Урок литературы в 9 классе. Стихотворение Е.Евтушенко "Людей неинтересных в мире нет"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Тельнова Светлана Камильевна

Слово о поэте; проанализировать стихотворение Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет», выявить особенности творческой манеры поэта; воспитывать интерес к поэзии XX века; направить учащихся на рассуждения о людях и о себе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyudey_neinteresnyh.docx25.33 КБ

Предварительный просмотр:

            Урок

                 литературы

                                в  9 классе

Стихотворение

Евгения Евтушенко

 «Людей неинтересных

                       в мире нет»

  Учитель: Тельнова С.К.

Цели урока:

–знать о поэте;

– проанализировать стихотворение Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет», выявить особенности творческой манеры поэта;

– воспитывать интерес к поэзии XX века;

– направить учащихся на рассуждения о людях и о себе.

Методические приёмы:

сообщения учащихся, выразительное чтение стихотворения, беседа с классом, работа в группах.

Оборудование урока:

–портрет Евгения Евтушенко; портреты мастеров; фотографии разных людей (учащихся, их родителей).

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  1. Слово учителя.  – Сегодня на уроке мы поговорим о поэте, человеке разностороннего творческого дарования, Евгении Александровиче Евтушенко, литературная деятельность которого началась в 50-е годы. Евтушенко не только поэт, но и прозаик, критик, публицист, кинорежиссёр, литературовед.

  1. Слово о поэте (сообщение учащегося).

– Е. Евтушенко родился в 1933 году в г. Зима,  Иркутской области в семье служащего. После окончания десятилетки учился в литературном институте им. А.М. Горького. Печататься начал в 1949 году. Первая книга поэта  "«Разведчики грядущего» появилась, когда Евтушенко исполнилось 19 лет. С этого времени имя его прочно вошло в современную поэзию. Евтушенко –  поэт, пристально всматривающийся в человеческий характер, в его стихотворениях любовь к людям выражает в себе любовь к Родине.

Поэт откликается на каждое событие не только в стране, но и в мире. Евтушенко создаёт в своих стихах портрет послевоенного поколения.

  1. Выразительное чтение наизусть стихотворения Е. Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет».
  2. Беседа с классом:

– О чём это стихотворение?

(о человеческой судьбе, её неповторимости, индивидуальности).

– С чем сравнивает поэт судьбу человека?

(с историей планет).

– Почему?

(потому что судьбы людей также таинственны и загадочны, нет похожих судеб).

– Что уходит со смертью человека?

И если умирает человек,

с ним умирает первый его снег,

И первый поцелуй, и первый бой…

Всё это забирает он с собой.

Целый мир уходит вместе со смертью человека (планета – мир – вселенная).

Таков закон безжалостной игры,

не люди умирают, а миры.

– Что остаётся, когда человек уходит?

Да, остаются книги и мосты,

машины и художников холсты,

да, многому остаться суждено,

Но что-то ведь уходит всё равно!

– Почему такой болью пронизан вопрос поэта: «А что мы знали,  в сущности, о них?»

(Потому что человек от природы трагически одинок; его окружают близкие люди, но оказывается, даже они не знали ничего о нём).  

Что знаем мы про братьев, про друзей, –

Что знаем о единственной своей?

И про отца родного своего

Мы, зная всё, не знаем ничего.

– Почему в последнем четверостишии поэт использует глагол «кричать»?

(потому что само стихотворение – крик души, поэт обращается к людям:  любите друг друга, цените друг друга, умейте видеть и слышать).

  1. Работа в группах. Делаем записи.

а) Лексический строй стихотворения.

*  Очень много различных  местоимений (их, каждый, своё, неё, кто-

то, он, свой, этом, нас и др.);

*  Контекстные антонимы: судьба – история, человек – мир, планета;

Лучший – страшный; остаются – уходит;

  • Сравнение: как история планет;
  • Олицетворение: с незаметностью дружил, умирает первый его снег,

забирает он с собой;

  • Лексические повторы (планет – планет; незаметно – незаметностью, умирает – умирает; остаются – остаются; знаем – знаем) в каждом четверостишии, кроме 6 и 8.

в) Синтаксический строй:

* простые предложения чередуются со сложными (СПП с придаточными условия во 2 и 3 строфах);

* есть простые предложения с однородными членами;

* присутствуют риторические вопросы, риторическое восклицание;

* многоточие (в 4 и 8 строфах)

* тире (1 и 3 строфа).

Вывод:

Все эти средства помогают прочувствовать душевное состояние автора, понять его размышления о судьбе каждого человека, увидеть остроту проблемы.

Итоги урока:

  1. –  Итак, стихотворение Евтушенко написано понятным языком, размышления поэта заставляют и нас задуматься о людях, живущих рядом, о том, чем они дышат, что чувствуют, о чём мечтают. Всмотритесь в эти портреты и фотографии:  у каждого, изображенного здесь, своя судьба, свой мир.

– Насколько актуально это стихотворение сегодня?

  1. Домашнее задание:

Ответить письменно на один из вопросов, данных в учебнике:

  1. Какое значение имеет сравнение человека с миром («не люди умирают, а миры»)?
  2. К чему призывает поэт в этом стихотворении? До каких тайников человеческого сердца он хочет достучаться?
  3. Подготовить анализ стихотворения.

Дополнительные задания и вопросы к уроку

  1. Во время работы в группах можно направить одну из групп на рассмотрение звукописи в стихотворении Евтушенко.
  2. В итоговой части урока уместно при наличии времени задать ученикам следующие вопросы:
  • Как бы вы озаглавили стихотворение?
  • Какой тип речи использует Евтушенко: описание, повествование или рассуждение? Почему?
  • К каким произведениям русской литературы XX века отсылает стихотворение?
  • О чём заставило задуматься стихотворение Евтушенко?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству М.Ю.Лермонтова и анализу стихотворения "Парус"

В данной презентации материал по творчеству М.Ю.Лермонтова, а в частности по стихотворению "Парус"....

Конспект урока литературы 6 класс "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее Утро""

В материале содержится конспект урока литературы 6 класс ,включающий анализ стихотворения АюС.Пушкина "Зимнее утро"...

"Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Тени сизые смесились…» (конспект урока литературы, 10 класс)

Представленная работа - конспект урока по предмету «Литература» для обучающихся 10 класса вечерней школы при исправительной колонии. Для организации познавательной деятельности использован ассоциативн...

Презентация к уроку литературы 5 класс "Иллюстрации художника Д.Шмаринова к стихотворению Н.Некрасова "Крестьянские дети"

Презентация к уроку литературы  "Иллюстрации художника Д.Шмаринова к стихотворению Н.Некрасова "Крестьянские дети"...

Урок литературы 10 класс "Стихотворения в прозе И.С.Тургенева"

Урок литературы 10 класс "Стихотворения в прозе И.С.Тургенева"...

Урок - практикум по литературе 5 класс. Стихотворение А.А. Фета "Весенний дождь"

Обучение детей практической работе по данному стихотворению. Умение анализиривать текст самостоятельно....

Урок литературы. 5 класс. Стихотворения в прозе.

Данный материал можно использовать на уроках литературы в 5-6 классах при изучении темы "Стихотворения в прозе"....