Статья на тему: Как привить детям интерес к чтению?
статья по литературе (5 класс)

Николаева Анастасия Николаевна

Представляю свой опыт на тему того, как привить детям интерес к чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nikolaeva_a._kak_privit_interes_k_chteniyu.doc965 КБ

Предварительный просмотр:

Как ответить на вопрос: «Как привить интерес к чтению ребенку?». Я думаю, что учитель литературы должен заниматься этим непосредственно на уроках, давая интересные задания и привлекая к литературе другие виды искусства. К примеру, сегодня я хотела бы представить фрагмент урока, который, на мой взгляд, поспособствовал развитию интереса у ребят к чтению.

Так как я преподаю в 5 классе, то и в качестве «подопытных» я решила взять именно их. На данный момент мы изучаем произведение И. С. Тургенева «Муму», с ним и будет связано мое дальнейшее повествование. Представленный урок в системе занимает конечное положение, то есть дети уже полностью знают содержание рассказа, ориентируются в проблемах произведения и могут на этой основе заниматься проектной деятельностью.

Итак, прежде всего стоит обговорить, что домашнее задание к этому уроку заключалось в том, что необходимо было разделиться на 5 групп:

ИСТОРИКИ

  1.  Изучить эпоху второй половины 19 века, на фоне которой происходит действие рассказа.
  2. Выявить, какая ситуация повлияла на создание рассказа «Муму»
  3. Провести синтез изученных материалов, сделать вывод и оформить результаты  работы в виде буклетов.

Постараться найти исторические факты и примеры, которые будут аргументировать ответы и подтверждать результаты исследования.

Группа пятиклассников, действительно, основательно подошли к этому вопросу и продемонстрировали высокий уровень владения информацией. Единственным замечанием было то, что не получилось связного объемного текста, которые участники бы могли бы поделить между собой. Большое количество информации повторялось. Наверное, это было связано с небольшим количеством времени на подготовку. В качестве примеров привожу фотографии, выполненных ребятами буклетов.

В данном случае ребят заинтересовал тот факт, что в основу рассказа И. С. Тургенев положил реальное событие, но изменил одну из главных деталей, прототип Герасима, дворник Андрей, после случившегося не ушел со двора, а продолжил служить барыне. В связи с этим к ребятам возникает вопрос : «В связи с чем и для чего Тургенев решил поменять концовку? Не сразу дети пришли к правильному выводу, но тем не менее, я думаю, что путь к правильному ответу позволит оставить этот момент в памяти и поспособствует развитию критического мышления.

Еще один важный момент, который стоит оговорить заключается в том, что единицы из школьников знакомы с понятием крепостного права и вообще очень мало, кто имеет представление об этом явлении в истории русского народа. В связи с этим, ребята в очередной раз задумаются над исторической составляющей рассказа , над ее значимостью.

 

ПИСАТЕЛИ

Почему я включила эту группу?

На первых уроках по этому произведению, работая над анализом, я столкнулась с той проблемой, что детям совершенно не понятен поступок Герасима. Но потом в процессе анализа, нам удалось прийти к правильному решению. Тем не менее каждому из ребят хотелось спасти Муму. И в связи с этим, я захотела предложить им попробовать придумать свою концовку рассказа, которая бы на их взгляд поменяла в лучшую сторону жизнь Герасима и Муму. Я считаю, что такое задание также будет интересным для выполнения. Дети смогут почувствовать себя писателями.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ

  1. Выявить проблемы рассказа
  2. Определить основной конфликт произведения
  3. Проанализировать особенности композиции
  4. Сделать выводы и представить результаты работы в виде Вики-статьи

Постарайтесь найти конкретные факты и примеры, которые будут аргументировать ваши ответы и подтверждать результаты исследования.

Естественно, что данное задание будет наиболее сложным. И я решила, что наиболее сильные литературоведы относительно представителей своего класса смогут справиться с этим заданием. И , действительно, ребята уже знакомы с понятием Вики-статья, и это тоже подогревало интерес к выполнению. Ведь они становились своеобразными редакторами Интернет-ресурсов.
ИЛЛЮСТРАТОРЫ

Также значимое и интересное задание заключалось в иллюстрировании важных для развития действия сцен. Ребята представляли свои связанные друг с другом иллюстрации и объясняли, почему они выбрали именно эту сцену , как она повлияла на развитие действия, описывали изображенных персонажей, характеризовали их по своим рисункам, создавался целостный органичный образ героев.

АКТЕРЫ

  1. Распределить роли наиболее понравившихся эпизодов рассказа.
  2. Продумать костюм, мимику и жесты героя, а также очередность выступления
  3. Создать самостоятельно монологи и диалоги персонажей, опираясь на текст рассказа, пытаясь сохранить особенности речи героев.
  4. Подготовить инсценировку эпизодов.

Одним из самых интересных проектов стал последний. Но сложно давать его в том классе, где нет, какой – то особой тяги к актерскому поприщу. В моем классе нашлись такие ребята и отыграли с высоким уровнем мастерства выбранные ими сцены.

Детки для постановки выбрали сцену знакомства Барыни с Муму и момент, когда Барыня решает женить Капитона на Татьяне.

На мой взгляд, сцены грамотно подобраны и, действительно являются переломными для развития действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: "Психологические особенности детей младшего школьного возраста" (доклад на МО).

Доклад о том, для чего необходимо знать психологические особенности детей....

Статья на тему: "Как обучить детей правильному пению"

Рекомендации для обучения детей превильному пениюю....

Статья на тему "Дистанционное обучение детей с ОВЗ. Валеологические требования."

СтатьяДистанционное обучение детей с ОВЗ (родителям на заметку)Для успешного осуществления обучения с использованием дистанционных технологий необходимо создать условия для работы ребенка с компьютеро...

Статья на тему "Пути развития познавательного интереса учащихся в процессе обучения"

Статья на тему "Пути развития познавательного интереса учащихся в процессе обучения"...

Статья на тему: "Как привить учащемуся интерес к изучению истории"

В данной статье рассмотрена проблема развития заинтересованности обучающихся к процессу обучения....

Статья на тему: "Изучение особенностей познавательного интереса младших школьников с интеллектуальными нарушениями"

Проблема интереса в обучении не нова. О его значении писали многие исследователи. В обучении детей фигурирует особый вид интереса – познавательный. Его область – познавательная деятельност...

Статья по теме «Технология развития познавательного интереса у обучающихся на уроках Истории через систему разноуровневых творческих заданий»

Статья по теме «Технология развития познавательного интереса у обучающихся на уроках Истории через систему разноуровневых творческих заданий»...