Сравнительно-сопоставительный анализ стихотворений Е. Евтушенко «Армия» и Р. Рождественского «Концерт». Одна война, одна Победа—разный взгляд.
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Макушкина Евгения Ивановна

Урок литературы для 11 класса в рамках изучения творчества поэтов-шестидесятников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок литературы 11 класс57.5 КБ

Предварительный просмотр:

               Урок на конкурс методических разработок « Урок Победы».

Тема урока: « Сравнительно-сопоставительный  анализ стихотворений Е. Евтушенко «Армия» и

Р. Рождественского «Концерт». Одна война, одна Победа—разный взгляд».

Урок литературы в 11 классе в рамках изучения творчества поэтов-шестидесятников.

Сроки реализации—4 четверть учебного года.

Тип урока:   открытие новых знаний.

Задачи:

  • совершенствовать навыки сравнительного, сопоставительного анализа стихотворений
  • формировать у учащихся умения  выбирать способы действия, помогающие реализовать поставленную перед учащимися  задачу
  • развивать  речевые умения, навыки выразительного чтения, навыки самостоятельной работы и работы в группах
  • способствовать совершенствованию диалогической и монологической речи учащихся
  • воспитывать интерес к творческому самостоятельному осмыслению проблем , затронутых в русской литературе.

Планируемые результаты урока:

1.Предметные.

  • умение анализировать идейно-тематическое и изобразительно-выразительное содержание стихотворных текстов,  выявлять  черты сходства и различия между ними.
  • формирование умения   осознавать и воспринимать  тематический кластер  войны и Победы в творчестве поэтов-шестидесятников
  • понимание авторской позиции и умение доказывать это понимание, подкрепляя свои слова доказательствами
  • понимание связей литературного произведения с эпохой его  написания, со временем, в котором оно было создано, соотнесение с  личностью и биографией  поэта

2.  Метапредметные

  • понимание роли ВОВ в жизни общества,  понимание значимости Победы в истории страны
  • умение находить информацию, определять её значимость, классифицировать факты и  гипотезы
  • умение решать  спорные вопросы,умение создавать устные монологические высказывания на  определённую тему
  • умение вступать в диалог с  теми, чьё мнение отлично от данного  и доказывать свою точку зрения
  • развитие эмпатии как умения сопереживать и сочувствовать другим людям
  • умение выдвигать версии, гипотезы и доказывать их, используя фактический материал

Межпредметные связи: история, музыка.

Ресурсы урока( информационно--методические и технические):

проектор  с экраном для презентаций,

фонозапись 1941 года-- «Священная война» в исполнении ансамбля под рук. А.В. Александрова., портреты поэтов Е. Евтушенко, Р. Рождественского,

тексты обоих стихотворений на каждой парте,

  таблица для сопоставительного анализа  у каждого ученика.

 Опережающее домашнее задание :

*класс делится на 2 группы, каждая группа работает с одним из заявленных  к изучению стихотворений, а именно:

-выполняет проект с краткой презентацией   о биографии

Е. Евтушенко и Р.Рождественского,

 -готовит выразительное чтение наизусть стихотворений и краткий анализ идейно-тематического содержания стихотворения и его изобразительно-выразительных средств.

  • индивидуальные задания:1-2 человека работают над сообщением « История песни «Священная война»

  Ход урока:

 

Содержание деятельности учащихся

Содержание деятельности учителя

1. Этап мотивации   познавательной деятельности

Ученики показывают свои мини-презентации и рассказывают о  жизни и творчестве Е.Евтушенко и Р. Рождественского; класс решает познавательную задачу: есть ли что-то общее в биографии и тематике стихотворений.

Отвечают на вопрос учителя, выявляют сходные факты и темы :

-война в жизни поэтов;

-темы любви, темы войны, темы личности и государства.

Приветствует учащихся.

Здравствуйте. Сегодня наш урок посвящен творчеству двух замечательных поэтов 20 века, творивших в то время, которое историки называют «оттепель». Это Евгений Евтушенко и Роберт Рождественский. Поэты-шестидесятники получили в литературоведении такое название, поскольку   начало их творчества  пришлось  именно   на 60-е годы прошлого века.

Сейчас ваши одноклассники  коротко расскажут вам о жизни и творчестве поэтов. Ваша задача—не просто слушать, а пытаться выявить что-то общее в биографии и  тематике стихотворений Е. Евтушенко и Р. Рождественского.

--Итак, что же вы скажете? Есть ли общее в жизни обоих поэтов? Какие  темы явно  имеют сходство  в творчестве Е. Евтушенко и Р. Рождественского?

( военное детство поэтов , круг поэтов -шестидесятников, стихотворения о любви, о войне, о Родине)

 2. Этап актуализации познавательной деятельности.

А)Определение темы и постановка целей урока.

Формулируют цель и тему урока, исходя из полученных заданий, опираясь на раздаточный материал.

Итак, сегодня наша задача—проанализировать стихотворения двух поэтов-шестидесятников , стихотворения  о войне, в которых отразилось их личное понимание этой темы, попытаться понять, в чем сходство и различие двух взглядов на осознание  роли Великой Отечественной войны и  Победы в судьбе общества, каждого человека, страны.

Запишем тему:

« Сравнительно-сопоставительный  анализ стихотворений

 Е. Евтушенко и

Р. Рождественского.   Одна война, одна Победа—разный взгляд»

Б)Организация познавательной деятельности

Подготовленные ученики читают стихотворения Е. Евтушенко «Армия» и Р. Рождественского «Концерт( Сорок памятный год...)»

Класс заполняет  1 часть таблицы, отвечает на вопросы учителя.

Работа в парах.

Подготовленные ученики сообщают об истории создания песни «Священная война», класс прослушивает фонозапись песни( желательно 1941 года, ансамбль  А. В.Александрова)

Класс заполняет таблицу, отвечает на вопросы учителя, делают выводы.

Класс заполняет вторую часть таблицы, выписывает цитаты-синонимы и цитаты—антонимы.  Работа в группах.

Начнём с того, что вспомним содержание обоих стихотворений. Сейчас ребята, которые подготовились, прочтут нам их наизусть.

Ваша задача: во время прослушивания стихотворений  думать над тем, что между ними общего и в чём их различия.

Перед каждым из вас лежит таблица,  с которой мы вместе  будем работать, сопоставляя сходные и различные черты двух стихотворений. При прослушивании стихотворений постарайтесь заполнить первую часть таблицы: сходство и различие по первым впечатлениям, первичное восприятие, идейно-тематическое содержание стихотворений.

Работаем в парах.

--Итак, что общего вы увидели в стихотворениях Е.Евтушенко и Р. Рождественского?

Примерные ответы:

* тематическое содержание( война, тыл, Сибирь,дети дают концерт в госпитале  для раненых бойцов)

* одинаковая песня, которую исполняют маленькие артисты.

--А знаете ли вы , что это за песня, которая производит такое впечатление  на слушателей?

Послушаем сейчас ваших одноклассников, которые расскажут нам об истории создания песни «Священная война», а затем и сам приобщимся к этому великому музыкальному произведению.

--Какие ощущения у вас вызвала эта песня? Похожи ли ваши чувства на чувства героев какого-то из стихотворений?

--Теперь поговорим о тех различиях, которые вы для себя заметили  в стихотворениях. Расскажите, в чем разница?

Примерные ответы:

*ощущения героев стихотворения  и ощущения читателей от стихотворения( идейное содержание стихотворений)

* год написания стихотворений

Сделайте вывод по первой части таблицы. Главное, что сближает---отличает стихотворения—это...

( сближает—тематика, отличает—основная мысль, идея,заложенная автором)

--Переходим ко второй части таблицы. Вам предстоит теперь поработать с двумя текстами и выбрать те цитаты, которые продемонстрируют нам общее и различное в стихотворениях, помогут сделать вывод о причинах такого несходства.

--Выберите из текста цитаты, рисующие  нам главные тематические сопоставления, которые вы назвали.

Работаем в группах, в зависимости от того, какое стихотворение из двух вы проанализировали дома.

Примерные ответы:

* о детях ( «худы, заморены, бледны, в своих пальтишках драных...»---  «до чего же артисты маленькие»);

* о песне( « вставай страна огромная запел, запел наш детский хор»-- « вовсю запевале внимая, о народной поём, о священной...»)

* есть названия реальных городов( Ельня, Кострома, Винница и т.д.)

--Есть ли разница в том, как оценивают маленьких артистов их слушатели?              ( « смотрят с жалостью на нас»---   « на пришельцев глядит он весело»)

--Как вы думаете, почему так?

--Что чувствуют герои Е. Евтушенко , исполняя эту страшную по силе воздействия на слушателей песню? ( воодушевление, единение, патриотизм)

Подтвердите цитатой(« все пели праведно и доблестно», « ...разрывы слышались нам дальние,и было свято и светло...»)

--А что чувствуют герои Р. Рождественского?(радость, удовольствие, представляют войну как игру, как кино)

Подтвердите цитатой( « ...если честно признаться, нравится нам такая война»)

--Найдите в финале стихотворения «Армия» подтверждение этого единения.(  повтор слова  ВСЕ-  «вот это ВСЕ и было армия, ВСЕ это Родину спасло»)

--Назовите художественный прием( лексический повтор)

--А  с каким настроением завершается концерт в стихотворении Р. Рождественского?  ( смерть майора, торопливый уход детей --« голос лётчика раздается, а в нем--укор»)

--Есть ли разница в финалах стихотворений?

( Обобщение и объединение со всей страной у Е. Евтушенко: « Все это Родину спасло»--  конкретизация и краткость  у Р. Рождественского: «Вот и все о концерте в госпитале в том году»)

--Почему концерт в стихотворении

 Р. Рождественского не удался?( смерть майора-героя оставила всех в смешанных чувствах-- « Балалайка всплеснула горестно. Торопливо, будто в бреду...»)

--Что за прием использует поэт, сопоставляя ощущения детей-- «нравится ...война» и реальность--  «умер майор»? ( контраст)

--Обратите  внимание  ещё на одно несоответствие. Названия городов у Е. Евтушенко. Что это за города?( города, в которых родились герои—снова Родина) А у Р. Рождественского? ( города,  сражаясь за которые герои получили смертельные ранения)

Рождение—смерть.   Перед нами... ( антитеза)

--И все-таки  эти два стихотворения  противопоставлены друг другу.

Обратите внимание на год написания.  Кто из поэтов озвучил свои детские впечатления раньше?( Евтушенко, 1959г.)

--В каком году написано стихотворение      
Р.. Рождественского? ( в 1983)

--Что изменилось за это время в мире, в стране?( варианты ответов: отношение к людям, отношение к  истории, возможность писать не только патетические стихотворения, но и более личные)

--Неужели Р. Рождественский меньше ценил героев войны и меньше ценил такую желанную Победу? А почему такая разница в восприятии ?( Рождественский, конечно, высоко ценил подвиг народа во время ВОв ,и отношение его к празднику Победы однозначно хорошее. В его стихотворении  просто больше внимания уделено  мироощущениям детей)

--Скажите, почему же рассказы об одинаковых событиях из уст двух примерно равных по возрасту авторов из одной творческой группы поэтов-шестидесятников получились такими различными? Каково ваше мнение?

Примерный вариант ответа:

У Евтушенко рассказ более обобществленный, он  говорит от имени детей. Но уже как взрослый, оценивая то, что было, с позиции взрослого человека, обобщая то, что случилось в одном госпитале до масштабов всей Родины.

Рождественский показывает нам именно  детей, их детское восприятие мира и войны, наивное и ещё неустоявшееся, это взгляд ребёнка на то, что происходило. Это конкретная история одного маленького концерта, которых было много.

--Какой общей темой объединены оба стихотворения несмотря на разницу между ними?

( тем войны, тема детей на войне, тема смерти, тема Родины)

3. Рефлексия.

Учащиеся выбирают начало фразы и продолжают её по своему усмотрению.

Выберите для себя   фразу и продолжите её:

1. На уроке я узнал...

2.На уроке я понял, что...

3. На уроке я хотел...

4. На уроке у меня получилось...

5. После урока мне хотелось бы...

4. Домашнее задание.

Записывают домашнее задание в дневник и в тетрадь.

Домашнее задание. Опираясь на таблицу, на ваши ощущения от прочитанных стихотворений , напишите сочинение-миниатюру «Два мира—две войны—два поэта». Тема записана на доске. Оформите  ваше мнение  в виде небольшого рассуждения о том, почему такими разными получились два стихотворения.

                                                     

                                                                  ПРИЛОЖЕНИЕ.

  1. Стихотворение   Евгения Евтушенко «Армия»

В палате выключили радио,
и кто-то гладил мне вихор...
В зиминском госпитале раненым
давал концерт наш детский хор.
Уже начать нам знаки делали.
Двумя рядами у стены
стояли мальчики и девочки
перед героями войны.
Они, родные, некрасивые,
с большими впадинами глаз,
и сами жалкие, несильные,
смотрели с жалостью на нас.
В тылу измученные битвами,
худы, заморены, бледны,
в своих пальтишках драных были мы
для них героями войны.
О, взгляды долгие, подробные!
О, сострадание сестер! Но вот:
«Вставай, страна огромная!»
запел, запел наш детский хор.
А вот запел хохол из Винницы.
Халат был в пятнах киселя,
и войлок сквозь клеенку выбился
на черном ложе костыля.
Запел бурят на подоконнике,
запел сапер из Костромы.
Солдаты пели, словно школьники,
и, как солдаты, пели мы.
Все пели праведно и доблестно —
и няня в стареньком платке,
и в сапогах кирзовых докторша,
забывши градусник в руке.
Разрывы слышались нам дальние,
и было свято и светло...
Вот это все и было — Армия.
Все это Родину спасло.

1959

  1. Стихотворение Роберта Рождественского «Концерт( Сорок трудный год...)»

Сорок трудный год.

Омский госпиталь…

Коридоры сухие и маркие.

Шепчет старая нянечка:

«Господи!

До чего же артисты

                   маленькие…»

Мы шагаем палатами длинными.

Мы почти растворяемся в них

с балалайками,

              с мандолинами

и большими пачками книг.

Что в программе?

В программе – чтение,

пара песен

военных, правильных…

Мы в палату тяжелораненых

входим с трепетом и почтением.

Двое здесь.

Майор артиллерии

с ампутированной ногой,

в сумасшедшем бою

                  под Ельней

на себя принявший огонь.

На пришельцев глядит он весело…

И другой –

           до бровей забинтован, -

капитан,

таранивший «мессера»

три недели назад

                над Ростовом.

Мы вошли.

Мы стоим в молчании.

Вдруг

срывающимся фальцетом

Абрикосов Гришка отчаянно

объявляет начало концерта.

А за ним,

не вполне совершенно,

но вовсю запевале внимая,

о народной поём,

                о священной

так,

как мы её понимаем.

В ней Чапаев сражается заново,

краснозвёздные мчатся танки.

В ней шагают наши

                  в атаки,

а фашисты падают замертво.

В ней чужое железо плавится,

в ней и смерть отступать должна.

Если честно признаться,

нравится

нам

такая война!

Мы поём.

Только голос лётчика

раздаётся.

А в нём – укор:

- Погодите…

Постойте, хлопчики…

Погодите…

Умер

    майор… -

Балалайка всплеснула горестно.

Торопливо,

будто в бреду…

…Вот и всё

           о концерте в госпитале

в том году.

1983

3. Таблица для сопоставительного  анализа стихотворений( индивидуально, для каждого ученика)

Е. Евтушенко

«Армия»

Р. Рождественский

« Концерт»

1 часть « Тематическое и идейное содержание»

 1 часть  « Тематическое и идейное содержание»

 2 часть.  Цитаты-синонимы и цитаты-антонимы.

2 часть.  Цитаты-синонимы и цитаты-антонимы.

Вывод:

Вывод: