Русская литературная сказка. Антоний Погорельский "Черная курица"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

урок открытия нового знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a_pogorelskiy_chernaya_kuritsa.docx22.15 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 5 классе. Русская литературная сказка. Антоний Погорельский «Черная курица»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цели урока: познакомить учащихся с личностью А. Погорельского; показать, в чем нравоучительный смысл сказки; расширить читательский кругозор учащихся; вызвать интерес к прочитанному.

Планируемые результаты.

Личностные: осваивает новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвует в творческом, созидательном процессе, выявляет актуальность идеи, смыслов произведения для себя, современных школьников, делает выводы о нравственных уроках жизни, которые получил, прочитав сказку; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

         Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Ход урока

  1. Слово учителя

Все мы с детства любим читать сказки. В них мы встречаемся со сказочными красавицами и смелыми принцами; коварными злодеями и волшебными животными. В них происходят чудеса! Невозможное становится возможным, а добро всегда побеждает зло.

  1. Чтение стихотворения Ю. Корнаковой «Расскажи мне, мама, сказку!»

Расскажи мне, мама, сказку,

Что приснилась ночью мне.

В чистом поле Синеглазка

На серебряном коне.

Про Царевну про Лягушку,

Мама, сказку расскажи

И со мною на подушке

Ты подольше полежи.

Мимо нашего окошка

Гуси-лебеди летят,

И считает лапой кошка

Дорогих своих котят.

Где ты, друг мой Сивка-Бурка,

Где, скажи, гуляешь ты?

Приходи ко мне, каурка,

На подковах золотых.

Мама, может, это снится:

Я по радуге бегу

И держу в руках Жар-птицу,

Птицу счастья сберегу.

Расскажи ещё немножко

Про дружка на горбунке -

И тогда моя ладошка

Пусть уснёт в твоей руке.

- Задание к классу: назовите сказки, о героях которых вы услышали в этом стихотворении.

  1. Актуализация знаний. Конкурс «Знатоки русских сказок»

- какое произведение мы называем сказкой?

- расскажите, как и кем создавались народные сказки?

- как они смогли дойти до современных читателей?

- какие типы сказок вы знаете?

- приведите примеры волшебных, бытовых сказок, сказок о животных.

- как называются такие выражения «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…»?

- приведите ещё примеры сказочных зачинов, концовок.

(В некотором царстве, в некотором государстве…

Жили-были старик со старухой…

За тридевять земель, в тридесятом царстве…

И стали жить-поживать, добра наживать…

И я там был, мёд-пиво пил…

Вот вам, детки, такая сказочка, а мне бубликов вязочка…»)

- назовите героев, чаще всего встречающихся в русских народных сказках.

(Иван-царевич, Иван-крестьянский сын, Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая, Емеля, Змей Горыныч, Баба-Яга, Кощей Бессмертный и др.)

- Игра «Кто больше»

   Задание 1: назовите предметы-помощники, которые встречаются в сказках.

(Ступа, метла, скатерть-самобранка, шапка-невидимка, волшебный клубок, зеркальце, узелок, блюдо, яблоко и др.) 

Задание 2:  вспомните обороты речи, которые часто встречаются в сказках

(Добрый молодец, красна девица;

 Встань передо мной, как лист перед травой…

Долго ли коротко ли…

Далеко ли близко ли…

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…

Утро вечера мудренее…

Рос не по дням, а по часам…)

  1. Работа по теме урока.

Мы с вами много говорили о русской народной сказке. Кажется, знаем о ней все. Знаем, что они были придуманы и существовали в народе. Что делились они на бытовые, волшебные и на сказки о животных. Но сказка не осталась существовать в фольклоре. Сказки очень любили многие русские писатели-классики. Так, Александр Сергеевич Пушкин подарил нам много волшебства в своих сказках. «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане» и многие другие.

Сегодня мы с вами знакомимся с таким понятием как «литературная сказка». Запишем определение этого понятия.

Литературная сказка - авторское художественное произведение, в основе которого лежит вымышленная увлекательная история, объединяющая элементы действительности и фантазии.

- Давайте выясним, в чем состоит сходство и отличие народных и литературных сказок.

Сходство и различие народных и литературных сказок

 

СХОДСТВО

 

 

 

Народная сказка

 

 

Литературная сказка

 

Сюжет

Вымышленные события.

 

Вымышленные события.

Часто встречающаяся тема

Противостояние добра и зла.

Противостояние добра и зла.

 

Литературные обороты и выражения

 

Троекратные повторы, эпитеты.  

Троекратные повторы, эпитеты.  

Герои сказки

Деление героев на положительных и отрицательных.

 

Деление героев на положительных и отрицательных.

Второстепенные герои

Волшебные вещи и помощники.

 

Волшебные вещи и помощники.

Основа сказки

Ценности, которые присущи всем народам (добро, любовь, справедливость)

 

Ценности, которые присущи всем народам (добро, любовь, справедливость)

 

 

РАЗЛИЧИЕ

 

 

 

Народная сказка

 

 

Литературная сказка

 

Автор

Нет одного автора, писалась целыми поколениями.

 

 

Конкретный человек.

Текст

Имеет несколько вариантов. Передавался в устной форме.

 

Неизменный текст, зафиксированный в письменной форме.

Литературное описание

Простое, с использованием общепринятых эпитетов.

 

Бывает сложное, детальное, неповторимое.

Композиционные элементы

Присказка, зачин, концовка.

Может не иметь традиционных элементов.

  1. Антоний Погорельский «Черная курица»

В 1783 г. в Тульской губернии, в имении отца, родился поэт Василий Андреевич Жуковский. Мы с вами читали о том, что после смерти отца он учился в частном пансионе.

Еще один писатель, Алексей Алексеевич Перовский, родился спустя четыре года после Жуковского, в 1787 году, и тоже некоторое время учился в частном пансионе. В таких учебных заведениях обучалось очень много детей русских дворян. Что же это такое — частные пансионы?

Существительное пансион образовано от латинского слова со значением «платеж, взнос». В XVIII и XIX вв. пансионами называли учебные заведения, где дети дворян жили на полном содержании и обучались разным наукам.

 Представьте себе русских дворян, которые живут в своих поместьях, часто очень небогатых, разбросанных в разных частях России. Дворянская семья живет, например, в поместье, от которого полдня пути на лошадях до уездного города (говоря современным языком, до районного центра), два-три дня (или даже больше) — до губернского города (т. е. до нынешнего областного центра). Вокруг села, где живут крестьяне. Школ для крестьян в XVIII веке почти не было, для дворян гимназии были только в губернских городах.
      В семьях рождаются дети. По закону того времени дворяне должны дать своим детям хорошее образование и воспитание. Чтобы обучить ребенка разным языкам и наукам, нужны учителя. Где же взять учителей в далеком поместье? Вот и приходилось родителям расставаться со своими дорогими детьми на много лет, чтобы отвезти их в столицу, в пансион, где дети могли бы жить и учиться за определенную — довольно большую — плату. Потратив много денег на дорогу и заплатив за несколько лет вперед, родители обычно возвращались домой, в свое поместье.

Телефонов в то время не было, телеграфа тоже; чтобы послать письмо, надо было специально ехать в уездный город. Родители отвезли ребенка, доверили его содержателю пансиона...

— Какие бы чувства испытали вы, оказавшись в такой ситуации?
      Отдавали детей в пансионы и дворяне, которые жили в самой столице. Столица в те времена была не в Москве, а в Санкт-Петербурге.

Мы сегодня будем читать сказку, в которой главный герой живет в таком пансионе.
      Но сначала вернемся к Алексею Алексеевичу Перовскому. Он некоторое время учился в пансионе, затем родители нанимали ему частных учителей — тогда это называли
домашним образованием. Потом он поступил в Московский университет и закончил его со степенью доктора философских и словесных наук. Когда началась Отечественная война 1812 года, Алексею Перовскому было 25 лет. Как офицер, он участвовал в этой войне, а затем в заграничном походе русских войск.

 В 1817 г. у Алексея Перовского родился племянник, тоже Алексей, который стал знаменитым в России человеком. Это был Алексей Константинович Толстой, близкий друг императора Александра II, его флигель-адъютант и, что самое главное, знаменитый русский писатель и поэт. Но в двадцатые годы он не был еще знаменитостью, а был простым мальчиком из дворянской семьи. Алексей Перовский очень любил своего племянника и сочинил для него сказку «Черная курица, или Подземные жители», но опубликовал ее не под собственным именем, а под псевдонимом.

 — Что такое псевдоним?

Псевдоним — придуманное литературное имя, которым писатель подписывает свои произведения.

Псевдонимы бывают не только у писателей; псевдоним может взять себе актер, журналист, художник. В современном компьютерном мире мы встречаемся с псевдонимами очень часто, только называем их иначе: ник.
      Итак, Алексей Перовский взял себе псевдоним
Антоний Погорельский.

  1. Подведение итогов урока. Проверочные вопросы:

— Как вы понимаете, что такое пансион?

— Почему дворяне отдавали своих детей на обучение в пансионы?

— Какое образование получил Алексей Алексеевич Перовский?

— Что такое псевдоним?

— Какой псевдоним взял себе Перовский?

— Кому Антоний Погорельский посвятил свою сказку «Черная курица,

или Подземные жители»?

  1. Домашнее задание

 Прочитать в учебнике статью «Русская литературная сказка». Начать знакомство с произведением А. Погорельского «Черная курица»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравоучительное содержание и причудливый сюжет литературной сказки .Антоний Погорельский. "Чёрная курица, или Подземные жители".

¨«Черная курица, или Подземные жители» прелестна в своей безыскусной поучительности и яркости наивного смысла о чудесной птице, помогающей доброму и честному мальчику, и уходящей от него , когда он ст...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе на тему "Литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители»"

Данный урок нацелен напомнить учащимся о жанре сказки и видах сказок, определить отличие фольклорной сказки от литературной; познакомиться с биографией  А. Погорельского и его сказкой « Чёр...

Технологическая карта урока литературы "Литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители»

Технологическая карта урока литературы "Литературная сказка. Антоний Погорельский.  «Черная курица, или Подземные жители»...

«Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. "Черная курица или подземные жители"»

Литература. 5 класс. Презентация к уроку литературы в 5 классе....

Урок_5 класс_Антоний Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка

Класс: 5Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний....