Рабочая программа по русскому языку в 9 классе
рабочая программа по литературе (9 класс)
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы. В ней учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_russkiy_9.docx | 67.23 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Русский язык в 9 классе разработана в соответствии с ФЗ от 29.12.2012г. №273-Ф3 «Об образовании», на основании Приказа Министерства образования и науки РФ: от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении и введении в действие ФГОС ООО», с учетом основной общеобразовательной программы ООО МКОУ СОШ №8 с. Уборка, авторской примерной программы по русскому языку, ориентированной на использование учебника «Русский язык». 9 класса: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 2018.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы. В ней учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.
Русский язык- язык русского народа. Он служит ему средством: а) общения во всех сферах жизни: в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественно- словесном творчестве; б) хранения и передачи информации; в) связи поколений русских людей, живших в разные эпохи.
Русский язык - один из самых развитых языков мира. Он отличается богатством и разнообразием словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.
Русский язык в современном мире – один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.
Свободное владение родным русским языком - надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности
Цели обучения русскому языку:
Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности:
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения готовность и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании.
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Задачи организации учебной деятельности
Формирование и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
1.Языковая компетенция (т. е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:
- формирование научно - лингвистического мировоззрения учащихся, вооружение их основами знаний о родном языке, развитие языкового и эстетического идеала (т. е. представление о прекрасном в языке и речи)
2.Коммуникативная компетенция (т. е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков( в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения
Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка
Развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
Формирование общеучебных умений - работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.
Совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета
Программа составлена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Материал расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 учебных часа в неделю), из них на развитие речи- 15 часов.
Формы организации образовательного процесса: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок-исследование, урок-практикум, урок развития речи.
Виды и формы контроля в 9 классе: диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя») с языковым анализом текста, по памяти, комментированный); комплексный анализ текста; сочинение по картине; изложение с элементами сочинения; тест; устное высказывание на лингвистическую тему.
Методы и приёмы обучения:
обобщающая беседа по изученному материалу; индивидуальный устный опрос; фронтальный опрос; опрос с помощью перфокарт; выборочная проверка упражнения; взаимопроверка; самоконтроль (по словарям, справочным пособиям); различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический); виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой; составление учащимися авторского текста в различных жанрах; наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя; изложения (выборочные, подробные и сжатые) на основе текстов типа описания, рассуждения;- написание сочинений; письмо под диктовку; комментирование орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности учащихся на уроке: анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический); лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей языка; смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста; пересказ текста по плану; продолжение текста; редактирование; конспектирование; участие в диалогах различных видов; аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, установление смысловых частей текста, определение их связей); создание собственных письменных текстов; составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися; составление опорных схем и таблиц; работа с учебно-научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета; работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей; создание портфолио для подготовки к ГИА.
Технологии, используемые в обучении: развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), деятельностного метода, метод проектов, игровые, развивающего обучения, обучения в сотрудничестве (групповые технологии), проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения, технология уровневой дифференциации, технология мастерских на уроках русского языка и литературы и т. д.
Требования ФГОС к результатам изучения предмета «Русский язык» в основной школе
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создаватьтексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
– по фонетике: производить фонетический разбор слов;
– по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова разных частей речи;
– по лексике и фразеологии: употреблять фразеологизмы в соответствии с их лексическим значением; пользоваться фразеологическим словарем; пользоваться этимологическим словарём;
– по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор слов; различать словоизменение и словообразование;
– по морфологии: классифицировать части речи; составлять письменный и устный ответ о любой части речи и её категориях;
– по синтаксису: различать и составлять разные виды словосочетаний; различать и составлять разные виды простых предложений; предложения со сравнительными оборотами; с однородными членами; с обособленными членами, с вводными словами и обращениями; производить синтаксический разбор простых предложений.
– по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; обосновывать выбор написания; правильно писать слова с изученными орфограммами; классифицировать орфограммы по типам и видам; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 8-м классе слова с непроверяемыми написаниями; производить орфографический разбор слов;
– по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и текстах; пунктуационно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки; классифицировать знаки препинания по их функции; производить пунктуационный разбор предложения;
– по связной речи, чтению и работе с информацией: использовать стилистически обоснованно разные типы простого предложения, варианты форм сказуемого, варианты согласования сказуемого с подлежащим; составлять предложение в соответствии со стилистическими задачами; читать и пересказывать (устно и письменно) художественные тексты, тексты публицистического и научного стиля (повествование с элементами рассуждения, рассуждения с элементами описания и т.п.); создавать тексты изученных типов в соответствующем стиле речи; писать заявление, автобиографию.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 9 класса.
- Учащиеся должны знать изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
- К концу 9 класса учащихся должны овладеть следующими умениями и навыками:
-производить все грамматические разборы;
-составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;
-определять стиль и тип текста;
-соблюдать все основные нормы русского литературного языка.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 5-9 классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.
Правильно писать изученные в 5-9 классах слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику. Составлять тезисы, конспект небольшой литературно-критической статьи. Писать сочинения публицистического характера. Писать заявление, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своём тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.
Учащиеся должны:
Знать/понимать определения основных изученных в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;
Уметь: речевая деятельность:
Аудирование
-дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;
-фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана к типу речи и функциональной разновидности языка;
-определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;
-рецензировать устный ответ учащегося;
-задавать вопросы по прослушанному тексту; отвечать на вопросы по содержанию текста;
-слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;
Чтение:
-прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста- схемами, таблицами на основе текста;
-читать и пересказывать небольшие по объёму тексты о выдающихся отечественных лингвистах;
Говорение:
-пересказывая текст, отражать своё понимание проблематики и позиции автора исходного текста;
-строить небольшое по объёму устное высказывание на основе схем, таблиц;
-создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, тезиса-описания;
-составлять инструкции по применению того или иного правила;
-адекватно реагировать на обращённую устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор;
Письмо:
-пересказывать фрагмент прослушанного текста;
-пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;
-создавать сочинение в форме дневниковых записок, сочинение- отзыв, рассуждение на свободную тему, сочинение-рассуждение на лингвистическую тему;
-писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства связи;
-составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;
Текст:
-находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, определять их тему, основную мысль, заголовок;
-распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;
Фонетика и орфоэпия:
-правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов произношения;
-оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
Морфемика и словообразование:
-разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;
-разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;
Лексика и фразеология:
-разъяснять значения слов; пользоваться разными видами словарей;
-находить в художественном тексте изобразительно-выразительные средства, основанные на лексических возможностях русского языка, определять их функцию;
Морфология:
-распознавать части речи и их формы; соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов;
Орфография:
-применять орфографические правила; объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов;
Синтаксис и пунктуация:
-различать виды сложных предложений, определять тип связи в них;
-правильно и уместно употреблять сложносочиненные, сложноподчиненные предложения с придаточными разных видов, бессоюзные сложные предложения, правильно определять их функциональное значение в языке;
-проводить пунктуационный и синтаксический анализ сложного предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;
-владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, объяснять пунктуацию, строить схемы.
СОДЕРЖАНИЕ
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V—VIII КЛАССАХ
Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.
СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
I.Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам.
Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.
III. Умение правильно использовать сложносочиненные предложения в сочинении.
СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.
Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в
них.
Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая
роль.
II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.
III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему. Умение правильно использовать сложноподчиненные предложения.
БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая
роль.
II. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.
III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
I. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания. Авторское употребление знаков препинания.
II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами
связи.
III. Сообщение (отзыв) по кртине. Умение правильно использовать бессоюзные сложные предложения.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО ПО ФОНЕТИКЕ, ЛЕКСИКЕ, ГРАММАТИКЕ И ПРАВОПИСАНИЮ, КУЛЬТУРЕ РЕЧИ
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.
Русский язык — первоэлемент великой русской литературы.
Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.
Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. Видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.
Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема, тип урока | Кол-во часов | Дата | |
1 | Международное значение русского языка. Урок общеметодической направленности. | 1 | ||
2 | Устная и письменная речь. Урок общеметодической направленности. | 1 | ||
3 | Монолог, диалог. Урок общеметодической направленности. | 1 | ||
4 | Стили речи Урок общеметодической направленности. | 1 | ||
5 | Простое предложение и его грамматическая основа. Урок общеметодической направленности. | 1 | ||
6 | Предложения с обособленными членами Урок общеметодической направленности. | 1 | ||
7 | Предложения с обращениями. Урок общеметодической направленности. | |||
8 | Предложения с вводными словами и вставными конструкциями. Урок общеметодической направленности. | 1 | ||
9 | Диктант по теме «Повторение изученного в 5-8 классах» Урок развивающего контроля | 1 | ||
10 | Работа над ошибками. Урок коррекции знаний. | 1 | ||
11,12 | Сочинение-описание «Осень в нашей местности» (упр.40)Урок развивающего контроля | 2 | ||
Сложное предложение. Культура речи | ||||
13 | Сложное предложение. Основные виды сложных предложений. Урок «открытия» нового знания. | 1 | ||
14 | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Урок «открытия» нового знания. | 1 | ||
15 | Интонация сложного предложения. Урок общеметодической направленности. | 1 | ||
16 | Сочинение по репродукции картины Т. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве» (упр.52.) Урок общеметодической направленности. | 1 | ||
Сложносочиненные предложения | ||||
17 | Понятие о сложносочиненном предложении. Урок «открытия» нового знания. | 1 | ||
18 | Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях. Сочинительные союзы. Урок «открытия» нового знания. | 1 | ||
19 | Сложносочиненные предложения с соединительными, разделительными и противительными союзами. Урок «открытия» нового знания. | 1 | ||
20 | Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Урок «открытия» нового знания. | 1 | ||
21 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения Урок общеметодической направленности. | 1 | ||
22 | Повторение и систематизация знаний по теме «Сложносочиненное предложение». Урок рефлексии. | 1 | ||
23 | Проверочная работа по теме «Сложносочиненное предложение». Урок развивающего контроля. | 1 | ||
Сложноподчиненные предложения | ||||
24 | Понятие о сложноподчиненном предложении. Урок «открытия» нового знания. | 1 | ||
25 | Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Урок «открытия» нового знания. | 1 | ||
26 | Сочинение-отзыв о картине И. Тихого «Аисты». Урок развивающего контроля | 1 | ||
27 | Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. Урок «открытия» нового знания. | 2 | ||
28 | Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении. Урок «открытия» нового знания. | 1 | ||
29,30 | Сочинение-рассуждение «Доброта» (по упр. 101). Урок «открытия» нового знания. Урок развивающего контроля | 2 | ||
31 | Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Урок «открытия» нового знания. | 1 | ||
32 | Сложноподчиненные предложения с местоименно-определительными придаточными. Урок «открытия» нового знания. | 1 | ||
33 | Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Урок «открытия» нового знания. | 1 | ||
34,35 | Сжатое изложение ( упр.123). Виды сжатия. Урок развивающего контроля | 2 | ||
36 | Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Урок «открытия» нового знания. | 1 | ||
37 | Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места. Урок «открытия» нового знания. | 1 | ||
38 | Сложноподчиненные предложения с придаточными цели, причины. Урок «открытия» нового знания. | 1 | ||
39 | Сложноподчиненные предложения с придаточными уступки, следствия. Урок «открытия» нового знания. | 1 | ||
40 | Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия. Урок «открытия» нового знания. | 1 | ||
41 | Сложноподчиненные предложения с придаточными меры и степени. Урок «открытия» нового знания. | 1 | ||
42 | Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными. Урок «открытия» нового знания. | 1 | ||
43,44 | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Урок «открытия» нового знания. | 2 | ||
45 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Урок «открытия» нового знания. | 1 | ||
46,47 | Сочинение по картине В.Фельдмана «Родина». ( упр.166) Урок развивающего контроля. | 2 | ||
48 | Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения. Урок общеметодической направленности | 1 | ||
49 | Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения. Урок общеметодической направленности | 1 | ||
50 | Повторение и систематизация знаний по теме «Сложноподчиненное предложение». Урок рефлексии. | 1 | ||
51 | Диктант по теме «Сложноподчиненное предложение». Урок развивающего контроля. | 1 | ||
42 | Работа над ошибками. Урок коррекции знаний. | 1 | ||
53,54 | Сочинение на морально-нравственную тему «Подвиг» (упр.184) Урок развивающего контроля | 2 | ||
Бессоюзные сложные предложения | ||||
55 | Понятие о бессоюзном сложном предложении. Урок «открытия» нового знания. | 1 | ||
56 | Интонация в бессоюзных сложных предложениях. Урок общеметодической направленности | 1 | ||
57 | Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Урок общеметодической направленности. | 1 | ||
58 | Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Урок общеметодической направленности | 1 | ||
59 | Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Урок «открытия» нового знания. | 1 | ||
60 | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Урок «открытия» нового знания. | 1 | ||
61 | Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Урок «открытия» нового знания. | 1 | ||
62 | Тире в бессоюзном сложном предложении. Урок «открытия» нового знания. | 1 | ||
63,64 | Сочинение по картине Н. Ромадина «Село Хмелевка». Урок развивающего контроля. | 2 | ||
65 | Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Урок общеметодической направленности. | 1 | ||
66 | Повторение и систематизация знаний по теме «Бессоюзное сложное предложение». Урок рефлексии. | 1 | ||
67 | Диктант по теме «Сложноподчиненное предложение». Урок развивающего контроля. | 1 | ||
68 | Работа над ошибками. Урок коррекции знаний. | 1 | ||
Сложные предложения с различными видами связи | ||||
69 | Сложные предложения с различными видами связи. Урок общеметодической направленности. | 1 | ||
70,71 | Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них. Урок общеметодической направленности | 2 | ||
72,73 | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Урок «открытия» нового знания. | 2 | ||
74 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. Урок общеметодической направленности | 1 | ||
75,76 | Сочинение «Взрослые и мы» (упр.222) Урок развивающего контроля. | 2 | ||
77 | Публичная речь. Урок «открытия» нового знания. | 1 | ||
78 | Составление краткого плана. Урок развития речи | 1 | ||
79 | Обобщение по теме «Сложные предложения с различными видами связи». Урок развивающего контроля. | 1 | ||
80 | Контрольный диктант по теме «Сложное предложение». Урок развивающего контроля. | 1 | ||
81 | Работа над ошибками. Урок рефлексии. | 1 | ||
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах | ||||
82 | Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Урок общеметодической направленности. | 1 | ||
83 | Русский литературный язык и его стили. Урок общеметодической направленности. | 1 | ||
84 | Повторение фонетики, графики, орфографии. Урок общеметодической направленности. | 1 | ||
85 | Повторение лексики и фразеологии. Урок общеметодической направленности. | 1 | ||
86 | Повторение морфемики. Урок общеметодической направленности. | 1 | ||
87 | Повторение морфемики и орфографии. Орфограммы в приставках. Урок общеметодической направленности. | 1 | ||
88 | Повторение морфемики и орфографии. Орфограммы в суффиксах и окончаниях. Урок общеметодической направленности. | 1 | ||
89 | Повторение морфемики. Орфограммы в корнях слов. Урок общеметодической направленности. | 1 | ||
90 | Повторение орфографии. Не с различными частями речи. Урок общеметодической направленности. | 1 | ||
91 | Повторение словообразования. Основные способы словообразования. Урок общеметодической направленности. | 1 | ||
92 | Повторение морфологии. Именные части речи. Урок общеметодической направленности. | 1 | ||
93 | Повторение морфологии. Самостоятельные части речи. Урок общеметодической направленности. | 1 | ||
94 | Повторение морфологии. Служебные части речи. Урок общеметодической направленности. | 1 | ||
95 | Повторение морфологии и орфографии. Н и НН в разных частях речи. Урок общеметодической направленности. | 1 | ||
96,97 | Сжатое изложение по упр.259.Виды сжатия. Урок развивающего контроля | 2 | ||
98 | Повторение синтаксиса и пунктуации. Знаки препинания в простом предложении. Урок общеметодической направленности. | 1 | ||
99 | Повторение синтаксиса и пунктуации. Знаки препинания в сложном предложении. Урок общеметодической направленности. | 1 | ||
100 | Подготовка к итоговому диктанту. Урок развивающего контроля. | 1 | ||
101 | Итоговый диктант. Урок развивающего контроля | 1 | ||
102 | Работа над ошибками. Урок рефлексии. | 1 |
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«Нормы оценки...» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются:
1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания);
2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;
3) объем различных видов контрольных работ;
4)количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются:
1) знание полученных сведений о языке;
2) орфографические и пунктуационные навыки;
3) речевые умения.
1. ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
2. ОЦЕНКА ДИКТАНТОВ
Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для V класса - 90—100 слов, для VI класса - 100—110, для VII - 110—120, для VIII -120—150, для IX класса-150—170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с неповторяемыми и трудно проверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для класса V - 15—20, для VI класса - 20—25, для VII класса - 25— 30, для VIII класса - 30—35, для IX класса - 35—40.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2—3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1—3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в V классе — 12 различных орфограмм и 2—3 пунктограмм, в VI классе — 16 различных орфограмм и 3—4 пунктограмм, в VII классе — 20 различных орфограмм и 4—5 пунктограмм, в VIII классе — 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в IX классе — 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).
В диктантах должно быть в V классе – не более 5 слов, в VI VII классах - не более 7 слов, в VIII—IX классах - не более 10 различных слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучились.
До конца первой четверти (а в V классе - до конца первое полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5)в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильны написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять не грубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);
7) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или нарушении их последовательности. Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода - воды, рот -ротик, грустный - грустить, резкий -резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В V классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии б орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Примечание.
Если в непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допустили " до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом <« При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» -4 орфографические ошибки (для V класса - 5 орфографических ошибся для оценки «2»-7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно вы полнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Примечание.
Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1—2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3—4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
3. ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ И ИЗЛОЖЕНИЙ
Сочинения и изложения- основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 5—9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе-100—150 слов, в VI классе - 150—200, в VII классе - 200— 250, в VIII классе - 250—350, в IX классе - 350—450 слов.
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в V классе-0,5—1,0страницы, в VI классе- 1,0—1,5, в VII классе - 1,5—2,0, в VIII классе - 2,0—3,0, в IX классе - 3,0—4,0.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от обстоятельств, в частности, от стиля и жанра сочинения, характера темы замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
— соответствие работы ученика теме и основной мысли;
— полнота раскрытия темы;
— правильность фактического материала;
— последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
— разнообразие словаря и грамматического строя речи;
— стилевое единство и выразительность речи;
— число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.
ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ: Оценка Содержание и речь Грамотность
«5» Содержание работы полностью соответствует теме
Фактические ошибки отсутствуют.
Содержание излагается последовательно.
Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1—2речевых недочета.
Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка
«4» Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы)
Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности
Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей
Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен, отличается единством и достаточной выразительностью
Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3—4 речевых недочетов
Допускается: 2 орфографические и 2 пунктуационные, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки
«3» В работе допущены существенные отклонения от темы
Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности
Допущены отдельные нарушения последовательности изложения
Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление
Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и не более 5 речевых недочетов
Допускается:
4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в V классе -5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки
«2» Работа не соответствует теме
Допущено много фактических неточностей
Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану
Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабовыраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления
Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено более 6 недочетов в содержании и до 7речевых недочетов
Допускается:
7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических
«1» В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.
Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок
Примечания.
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельное оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на д. единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках ил при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношения; 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» превышена объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положение об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
4. ОЦЕНКА ОБУЧАЮЩИХ РАБОТ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
5. ВЫВЕДЕНИЕ ИТОГОВЫХ ОЦЕНОК
За учебную четверть и учебный год ставятся итоговые оценки. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уроков орфографической и пунктуационной грамотности.
Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако, для того чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.
При выведении итоговой оценки преимущественное значение придается оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом «2» или «1».
В старших классах обе оценки за сочинение, характеризующие знания учащихся по литературе и их грамотность, выставляются в виде дроби в классном журнале на страницах по литературе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...