Урок внеклассного чтения в 5 классе по сказке П.П.Ершова «Конёк-горбунок»
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Нестерова Надежда Васильевна

Знакомство учащихся с творчеством П.П.Ершова. Совершенствование всех видов речевой деятельности: слушания, говорения, чтения; развитие творческих способностей, воображения, логического мышления. Воспитание чувства товарищества, дружбы.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения в 5 классе по сказке П.П.Ершова «Конёк-горбунок»

Цели:

1. Познакомить учащихся с творчеством П.П.Ершова; 
2. Совершенствовать все виды речевой деятельности: слушания, говорения, чтения; развивать творческие способности, воображение, логическое мышление; 
3. Воспитывать чувство товарищества, дружбы; любовь к добру, к красоте; патриотизма.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное 
построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
личностные УУД: самоопределение, нравственноэтическая ориентация, способность к 
самооценке своих действий, поступков;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; 
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  1. Сообщение целей урока

Ребята, сегодня у нас урок внеклассного чтения, посвящён Петру Павловичу Ершову и его сказке «Конёк-горбунок». Какую цель мы поставим? (ответы учеников)

  1. Вступительная беседа.

Мы с вами знакомились со сказками Пушкина, Жуковского. Давайте вспомним их («Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Спящая царевна»)).

Последователем и продолжателем сказочников по праву можно считать Петра Павловича Ершова, создателя одного из любимейших сказочных героев: Конька-горбунка -  этакого дива:

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

Так как у вас класс математический давайте измерим  Конька-горбунка :

 4,59 см (вершок)* 3 = 13,5 см(слайд)

71 см (аршин)

Представили? А вот как изображают художники (слайд)

П.П.Ершова называют поэтом, въехавшим в литературу на собственном коньке.

  1. Работа над новой темой.

Что же это был за человек – Петр Петрович  Ершов?

Работа с учениками. Стратегия: чтение вслух с вопросами

Сейчас самое время предоставить слово литературоведу Алешиной Кате.

Рассказ ученика о П.П.Ершове.

Петр Петрович Ершов родился 6 марта 1815 года в деревне Безруково Ишимского уезда Тобольской губернии (ныне Тюменская область). Отец часто менял места службы, и Пётр успел пожить в Петропавловске (Казахстан), Омске, Берёзове. В 1824 году он поступил в гимназию в Тобольске. В 1830 году отец добился перевода в Петербург, и Ершов стал студентом университета. В 1834 году он написал стихотворную сказку «Конёк-горбунок». Успех его был колоссален. Сказку узнала вся читающая Россия. Более того, сказка пошла в народ, её пересказывали, каждый по-своему, в разных местностях. Слава пришла к поэту в 19 лет. Его охотно печатают, но всё, что выходит из-под пера, - лирические стихи, романтические поэмы, драматические повести – не идёт ни в какое сравнение с «Коньком-горбунком». Ершов был рождён сказочником.

Вопросы  Кати – ответы учеников

Учитель:  -Элементы каких русских народных сказок использовал П.П.Ершов в «Коньке-горбунке»? («Сивка-бурка», «Иван-царевич и серый волк»)

Итак, «Конёк-горбунок» - литературная сказка.

«Сивка-бурка», «Иван-царевич и серый волк» - русские народные сказки.

-Чем отличается русская народная сказка от литературной?

Народная

Литературная

1. Автор-народ.

1. Автор-  конкретное лицо (он творец).

2. Существует в устной форме.

2. Создаётся в письменной форме.

З. Каждая сказка существует в нескольких вариантах (создатель может вносить изменения).

3. Внесение изменений не допускается.

4. Время создания определить невозможно.

4. Время создания сказки известно.

5. Народная сказка ограничивается определённым жанром:

-волшебная

-бытовая

-о животных

5. Не ограничивается определённым жанром; включает в себя черты и бытовой сказки, и волшебной, и сказки о животных, и даже фантастику.

-А связь между народной сказкой и литературной есть?

При жизни Ершова сказка неоднократно переиздавалась с различными изменениями и дополнениями, вносимыми автором. Текст её расширялся, совершенствовался и детализировался, однако неизменной основой сказки во всех произведениях оставался народный сюжет.

Народность сказки чувствуется во всей её композиции: она состоит из 3-х частей (так называемый «троичный» принцип лежит, как известно, в основе большинства фольклорных текстов). Три сына, три котла, три недели.

Язык, которым написан «Конёк-горбунок» тоже ориентирован на народную речь, о чём свидетельствует огромная популярность сказки среди всех слоёв населения России, и в значительной мере – тогдашней детворы, хоть сам автор сказку детской не считал.

Но дойдя до наших дней многие слова, понятные тогдашним детям, стали непонятны нам, они устарели и не употребляются в нашей речи.

Работа с группой переводчиков.

- Изучением устаревших слов занималась у нас группа переводчиков. Посмотрим, насколько хорошо справились они со своим заданием. Ученики читают

Объяснить значение слов (словарная работа):

спальник – придворный чин

бабка - игральная кость

зело – сильно

басурманин – иноземец

каурка – лошадь рыжей масти

лубки – яркие картинки

седмица – неделя

острог – тюрьма

шабалки – шабаш, конец

льзя – можно

рядиться – торговаться, договариваться

малахай – длинная, широкая одежда без пояса

Работа со всеми группами.

Перед нами семейная сказка? Докажите ( прочитайте).

Началом сказки является конфликт между младшим братом-дураком и его старшими братьями. Чтобы этот конфликт сделать очевидным, сказочник начинает сказку с известного мотива о том, как трём братьям придётся поймать вора, который повадился каждую ночь в поле пшеницу шевелить.

- Старшие братья исправно сторожили? (Нет. Первый – закопался под сенник, второй – «Всю ночь ходил дозором

 У соседки под забором».)

Только на третью ночь, когда подошёл черёд идти дежурить младшему брату, Иванушке, вор был пойман. Братья только посмеялись над рассказом Иванушки. Первый сюжетный поворот сразу же возвысил Иванушку-дурачка над старшими братьями, вызвал к нему симпатию. Ведь поймать вора было ох как непросто.

Чтобы помочь своим любимым героям, сказочник даёт им волшебных помощников.

-Какого же волшебного помощника дал Ершов Иванушке в своей сказке? (Конька-горбунка).

Конфликт между братьями и Иваном не единственный в сказке.

-Кто ещё в сказке недолюбливает Ивана? (Спальник).

Это именно по его доносу пришлось Ивану не без помощи, конечно, Конька-горбунка доставить во дворец: Жар-птицу, царь-девицу.

Работа с группой актёров.

Инсценирование отрывка из сказки.

Работа с группой знатоков.

Сказка прочитана. Насколько внимательно вы читали сказку? Группа знатоков приготовьтесь ответить на мои вопросы.

-Какое отчество у Ивана?

-За сколько братья продали царю коней?

-Сколько лет было царю?

-Сколько лет было царь-девице?

-Сколько жар-птиц прилетало на поле?

-Кто мать царице?

-Кто брат царице?

-Сколько лет пролежал рыба-кит поперёк моря?

-Назовите по порядку котлы, в которых должен был искупаться Иван? (с молоком, с водой варёной, с водой студёной)

VII.       Итог урока.

-Являясь обладателем волшебного помощника, Иван хоть раз отказывается исполнить приказы царя? Хоть раз отвечает он грубо, неуважительно? Позволяет себе мстить? (Нет).

-Какие человеческие качества присущи Ивану? (добродушие, простодушие, терпимость, доверчивость, искренность)

-Как вы объясните понятия: добродушный и простодушный.

Обратимся к пояснениям в словаре Даля.

Простодушие – это прямодушие, бесхитростность. Простодушный человек – человек искренний, прямая откровенная душа.

Добродушному человеку свойственны добросердечность, душевная расположенность к добру, жалостливость, готовность к сочувствию.

Победа младшего брата-дурака – это победа добродушия, простодушия, терпимости, доверчивости, искренности, верности.

Поражение старших братьев, спальника, царя – это поражение грубости, жадности, глупости, алчности, зависти.

-Нельзя не сказать о концовке. Прочитайте.

Заканчивается сказка концовкой прибауточного характера. Этот особый художественный приём не только вносит комизм, но и обращает внимание на исполнителя, подчёркивая неправдоподобие всего рассказанного с помощью смешения реального и сказочного времён.

-Все группы справились со своими заданиями. Молодцы. Спасибо всем за работу!

Домашнее задание: придумайте сказку, в которой есть волшебное существо, помогающее главному герою победить зло.

Народная

Литературная

Автор

1. Автор-народ.

1. Автор-  конкретное лицо (он творец).

Форма

2. Существует в устной форме.

2. Создаётся в письменной форме.

Вариативность

З. Каждая сказка существует в нескольких вариантах (создатель может вносить изменения).

3. Внесение изменений не допускается.

Время

4. Время создания определить невозможно.

4. Время создания сказки известно.

5. Народная сказка ограничивается определённым жанром:

-волшебная

-бытовая

-о животных

5. Не ограничивается определённым жанром; включает в себя черты и бытовой сказки, и волшебной, и сказки о животных, и даже фантастику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по сказке П.П.Ершова "Конёк-горбунок"

Тест помогает проверить знание учениками текста сказки "Конёк-горбунок" на уроке внеклассного чтения в 5 классе...

Урок внеклассного чтения по сказке П.П.Ершова "Конёк-горбунок"

План-конспект урока по литературе в 5 классе по сказке П.П.Ершова "Конёк-горбунок"...

Материалы к уроку внеклассного чтения (5 класс). М. Пляцковский. Сказки о животных

В этом документе представлены материалы к уроку внеклассного чтения в 5 классе. Тема - произведения о животных. В файле находятся 2 сказки М. Пляцковского: "Тюлентяй" и "Умка хочет летать", иллюстраци...

«Русский костюм в сказке П.П.Ершова «Конёк – горбунок»

Ctrl/Сmd+V   АннотацияВ данной работе  содержатся сведения о русском костюме в сказке Ершова. Дано подробное описание верхней мужской одежды, обуви, головных уборов. Проведена большая...

Методическая разработка урока-конференции по литературе «150 лет со дня рождения М. Горького» (Урок внеклассного чтения 10 класс)

Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством Максима Горького, в работе дается представление об особенностях мировосприятия Максима Горького, происходит знакомство с творчеством писателя разных лет....

Викторина по сказке П.П. Ершова "Конёк-Горбунок"

Викторина по сказке П.П. Ершова "Конёк-Горбунок"...