ЧИСТОТА ПОМЫСЛОВ - ЧИСТОТА РЕЧИ
статья по литературе (8 класс)

Атькина Людмила Александровна

 

Дмитрий Сергеевич Лихачёв – удивительный человек, который родился в дореволюционной России и успел увидеть лихие перемены в 90-х гг. прошлого столетия. Несмотря на все потрясения, он остался в сердцах сотен тысяч людей, его вспоминают как человека, обладавшего поистине энциклопедическими знаниями, наставника. Но самое главное: Дмитрий Сергеевич Лихачёв – олицетворение ушедшей эпохи.

 Будущий академик родился в интеллигентной семье. Вместе с родителями он проводил лето на даче в Куоккале (ныне посёлок Репино). Стоит ли говорить о том, что это место стало значимым в русской культуре, ведь здесь жил и работал в своих «Пенатах» знаменитый передвижник Илья Репин, здесь поселился известный русский писатель Корней Чуковский, который в шутку называл этот поселок «Чукоккалой». Нужно ли говорить, что Дмитрий Сергеевич с малых лет видел перед своими глазами пример в лице своих родителей. Он прекрасно знал, что такое настоящая эрудиция, острый ум, не приносящий вреда окружающим. Лихачёв знал, как никто другой, что подразумевается под словом интеллигентность: «Я пережил много исторических событий, насмотрелся чересчур много удивительного и   поэтому могу говорить  о  русской интеллигенции…» [Лихачев, 1993, с. 3-9]

Эпиграфом к своей работе я выбираю следующее высказывание Д.С. Лихачёва: «Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, — распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, его слабости, а вовсе не о силе». Немецкий философ Гегель однажды сказал: «Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им». С данными изречениями невозможно не согласиться, ведь для успешного взаимодействия в социуме нам приходится не только довольствоваться совершенствованием своего внешнего вида, но и учиться аргументировать свою точку зрения, отстаивать свои интересы без перехода на оскорбления и найти компромиссное решение. Заслуга Дмитрия Сергеевича, по моему мнению, в том, что он говорил не только о достоинствах и недостатках многогранной русской культуры. Он настаивал на гуманном отношении к каждому жителю Земли, о необходимости обмена в целом, невзирая на положение на географической карте: «…поднятие гуманитарной культуры во всём мире – это забота всего мира». [Лихачев, 2004, с. 64]

Выполненная творческая работа – это не только возможность заявить о своем видении мира, но и отличный повод прикоснуться к огромному наследию величайшего учёного и гуманиста прошлого столетия.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Идеи Д.С. Лихачева30.33 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

Дмитрий Сергеевич Лихачёв – удивительный человек, который родился в дореволюционной России и успел увидеть лихие перемены в 90-х гг. прошлого столетия. Несмотря на все потрясения, он остался в сердцах сотен тысяч людей, его вспоминают как человека, обладавшего поистине энциклопедическими знаниями, наставника. Но самое главное: Дмитрий Сергеевич Лихачёв – олицетворение ушедшей эпохи.

 Будущий академик родился в интеллигентной семье. Вместе с родителями он проводил лето на даче в Куоккале (ныне посёлок Репино). Стоит ли говорить о том, что это место стало значимым в русской культуре, ведь здесь жил и работал в своих «Пенатах» знаменитый передвижник Илья Репин, здесь поселился известный русский писатель Корней Чуковский, который в шутку называл этот поселок «Чукоккалой». Нужно ли говорить, что Дмитрий Сергеевич с малых лет видел перед своими глазами пример в лице своих родителей. Он прекрасно знал, что такое настоящая эрудиция, острый ум, не приносящий вреда окружающим. Лихачёв знал, как никто другой, что подразумевается под словом интеллигентность: «Я пережил много исторических событий, насмотрелся чересчур много удивительного и   поэтому могу говорить  о  русской интеллигенции…» [Лихачев, 1993, с. 3-9]

Эпиграфом к своей работе я выбираю следующее высказывание Д.С. Лихачёва: «Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, — распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, его слабости, а вовсе не о силе». Немецкий философ Гегель однажды сказал: «Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им». С данными изречениями невозможно не согласиться, ведь для успешного взаимодействия в социуме нам приходится не только довольствоваться совершенствованием своего внешнего вида, но и учиться аргументировать свою точку зрения, отстаивать свои интересы без перехода на оскорбления и найти компромиссное решение. Заслуга Дмитрия Сергеевича, по моему мнению, в том, что он говорил не только о достоинствах и недостатках многогранной русской культуры. Он настаивал на гуманном отношении к каждому жителю Земли, о необходимости обмена в целом, невзирая на положение на географической карте: «…поднятие гуманитарной культуры во всём мире – это забота всего мира». [Лихачев, 2004, с. 64]

Выполненная мною творческая работа – это не только возможность заявить о своем видении мира, но и отличный повод прикоснуться к огромному наследию величайшего учёного и гуманиста прошлого столетия.

Раздел 1. Чистота помыслов – чистота речи

8 февраля 1928 года Дмитрий Сергеевич был арестован за участие в научном студенческом кружке «Космическая академия наук», где незадолго до ареста сделал доклад о старой русской орфографии. Был приговорен к пяти годам и до ноября 1931 года отбывал наказание в Соловецком лагере особого назначения. На Соловках будущий академик работал сотрудником Криминологического кабинета и организовывал трудовую колонию для подростков. «Из всей этой передряги я вышел с новым знанием жизни и с новым душевным состоянием, — рассказывал Дмитрий Сергеевич в интервью. — То добро, которое мне удалось сделать сотням подростков, сохранив им жизнь, да и многим другим людям, добро, полученное от самих солагерников, опыт всего виденного создали во мне какое-то очень глубоко залегшее во мне спокойствие и душевное здоровье».

Свой научный путь Лихачёв начал с изучения жаргона воров и шулеров. Его первая статья была опубликована в журнале «Соловецкие острова» в 1930 году. Если ознакомиться с этой работой, то уже виден серьезный научный подход к изучаемой теме. Дмитрий Сергеевич не только уделил внимание обширной шулерской лексике, но и обосновал причину появления данного жаргона. «Картёжная игра имеет в воровской среде немалое значение в достижении высших ступеней жульнической квалификации» – пишет Дмитрий Сергеевич. «Умелого и «тонкого» воровства далеко недостаточно для того, чтобы стать испытанным «духовным», «жиганом»… Карты дают жулику необходимое, чисто физиологическое ощущение риска… по словам одного карманника, выигрывать – всё равно, что чувствовать, как скользит в руку под подкладкой фраера толстый бумажник». [Лихачев, 1930, № 1, с. 32] Ощущение азарта, вседозволенности и дух соперничества с сокамерниками побуждают человека следовать «воровским понятиям», а значит, совершать преступления.

В другой своей работе под названием «Черты первобытного примитивизма воровской речи», изданной в 1935 году, Лихачёв делает неутешительные выводы: «Своеобразные условия, в которые поставлена воровская среда: постоянное враждебное положение по отношению к «легальному» обществу, примитивно-охотничьи приемы деятельности, бродячая жизнь, огромная роль личных качеств и «естественных» условий при совершении краж, общее потребление и т. п., создают условия, при которых в речи и в мышлении возрождаются явления, аналогичные первобытным». [Лихачев, 1935, с. 55]

Таким образом, можно говорить о том, что мышление преступника обусловлено той средой, в которой он обитает. Основным коллективным представлением воров, определяющим их отношение к окружающему, служит представление о борьбе двух миров, которое можно охарактеризовать как архетипическое противопоставление «свои/чужие». Преступники делят окружающий их мир на два фронта: «свои» – воровская среда, добрая и «чужую», «фраеры» – злая среда. Для вора к борьбе «своего» и «чужого» сводятся все социальные взаимоотношения. Отсюда вытекает использование преступниками жаргона, который помогает им отделиться от мира, а также использование кличек для участников группы.

Во время своего пребывания в лагере Лихачёв в полной мере увидел мир лагерных узников, услышал их речь. Несмотря на это, Дмитрий Сергеевич остался верен своим нравственным принципам, и лагерный опыт только закалил будущего академика. Он не только стал свидетелем тех страшных событий, но и использовал горький опыт для своей гуманистической миссии.

Спустя много лет Лихачёв выпустил свои знаменитые «Письма о добром и прекрасном», где он делится с молодыми людьми своим богатым жизненным опытом. В своем четырнадцатом письме он говорит о том, какую большую роль играет в жизни подрастающего поколения стороннее влияние: «Влияния бывают и хорошие и плохие. Помните об этом. Но плохих влияний следует опасаться. Потому что человек с волей не поддается дурному влиянию, он сам выбирает себе путь. Человек же безвольный поддается дурным влияниям». Подросток, чей жизненный опыт ещё не столь огромен, может стать жертвой дурного влияния, и это может проявиться не только в его делах, но и в мыслях, а главное – в речи. Под влиянием лидеров в своей группе подросток может начать использовать нецензурную лексику, оскорбления в адрес своих ровесников. Это может привести к плачевному результату и отсутствию нравственного стержня у формирующегося члена общества. Поэтому, по мнению учёного, огромную роль в становлении молодого человека играет семья, в которой он воспитывается: «…становясь самостоятельными, они стремятся освободиться прежде всего от влияния своей семьи. Со своей семьей связаны представления об их «детскости». Отчасти в этом виновата бывает и сама семья, которая не замечает, что их «ребенок» если не стал, то хочет быть взрослым».

«Дурной пример заразителен» – так говорят у нас в народе. Полностью соглашусь с великим учёным-гуманистом в необходимости воспитания индивидуума в семье. Именно родители могут стать для своего отрока отличным примером поведения в обществе. Как в своё время родители сформировали гениального учёного прошлого столетия (я имею в виду, разумеется, Дмитрия Сергеевича), так и мы можем внести свою лепту в создание интеллигентного человека, о котором говорили Александр Исаевич Солженицын и Дмитрий Сергеевич Лихачёв.

Раздел 2. Матерщина как «бравирование грубостью в языке»

В своём интервью газете «Комсомольская правда» (1996 г.) Дмитрий Сергеевич делится своими впечатлениями от захватившей разнузданности в конце 20-го века. Он не без сожаления говорил, что с помощью повседневной речи можно увидеть деградацию нации в целом. Это отражается в обнищании русского языка, редком использовании в речи таких слов, как «милосердие», «доброжелательность» и т.д. В конечном счёте, мы обнаруживаем «внедрение» в разговорную речь жаргонной и обсценной лексики.

Знаменитый учёный и поэт Михаил Васильевич Ломоносов создал знаменитые «три штиля», использовавшиеся в риторике и литературе. В низком штиле позволялось использовать просторечные выражения, тогда как в высоком штиле использовались сложные синтаксические конструкции, стилистически нейтральная лексика. В своей работе «О пользе книг церковных в российском языке» учёный писал: «…богатство больше всего приобретено купно с греческим христианским законом, когда церковные книги переведены с греческого языка на славенский для славословия божия». [http://feb-web.ru/feb/lomonos/texts/lo0/lo7/lo7-5852.htm; дата обращения: 07.03.2019]

Цитата из труда М.В. Ломоносова приведена мною неслучайно. Наш родной русский язык веками накапливал мудрость, претерпевал изменения и улучшался, при этом бранная лексика оставалась «на обочине», считалась табуированной и непозволительной в светском обществе.

Что мы можем наблюдать в наши времена? Средства массовой информации словно соревнуются между собой в использовании запретных тем, стараются как можно сильнее обескуражить аудиторию. Интернет стал местом не только для самовыражения, но и для безнаказанности, вседозволенности, своего рода «ярмаркой тщеславия». «Если бесстыдство быта переходит в язык, то бесстыдство языка создает ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело. Существует природа. Природа не терпит бесстыдства» – сказал Лихачёв в своём интервью. [http://klin-demianovo.ru/http:/klin-demianovo.ru/analitika/91899/d-lihachyov-v-lagere-teh-kto-ne-materilsya-rasstrelivali-pervyimi/; дата обращения: 07.03.2019]

Может ли порядочный человек оскорбить своего собеседника, пусть даже в пылу спора? А может, допустимо назвать человека матерным словом? Считаю, что так может поступить только слабый духом человек. Не имеет значения, получил ли он высшее образование или занимает высокое положение в обществе. Для редакции журнала «Новый мир» Дмитрий Сергеевич писал: «Человек должен иметь право менять  свои  убеждения  по серьезным   причинам  нравственного  порядка.  Если он меняет убеждения   по   соображениям    выгодности – это высшая безнравственность» .[http://lib.ru/POLITOLOG/lihachev.txt дата обращения: 07.03.2019] Настоящий интеллигент, как я считаю, не должен руководствоваться в своих поступках понятиями «выгодно», «модно», «круто». Совесть, положительный опыт предков, внутренняя зрелость – вот основные ориентиры истинного интеллигента.

«К интеллигенции, по моему  жизненному  опыту,  принадлежат только  люди  свободные  в  своих  убеждениях,  не зависящие от принуждений  экономических,  партийных,   государственных,   не подчиняющиеся идеологическим обязательствам»  – в подтверждение моим словам говорил Лихачёв. Вот только под «свободой убеждений» в наше время понимают свободу выражений, даже их безнаказанность. Человек с благородным видом может сделать нелестное замечание и даже унизить своего оппонента. Свобода мысли, свобода убеждений оборачиваются порой самым гнусным образом: люди могут публично оскорблять и тешить своё эго с помощью возвышения над другими. Что же стоит за этими оскорблениями? На мой взгляд, за этим стоит отсутствие воспитания и речевого этикета. «Язык мой – враг мой» – снова обращаемся мы к народной мудрости. «По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо» вот цитата из «Писем» академика Лихачёва.

К чему приводит в итоге «бравирование грубостью в языке»? Исчезновение огромных пластов родной лексики, замена их обсценной лексикой и просторечием грозит нам дальнейшим снижением культуры поведения, а также (что печально) трудностью в понимании классической литературы. Прочтение даже нескольких глав «Евгения Онегина» невозможно без литературоведческого комментария: у современного школьника строчка «Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая» вызывает недоумение.

По моему мнению, небрежное, грубое обращение с живой речью ведёт к неизбежному аналогичному отношению к жизни. Ведь намного проще оскорбить обслуживающий персонал, нахамить коллеге и обругаться в присутствии маленьких детей. «… Лишите подлинно интеллигентного человека всех его знаний, образованности, лишите его самой памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при всем этом …если он сможет понять характер и индивидуальность другого человека…не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, если он проявит …богатство и точность своего языка, разговорного и письменного, вот это и будет интеллигентный человек».

Раздел 3. Что мы можем сделать для искоренения «бравирования»?

Итак, в двух предыдущих разделах мы очертили круг проблем. Теперь перед нами стоит непростая задача найти способы их решения. Для этого мы снова обратимся к работам Дмитрия Сергеевича.

Как выглядит уверенный в себе человек? Конечно же, его отличают размеренная походка, ясный взгляд, хорошие манеры и, безусловно, чёткая речь с уместной жестикуляцией. «Каждое утро он надевал галстук, даже если оставался дома. Эта многолетняя привычка – проявление собранности и готовности к работе  –  была очень характерна для Дмитрия Сергеевича. Когда в их квартире случился пожар, академик не растерялся, прекратил возникшую среди женщин панику и фактически потушил его до приезда пожарных»  вот цитата из еженедельника «Аргументы и Факты», подтверждающая мои слова. [«АиФ», № 40, 1999 г.]

У Бориса Зайцева можно найти такие строки: «Кто сопровождает? Чуть ли не с пеленок, чуть ли не до могилы? Книга. Не всякая, но согласен. И действительно, с ранних лет».

[http://az.lib.ru/z/zajcew_b_k/text_1970_pohvala_knige.shtml; дата обращения: 08.03.2019 г.] Князь Ярослав Мудрый  так говорил о пользе книг: «Велика ведь бывает польза от учения книжного: книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержанье… Велика есть мудрость. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей...»

На мой взгляд, все эти цитаты дают представление о том, откуда мы можем черпать мудрость. Только книги, прошедшие испытание временем, могут стать лучшим другом воспитанного человека, настоящего интеллигента.  Дмитрий Сергеевич Лихачёв в своих «Письмах», упомянутых ранее, обозначает серьёзную проблему для 21-го века: вытеснение книг телевидением и кино. Он задал вопрос: «Почему телевизор частично вытесняет сейчас книгу?». И отвечал на него: «…Он вас отвлекает от забот, он вам диктует – как смотреть и что смотреть». Дмитрий Сергеевич не был против телевидения. Он говорил о том, что надо смотреть, делая выбор. Учёный против пустой траты времени, считая, что чтение хорошей книги важнее и интереснее многих передач.

Что же делать с подрастающим поколением, как приучить его к чтению литературы? Во-первых, как мы уже говорили, родителям придётся приложить усилия, чтобы стать для своих детей отличным примером для подражания. Вырастет ли полноценный, уверенный в себе человек, если он воспитывался в атмосфере хамства и постоянных притеснений родителей? Детям в особенности нужно помочь открыть сказочный мир книг. Для этого академик Лихачёв рекомендовал практиковать углублённое чтение классической литературы. Вот о чём академик говорил в своём интервью «Комсомольской правде»: «Самое печальное, когда люди читают и незнакомые слова их не заинтересовывают, они пропускают их, следят только за движением интриги, за сюжетом, но не читают вглубь. Надо учиться не скоростному, а медленному чтению. Пропагандистом медленного чтения был академик Щерба. Мы с ним за год успевали прочесть только несколько строк из «Медного всадника». Каждое слово представлялось нам, как остров, который нам надо было открыть и описать со всех сторон». С учётом быстротечности современных школьных уроков, к сожалению, невозможно добиться анализа прочитанного текста. Именно поэтому родители обязаны объяснить ребёнку необходимость чтения и не отмахиваться, когда его чадо просит о помощи.

Каким образом можно мотивировать человека развиваться? Только тем, что с помощью взаимодействия с другими он может узнать что-то новое, пополнить свой багаж знаний. Но нужно ли «переспорить», пытаться перекричать оппонента? Скорее всего, нужно воспитывать в себе чувство такта. Для настоящего интеллигента поражение в споре будет не причной для вражды с человеком, а повод пересмотреть свои взгляды. «Если  интеллигентный человек по размышлении приходит к другим мыслям, чувствуя свою неправоту,  особенно в вопросах, связанных с моралью, –  это его не может уронить,» - писал Дмитрий Сергеевич.

«Нет ничего более глупого в споре, чем спорить без аргументации. Помните у Гоголя разговор двух дам в «Мертвых душах»:

«– Милая, это пестро!

– Ах нет, не пестро!

– Ах, пестро!»

Когда у спорящего нет аргументов, появляются просто «мнения».

Вернёмся к проблеме воспитания школьников. Чтобы научить подростков отстаивать своё мнение, на уроках литературы и обществознания проводятся своего рода «дебаты» с выступлениями разных сторон. Ведь очень важно не превращать спор в бессмысленное перекрикивание, а научиться слушать друг друга. В дебатах нейтральной стороной является учитель, который вовремя останавливает дискутирующих и в нужный момент возвращает дебаты в нужное русло. Задаются вопросы, предлагается выслушать своих оппонентов, аргументировать свою точку зрения и т.д.

Итак, подведём итоги по третьему разделу:

  1. Прежде чем вступать в дискуссию, воспитанный человек оценит свои силы и не станет перекрикивать своего оппонента. Лучше выслушать собеседника, нежели вступать в спор неосведомлённым;
  2. Стоит ли изначально ставить себя выше своего собеседника? Не обернётся ли предвзятое отношение к человеку провалом в споре? Иногда лучше признать свою неправоту, чем прослыть неграмотным и агрессивным собеседником. Настоящий интеллигент не боится пересмотреть свои принципы!
  3. Для того чтобы словарный запас ребёнка был богатым, нужно ему подавать личный положительный пример: читать вместе с ребёнком вслух, практиковать углублённое, медленное чтение классической литературы;
  4. Для совершенствования риторических навыков подростков на уроках литературы и обществознания проводятся уроки в форме дебатов. С помощью таких занятий школьники оттачивают своё мастерство отстаивать свою позицию, что в дальнейшем им пригодится для формирования полноценного, уверенного в себе человека.

В заключении хочется сказать: настоящий интеллигент не боится выразить своё мнение, умеет доказать свою правоту без лишних эмоций. Он не меняет свои взгляды из-за трусости, желания угодить оппоненту. Всё это в целом и отличает настоящего интеллигента от фигляра, бросающегося колкими фразами, шуточками и не понимающего, что он выглядит глупо. Если вспомнить главного героя пьесы М. Старицкого «За двумя зайцами» Свирида Петровича Голохвастова, то можно представить себе этот утрированный, комичный образ щёголя, набравшегося «вчёных» слов и использующего не к месту: «У меня унутри завёлся к вам такой стремительный карамболь!»; «А сбоку заведу себе такое монпансье, только держись! Как увидел — и влюблён»!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После Октябрьской Революции в обществе (не без помощи властей) сформировался образ «гнилой интеллигенции» - группы людей, которая отстаивает свои корыстные интересы, потакает своим слабостям и является частью ужасного капиталистического строя. Это вынудило большую часть русской интеллигенции либо эмигрировать, либо приспосабливаться к существующим реалиям.

Дмитрий Сергеевич Лихачев – тот человек, который всю свою жизнь боролся с укоренившимся в сознании народа образом «растленного буржуа-интеллигента». Своим примером показывал, что «интеллигент» - это звучит гордо. Эрудиция, богатый словарный запас и огромная любовь к ближнему помогали ему и во время заключения на Соловках, и во время Перестройки, и в «лихие девяностые». Истинный петербуржец, верный своему «Пушкинскому дому» и своему Отечеству. Его кропотливый ум помогал ему и в изучении садового искусства, и в исследовании воровского жаргона, и в изучении древнерусской литературы. Даже в литературе Древней Руси он смог увидеть Человека с его Горем-Злочастием, с его отношением к Богу и церковным службам et cetera, что ещё раз подтверждало то, что он был настоящим учёным-гуманистом.

«Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, — распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, его слабости, а вовсе не о силе» - вот эпиграф, выбранный мною в качестве основополагающего для моей творческой работы. В своей работе мною приведены доказательства, чем может обернуться данное «бравирование»: оскудением русского языка, небрежным отношением к своим обязанностям и деградации народа в целом. Перед нами стоит задача использовать грамотно накопленный опыт прошлых лет, ведь книги, прошедшие сквозь время, остаются главным источником знаний, а также свидетельством ушедшей эпохи. В наших силах использовать современные технологии (Интернет и СМИ) не во вред, а на пользу. Профессор Татьяна Чернявская в одной из лекций говорила о том, как важно не засорять свой мозг пустой информацией, а читать грамотную литературу, общаться с умными и талантливыми людьми, читать качественную поэзию.

В заключении хочу привести цитату из «Писем о добром и прекрасном» Д.С. Лихачёва: «Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым… Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества – не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже».

Список литературы

  1. Лихачёв Д.С.  О русской интеллигенции.    Письмо в редакцию // Новый мир. -1993,  №2, с. 3- 9.
  2. Лихачёв Д.С. Картежные игры уголовников (из работ криминологического кабинета) // Соловецкие острова. - 1930. - №1, с. 32-35.
  3. Лихачёв Д.С. Черты первобытного примитивизма воровской речи//   Язык и мышление. — М.; Л., 1935. — Т. 3, с. 47–100.
  4. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. Ссылка на Интернет-источник https://www.rulit.me/books/pisma-o-dobrom-i-prekrasnom-read-31426-5.html
  5. Лихачев Д.С. Раздумья о России // Логос. СПб, 2004, с. 51-64.
  6. Ломоносов М.В. О пользе книг церковных в российском языке. Ссылка на Интернет-источник  http://feb-web.ru/feb/lomonos/texts/lo0/lo7/lo7-5852.htm 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час . Чистота речи.

«Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе…»                ...

Презентация "Чистота речи"

Чистота речи - отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, слов-паразитов. Конечно, в языке названных слов нет, такими они становятся в речи говорящего из-за частого, неуместного их употреблени...

Чистота русской разговорной речи

Данный материал поможет продолжить  работу над чистотой русской речи с точки зрения воспитания противоядия к словам нецензурным, бранным. Такая работа должна проводиться постоянно, целенаправленн...

Презентация к работе "Чистота русской разговорной речи"

Данная презентация является дополнительным материалом к работе "Чистота русской разговорной речи"....

урок чистоты речи "На доброе слово не надо скупиться"

Урок чистоты речи "На доброе слово не надо скупиться"...