Открытый урок по лирике С.Есенина " Ты одна мне помощь и отрада,ты одна мне несказанный свет"
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Шилова Надежда Романовна

Технологическая карта урокаа в 11 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_esenin.docx37.46 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока. Литература 11 класс

Учитель: Шилова Надежда Романовна

ТЕМА: "Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет"

(образ матери в лирике Сергея Есенина")

ТИП УРОКА: урок открытия нового знания и формирования умений и навыков.

Планируемые результаты:

Личностные:

• формирование эстетического отношения к миру посредством приобщения к сфере словесного искусства,  формирование готовности и способности к самостоятельной творческой и ответственной деятельности, развитие способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.

Метапредметные:

• развитие умений анализировать, сравнивать, делать выводы, строить устный монологический ответ, продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной работы, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.

Предметные:

•  раскрытие проблематики и идеи лирического произведения ,владение навыками анализа лирического произведения , осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве личностного эмоционального восприятия и интеллектуального понимания.

Способность выявлять в  текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых устных и письменных высказываниях.

Инструментарий учителя: презентация, план урока, тексты стихотворений С.Есенина, музыка.

Этапы

урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Формируемые

УУД

Промежуточный контроль

Мотивация учебной деятельности. Формулирование темы и постановка

цели урока

Мотивированная подготовка к усвоению материала. Просмотр презентации.

Эвристическая беседа.

Предлагает знакомство с отрывком из книги

Чтение стихотворения «Письмо матери»

Подводит учащихся к формулировке темы

и цели урока:

— Как сформулируем тему сегодняшнего

урока?

— Какую цель перед собой поставим?

Знакомятся с фрагментом из книги С.Кошечкина «Весенней гулкой ранью» и презентацией о матери Есенина.

Формулируют в диалоге с учителем тему и цель урока. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Цели:

Проанализировать  образ матери в лирике Есенина ( «Письмо матери» и др.) (композиция, художественные средства , мотив, движение мысли автора)

Личностные:

• Установление связи между целью деятельности и ее мотивом

• Нравственно-этическая оценка

усваиваемого содержания

Познавательные

• Анализ эпиграфа урока

Коммуникативные:

• Отвечают на поставленный вопрос

Регулятивные:

• Целеполагание

Оценивание индивидуальной работы учащихся, устные ответы, выполнение заданий.

Актуализация Работа над

темой урока.

Анализ стихотворений.

Эвристическая беседа.

Выполнение задания, работа с текстами. Поисковая деятельность, подбор примеров, составление связного ответа

Последовательный анализ поэтического текста.

Сравнительный анализ  стихотворных текстов.

   Такой волнующе-пронзительный сложился образ матери у Есенина только в конце жизненного пути. Но взглянем на фотографию 1925 года,где у самовара сидят мать и сын, Татьяна Федоровна и Сергей. Поэт читает ей стихи

Разве похожа Татьяна Федоровна на старушку?

Почему  же в стихах Есенина она предстает перед нами одряхлевшей старушонкой?

-Корни этого преобразования надо искать в судьбе поэта. В детстве отношения матери и сына не сложились, потому что в силу семейных обстоятельств воспитывала его бабушка-мать Татьяны Федоровны, которая вынуждена была оставить ребенка на попечение деда с бабкой ,чтобы зарабатывать на жизнь себе и ребенку. Бабушка была кроткой набожной. В известной вам автобиографии 1924 года Есенин пишет "Первые мои воспоминания относятся к тому времени, когда  мне было три-четыре года. Помню лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовецкий монастырь, который от нас верстах сорока. Я, ухватившись за ее палку, еле волочу от усталости ноги, а бабушка приговаривает: "Иди, иди, ягодка, Бог счастье даст"

В  памяти поэта сохранились воспоминания о странниках ,собиравшихся в доме и певших духовные песни, и бабушкины сказки

(чтение стихотворения "Бабушкины сказки")

Бабушка Наталья очень любила своего золотоголового внука, расчесывала кудри  деревянным гребне, но рос ребенок не таким, как все, не от мира сего, без отца и матери и очень тосковал по материнской любви. Сергей, не видя матери и отца, привык считать себя сиротой, и подчас ему было обидней и больней, чем настоящему сироте. Бабушка Наталья Ефтеевна часто кормила внука потихоньку от снох, на всякий случай, чтобы не вызвать неприятности с их стороны.

Когда  через несколько лет семья вновь воссоединилась, будущий поэт долго не мог привыкнуть к новому дому, к матери и часто  возвращался  к любимой бабушке. Отношения с матерью еще долгое время складывались непросто. Поэтому, когда поэт покинул "родимый дом", сначала он вспоминал о ней довольно редко, чаще о деде и бабушке. В этом смысле примечательно его раннее стихотворение 1912 года, где он рисует образ матери "Матушка в Купальницу по лесу ходила"

Какой предстает здесь мать поэта? Что он в ней подчеркивает?

И  хотя поэт родился не в купальскую ночь, а в осеннюю сырость 21 сентября, но ему важно подчеркнуть свою неразрывную кровную связь с  матерью Природой.

А  спустя пять лет появляется в стихах Есенина уже более реальный образ матери, с которой поэт начинает чувствовать не только кровную, но и духовную связь.

Почему  же мы можем сейчас говорить о некой духовной связи между сыном и матерью?

А судьба сына и в самом деле складывалась непросто: бесконечные разочарования в друзьях и любимых («пусть обманут легкие подруги, пусть обманут легкие друзья»), горькие ошибки и болезненные удары (« как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок»),разочарование в социализме. Надрыв, боль, неустроенность, крушение надежд… Где опора и пристанище в этом перевернутом мире? Такой опорой становится мать, та, что никогда не изменится и будет любить, пока жива..

Так появляются замечательные стихи «Письмо матери», «Письмо от  матери», «Ответ»

Какое чувство оставляют эти стихотворения? Какое из них самое светлое?  Самое грустное?

Какой предстает перед нами мать поэта в стихотворении «Письмо матери»?

Почему поэт это делает?

Связь между ними нерушимая и естественная. Бабушка дала жизнь его матери, а она – ему.  Для поэта этот образ –символ матери, символ родного очага, символ Родины. И поэтому образ матери Есенина- это образ всех наших матерей, терпеливо ожидающих своих детей и горюющих о их бедах и горестях, пытающихся хоть чем- помочь своему ребенку.

Давайте посмотрим, как Есенин передает нам свою любовь и нежность к своей матери?

- Есенинские строки своей простотой притягивают, в них сокровенное, приглушенное чувство «Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе , привет!» О ни утверждают неразрывную связь с родным и близким.

Обратим внимание на слова «Ты одна мне помощи и отрада. Ты одна мне несказанный свет». Они перекликаются со словами многих молитв, обращенных к Богородице «  О владычица небесная, ты мне упование и прибежище, покров и помощь».

Н о в стихотворении поэт просит мать « И молиться не учи, не надо!». Но светлый образ матери перекрывает эту просьбу.   На иконах мы видим образ Богоматери,: скорбный лик, и  знание того, что предстоит ее сыну в будущем.

 Есенинский образ матери напоминает нам и  пушкинский образ « Глядишь в забытые ворота на черный отдаленный путь. Тоска , предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь».

И наконец молитвенное «Пусть струится над твоей избушкой, тот вечерний несказанный свет»

И мы видим и родной дом, и мать в каком особенном золоченном сиянии.  Есенин ,посвящая стихи матери, творил молитву сына о матери. И его молитва доходит до наших сердец, остается в нашей памяти, по праву становится народной песней.

(прослушивание песни на стихи С,Есенина)

Чтение , дополнение друг друга.

Отвечают на вопросы учителя,

слушают ответы одноклассников,

дополняют и корректируют свою и

иные точки зрения, задают вопросы на уточнение, оценивают свою работу и работу других учеников

Примерные   ответы:

- Нет, перед нами пока еще крепкая пожилая женщина-крестьянка пятидесяти лет, ни дряхлости, ни морщин на лице. После этой встречи она прожила еще долгих 30 лет, полных борьбы за реабилитацию имени сына.

"Матушка в Купальницу по лесу ходила"

(чтение стихотворения подготовленным учеником")

- Образ   матери здесь поэтизирован, он полусказочен, лишен каких- то реальных черт. Мать предстает здесь как часть природы, она окутана ее тайной.

Матушка  в Купальницу в лес ходила,

Босая ,с подтыками, по росе бродила.

Травы  ворожбиные ноги ей кололи,

Плакала  родимая в купырях от боли.

 Именно  природа участвует в родах будущего поэта:

 Н е дознамо печени судорга схватила,

Охнул а кормилица, тут и породила

Родился  я с песнями в травном одеяле

Зори  меня вешние в радугу свивали

(чтение стихотворения учеником " Разбуди меня завтра рано..")

-Именно ей он доверяет свои мечты и надежды.

Разбуди меня завтра рано, засвети в моей горнице свет.

Говорят. что я скоро стану

Знаменитый русский поэт

Воспою я тебя и гостя

Нашу печь, петуха и кров..

И на песни мои прольется молоко твоих рыжих коров.

В  первый раз он говорит о ней "о моя, терпеливая мать". В первый раз оценивает ее материнское чувство, в котором любовь соединилась с вечной заботой о сыне, с жалостью и тревогой за него, оценивает не по-детски категорично, а благодарно, сердцем взрослеющего человека.

( чтение стихов учениками «Письмо матери», «Письмо от  матери», «Ответ»)

Самое грустное - «Письмо от матери», оно понизано печальным ожиданием давно не виденного сына.

Самое светлое - «Письмо матери», в нем тоска сына по матери и родному дому перекликается с нежной любовью сына и надеждой на скорое возвращение.

Все эти стихи наполнены страданием, чувством одиночества.

- Она старенькая, тревога за судьбу сына согнула ее, выцветшие глаза слезятся от долгих слез и от старости и от того, что устали долго всматриваться в проселочную дорогу, высматривая: не едет ли домой ее пропавший сын.. Даже через метель далеко виден свет от окошка ее низенькой хаты.

- Представляешь ее маленькую сухонькую фигурку в старомодном ветхом шушуне. Мать стоит около проселочной дороги и напряженно всматривается  вдаль.

В этом образе сливается черты его матери и бабушки.

Личностные:

• Личностное,

жизненное самоопределение

• Нравственно-этическая оценка

усваиваемого содержания

Познавательные:

•Структурирование знаний

• Осознанное и произвольное по-

строение речевых высказываний

• Построение логической цепи

рассуждений

• Формулирование выводов

Коммуникативные:

• Отвечают на вопросы

Регулятивные:

Оценка деятельности

Устные ответы

Творческая практическая деятельность.

составление связного ответа. Беседа, обсуждение результатов

О чем заставил задуматься нас С.Есенин?

Письмо маме – это размышление о прожитых годах, о каком-то этапе жизни, своего рода подведение итогов, так ли это?

Творческое задание: Запишите 3-5 разных строчек, слов, словосочетаний, которые всплывают в памяти при воспоминании о самом дорогом человеке - маме.

Прочитайте свои записи вслух классу. По ходу чтения записывайте строчки, которые лучше других подходят к вашему образу мамы.

Задают вопросы для уточнения информации. Обсуждают, обдумывают и отвечают на вопросы, дополняют, записывают ключевые слова.

Личностные:

развитие способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения на основе практического опыта учебной деятельности в классе, самостоятельного чтения литературного произведения, участие в коллективном творческом исследовании текста.

Познавательные:

Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные:

Самостоятельно планируют необходимые действия.

Коммуникативные:

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, осуществляют совместную деятельность в группах.

Письменные  ответы-рассуждения, выполнение заданий.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Заключительная беседа по вопросам.

1. Почему же образ матери чаще всего становится нравственным идеалом?

Где мне было трудно?

Как изменилось ваше эмоциональное состояние?

Анализируют работу на уроке через самооценку.

Личностные: нравственно-этическое оценивание содержания.

Познавательные:

Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Коммуникативные:

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Итог урока.

Домашнее задание

Оценки учителя. Самооценивание своей работы

Выставляет оценки за урок.

Предлагает заполнить листы самооценки.

Формулирует домашнее задание:

Творческое задание: написать письмо самому близкому и дорогому человеку – маме.

Заполняют листы самооценки.

Записывают домашнее задание

Личностные: нравственно-этическое оценивание.

Регулятивные: оценивают свою работу

Листы обратной связи

Приложение

Фрагмент  из книги Сергея Кошечкина  «Весенней гулкой ранью»  .

Как сейчас помню старый обшарпанный вагон, в который я с трудом протиснулся на станции Жлобин. Ехать до Минска мне предстояло часов  восемь, и я примостился в углу нижней боковой полки у запыленного, с косыми потеками, окна.

Вагон был полон. И наверху и внизу устраивались почти одни женщины. Облаченные в самую неожиданную одежду - в засаленные полушубки, обтертые шинели, армейские телогрейки, довоенного пошива длинные демисезонные пальто,- затянутые поношенными платками разного цвета, они переговаривались, гремели жестяными чайниками, кружками, банками, изредка негромко смеялись. Война только закончилась, и они, судя по всему, добирались до родных мест, незабытых очагов...

Я уже начал дремать, когда у дальней от меня двери робко пискнула гармошка и какая-то женщина низким, похожим на мужской голосом кому-то сказала:

- Садись тут. Хорошо сыграешь - не обидим.

Минуту спустя вагон наполнился озорным перебором сиповатой тальянки, и я понял: вошел бродячий гармонист, каких в те годы немало ездило по нашим железным дорогам и собирало подаяния. Вагон притих и стал слушать. Я взглянул на своих уже немолодых соседок, молчаливо смотрящих в мутное окно, и почувствовал, что их думы далеко-далеко...

Пошла вторая песня, уже получше, а когда всплеснулась третья - "Синий платочек", - лица женщин словно осветились внутренним светом, помолодели. И гармонист вроде бы обрел форму, пел точнее, захватистее...

     Потом было есенинское "Письмо к матери". Первую строку певец выдохнул медленно и бережно, как будто боялся неосторожным движением расплескать заключенные в ней тепло, нежность.

В вагоне сразу стало тише, а на тех, кто еще продолжал говорить, зашикали. Слова "Тот вечерний несказанный свет" уже прозвучали в тишине, если не считать безалаберного стука колес на стыках рельс да поскрипывания привинченных к полу стоек.

"Письмо к матери" я знал наизусть, не раз слышал, как его пели солдаты, но и меня полоснули по сердцу это неизбывно ласковое "моя старушка", доверительно простодушное "жив и я", до смерти любимое "низенький наш дом". А что уж напоминать о "несказанном свете", который даже и представить невозможно, ибо о нем сказано как о чем-то чудесном, недосягаемо таинственном, завораживающем...

У ближней ко мне соседки глаза стали влажными. Расчувствовались и сидящие за ней женщины. Они плакали как бы про себя, безмолвно и затаенно, плакали сердцем, а это, знаю, самые горькие, мучительные слезы. Песня разбередила их еще незажившие раны, проникла в самые заветные уголки души, всколыхнула там на всю жизнь запавшую любовь к тем, кто достался в муках и

радостях. Песня говорила: не переживай, успокойся; каждый, кого нет, вернется, и все станет по-прежнему: отчий дом, белый весенний сад, тихое утро... Да и может ли быть иначе, если есть на свете ты - помощь, отрада...

В голосе гармониста переплелись и нежность, и радость, и тоска, и надежда, и горечь, и какая-то детская беспомощность. Слушая его, я вспомнил тургеневского Якова, в чьем голосе "дышала русская, правдивая, горячая душа и так и хватала тебя за сердце, хватала прямо за его русские струны". Последняя нота растаяла, мои соседки, вытерев кончиками платков глаза, закивали друг дружке: вот, дескать, песня так песня...

А у дальней двери тот же низкий, похожий на мужской голос женщины произнес:

- Хорошо спел, спасибо. Вот, возьми! - И потом - кому-то: - Вы его проводите, проводите! Видите, человек с костылем! Он пел, надо полагать, уже в третьем вагоне, а в нашем еще говорили о сыновьях и дочерях, их нелегких судьбах, о долгожданных встречах с ними -уставшими, опаленными войной, но, как и прежде, ласковыми, красивыми, самыми любимыми...

Воочию видишь ее, старенькую, согбенную годами и тревогой за нелегкую судьбу сына, выношенного под сердцем... Ее, что стоит в старомодном шушуне и смотрит с ожиданием и надеждой на пустынную, убегающую вдаль дорогу. .И невольно приходит на память образ другой матери, такой же волнующий и бесконечно близкий...

"Ильинична долго смотрела в сумеречную степную синь, а потом негромко,как будто он стоял тут же возле нее, позвала:

-Гришенька! Родненький мой! - Помолчала и уже другим, низким и глухим голосом сказала: - Кровинушка моя!.."

О чтении Есениным "Письма к матери" вспоминает друг поэта писатель Иван Евдокимов: "Помню, как по спине пошла мелкая, холодная оторопь, когда я услышал:

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

Я искоса взглянул на него: у окна темнела чрезвычайно грустная и печальная фигура поэта...

Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Дальше мои впечатления пропадают, - заканчивает Евдокимов, - потому что зажало мне крепко и жестко горло, таясь и прячась, я плакал в глуби огромного нелепого кресла, на котором сидел в темнеющем простенке между окнами".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по Математики "Решение Неравенств с одной переменной"

Данный урок сопровождается с презентаций.  Презентация к уроку . Ссылка.Урок "Решение неравенст с одной переменной " Ссылка....

Открытый урок "Истоки поэзии С. Есенина".

Открытый урок " Истоки поэзии С. Есенина"....

Презентация к уроку "Любовная лирика С.Есенина"

Презентация к уроку "Любовная лирика С.Есенина"...

Открытый урок по русскому языку по теме: "Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных" (6 класс)

Открытый урок по русскому языку в 6 классе по теме: "Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных"  - урок с применением ИКТ технологий....

Открытый урок по биографии Есенина "Мне осталась одна забава..."

Данный материал содержит биографические данные С.А. Есенина и его произведения....

Открытый урок по теме "Линейные неравенства с одной переменной"

Планирование урока  осуществлялось на основе календарно-тематического планирования для 6 класса. Тема урока: «Повторение. Линейные неравенства с одной переменной и их системы». Цель урока: закреп...

"Ты одна мне несказанный свет"(Мероприятие.посвященное Дню Матери)

Классный час,посвященный Дню Матери.Программу готовили обучающиеся 10 класс....