Учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся как инструмент повышения учебной мотивации (из опыта работы)
опыты и эксперименты по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Парасотка Ольга Викторовна
Обобщение опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ

Парасотка Ольга Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ № 6», г. Когалым, ХМАО - Югра

       Одна из главных целей современной школы — воспитание внутренней мотивации в форме интереса к конкретным предметам и обучению в целом. Одним из перспективных путей в этом направлении может быть обогащение учебной среды за счет погружения возможно большего числа учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность. Помимо индивидуализации обучения, подобная деятельность позитивно влияет и на поддержание мотивации достижения. В самом деле, учебно-исследовательская и проектная деятельность личностно значима для человека, она предполагает получение осязаемого результата, который оценивается качественно и количественно. Для этого существуют эталоны, достижение которых вполне по силам многим детям. Очень важно, что в любой исследовательской работе существует определенный конструктивный риск с равной вероятностью, как успеха, так и неудачи, причем, негативный результат представляет особый интерес и не рассматривается как «провал» выполненной учащимся работы. Все эти характеристики процесса учебно-исследовательской деятельности являются основными параметрами формирования мотивации достижения. По мнению одного из ведущих исследователей одаренности Джозефа Рензулли, работа над исследовательскими проектами является приоритетной формой развития одарённости.

      Важным и действенным стимулом для активизации учебно-исследовательской и проектной деятельности стали Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, согласно которым работа над проектами есть обязательный компонент урочной  и внеурочной деятельности. Это предложение выполнить еще одну дополнительную внеурочную самостоятельную проектную или исследовательскую работу повышает нагрузку на педагога, и без этого не хватает учебного времени для творческих заданий, углубления в тему, межпредметной и прикладной деятельности.

      Вместе с тем, значимость учебно-исследовательской и проектной деятельности для развития мышления, личностного роста и усвоения знаний учащимися очень велика. Поэтому, планируя работу на год,  вношу в план своей работы  выполнение проектных и исследовательских работ с учениками в урочной, внеурочной деятельности, так как в подобной деятельности   повышается учебная мотивация, а также возможность дополнительной самореализации как ученика, так и учителя.

     Рабочая программа и УМК по литературе В. Я. Коровиной для основной школы

(5—9 класс) в условиях перехода на новые ФГОС предлагает тематику проектов для каждой параллели.

          Среднее звено

Старшее звено

5 класс

«Образ Геракла в произведениях живописи», «Фольклор моей семьи».

«Образы животных в рассказах В.П. Астафьева «Гуси в полынье» и «Белогрудка».

«Сказка ложь, да в ней намек».

«Лексика любовной лирики русских поэтов».

«Образ волка (лисы) в народных сказках и в баснях Крылова»

9 класс

«Тема пророка в лирике М.Ю. Лермонтова», «Бал как элемент дворянского быта на страницах романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

«Дружба в жизни человека (на основе материала лирики А.С. Пушкина)».

 «Литературные салоны пушкинской поры»

6 класс

"Необычные" слова в повести Н.С. Лескова "Левша".

«Звуковые образы в стихотворениях Ф.И. Тютчева о природе».

"Чины и звания" героев в ранних рассказах А.П. Чехова

10 класс

«Русский характер в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека».

Что читают герои романа "Преступление и наказание"?

«Литературные места России А.П. Чехова».

«Расписание дня дворянина в романе «Война и мир»

8 класс

«Античные образы в поэзии А.С Пушкина».

«Фольклорные традиции русской народной сказки в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

«Образ Богородицы в русской иконописи и русской литературе»

11 класс

«Женские судьбы в стихах  лирики Цветаевой и Ахматовой».

«Дуэль в жизни и творчестве Пушкина».

 « Образ Петербурга в произведениях А.С. Пушкина».

«Тютчевские размышления о космосе и хаосе». «Женские судьбы в поэзии Серебряного века»

     Предлагаемый список проектов можно расширить, включив в него дополнительные темы, предлагаемые не только учителем, но и учениками. Приведенные ниже темы исследовательских работ по литературе являются примерными, их можно брать за основу, дополнять, расширять и изменять. Темы проектных работ показывают литературу не только как предмет, но и как связующее звено в различных сферах и отраслях деятельности человека. Именно выполнение проектов учащимися становится основным средством формирования универсальных учебных действий и достижения метапредметных результатов освоения основной образовательной программы.

    В  учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников важен не только факт участия в исследовании, но и публичная презентация результатов проведенной работы. Подобный вид работы способствует становлению личностных качеств учеников, а также служит своеобразной формой активного отдыха для школьников, помогает им найти новые знания, активизирует интерес к продолжению исследования. Для повышения интереса учащихся к участию в разработке проектов и проведении исследовательских работ мои дети  участвуют в научно-практических конференциях различного уровня. Кроме муниципального этапа исследовательских работ «Шаг в будущее», принимаем участие   во Всероссийском фестивале творческих открытий и инициатив «Леонардо»

(проекты «Мир колыбельной песни в искусстве», «Образ русалки в живописи и литературе», «Школьная форма как часть общей культуры учащихся»), базовой площадкой является одна из школ нашего города, её  целью  является формирование основных навыков деятельности школьников в научно-исследовательском процессе; активизировано участие во Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ имени Д. И. Менделеева. Всё это направлено на   умение школьников планировать свою деятельность, корректировать её в зависимости от планируемых результатов, а также умение проектировать дальнейшие перспективы реализации проекта.

     Безусловно, не все дети способны в средней и даже старшей школе выполнять серьезные научные исследования. Это сфера образовательной деятельности высших учебных заведений, поскольку требует глубоких знаний, квалификации, владения научными методами познания. Однако, учебно-исследовательская и проектная деятельность школьников позволяет, с одной стороны, выявить и поддержать интерес к подобной работе у действительно одарённой и заинтересованной части учащихся. С другой стороны, не менее важен момент самораскрытия некоторых учащихся, чьи способности и интеллектуальный потенциал, творческие возможности раскрываются в процессе выполнения и презентации проведенного исследования. Активизируется интерес к предмету, он становится более личностным и глубоким. Это и есть инструмент для повышения учебной мотивации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ»

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогиче...

«Учебно - исследовательская, проектная деятельность – важный аспект в структуре современного урока» ( из опыта работы учителя музыки)

В соответствии с требования стандарта нового поколения, проектная деятельность - важный аспект в деятельности педагога.Проектно-исследовательская деятеность личностно-ориентирована, позволяет учиться ...

«Проектная деятельность учащихся как средство повышения качества знаний по географии».

laquo;Проектная деятельность учащихся как средство повышения качества знаний по географии»....

План работы учителя иностранного языка с одаренными, высокоинтеллектуальными и мотивированными детьми, организация олимпиад и проектной деятельности учащихся на _2017\2018 учебный год

План работы учителя иностранного языка с   одаренными, высокоинтеллектуальными и мотивированными детьми, организация олимпиад и проектной   деятельности учащихся на _2017\2018 учебный год...

Проектная деятельность учащихся как средство повышения качества образования в освоении курса ОБЖ (КБЖ)

Проектная деятельность учащихся как средство повышения качества образования в освоении курса ОБЖ (КБЖ)...

ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ

I зональная республиканская конференция  «Исследовательская деятельность в современной школе: содержание и практика»                  ...