Образы героев как одно из средств выражения идеи автора. Три девочки (сравнительная характеристика). По пьесе – сказке С. Я. Маршака « Двенадцать месяцев».
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Сопоставить поведение и поступки Королевы, мачехиной Дочки и Падчерицы с целью выявления их характеров, стремлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_literature.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Образы героев как одно из средств выражения идеи автора.

Три девочки (сравнительная характеристика).

Гармония – слияние с природой

К. Паустовский

Цели:

  1. Сопоставить поведение и поступки Королевы, мачехиной Дочки и Падчерицы с целью выявления их характеров, стремлений.
  2. Развить умение оценивать человека по его поступкам, а также научиться различать, что хорошо, а что плохо.
  3. Выяснить, какова же идея пьесы – сказки (чему учит нас С.Я. Маршак)
  4. Воспитание доброты, внимания к ближнему, стремления жить в гармонии с окружающим миром.

                                           Ход урока:

  1. Оргмомент

Слово учителя:

        1)  Ребята, с каким произведением мы познакомились с вами на пошлом     уроке?

Задание: Запишите тему урока в тетрадях.

        2)  Прочитайте вдумчиво её и ответьте на вопрос: о каких трёх девочках мы поведём речь сегодня?

 3)  Какова задача нашего урока?                                  (ответы детей)

Слова учителя:

        Т.е. мы должны:

 1) сопоставить поведение Королевы, мачехиной Дочки и Падчерицы с   целью выявления их характеров, стремлений.

 2) научиться оценивать человека по его поступкам, а также научиться различать, что хорошо, а что плохо.

 3) учиться быть добрее, внимательней друг к другу, стремиться жить в гармонии с окружающим миром.

  1. Проверка домашнего задания.

Учитель: попытаемся выяснить основные черты характеров героинь, и в этом нам поможет текст пьесы и мои ассистентки, которые дома должны были, не называя имён, приготовить рассказы о героинях.

Задание классу:

Вы же должны отгадать, о ком идёт речь. При этом  записать в таблицу два – три определения, которые встретились в рассказах.

Таблица.

Три девочки

Героини

Королева

Падчерица

Мачехина дочка

Характер

Стремления и мечты

Примечание: напечатано на каждого ученика

Первое выступление:    Будникова Елена

Вопрос классу: о ком рассказывала Лена?                                        О Королеве.

Какие определения записали?                                                   Ответы учеников.

Второе выступление:     Князева Алиса

Вопрос классу: о ком рассказывала Алиса?                                    О Падчерице.

Какие определения записали?                                                   Ответы учеников.

Третье выступление:      Ленёва Алёна

Вопрос классу: о ком рассказывала Алёна?                         О Мачехиной дочке

Как узнали?                                                                                    Ответы детей.

Проверка записей в таблицах.

Учитель: Скажите, почему именно такие определения записаны у вас?

Учитель: Мы уже говорили сегодня и вспомним ещё раз, из чего складывается мнение о человеке?                                                

Ответ: (из урока русского языка) О человеке судят по его делам и поступкам.

Учитель: Как вы думаете, какая сцена наиболее ярко характеризует маленькую Королеву?                                                       Ответ: вторая картина.

  1. Инсценировка

          Смотрим отрывок из второй сцены.

Задание: глядя на Королеву, подумайте, какой она предстаёт перед нами в этой картине? Запишите свои определения, которые на ваш взгляд характеризует девочку.

Проверяем записанные определения.

  1. а) Учитель: А в какой сцене наиболее ярко проявляются характеры Мачехиной дочки и Падчерицы.

В третьей картине.

б)Чтение по ролям:

Автор: Карасёв Никита

Мачехина дочь: Присяжнюк Женя

Падчерица: Шевчук Даша

Мачеха: Руденко Маша

Учитель: Какими мы видим в этой сцене Мачехину дочку и Падчерицу?

 Определения записать в таблицу.

Что записали?.........................................................................Проверяем записи

 

в) Словарно – орфографическая работа

Цель: обогатить речь.

На скрытой доске записаны определения:

 Кроткая, послушная, грубая, злая, дерзкая, капризная, добрая, жестокая, весёлая, бессердечная, своенравная, услужливая, приветливая, завистливая, сварливая, сердечная, скромная, ласковая, избалованная, льстивая, ленивая, лукавая, эгоистичная, непослушная, доброжелательная, стойкая, мужественная, смелая, хитрая.

Задание: выписать на ваш взгляд, подходящие к каждой из героинь определения и доказать справедливость своего выбора, опираясь на текст пьесы - сказки, характеризуя поступки героини.

Проверяем записи.

  1. Беседа.

1)Что общего между этими девочками?                                                  Возраст.

2)Каковы их стремления?                                                 Обращаемся к таблице.

 ( Королева мечтает об исполнении желания.

Падчерица о дружбе с окружающими людьми и природой.

Мачехина дочка о золоте и богатстве.)

3)Почему они такие разные?  Что способствует формированию характера человека?

                                                                        (Воспитание, семья, друзья, школа,

                                                                        книги, телевизор).

4)Только ли внешние факторы влияют на формирование характера?

(Человек многое может сам).

Докажите, исходя из содержания текста.

( Пример тому Падчерица).

5)Как заканчивает Маршак пьесу - сказку?

(Зло наказано, добро побеждает).

6)Почему так?

(Это не просто пьеса, а пьеса – сказка.

А по закону жанра зло наказано – добро побеждает.)

Слово учителя:

Я начала урок с того, что «литература учит». Чему же учит нас пьеса С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

Какова тема? (о чём?)                                                   (О добре).

Какова идея? (ради чего написана?) «Сказка – ложь, да в ней намёк…»         (на что намёк?)

Что хотел нам сказать Маршак, как человек мудрый? Что хорошо, а что плохо?  

Учитель:   человек должен жить с людьми в мире, в гармонии. Чем больше людей будет понимать, тем легче и комфортней всем нам будет жить.         

Обратимся к эпиграфу. Что же такое гармония?

Гармония – соответствие, созвучие, согласие, стройность. (Из словаря В.И.Даля)

Выводы:  Человек должен стараться жить в гармонии с природой, с окружающими его людьми и с самим собой.

Вопрос: Современна ли сказка? Докажите это.                       (Ответы детей)

                                             

Оценки за урок.

  1. Домашнее задание. Написать свой вариант концовки сказки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий по пьесе-сказке С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев"

Данный сценарий поможет организовать в классе Новогодний праздник. Количество дейсвующих лиц таково, что позволяет привлечь к театральной постановке почти всех учащихся класса. Предназначен для учащих...

Инсценирование пьесы-сказки С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев"

Конспект урока по литературе в 5 классе.  Инсценирование пье.Я. Маршака "Двенадцать месяцев"...

Урок-путешествие по сказке С.Я.Маршака "Двенадцать месяцев"в 5 классе

В уроке-путешествии несколько станций,которые предлагается посетить ученикам для исследования пьесы-сказки С.Я .Маршака...

Сценарий Новогоднего представления по сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»

laquo;Двенадцать месяцев»Новогодний сценарийДействующие лица:  Дед Мороз, Настенька-Снегурочка, Ведущая, Мачеха, ее дочь Марфуша. Фонограмма «Сказка новогодняя»...

Тест по сказке С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев"

Ребята! Предлагаю вам ответить на вопросы теста по сказке С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев". Удачи!Перейдите по ссылке:https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdJihNhlhTc7C7W97tVdLMplPE1S7N...

Тест по сказке С.Я.Маршака "Двенадцать месяцев" (5 класс)

Тест по сказке С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев"....