Рабочая программа по литературе для 11 класса. И. Н. Сухих
рабочая программа по литературе (11 класс)

Полуднякова Наталья Августиновна

 

Рабочая программа создана на основе «Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования по литературе. Базовый уровень» и «Примерной программы среднего общего образования по литературе. Базовый уровень», а также программы по литературе для 10 – 11 классов И.Н. Сухих.

В классах социально – гуманитарного профиля предполагается 4 часа литературы в неделю, что составляет 136 часов в год.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc391 КБ

Предварительный просмотр:

ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
рабочей программы предмета, курса

Литература

для

11

Срок реализации:

1 год

Количество часов:

4

136

в неделю

в год

ФИО учителя:

         

Категория учителя:

Рабочая программа
разработана в соответствии с

Федеральным компонентом государственного стандарта

ФГОС или федеральным компонентом государственного стандарта

Рабочая программа
разработана на основе

программы по литературе для 10-11 класса И.Н.Сухих

программы по предмету или авторской программы

Учебник:

Литература 11 класс в двух частях

название

И.Н.Сухих

автор

М: Академия_

2016

издательство

год издания

20

19

-

20

20

учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа создана на основе «Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования по литературе. Базовый уровень» и «Примерную программу среднего общего образования по литературе. Базовый уровень», а также программы по литературе для 10 – 11 классов И.Н. Сухих.

В классах социально – гуманитарного профиля предполагается 4 часа литературы в неделю, что составляет 136 часов в год.

Место предмета в учебном плане 

Предмет литература является обязательным для изучения, относится к экзаменационным дисциплинам, изучается на базовом уровне.

Литература - учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Цели и задачи курса

    Целью изучения литературы в 9-11 классах является преемственное по отношению к предыдущему этапу обучения систематическое изучение русской и зарубежной литературы в их взаимосвязи. Курс выстроен на историко-литературной основе: от античной, древнерусской литературы, литературы XVIII века до литературы первой половины XIX века – в 9 классе; литература второй половины XIX века - в 10 классе, литература XX века – в 11 классе).

Доминирующие идеи рабочей программы 11 класса:

 - формирование у обучающегося целостной картины мира, представление о культуре прошлого;

 -углубление и совершенствование основных читательских компетенций;

 - приобретение навыков самостоятельного получения знаний в процессе изучения предмета на основе системно - деятельностного подхода к обучению;

Преподавание литературы направлено на достижение следующих основных целей:

 – становление достойных современного человека ценностных ориентаций;

 – формирование гуманитарного мышления;

 – приобщение к достижениям русской и мировой культуры;

– достижение обучающимися понимания места и роли русской литературы в мировой культуре, воспитание гражданских качеств;

– системная подготовка к итоговой аттестации по предмету (экзамен по выбору).

    В целях определения логически связанного и педагогически обоснованного порядка изучения материала акцент в программе делан на движение от первоначального читательского, этического, эстетического опыта к формированию представления о целостном развитии культуры. В программе и УМК внимание акцентируется на формирование читательских и литературоведческих компетенций обучающихся, осмысление ими нравственно-этической составляющей предмета, потребности в самовоспитании, саморазвитии и самообразовании.

Используемый  УМК:  

          1. Сухих И.Н. Литература. 11  класс (базовый уровень). В 2-х ч. – М.: Издательский    центр «Академия»; Филологический факультет СПбГУ, 20015;

2. М. Мещерякова Литература в таблицах и схемах Москва Изд. Айрис, 2014г.

3. Практикум по литературе к учебнику И. Сухих 11 класс Изд. Академия, 2016г.

4. Журавлёв В.П. Уроки литературы в 11 классе – М., «Просвещение», 2016

  1. Булгакова И.В. Нестандартные уроки русской литературы. 10-11 классы – Ростов-на-Дону, «Феникс»

6. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь – М., «АЙРИС-ПРЕСС»  

  1. Амфилохиева М.В. Традиции и инновации в преподавании литературы. 9-11 классы – С-Пб, «Паритет»
  2. Чертов В.Ф. Тесты, вопросы, задания по русской литературе XX века. 11 класс – М., «Просвещение»
  3. Косивцова Л.И. Литература. 11 класс. Поурочные планы  – Волгоград, «Учитель»
  4. Угроватов П.И. Конспекты уроков для учителя литературы. 11 класс (в 2-х ч.) – М., «Владос»
  5. Михайлова И.М. Тесты. Литература 9-11 классы – М., «Дрофа»
  6. Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н. Русская литература XIX века. Материалы для подготовки к экзаменам – М., «Русское слово»
  7. Букатов В.М. Ершова А.П. Я иду на урок. Хрестоматия игровых приёмов обучения – М., «Первое сентября»
  8. Бельская Л.Л. Литературные викторины – М., «Просвещение»                                                                                                                                                                                                                            
  9. Костылёва Н.Е. Литература. Планируемые результаты обучения по литературе, их оценка в основной и средней (полной)       общеобразовательной школе – Наб. Челны
  10. Карпов И.П., Старыгина Н.Н. Открытый урок по литературе (планы, конспекты, материалы) – М, «Московский Лицей»
  11. Безносов Э.Л. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. Литература – М., «Дрофа»
  12.  Вуколов Л.И. Современная проза в выпускном классе – М., «Просвещение»
  13. Иванченко Н.И. Подготовка к выпускному экзамену по литературе – М., «Просвещение»
  14. Шапошникова В.В. «И все души моей излучины…»Методическое пособие по литературному анализу в 11 классе – М., «Московский Лицей»
  15. Обернихина Г.А. Преподавание литературы в 11 классе (в 2-х частях) – М., «Аркти»      
  16. Шнейберг Л.Я., Кондаков И.В. От Горького до Солженицына. Пособие по литературе – М., «Высшая школа»
  17. Нянковский М.А. Шолохов в школе – М., «Дрофа»
  18. Богданова О.Ю. Бунин в школе – М., «Дрофа»
  19. Болдырева Е.М., Леденёв А.В. Поэзия серебряного века в школе – М., «Дрофа»
  20. Бавин С., Семибратова И. Судьбы поэтов серебряного века – М., «Книжная палата»
  21. Я иду на урок литературы. Современная русская литература. 1970-1990-е годы – М., «Первое сентября»

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Результаты освоения конкретного учебного курса, предмета, дисциплин (модулей) и система их оценки

Ожидаемые результаты обучения

Личностные:

  • уметь самостоятельно мотивировать свою предметную и внеурочную деятельность;
  • сознательно планировать свою деятельность в рамках предмета (составлять «дерево целей», заполнять таблицу ЗХУ (Знаю, Хочу узнать, Узнал); вести портфолио, фиксируя результаты деятельности и определять дальнейший образовательный маршрут);
  • планировать и осуществлять очные и заочные экскурсии по личностно значимым литературным и общекультурным местам;
  • предлагать целостную (или частичную) программу внеклассной работы в рамках своих предметных интересов;
  • быть способным к объективной самооценке и самокорректировке учебных результатов;
  • определять зону своего ближайшего развития и задачи на перспективу;
  • работать индивидуально, в группе, полемизировать в духе толерантных межличностных отношений;
  • быть способным к выбору решения проблемы с точки зрения гуманистической позиции;
  • понимать и реализовывать себя как личность, гражданина, ответственного за связь с культурной традицией;
  • понимать и реализовывать себя как субъекта, способного к творческому изменению.

Метапредметные:

  • работать с различными видами информации (структурировать информацию, осуществлять маркирование, составлять тезисы, вопросы, составлять терминологический словарь, писать рецензию, аннотацию и др.);
  • усваивать и применять на практике алгоритмы работы с научными и научно-популярными текстами;
  • системно формировать понятийный аппарат в различных областях знаний;
  • общаться с другими людьми в рамках толерантных отношений;
  • усваивать на практике алгоритмы устных и письменных связных ответов, уметь выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
  • владеть приемами публичного выступления; уметь презентовать проблему, интеллектуальный продукт, выдвигать гипотезы, формулировать проблемные вопросы, предлагать стратегию исследования, формулировать выводы, быть способным к корректировке и дальнейшему исследованию;
  • участвовать в полемике, будучи толерантным;
  • уметь работать в рамках исследовательского проекта, научного или практического поиска;
  • уметь разрабатывать и проводить мониторинг по проблеме;
  • пользоваться для достижения учебных и личностных целей различными источниками информации, в том числе электронными;
  • быть способным к индивидуальной учебной работе, а также в сотрудничеству в парах или группах.
  • быть способным организовать, провести (хотя бы частично) обсуждение проблемы, полемику, диалог;
  • приобретать гуманитарный стиль мышления, быть способным к гибкости, вариативности, диалогу с окружающими людьми;
  • сопоставлять различные научные, философские, мировоззренческие позиции в рамках толерантных отношений.

Ожидаемые предметные результаты

(сформированность ключевых предметных УУД)

  • понимать ключевые проблемы изученных произведений литературы;
  • понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные ценности;
  • читать научно-популярные и художественные тексты;
  • читать выразительно; с остановками; выборочно, с комментарием и др.;
  • пересказывать подробно, кратко, выборочно, с комментированием историко-культурного характера, в том числе сюжета, фабулы, фрагмента текста и др.;
  • формулировать собственное отношение к произведениям литературы;
  • анализировать художественные произведения разных родов и жанров, осуществляя целостный и фрагментарный анализ;
  • выявлять художественные средства и приёмы создания образов (тропы и фигуры: сравнение, эпитет, оксюморон, метонимию, метафору, аллегорию, иронию, гиперболу, литоту, анафору, эпифору и др.);
  • определять основные стихотворные размеры и виды стиха (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест, дольник; вольный стих, белый стих, свободный стих; акцентный стих);
  • писать отзывы, рецензии на художественные произведения, сочинения в жанре краткого ответа на проблемный вопрос (5-10 предложений), сочинения по теме (не менее 200 слов в 7-11 классах), классные и домашние, соблюдая временные рамки для написания текстов разных объемов; писать и защищать рефераты, исследовательские работы, защищать исследовательские проекты, составлять тезисы своей письменной работы;
  • практически определять и аргументировать принадлежность произведения к определенному литературному направлению, исторической эпохе, жанру;
  • исследовать художественное произведение, выявляя позицию автора;
  • сопоставлять указанное произведение с произведениями других авторов;
  • характеризовать систему персонажей художественного произведения, выявлять и характеризовать конфликт, композицию произведения;
  • уметь характеризовать темы (вечные, национальные, исторические, темы искусства) и проблемы (социально-политические, нравственно-этические, национально-исторические, культурно-бытовые, мифологические, философские, религиозные и др.).
  • на практике выявлять отличия фольклора и художественной литературы.
  • на практике видеть и узнавать приемы создания художественного образа (портрет, авторская характеристика, характеристика другими действующими лицами, художественные детали и др.);
  • знать и на практике различать стили речи (публицистический, научный, официально-деловой, художественный, разговорный).

Ожидаемые результаты освоения программы

  1. в познавательной сфере:
  • совершенствование компетенций, необходимых для аргументации, комментирования, обоснования собственной точки зрения;
  • понимание актуальности изучаемых произведений, их связи с эпохой написания, выявление их вневременного значения;
  • формирование навыков анализа литературных произведений: их родовой и жанровой специфики, темы, идеи, пафоса, системы персонажей, навыков сопоставления персонажей и произведений в целом;
  • понимание роли изобразительно-выразительных средств языка в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;
  • осмысленное чтение и понимание научно-популярных и художественных текстов;
  • овладение элементарной литературоведческой терминологией для анализа литературного произведения.

           2) в ценностно-ориентационной сфере:

  • приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, восприятие их в контексте мировой культуры;
  • умение формулировать оценочные суждения о произведениях отечественной литературы;
  • интерпретирование изучаемых художественных произведений, сопоставление собственных суждений с авторской позицией;
  • умение видеть и характеризовать тематику и проблематику изучаемых произведений: темы вечные, национальные, исторические, темы искусства. Проблемы социально-политические, нравственно-этические, национально-исторические, культурно-бытовые, мифологические, философские, религиозные и др.

          3) в коммуникативной сфере:

  • формирование компетенции осмысленного чтения и адекватного восприятия прочитанного;
  • формирование компетентностей, необходимых для создания устных монологических высказываний разного типа;
  • создание письменного высказывания в жанре сочинения на темы, связанные с тематикой и проблематикой изученных произведений;
  • создание творческих работ, исследовательских проектов, рефератов на общелитературные и общекультурные темы;
  • написание отзыва, рецензии на художественные произведения, сочинения в жанре краткого ответа на проблемный вопрос.

         4) в эстетической сфере:

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
  • формирование эстетического вкуса;
  • развитие и уточнение понимания природы художественного слова и его эстетической функции;
  • понимание и умение истолковывать роль изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов литературных произведений;
  • использование литературоведческих терминов и понятий в качестве инструментария для анализа художественного текста.

К концу 11 класса учащиеся должны знать:

  • Основные этапы жизненного и творческого пути писателей-классиков.
  • Тексты художественных произведений.
  • Сюжет, особенности композиции.
  • Типическое значение характеров главных героев произведения.
  • Основные понятия по теории литературы.
  • Изобразительно-выразительные средства языка.
  • Элементы стихотворной речи.

уметь:

  • Анализировать произведения с учётом его идейно-художественного своеобразия.
  • Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).
  • Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, и изобразительно-выразительных средств.
  • Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.
  • Обосновывать свою точку зрения о произведении, героях, их поступках, обобщать.
  • Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.
  • Составлять план и конспекты литературно-критической статьи.
  • Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему, презентации на заданную тему.
  • Писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, спектакль, телепередачу.
  • Писать сочинение на публицистическую или литературную тему.
  • Пользоваться словарями различных типов, справочниками.

Содержание учебного предмета, курса

   В учебном плане школы на изучение литературы в 11 классе соответственно программе предусмотрено  4 часа в неделю  (136 часов в год).

Основные разделы и темы

1. Введение Общая характеристика эпохи. Литература в 20 веке  

2. Серебряный век: лики модернизма

3. Советский век: две русские литературы или одна? Литература 1920 - 1930 гг.

4. Советский век: на разных этажах (1940—1980гг)

5. Литературная ситуация рубежа 20-21 вв

6. Резерв

Содержание модулей

Общая характеристика литературы ХХ века. «Настоящий двадцатый век»: календарные и культурные границы. Основные даты и исторические события, определившие лицо века: 1914 — 1917 — 1939 — 1941 — 1945 — 1953 —1961 — 1968 — 1985 — 1991.Литература и культура в ХХ веке. Споры о кризисе и возрождении реализма. Реализм и модернизм. Разнообразие художественных методов и направлений 1910—1920-х годов. Искусство и общественная жизнь: проблема партийной литературы и» социалистического реализма». Сложность определения художественного метода главных произведений русской литературы ХХ века. Хронология как основа изучения русской литературы ХХ века.

Серебряный век: лики модернизма. (1890—1916) Общая характеристика и основные представители эпохи. Происхождение и смысл определения: Серебряный век в узком и широком смысле слова. Философские и эстетические предпосылки. Декаданс—модернизм—авангард. Типология литературных направлений: от реализма — к модернизму. Диалог с классической традицией. Основные модернистские направления.

Символизм. Теория и практика; европейские истоки и национальное своеобразие; идея двоемирия и обновление художественного языка. Два поколения русских символистов. Старшие символисты. Д. Мережковский — теоретик символизма (трактат «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» как первый манифест      нового направления). В.Брюсов — «конструктор» русского символизма («Творчество», «Скитания», «Юному поэту»). К.Бальмонт — «музыка прежде всего» («Я — изысканность русской медлительной речи…»). Младшие символисты. Роль А.Блока, Андрея Белого, Вяч. Иванова в эволюции символизма.

Акмеизм. Полемика с символизмом; состав поэтической группы (А.Ахматова, О.Мандельштам, С.Городецкий и др.); поиски определения: от адамизма — к акмеизму; предметность как художественный принцип. Н.Гумилев — теоретик и практик акмеизма («Капитаны», «Жираф», «Мои читатели», «Заблудившийся трамвай»).

Футуризм. Манифест как жанр; эпатаж как принцип; текст и жест; «слово как таковое» и тема города. Две версии футуризма: эгофутуризм (Игорь Северянин) и кубофутуризм. Живописность (Д.Бурлюк) и «самовитое слово» (А.Крученых) как принципы поэтики футуризма. В.Хлебников — ретрофутурист и утопист («Заклятие смехом», «Когда умирают кони — дышат…»). Роль В.Маяковского в истории футуризма.

Судьбы нового реализма в эпоху Серебряного века. А.Куприн — Беллетрист чеховской школы. «Гранатовый браслет» — повесть о безответной любви. Трагедия и мелодрама в повести. Л.Андреев — на грани реализма и модернизма. «Иуда Искариот» — трансформация вечных тем; предательство как подвиг.

А. А.Блок. Жизнь поэта как роман в стихах. Лирика: «Вхожу я в темные храмы…», «Балаган», «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «О, я хочу безумно жить…», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «Россия», «На железной дороге». Лирика Блока как «трилогия вочеловечения». Лирический герой и персонажи-маски. Универсальная символизация и психологическая детализация. «Стихи о Прекрасной Даме»: любовь как служение («Вхожу я в темные храмы…»). От Прекрасной Дамы — к Незнакомке, город как страшный мир («Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане»). Образ                                        

Родины: история и современность («На поле Куликовом», «Россия»). Призвание поэта                                                             («Балаган», «О, я хочу безумно жить…»). Художественные особенности лирики Блока: музыкальность, развивающаяся метафора, ассоциативность и экспрессивность поэтической речи. 

«Двенадцать»: «Музыка революции» и «голоса улицы» в поэме. Фабула, сюжет и композиция. Культурный контекст: от лозунга и частушки до раннего кинематографа. «Блоковское» в поэме: от Прекрасной Дамы до Катьки. «Двенадцать» как символистская поэма. Проблема финала: образ Христа и его интерпретации.

И. А.Бунин .Судьба реалиста в модернистскую эпоху. Лирика: «Листопад», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Одиночество». Психологизм и предметность лирики Бунина. Конкретность и обобщение. Традиции Тютчева и Фета.

Рассказы: «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Темные аллеи» (два рассказа). Бунин как архаист-новатор, противник модернистской эстетики. Роль Толстого и Чехова в творчестве Бунина. Поэтика бунинской прозы: описательность, живописность, бесфабульность. «Уходящая Русь» в прозе Бунина («Антоновские яблоки», «Чистый понедельник»). Россия и Запад, природа и цивилизация в прозе Бунина (рассказ-притча «Господин из Сан-Франциско»). Метафизика любви и смерти в прозе Бунина («Чистый понедельник», «Темные аллеи»).

А.М.Горький. Три судьбы Максима Горького: писатель, культурный организатор, общественный деятель. Основные этапы творчества Горького. Романтические рассказы Горького «Макар Чудра», «Старуха Изергиль». Реалистическая поэтика («По Руси», «Детство»). Деятельность и творчество Горького в послереволюционную эпоху. Роль Горького в формировании концепции социалистического реализма.

«На дне»: Ранняя проза Горького и обращение к драматургии. От «комедии рока» (Чехов) к социально-философской драме. Поэтика названия: от «На дне жизни» — к «На дне». Система и конфликт персонажей. Спор о человеке, проблема горькой правды и сладкой лжи. Литературность драмы: босяки как философы, афористичность языка. Горький и МХТ. Первая постановка пьесы и ее общественное значение.

Советский век: две русские литературы или одна? (1920—1930е). Литература и революция: надежды и опасения. Литература и власть: слом прежней культурной парадигмы, новая цензура, советская и эмигрантская литература. Культурные эксперименты 1920-х годов: Пролеткульт и РАПП. Проблема «попутчиков». Литературные направления и группировки 1920-х годов: ЛЕФ, имажинисты, «Серапионовы братья». Первый съезд советских писателей и концепция социалистического реализма. Стилистические тенденции в прозе 1920-х годов.

Неореалистическая антиутопия Е.Замятина («Мы»).

Метафорические новеллы И.Бабеля («Конармия»). Жанр и герой М.Зощенко.

Утопия и антиутопия в творчестве А.Платонова. «Фасеточное зрение» В.Набокова.

Гибель поэтов как символ времени (Блок, Гумилев, Есенин, Маяковский, Мандельштам, Цветаева).

В.В.Маяковский: Судьба поэта: трагедия горлана-главаря. Лирика: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Нате!», «Левый марш», «Прозаседавшиеся», «Юбилейное», «Сергею Есенину»; поэмы «Облако в штанах», «Хорошо!», «Во весь голос». Маяковский как футурист: эпатаж, борьба со старым искусством. Маяковский как новатор: акцентный стих, новая рифма, живописность, метафорические ряды. Маяковский как лирик: мотивы одиночества, любви, смерти («Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!»). Маяковский и революция («Левый марш»). Эволюция Маяковского в послереволюционную эпоху: от футуризма — к ЛЕФу, от бунта — к сотрудничеству с новой властью. Сатира Маяковского («Прозаседавшиеся»). Новый образ лирического героя: «поэт-мастак» («Юбилейное»). Маяковский и Есенин: «До свиданья, друг мой, до свиданья…» и «Сергею Есенину». Противоречивость и художественное единство мира Маяковского («Послушайте!» — «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!» — «Во весь голос»).

С. А.Есенин. Драматическая судьба Есенина: «Я последний поэт деревни…». Лирика: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Разбуди меня завтра рано…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Отговорила роща золотая…», «Собаке Качалова», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Да! Теперь решено. Без возврата…», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ!..», «Русь советская», «Черный человек», «До свиданья, друг мой, до свиданья…». Есенин и крестьянская поэзия: поэт-самородок или поэт культуры? Есенин и имажинизм: теория и практика. Есенин и революция: политика и эстетика. Поэтика Есенина: связи с фольклором и искусством модернизма, элегичность, живописность, органические метафоры, песенная интонация. Темы и мотивы лирики Есенина: Русь старая и Русь советская, деревня и город, Россия и Восток, человек и природа, любовь и смерть. Есенин как культурный герой, писатель-легенда.

М.А.Шолохов. Загадка судьбы: Шолохов и «Анти-Шолохов». «Тихий Дон» как роман-эпопея: «толстовское» и «гомеровское» в романе. Роман как семейная сага, казачий эпос, историческая хроника и философская притча. История в «Тихом Доне»: мировая война, революция, Гражданская война. «Война и семья»: семейство Мелеховых и трагедия казачества. Образ Григория Мелехова: казачий Гамлет под колесом истории. Поэтика романа: роль пейзажа, язык, фольклорные и литературные традиции. Споры о «Тихом Доне»: злободневное и сущностное.

О.Э.Мандельштам. Судьба Мандельштама: «Мне на плечи кидается век-волкодав…». Лирика: «Notre Dame», «Петербургские строфы», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «Золотистого меда струя из бутылки текла», «Я наравне с другими…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Век», «Мы с тобой на кухне посидим…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Стихи о неизвестном Солдате». Мандельштам и символизм: камень против музыки. Мандельштам и акмеизм: тоска по мировой культуре. Культурно-исторический контекст лирики Мандельштама: античность, Средневековье, русская история, фольклор. Поэтика Мандельштама: предметность, ассоциативность, лирические персонажи. Смена художественной манеры: «последняя прямота» «Воронежских тетрадей». Петербургская тема у Мандельштама: история и современность. Мандельштам и власть. Любовная тема у Мандельштама.

А. А.Ахматова. Судьба поэта: «Мы ни единого удара не отклонили от себя». Лирика: «Сжала руки под темной вуалью…», «Песня последней встречи», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Мне ни к чему одические рати…»,

«Северные элегии», «Приморский сонет», «Родная земля»; поэма «Реквием». «Я научила женщин говорить…»: лирическая героиня Ахматовой. Поэтика Ахматовой и традиции                                                психологической прозы: роль пейзажа, детали, реплики. Ахматова в 1920-е годы: общественная позиция и гражданская лирика. «Реквием»: гражданский и поэтический подвиг Ахматовой. Трагедия народа и материнская трагедия. Фольклорные и религиозные мотивы. Поздние стихи: мотивы творчества, красоты, смерти. ИсторизмАхматовой («Северные элегии», «Поэма без героя»).

М.А.Булгаков Судьба художника: противостояние эпохе. «Мастер и Маргарита» Булгаков и советская литература. Творческий путь: от «Грядущих перспектив» к «роману о дьяволе». Жанровая и композиционная структура «Мастера и Маргариты»: роман-миф и три сюжета (роман мастера, московская дьяволиада, роман о мастере). Роман мастера: проблема добра, предательства, трусости, верности. Евангелие от Михаила и канонические Евангелия. Булгаковская Москва: конкретное и условное. Воланд как провокатор и чудесный помощник. Направленность сатиры. Роман о любви и творчестве: биографическое и метафизическое. Проблема эпилога: свет, покой, память. Роман Булгакова как культурный миф.

М.И.Цветаева. Судьба Цветаевой: «С этой безмерностью в мире мер…». Лирика: «Моим стихам, написанным так рано…», «Бессонница» («Вот опять окно…»), «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Рас — стояние: версты, мили…», «Тоска по родине! Давно…», «Бузина», «Стихи к Чехии» («О, слезы на глазах…»). Цветаева — поэт вне направлений: индивидуальность пути, оригинальность стиля. Пантеон поэта: Пушкин, Блок, Пастернак, Маяковский, Ахматова. Лирическая героиня: исповедальность, одиночество, предельность эмоций, любовь и ненависть. Цветаева как гражданский поэт: от «Лебединого стана» до» Стихов к Чехии». Поэтика Цветаевой: литературные ассоциации, рефрены, конструктивные и звуковые метафоры, переносы. Традиция Цветаевой: от женской лирики до И. Бродского.

Б.Л.Пастернак. Судьба поэта: «Когда я с честью пронесу несчастий бремя…». Лирика: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Сестра моя — жизнь и сегодня в разливе…», «Определение поэзии», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Гефсиманский сад», «Во всем мне хочется дойти…», «Ночь», «Нобелевская премия», «Единственные дни». Два Пастернака: от «понятной сложности» — к «неслыханной простоте». «Сестра моя — жизнь»: мотивы любви, природы, творчества..Роман «Доктор Живаго» в творчестве Пастернака: взгляд на русскую историю, образ главного героя, христианские мотивы, проза и стихи, герой и автор. Цикл «Когда разгуляется»: природа, искусство, будущее. Пастернак в советской культуре.

А.П.Платонов Судьба писателя: «В поисках смысла отдельного и общего существования». «На заре туманной юности». Три этапа эволюции Платонова: социальная утопия (ранняя публицистика, «Эфирный тракт»), самокритика утопии («Чевенгур», «Котлован»), поиски «земного» героя, «сокровенного» человека. Сюжет и композиция рассказа: бытописание и символ. «Неправильная прелесть языка» Платонова.

Советский век: на разных этажах(1940—1980). Общая характеристика. Литература и Великая Отечественная война: народная трагедия и единство нации, надежды на примирение и изменения (лирикаК. Симонова, С.Гудзенко). Послевоенные надежды и катастрофы: судьба Ахматовой и Зощенко. Смерть Сталина. «Оттепель» (шестидесятые годы): восстановление прерванных традиций и появление нового литературного поколения. Ведущая роль поэзии: «эстрадная» и «тихая» лирика (Е.Евтушенко, Р. Рождественский, А. Вознесенский, В. Соколов, Б.Слуцкий, Д.Самойлов). Основные направления в прозе: деревенская, военная, городская проза (Ф.Абрамов, В.Распутин, В.Гроссман, В.Быков, Ю.Трифонов). Новые «заморозки» и структура литературного процесса: официальная литература и самиздат. Восьмидесятые годы: «возвращенная литература», отмена цензуры. Девяностые годы: поиски новых путей. Конец советской литературы.

А. Т.Твардовский. Судьба поэта: драма веры. Лирика: «В тот день, когда окончилась война», «Я убит подо Ржевом», «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти Матери», «Я знаю, никакой моей вины…», «Полночь в мое городское окно…», «Дробится рваный цоколь монумента…», «Космонавту». Твардовский как поэт и общественный деятель, редактор» Нового мира». Лирика Твардовского: крестьянская тема, повествовательность, прозаизмы, разговорная интонация. Великая Отечественная война в судьбе и творчестве Твардовского («Василий Теркин»: эпос Твардовского как идеальный образ советской истории. Василий Теркин как народный герой. Тема памяти и ответственности перед прошлым («В тот день, когда окончилась война», «Я знаю, никакой моей вины…»). Классические традиции в творчестве Твардовского. Пушкин, Некрасов, Бунин.

А.И.Солженицын. Судьба писателя: пророк в своем отечестве. «Один день Ивана Денисовича». Культурное и литературное открытие писателя: лагерная тема и народный характер. Образ Ивана Денисовича и литературная традиция. Сказовая манера и ее функция. От лагерной повести — к негативной эпопее («Архипелаг ГУЛАГ»). Солженицын как борец и общественный деятель.

В.М.Шукшин. Судьба писателя: «Прорваться в будущую Россию». Рассказы: «Срезал», «Забуксовал», «Верую!», «Сураз», «Крепкий мужик». Поэтика рассказа: анекдотизм, характеристический диалог, открытый финал. Шукшин и Антоша Чехонте. Конфликт чудика и крепкого мужика; поиски смысла жизни и веры. Тема города и деревни. История и судьба России. Шукшин как писатель, режиссер, актер.

Н.М.Рубцов. Судьба поэта: «Я умру в крещенские морозы». Лирика: «Звезда полей», «Видения на холме», «Тихая моя Родина». Рубцов и «тихая» лирика. Элегия как главный жанр творчества. Деревня и город. Северный пейзаж. История России и современность. Темы любви, памяти, смерти. Традиции Тютчева и Есенина в поэзии Рубцова.

В.С.Высоцкий. Судьба поэта: «Мой отчаяньем сорванный голос». Лирика: «Песенка ни про что, или Что случилось в Африке», «Баллада о детстве», «Он не вернулся из боя», «Дорожная история», «Купола», «Мой черный человек в костюме сером…». Жанровая система Высоцкого: баллады и ролевая лирика; стихи и музыка; основные лирические циклы — военные, спортивные, бытовые, сказочные песни. Лирический герой: сила и слабость, любовь и ненависть, неказенный патриотизм. Стиль Высоцкого: афористичность, языковая игра, звуковыеметафоры. Высоцкий и авторская песня. Высоцкий и футуристская традиция. Высоцкий как культурный герой. Высоцкий как голос времени.

Ю.В.Трифонов. Судьба писателя: путешествие в себя. Рассказы: «Игры в сумерках», «Прозрачное солнце осени», «Путешествие», «Вечные темы». Трифоновский рассказ: философская и историческая проблематика, диалогичность, образ повествователя, деталь и лирический период. Трифонов и Чехов. Городские повести Трифонова и их значение в 1970 — 1980-е годы. Человек и история в прозе Трифонова («Время и место», «Старик»).

С. Д.Довлатов Судьба писателя: жизнь, превращенная в литературу. Рассказы из книги «Чемодан»: «Креповые финские носки», «Поплиновая рубашка», «Шоферские перчатки». Довлатов как «рассказчик», реальность и вымысел в его произведениях. «Псевдодокументализм» как художественный принцип. Довлатовский рассказ: анекдот и «микросюжет», вариативность фабулы, повествование и диалог, смысл циклизации. Довлатовский герой: автопсихологизм, система ценностей, литературные традиции. Смех и слезы в прозе Довлатова. Довлатов как культурный герой.

И.А.Бродский. Судьба поэта: от «тунеядца» до Нобелевского лауреата. Лирика: «Рождественский романс», «От окраины к центру», «Стансы», «Большая элегия Джону Донну», «На смерть Жукова», «Часть речи», «Новый Жюль Верн», «Назидание»,«Я входил вместо дикого зверя в клетку…».Эволюция художественного мира Бродского: от классического стиха — к акцентному, от романтического одиночества — к метафизическому, от вещи – к пустоте. Основные лирические мотивы: пространство и время, изгнание, одиночество, память. Стиль Бродского: роль прозаизмов и переносов. Бродский и традиции философской поэзии.

А.В.Вампилов. Судьба Вампилова: драма драматурга. «Провинциальные анекдоты». Поэтика вампиловской драмы: сочетание анекдота и притчи; конкретное и общечеловеческое; экспериментальность ситуаций; обновление театральных штампов; мастерство языковых характеристик. Проблематика драмы: ложное прозрение в «Случае с метранпажем»; диалектика добра и зла в «Двадцати минутах с ангелом». Вампилов и драматургическая традиция (Гоголь, Чехов).

Заключение: конец ХХ века: расцвет, кризис или промежуток? Постмодернизм, новый реализм и массовая литература. Где граница «Настоящего. Двадцать первого века»? Русская литература в новом веке.

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе

1. Оценивание устного ответа

При оценивании устных ответов по литературе могут быть использованы следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допущены 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: так оценивается ответ, в основном свидетельствующий о знании и понимании текста изучаемого произведения, умении объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но демонстрирующий недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного возраста.

Отметка «2»: ставится за ответ, который обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка, отсутствие логики в ответе.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

2.  Оценивание сочинений

Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

-  соответствие работы ученика теме и основной мысли;

-  полнота раскрытия темы;

-  правильность фактического материала;

-  последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

-  разнообразие словаря и грамматического строя речи;

-  стилевое единство и выразительность речи;

-  число речевых недочетов.

3. Оценивание тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе используются следующие критерии оценок:

-  «5» - 90 – 100 %;

-  «4» - 78 – 89 %;

-  «3» - 60 – 77 %;

-  «2» - менее 59 %.

Применяемые методики и технологии

Для реализации учебных задач используются следующие методики:

-  методика «медленного (пристального) чтения» (Ю. М. Лотман),

-  различные приемы интерпретации текста,

-  сопоставительный анализ текстов художественных произведений,

-  синтез традиционных и инновационных методов изучения художественного текста.

Технологии:

-  технология развития критического мышления,

-  игровые технологии,

-  технологии творческих мастерских построения знаний,

-  тестовые технологии контроля обученности.

Формы деятельности обучающихся на уроке:

-  групповые,

-  индивидуальные.

11 класс   (136 часов)

Раздел, количество часов

№ урока

Тема

Планируемые результаты

УУД

Виды и формы контроля

Водные уроки

3 часа

1

«Настоящий двадцатый век»: календарные и культурные границы

Знать: особенности развития литературного процесса начала XX века.  

Уметь: самостоятельно отбирать материал.

Понимать и формулировать основные задачи программы предстоящего учебного года. Объяснять логику изучения программного материал.

2

Литература и культура в XX веке

Конспект статьи учебника

3

А.П. Чехов «Палата №6».  Отражение ситуации рубежа веков в рассказе

Серебряный век (обзор)

1 час

4

Происхождение и смысл определения  «Серебряный век»

Знать: основные особенности, основные имена, направления «серебряного века».

Уметь: самостоятельно отбирать материал.

Составлять алгоритмы анализа лирического текста и  аналитического ответа.

Конспект статьи учебника

Реализм в эпоху модернизма

4 часа

5

А. И. Куприн. Жизненный и творческий путь

Знать: алгоритмы сопоставления произведения и киноверсии по мотивам.

Уметь: выразительно читать, анализировать, комментировать; обосновывать проблематику произведения.

Инициировать проблемные вопросы для полемики в классе.  

Обмениваться впечатлениями после чтения рассказа и не бояться  высказывать свое мнение.

Сочинение - миниатюра

6

А. И. Куприн. «Гранатовый браслет» - повесть о безответной любви.

7

А. И. Куприн. Традиции и новаторство в раскрытии темы «маленького человека»

8

А. И. Куприн «Природная» личность в повести «Олеся»

И. А. Бунин

6 часов

9

И. А. Бунин. Жизнь и творчество

Знать: вехи биографии писателя; алгоритмы анализа лирики и эпоса.

Уметь: активно слушать лекцию учителя: записывать основные даты, имена, классифицировать и систематизировать факты.

Рассказывать о своем восприятии, ассоциациях, понимании лирического героя. Перерабатывать информацию учебника (тезисы, план, конспект) и  

сотрудничать с учителем и сверстниками.

Конспект статьи учебника

10

Психологизм и предметность лирики Бунина

11

Поэтика бунинской прозы

Самостоятельная работа

12

Кризис цивилизации в рассказе «Господин из Сан – Франциско

Самостоятельная работа

13

И. А. Бунин «Чистый понедельник»

14

Метафизика любви и смерти в прозе Бунина и Куприна

Классное сочинение

М. Горький 8 часов

15

Три судьбы Максима Горького: писатель, культурный организатор, общественный деятель

Знать: способы собирания и обработки информации; малые эпические жанры; особенности неоромантизма, особенности проблематики пьесы; алгоритмы анализа; правила ведения полемики.

Уметь: пересказывать сюжет рассказов, характеризовать композицию, систему персонажей, конфликт,  выразительно читать, пересказывать, характеризовать персонажей; обосновывать авторскую позицию

Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Конспект статьи учебника

16

Основные этапы творчества Горького

17

Романтический мир рассказов Горького. «Старуха Изергиль»

18

«На дне». От «комедии рока» (Чехов) к социально-философской драме

19

Поэтика названия: от «На дне жизни» - к «На дне».

Самостоятельная подготовка к диспуту

20

Система и конфликт персонажей. Спор о человеке, проблема горькой правды и сладкой лжи.

21

Литературность драмы: босяки как философы, афористичность языка

22

Горький и МХТ. Первая постановка пьесы и ее общественное значение

Классное сочинение

Л. Андреев 2 часа

23

Жизненный и творческий путь Л. Андреева

Знать: алгоритмы анализа с учетом принадлежности лит. направлению; значение экспрессивных стилистических и сюжетных приёмов

Уметь: выразительно читать, анализировать;  толковать проблематику рассказа; создавать связные ответы малого и большого объемов.

Осваивать мастерство описаний психологического состояния героев, драматизма жизни.

Предлагать проблемные вопросы для анализа текста. Рассматривать и комментировать иллюстративный материал к произведению.

24

Повесть «Иуда Искариот» - трансформация вечных тем. Предательство как подвиг

Символизм

5 часов

25

Теоретические и практические основы символизма

Знать: основные имена символистов; алгоритмы осуществления сопоставительного анализа

 лирических текстов; лирические жанры.

Уметь: самостоятельно отбирать учебный материал; проводить аналитические действия; создавать связные ответы.

Тренировать умение написания ответов разных объемов. Отбирать лирику для сборника «Русский поэтический авангард»:

Конспект учебника

26

Д.Мережковский – теоретик символизма

27

В.Я. Брюсов – «конструктор» русского символизма

28

К.Д. Бальмонт – «музыка прежде всего»

29

Роль А.Белого, В.Иванова в эволюции символизма

Самостоятельная работа

А. А. Блок

8 часов

30

А.Блок. Жизнь поэта как роман в стихах

Знать: алгоритмы анализа лирики; лирические жанры;  особенности лирики 1, 2 и 3 томов лирики Блока; алгоритмы анализа и комментирования лирики.

Уметь: отбирать материал; составлять связные ответы; писать рецензию; перерабатывать информацию,  наблюдать за эволюцией лирического героя.

 Отвечать на вопрос о связи поэта и времени. Подготавливать заочную экскурсию в музей поэта. Перерабатывать информацию учебника (тезисы, план, конспект).  Комментировать и анализировать, исследовать лирические тексты. Наблюдать за эволюцией лирического героя. Составлять аннотацию к понравившимся работам.

Конспект статьи учебника

31

Лирика Блока – «трилогия вочеловечения»

32

«Стихи о Прекрасной Даме»: любовь как Служение

33

От Прекрасной Дамы – к Незнакомке

34

Образ Родины: история и современность

35

Призвание поэта. Художественные особенности лирики Блока («Балаган», «О, я хочу безумно жить...»)

36

«Двенадцать» как символистская поэма. «Музыка революции» и «голоса улицы» в поэме

37

Своеобразие художественного мира поэмы. Проблема финала

Классное сочинение

Акмеизм

 2 часа

38

Полемика с символизмом; поиски определения: от адамизма - к акмеизму; предметность как художественный принцип

Знать: алгоритмы анализа лирики; лирические жанры; особенности рецензирования.

Уметь: отбирать материал; составлять связные ответы; писать рецензию

Комментировать и анализировать, исследовать лирические тексты. Наблюдать за ролью  детали.

39

Н. Гумилев – теоретик и практик акмеизма («Жираф», «Мои читатели», «Заблудившийся трамвай»)

Самостоятельная работа

Футуризм

4 часа

40

«Пощечина общественному вкусу» Манифест как жанр; эпатаж как принцип; текст и жест; «слово как таковое» и тема города

Знать: алгоритмы анализа лирики; лирические жанры; особенности рецензирования.

Уметь: отбирать материал; составлять связные ответы; писать рецензию.

Иметь опыт: подготовки и проведения заочной экскурсии; аргументации своей позиции с учетом разных мнений и интересов.

Оформлять выводы в виде связных ответов.  Отбирать фрагменты статей для аналитического осмысления, доказывать предпочтительность обращения к выбранным фрагментам.

41

Эгофутуризм И. Северянина и кубофутуризм

42

Живописность (Д.Бурлюк) и «самовитое слово» (А.Крученых) как принципы поэтики футуризма

43

В. Хлебников – ретрофутурист и утопист («Заклятие смехом», «Когда умирают кони - дышат...»)

Тестирование

В. В. Маяковский

44

В. В. Маяковский. Судьба поэта: трагедия горлана-главаря

Знать: приёмы работы и структурирования информации для выполнения учебной задачи. Проблематику до-  и  послереволюционной лирики поэта; особенности образа, позиции лирического героя.

Уметь: выразительно читать, анализировать лирику поэта; корректировать свою деятельность.  

Работа с информацией учебника и дополнительным материалом, структурирование, оформление для составления связного рассказа о жизни и творчестве поэта.

Конспект статьи учебника

45

Маяковский как футурист (эпатаж, борьба со старым искусством) и как новатор

46

Маяковский как лирик: мотивы одиночества, любви, смерти («Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!»)

47

Маяковский и революция

48

Новый образ лирического героя («Юбилейное»)

Классное сочинение - миниатюра

Советский век: две русские литературы или одна?  4 часа

49

Литература и революция. Литература и власть.

Знать: способы сбора и обработки информации;  особенности реализма, жанры утопии и антиутопии,  особенности проблематики текстов; алгоритмы анализа; правила полемики.

Уметь: пересказывать сюжет, характеризовать композицию, систему персонажей, конфликт, выразительно читать, характеризовать персонажей; обосновывать авторскую позицию,   делать выводы; полемизировать, готовить материал к семинару.  

Перерабатывать информацию учебника (тезисы, план, конспект).  Отбирать тексты и критическую литературу для подготовки доклада.    

Самостоятельно работать с различными источниками информации

Конспект статьи учебника

50

Культурные  эксперименты, литературные  направления и группировки  1920-х гг

51

Стилистические тенденции в прозе. Метафорические новеллы И.Бабеля («Конармия»).

Практическая работа

52

Жанр и герой М.Зощенко

М. А. Шолохов

7 часов

53

Загадка судьбы: М. Шолохов и «Анти-Шолохов».

Знать: историческую канву романа, историю написания и публикации; терминологический минимум для разговора об эпосе.

Уметь: выразительно читать, анализировать, обнаруживать присутствие автора и характеризовать авторскую позицию

Отбирать фрагменты по теме урока. Выразительно читать, комментировать, анализировать эпизоды. Создавать краткие ответы, развернутый ответ на проблемный вопрос.

Конспект статьи учебника

54

Своеобразие стиля Шолохова. Образ гражданской войны в «Донских рассказах».

55

«Тихий Дон» как роман - эпопея

56

 История в романе: мировая война, революция,  Гражданская война

57

«Война и семья»: трагедия казачества

58

Образ Григория Мелехова: казачий Гамлет

59

Поэтика романа. Споры о «Тихом Доне»: злободневное и сущностное.

Домашнее сочинение

С. А. Есенин

4 часа

60

Драматическая судьба С. Есенина: «Я последний поэт деревни…».

Знать: алгоритмы анализа поэтического текста; приёмы системного осмысления нового.

Уметь: делать подборку лирики, обосновывать выбор; перерабатывать, структурировать различную информацию; делать выводы в форме кратких ответов.

Читать самостоятельно отобранные стихотворения , рассказывать о своем понимании лирики поэта. Получение информации из разных источников, отбор важной информации, структурирование, краткие связные ответы.

61

Есенин и крестьянская поэзия (Н.А.Клюев). Имажинизм: теория и практика

62

Поэтика Есенина

63

Есенин и революция: политика и эстетика

Самостоятельная работа

А. Платонов

3 часа

64

Три этапа эволюции А. Платонова: социальная утопия, самокритика утопии, поиски «земного» героя

Знать: родовые и жанровые особенности эпоса; основные особенности стиля писателя.

Уметь: презентовать самостоятельно прочитанное произведение

Формулировать свое читательское восприятие. Предлагать фрагменты для аналитического чтения в классе. Осуществлять аналитическое чтение. Формулировать выводы. Формулировать краткие ответы (5-10 предложений).

65

«Непростые» простые герои Платонова («Сокровенный человек»).  

66

Самобытность языка и стиля писателя

Практическая работа

 Мандельштам

3 часа

 

67

Судьба О.Э.Мандельштама: «Мне на плечи кидается век-волкодав…»

Знать: особенности эволюционного развития лирики поэта; приёмы работы с научно-популярной информацией.

 приемы создания портретной галереи поэта; принципы, модели её организации.

Письменная фиксация наблюдений, выводов. Самостоятельная работа с научно-популярной информацией из разных источников. Собирание цитатного материала для создания письменной работы.  Презентовать результаты своей работы в виде связных устных ответов. Формулировать выводы об особенностях поэтического мировоззрения.

68

Поэтика Мандельштама: предметность, ассоциативность, лирические персонажи

69

Петербургская и любовная темы лирики

Домашнее сочинение

Е. И. Замятин

3 часа

70

Жизнь и творчество Е. Замятина. Традиции и новаторство рассказов

Знать: способы сбора и обработки информации; малые эпические жанры, особенности реализма, жанры утопии и антиутопии,  особенности проблематики текстов; алгоритмы анализа; правила полемики.

Уметь: пересказывать сюжет, характеризовать композицию, систему персонажей, конфликт, выразительно читать.

Понимать и формулировать основные задачи семинара.  Объяснять логику развития литературного процесса определенной эпохи.   Перерабатывать информацию учебника (тезисы, план, конспект).  Отбирать тексты и критическую литературу для подготовки доклада.    

Самостоятельно работать с различными источниками информации

71

Неореалистическая антиутопия Е.Замятина («Мы»).

72

Библейские мотивы в романе. Пророчество Замятина

Самостоятельная работа

М. А. Булгаков

8 часов

73

М. А. Булгаков. Судьба художника: противостояние эпохе.

От «Белой гвардии» к «Дням Турбиных»

Знать: иметь представление  о произведениях Булгакова и их жанровом  многообразии.  Знать историю создания романа. Сформировать представление о жанре произведения, композиции и сюжете. Уметь: выявлять нравственные вопросы, поставленные автором. Раскрыть приёмы создания писателем комических ситуаций и сатирических портретов Уметь прослеживать сюжетную линию, определять композиционную роль образов.

Выполнять подборку их разных источников с диаметрально противоположной  характеристикой произведения Булгакова. Объяснять причины разных оценок. Читать и комментировать эпизоды. Делать заключения о своеобразии жанра и композиции произведения

Конспект статьи учебника

74

Булгаков и советская литература

75

Жанровая и композиционная структура «Мастера и Маргариты»: роман-миф и три сюжета

76

Роман мастера: проблема добра, предательства, трусости, верности

77

Евангелие от Михаила и канонические Евангелия. Образ Иешуа в романе

78

Булгаковская Москва: конкретное и условное

79

Роман о любви и творчестве: биографическое и метафизическое

80

Проблема эпилога: свет, покой, память. Роман Булгакова как культурный миф.

Домашнее сочинение

А. А. Ахматова

6 часов

81

А.А.Ахматова. Судьба поэта: «Мы ни единого удара не отклонили от себя».

Знать: особенности творчества поэтессы «после акмеизма». Уметь: анализировать лирическое произведение. Навык самостоятельного анализа лирического стихотворения. Уметь находить средства художественной выразительности в поэме, сопоставлять исторический и жизненный контекст.

Истолковывать название поэмы, рассказывать о личном  восприятии произведения. Готовить и осуществлять выразительное чтение, комментирование поэмы. Отбирать минимальный цитатный материал. Готовить ответ на вопросы.

82

Лирическая героиня Ахматовой

83

Поэтика Ахматовой и традиции психологической прозы

84

«Реквием»: гражданский и поэтический подвиг Ахматовой. Трагедия народа и матери

85

Фольклорные и религиозные мотивы поэмы

86

Поздняя лирика. Историзм Ахматовой

Сочинение - миниатюра

М. И. Цветаева

3 часа

87

Судьба  Цветаевой:  «С этой безмерностью в мире мер…»

Знать: основные мотивы творчества Цветаевой; приемы цитирования.

приёмы систематизации и выделения, структурирования новой информации.

Уметь: уметь сопоставлять собственное видение с концепциями из разных источников.

Работать с различными информационными источниками по теме, выделять новую информацию, составлять краткий хронограф. Составлять ответ на сопоставление своего видения творчества поэта с концепцией из разных источников.  Формулировать выводы.

88

Поэтика Цветаевой: оригинальность стиля, традиции и новаторство.

89

Лирическая героиня: исповедальность, одиночество, эмоциональность, любовь и ненависть.

Сочинение- миниатюра

Б. Л. Пастернак

5 часов

90

Б.Л.Пастернак. Судьба поэта: «Когда я с честью пронесу несчастий бремя…»

Знать: биографию писателя-поэта, иметь представление о раннем творчестве Пастернака. Уметь: анализировать текст. Уметь анализировать отдельные сцены и эпизоды. Уметь понимать значение христианских мотивов в творческом замысле Пастернака

Формулировать свое читательское восприятие. Предлагать фрагменты для аналитического чтения в классе. Осуществлять аналитическое чтение. Формулировать выводы. Формулировать краткие ответы (5-10 предложений).

91

От «понятной сложности» - «к неслыханной простоте». «Сестра моя – жизнь»

92

Роман «Доктор Живаго»: взгляд на русскую историю, образ главного героя

93

Проза и стихи, герой и автор в романе

94

Цикл «Когда разгуляется»: природа, искусство, будущее

Тестирование

В. Набоков

2 часа

95

Художественное своеобразие произведений В. Набокова. «Фасеточное зрение» В.Набокова

Знать: правила собирания и презентации материала; основные вехи пути писателя.

Уметь: самостоятельно набирать материал, обосновывать, читать, анализировать, дискутировать, оформлять связные ответы.

Формулировать свое читательское восприятие. Предлагать фрагменты для аналитического чтения в классе. Осуществлять аналитическое чтение. Формулировать выводы. Формулировать краткие ответы (5-10 предложений).

96

«Облако, озеро, башня». Диалог с русской классической литературой ХIХ в.

Советский век: на разных этажах (1940 -1990-е) - 5 часов

97

Литература и Великая Отечественная война: народная трагедия и единство нации, надежды на примирение и изменения (лирика К. Симонова, С. Гудзенко).

Знать: несколько имён из литературы каждого периода и направления; приёмы составления учебных таблиц и их презентации,  правила ведения конспекта; работы с учебной информацией.

Уметь: Комментировать самостоятельно отобранный материал, формулировать вопросы, выдвигать гипотезы, строить индивидуальное и совместное исследования, формулировать результаты.

Отбирать  информацию об истории русского литературного процесса второй половины ХХ века. Перерабатывать информацию учебника (тезисы, план, конспект).  Создавать связные ответы с использованием информации таблицы. Формулировать выводы после чтения и анализа учебно-научного  текста. Выполнять учебно-исследовательский проект

98

Послевоенные надежды и катастрофы (Судьба Ахматовой и Зощенко. Смерть Сталина). «Оттепель»: восстановление прерванных традиций и появление нового литературного поколения.

«Эстрадная» и «тихая» лирика. (Е.Евтушенко, Р.Рождественский, А.Вознесенский, В.Соколов, Б. Слуцкий, Д. Самойлов, Н. Рубцов).

99

Основные направления в прозе: деревенская, военная, городская проза (Ф.Абрамов, В.Распутин, В. Гроссман, В. Быков, Ю. Трифонов).

100

Восьмидесятые годы: «возвращенная литература», отмена цензуры. Девяностые годы: поиски новых путей. Конец советской литературы

Самостоятельная работа

А.Твардовский

3 часа

101

А. Твардовский. Судьба поэта: драма веры

Знать: особенности жанра, историю создания поэмы; особенности типического явления в культуре.

Уметь: выразительно читать, анализировать, задавать вопросы, создавать ответы – устные и письменные..

Истолковывать название поэмы, рассказывать о личном  восприятии произведения. Готовить и осуществлять выразительное чтение, комментирование поэмы. Отбирать минимальный цитатный материал. Готовить ответ на вопросы.

102

Лирика Твардовского. Тема памяти и ответственности перед прошлым.

103

Тема Родины в лирике

А. И. Солженицын

4 часа

104

А.И. Солженицын. Судьба писателя: нет пророка в своем отечестве

Знать: биографию Солженицына; основные произведения писателя; особенности картины мира.

Уметь: отбирать материал, читать, комментировать, полемизировать

Выразительно читать, комментировать стихотворения поэта. Собрать, обработать информацию о жизни и творчестве (поэта, писателя).  Создавать письменные работы аналитического и сопоставительного характера

105

«Один день Ивана Денисовича». Лагерная тема и народный характер

106

Образ Ивана Денисовича и литературная традиция. Сказовая манера и ее функция

107

От лагерной повести – к негативной эпопее («Архипелаг ГУЛАГ»). Солженицын как борец и общественный деятель

Сочинение

В. Т. Шаламов

1 час

108

В.Т. Шаламов «Колымские рассказы». Своеобразие раскрытия «лагерной темы».

Знать: биографию Шаламова; основные произведения писателя; особенности картины мира.

Уметь: отбирать материал, читать, комментировать, полемизировать

Формулировать свое читательское восприятие. Предлагать фрагменты для аналитического чтения в классе. Осуществлять аналитическое чтение.

В. Шукшин

3 часа

109

Судьба писателя: «Прорваться в будущую Россию». Поэтика рассказа Шукшина. Чеховские традиции

Знать: авторов отечественной «деревенской» прозы; правила отбора материала при решении поставленной задачи.

Уметь: выразительно читать, анализировать, комментировать, корректировать свои действия; делать выводы

Подбирать и презентовать видеоматериал о судьбе писателя и его творчестве. Формулировать выводы по теме занятия, связные ответы на тему: чем  проза автора отличается от произведений других писателей?

Конспект статьи учебника

110

Конфликт чудика и крепкого мужика; поиски смысла жизни и веры

111

Тема города и деревни. История и судьба России в творчестве Шукшина

Н. Рубцов

2 часа

112

Н.М.Рубцов. Судьба поэта: «Я умру в крещенские морозы» 

Знать: вехи биографии поэта; принципы организации экскурсионного материала.

Уметь: отбирать материал, структурировать его. Читать стихотворения, анализировать, создавать связные письменные ответы

Выразительно читать, комментировать стихотворения.  Собрать, обработать информацию о жизни и творчестве (поэта, писателя).  Создавать письменные работы аналитическогои  характера.

113

Поэтика «тихой» лирики Рубцова: жанр элегии, ключевые темы, традиции Тютчева и Есенина

Сочинение - миниатюра

В. Высоцкий

2 часа

114

В.С.Высоцкий. Судьба поэта: «Мой отчаяньем сорванный голос».

Знать: особенности бардовской песни как явления  культуры.

Уметь: выразительно читать, анализировать, задавать вопросы, создавать ответы – устные и письменные.

Выразительно читать, комментировать стихотворения поэта. Собрать, обработать информацию о жизни и творчестве (поэта, писателя).  Создавать письменные работы аналитического и сопоставительного характера. Интерпретировать содержание песни.

Конспект статьи учебника

115

Своеобразие поэзии: жанровая система, ролевой герой, стиль.

Ю. Трифонов

3 часа

116

Ю. Трифонов. Судьба писателя:

путешествие в себя. Мастерство рассказа

Знать: основные вехи биографии писателя; жанровые признаки рассказа,   авторов отечественной «городской» прозы; правила отбора материала при решении поставленной задачи.

Уметь: отбирать материал, структурировать, презентовать его. Создавать связные устные и письменные ответы.

Готовить аналитическое чтение рассказов по группам. Оформлять выводы об особенностях раскрытия нравственной проблематики.  Формулировать проблемные вопросы, сопоставлять жизненные позиции персонажей

117

Городские повести Трифонова («Обмен»)

118

Человек и история в прозе Трифонова («Время и место», «Старик»)

Тестирование

С. Д. Довлатов

2 часа

119

С.Д. Довлатов как «рассказчик», реальность и вымысел в его произведениях

Знать: основные вехи биографии писателя; жанровые признаки новеллы,   правила отбора материала при решении поставленной задачи.

Уметь: отбирать материал, структурировать, презентовать его. Создавать связные устные и письменные ответы.

Работать с материалами учебника.  Составлять связные ответы на вопросы. Сопоставлять изученный материал с уже знакомым. Работать в группе.

120

Своеобразие рассказов: анекдот и микросюжет, вариативность фабулы

Самостоятельная работа

И. Бродский

2 часа

121

Судьба поэта И. Бродского: от «тунеядца» до Нобелевского лауреата

Знать:  биографию поэта; принципы организации экскурсионного материала.

Уметь: отбирать материал, структурировать, презентовать. Читать стихотворения, анализировать, создавать связные письменные ответы.

Выразительно читать, комментировать стихотворения поэта. Собрать, обработать информацию о жизни и творчестве (поэта, писателя). Рассказывать историю одного из музейных экспонатов, определять их роль и место в экспозиции. Создавать письменные работы аналитического характера.

Конспект статьи учебника

122

Эволюция художественного мира Бродского. Стиль, основные мотивы лирики

 

А. В. Вампилов

2 часа

123

А.В.Вампилов: драма драматурга

Знать:  биографию драматурга, особенности его пьес.

Уметь: отбирать материал, структурировать, презентовать его. Анализировать пьесу,    создавать связные устные  ответы.

Работать с материалами учебника. Составлять  связные ответы  на проблемные вопросы, выдвигать  гипотезы о причинно – следственных связях в искусстве.    

Конспект статьи учебника

124

Поэтика и проблематика драмы Вампилова: сочетание анекдота и притчи;

В. Распутин

2 часа

125

Жизнь и творчество В. Распутина

Знать:  биографию драматурга, особенности его пьес.

Уметь: отбирать материал, структурировать, презентовать его. Анализировать пьесу,    создавать связные устные  ответы.

Формулировать свое читательское восприятие. Предлагать фрагменты для аналитического чтения в классе. Осуществлять аналитическое чтение. Формулировать выводы. Формулировать краткие ответы (5-10 предложений)

126

«Живи и помни». Образ предателя в повести

Традиции Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского в творчестве Распутина

127

«Прощание с Матерой». Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы

Самостоятельная работа

128

Контрольная работа. Тестирование в формате ЕГЭ

Контрольная работа

129

Тенденции современной литературы

Знать: алгоритмы анализа лирики и эпоса.

Уметь: активно слушать лекцию учителя: записывать основные даты, имена, классифицировать и систематизировать факты.

Инициировать проблемные вопросы для полемики в классе.  

Обмениваться впечатлениями после чтения рассказа и не бояться  высказывать свое мнение.

Конспект

130

Конец ХХ века: расцвет, кризис или промежуток? Русская литература в новом веке

Знать: алгоритмы анализа лирики и эпоса.

Уметь: активно слушать лекцию учителя: записывать основные даты, имена, классифицировать и систематизировать факты

Инициировать проблемные вопросы для полемики в классе.  

Обмениваться впечатлениями после чтения рассказа и не бояться  высказывать свое мнение

Конспект

131

Где граница настоящего двадцать первого века?

Знать: алгоритмы анализа лирики и эпоса.

Уметь: активно слушать лекцию учителя: записывать основные даты, имена, классифицировать и систематизировать факты

Инициировать проблемные вопросы для полемики в классе.  

Обмениваться впечатлениями после чтения рассказа.

Сочинение

132

Подготовка к сочинению - рассуждению, предполагающему истолкование стихотворения

Знать: алгоритмы анализа лирики и эпоса

Уметь: отбирать материал, структурировать, презентовать его. Анализировать драму, эпос и лирику,   создавать связные письменные  ответы.

Описывать, сравнивать объекты: передавать их  внешние характеристики, используя выразительные средства языка; писать сочинение, используя информацию, полученную из разных источников. Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

.

133

Подготовка к сочинению - рассуждению, предполагающему истолкование прозы

134

Подготовка к сочинению - рассуждению, предполагающему истолкование драмы

Сочинение

135

Резерв

136

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 6 класс Сухих

Литература в 6 классе по учебному комплексу под редакцией И.Н. Сухих....

Рабочая программа по литературе 10 класс под редакцией Сухих И.Н. (3часа)

Скорректированная рабочая программа по литературе для 10 класса....

Рабочая программа по литературе 6 класс. УМК под ред. И.Н.Сухих (2 часа в неделю). 2018-2019 учебный год

Программа составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования и рабочей программы по литературе под редакцией И.Н. Сухих (Литература: программа для 5-9 классов: о...

Методические рекомендации по составлению рабочей программы по литературе (7 класс, УМК И.Н.Сухих).

Рабочая программа по литературе предназначена для обучения учащихся 7 класса...

Рабочая программа по литературе 9 класс по программе И. Н. Сухих

Рабочая программа рассчитана на 102 часа и ориентирована на использование учебника Литература: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений в двух частях / И. Н. Сухих — М.: Издательский ...

Рабочая программа по литературе (5 класс. Учебный комплекс под редакцией И.Н. Сухих)

Рабочая программа по литературе (5 класс. Учебный комплекс под редакцией под редакцией И.Н. Сухих. 2018 г.)...

Рабочая программа по литературе по учебнику И.Н.Сухих. 10 класс.

Рабочая программа по литературе для 10 класса разработана к учебному комплексу под редакцией И.Н.Сухих и рассчитана на 102 академических часа (3 часа в неделю)....