Сочетание знаков препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Понятие о норме литературного языка
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Светлана Анатольевна Миронова

Маршрутный лист дистанционного урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок 27100.83 КБ

Предварительный просмотр:

14.04. 2020

Тема: Сочетание знаков препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.  Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Понятие о норме литературного языка

Учебник – Русский язык 10-11 классы, часть 2 (Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина) – п.106-107

  1. Факультативные знаки препинания

Рассмотрите предложение:

Матвей зашёл в дом: за последние десять лет здесь ничего не изменилось.

Подумайте, изменится ли что-то, если между частями этого бессоюзного сложного предложения поставить тире вместо двоеточия? Будет ли это ошибкой?

Нет, ведь в данном случае мы имеем дело с вариативной пунктуацией  и вольны выбирать.

  1. Авторская пунктуация

Вставьте на место пропусков авторский знак, к которому обращается А. А. Блок.

И вот  Она, и к ней  моя Осанна –

Венец трудов  превыше всех наград.

(Ответ: автор поставил тире)

Необходимо помнить!

Вариативность пунктуации – это возможность параллельного употребления нескольких знаков препинания на одной позиции в предложении. К парам вариативных знаков относятся точка и запятая; точка и точка с запятой; тире и двоеточие; запятая и тире; скобка и тире. Также существуют факультативные знаки, постановка которых необязательна.

Вариативные знаки препинания – знаки препинания, которые можно равноценно использовать на одной позиции в предложении.

Вариативность пунктуации – возможность параллельного употребления нескольких знаков препинания на одной позиции в предложении.

Авторская пунктуация

1. Индивидуальный характер пунктуации в текстах того или иного писателя, не противоречащий действующим правилам пунктуации.

2. Сознательное нарушение пунктуации и особое использование знаков препинания в художественных текстах.

Факультативные знаки препинания – оправданные, но не обусловленные структурой предложения знаки препинания. Используются, чтобы подчеркнуть значение стоящих после тире слов, выделить их интонационно, отметить присоединительный оттенок и т. д.

2. Вспоминаем теорию по культуре речи и литературным нормам -  с.223, 231-232

Образец

Выполни самостоятельно по образцу

Отработка  задания 8.  

 Еще раз вспомним, как делать задание 8!

Задание 8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. https://uchebnik.mos.ru/system_2/atomic_objects/files/003/437/945/original/%D0%A2%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0.PNG

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. 

Ответ:

А

Б

В

Г

Д






Алгоритм выполнения 

1. Познакомьтесь с предлагаемым перечнем грамматических ошибок.

2. Внимательно прочитайте предложения, в которых нужно найти грамматическую ошибку.

3. Исключите предложения, в которых нет грамматических ошибок.

Такими являются предложения 1, 3, 6 и 7.

4. Поочередно прочитайте предложения с ошибками и определите, какая именно грамматическая ошибка допущена.

В предложении 2 мы видим нарушение в построении предложения с причастным оборотом. Правильно: У людей, зачитывавшихся в детстве русскими сказками, былинами, дух захватывало от богатырских подвигов.

В предложении 4 – нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм. Правильно: После окончания школы мой друг поступил на завод,  где он за короткое время приобрёл квалификацию токаря.

В предложении 5 – нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. Правильно: По словам И.Н. Крамского, несмотря на то, что у многих пейзажистов изображены на картинах деревья, вода и даже воздух, душа есть только в картине «Грачи» А.К. Саврасова.  

В предложении 8 – неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом. Правильно: Впоследствии он даже  себе не мог объяснить, что заставило его броситься наперерез лошадям.

В предложении 9 – неправильное построение предложения с деепричастным оборотом. Правильно: Употребляя букву «ъ» на конце слов в XIX веке, люди лишь отдавали дань традиции.

5. Внесите правильные ответы в таблицу.

А

Б

В

Г

Д

9

2

4

8

5

Выполните тренировочное задание № 15807037 на сайте Решу ЕГЭ https://rus-ege.sdamgia.ru/ 

 

В конце тестирования нажмите кнопку «Отправить учителю» 

Домашнее задание: вариант 15886842 на сайте Решу ЕГЭ (без  задания 27)

Вариант выполнить до 21 апреля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение разделительных знаков препинания между главным и придаточным предложением на уроках русского языка как средство подготовки к ОГЭ.

Из опыта работы учителя русского языка и литературы в школе для детей с девиантным поведением....

Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи

Человек может издавать несколько сот различных звуков. Но в своей речи (при помощи которой люди общаются между собой) он использует немногим более пятидесяти звуков.В письменной же речи русского языка...

Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи

Человек может издавать несколько сот различных звуков. Но в своей речи (при помощи которой люди общаются между собой) он использует немногим более пятидесяти звуков.В письменной же речи русского языка...

Программа факультативного курса по русскому языку в 9 классе "Подготовка к ОГЭ: нормы литературного языка, теория и практика написания сжатого изложения и сочинения-рассуждения"

Данный факультативный курс рассчитан на подготовку к ГИА девятиклассников, имеющих определённые затруднения в изучении русского языка....

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (презентация к уроку русского языка).

Презентация представляет собой методическое пособие по русскому языку, обобщающее теоретические сведения о знаках препинания в бессоюзных сложных предложениях. Содержит схемы, отражающие основные пунк...