники и умницы"

Внеклассное мероприятие по информатике для учащихся 5-7 классов "Умники и умницы"....

План внеклассной работы и отчеты о совершенных паломничествах, поездках и культурных мероприятиях, проведенных с учащимися 6-го "б" класса в С-Петербургской школе № 288 в 2010-2011 гг. Основные маршруты поездок: Царское Село-Великий Новгород-остров Валаам

План внеклассной работы и отчеты о совершенных паломничествах, поездках и культурных мероприятиях, проведенных с учащимися 6-го "б" класса в С-Петербургской школе № 288 в 2010-2011 гг. Основ...

План внеклассной работы, отчеты о совершенных поездках и культурных мероприятиях, проведенных с учащимися 7-го "б" класса в С-Пб. школе № 288 в 2011-2012 гг. Основные маршруты: Царское Село-Харьков-Святогорск-Изюм-Красный Лиман-Киев-Чернигов-Старая Ладога

План внеклассной работы и отчеты о совершенных паломничествах, поездках и культурных мероприятиях, проведенных с учащимися 7-го "б" класса в С-Петербургской школе № 288 в 2011-2012 гг. Основ...

План внеклассной работы, отчеты о поездках, культурных мероприятиях, проведенных с учащимися 8-го "б" класса в С-Пб. школе № 288 в 2012-2013 гг. Основные маршруты: Макарьевская пустынь (г. Любань)-Псков-Печоры-Царское Село-Вырица-Гатчина-остров Валаам

План внеклассной работы и отчеты о совершенных паломничествах, поездках и культурных мероприятиях, проведенных с учащимися 8-го "б" класса в С-Петербургской школе № 288 в 2012-2013 гг. Основ...

Отчеты по внеклассной работе о совершенных поездках и культурных мероприятиях, проведенных с учащимися 6 "а", 7 "а", 8 "а" классов в С-Пб. школе № 288 в 2014-2018 гг. Основные маршруты поездок: Иван-Город, Кингисепп, Псков, Изборск, Пушгоры, Царское Село

Отчеты по внеклассной работе о совершенных поездках и культурных мероприятиях, проведенных с учащимися 6 "а", 7 "а", 8 "а" классов в Санкт-Петербургской школе № 288 в 201...