Рабочая программа по литературе 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литература» составлена в соответствии с требованиями основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № № 1089 от 05.03.2004 г.), на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение») и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 20014г.). Учебники соответствуют Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 31.03 2014г. № 253 с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки РФ от 21.04.2016г. № 459
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Цель литературного образования в школе состоит в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Личностные результаты:
- Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся обстановкой;
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственную связь, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач;
- Смысловое чтение, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций с учетом интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности: владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
- Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIIIвека, русских писателей XIX-XXвв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание и роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа), владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- Формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
- Умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
- Понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
- Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
- Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса;
- Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании художественны образов литературных произведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_pl_literature_7_klass.docx | 70.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Касторенская средняя общеобразовательная школа №2"
Касторенского района Курской области
«Рассмотрено» Руководитель МО _________________ Протокол № 1 от « » 2019 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _______________/С.И. Мартынова/ «__»________________2019 г. | «Утверждено» на методическом совете Директор ________/А.Е. Мартынов/ Протокол № от «___»_________________2019г. |
Рабочая программа
по литературе
7 класс
Учитель Неведрова Елена Николаевна
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литература» составлена в соответствии с требованиями основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № № 1089 от 05.03.2004 г.), на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение») и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 20014г.). Учебники соответствуют Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 31.03 2014г. № 253 с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки РФ от 21.04.2016г. № 459
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Цель литературного образования в школе состоит в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Личностные результаты:
- Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся обстановкой;
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственную связь, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач;
- Смысловое чтение, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций с учетом интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности: владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
- Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIIIвека, русских писателей XIX-XXвв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание и роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа), владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- Формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
- Умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
- Понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
- Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
- Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса;
- Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании художественны образов литературных произведений.
Содержание курса
Введение
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Киевский цикл былин. Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы. Гипербола (развитие представлений). Былина. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений)
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.
Теория литературы. Поучение (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача».
Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик». Для внеклассного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Саввишна», «Маман» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каши-рин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления)
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для внеклассного чтения).
На дорогах войны. Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе.
«О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
«Тихая моя Родина». Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
А.Н. Вердинский «Доченьки», И.А. Гофф «Русское поле». Лирические размышления о жизни. Б. Ш. Окуджава «По Смоленской дороге». Светлая грусть переживаний.
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
Михаил . Зощенко. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».
Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра
Тематическое планирование
№п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Устное народное творчество | 4 |
3 | Из Древнерусской литературы | 4 |
4 | Из русской литературы XVIII века | 2 |
5 | Из русской литературы XIX века | 29 |
6 | Произведения русских писателей ХХ века | 23 |
7 | Зарубежная литература | 5 |
9 | Итого: | 68 |
Календарно-тематическое планирование
N п/п | Тема урока | Кол-во часов | Календ. сроки | Виды деятельности учащихся на уроке |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | ВВОДНЫЙ УРОК. Изображение человека как важнейшая задача литературы. | 1 | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действия): - Изучение содержания параграфа учебника; - Работа с теоретическим литературоведческим материалом (основные понятия: идея, проблема, герой), - Работа в парах с дидактическим материалом с последующей самопроверкой по алгоритму выполнения заданий, - коллективное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания, - комментирование выставленных оценок | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – 4 ЧАСА | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. | Понятие о былине. Былина «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда героя – труженика. Микула Селянинович – эпический герой. | 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - работа с теоретическим лит. материалом по теме «Былины», Работа с учебником (чтение статьи, составление плана, запись тезисов) Выразительное чтение былины учителем |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. | Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели | 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - коллектив. работа с ЛП (составление тезисного плана к устному и письменному ответу на проблемный вопрос), - работа в парах (выразительное чтение отрывков с последующим рецензированием), - чтение по ролям - словарная работа - беседа |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. | РР. Подготовка к устному сочинению «Русские богатыри как выражение национального представления о героях»
| 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - комплексное повторение, с/р с ЛП (конспект с.60-62), - коллективное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания, - комментирование выставленных оценок |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. | Пословицы и поговорки как выражение народной мудрости. | 1 | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: - с/р или групповая работа на тему «Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью Справочник лит-ры»., - работа со статьей учебника - составление рассказов по пословицам - игра - викторина |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА – 4 ЧАСА | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
66 | «Повесть временных лет» как памятник древнерусской литературы. «Поучение Владимира Мономаха» | 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - комплексное повторение, - с/р с ЛП, -работа в парах (поиск незнакомых слов и объяснение их с помощью спец. литературы и словарей), -ЛР «Нравственные заветы и идеалы Древней Руси», - коллективное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания, - комментирование выставленных оценок | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. | «Повесть о Петре и Февронии Муромских» как образец житийного жанра древнерусской литературы. Отрывок «О пользе книг»
| 1 | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль, самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки; - беседа - выразительное чтение - комментирование выставленных оценок | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. | РР. Подготовка к домашнему сочинению «Нравственные облик человека в древнерусской литературе»
| 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - групповая работа (составление характеристики человека в древнерусской литературе), - словарная работа - составление плана сочинения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. | Контрольная работа по УНТ и ДРЛ
| 1 | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки: - выполнение контрольной работы, | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЛИТЕРАТУРА ХVIII ВЕКА – 2 ЧАСА | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Личность и судьба М.В. Ломоносова. Стихи М.В. Ломоносова.
| 1 | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): - с/р (сообщение о жизни и тв-ве поэта), - работа в парах Сильный –Слабый (устное рецензирование выразительного чтения стихотворения), - комментированное чтение - словарная работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. | Г.Р. Державин. Очерк жизни и творчества. Стихи Г.Р. Державина.
| 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - комплексное повторение по итогам дз, - выразительное чтение стихотворения с последующим письменным его рецензированием, - участие в коллективном диалоге, - комментирование выставленных оценок | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА – 29 ЧАСОВ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12. | А.С.ПУШКИН и русская история. Поэма «Полтава». «Полтавский бой». Изображение Петра в поэме.
| 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - проверка дз, - Выразительное чтение отрывков с последующим его рецензированием, - Групповая работа. - аналитическая беседа - сравнительная характеристика полководцев. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13. | «Медный всадник». Тема Петра I в поэме.
| 1 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности: - практическая работа по теме «Тема Петра I в трагедии», - ЛР в парах Сильный-Слабый (подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие трагедия), - коллективное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания, - комментирование выставленных оценок |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | «Песнь о вещем Олеге». Понятие о балладе.
| 1 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности: - практическая работа по теме «Выявление черт баллады в «Песне о вещем Олеге», - ЛР в парах Сильный - Слабый (подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие баллада), - Сравнение художественного текста и источника-летописи | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15. | Пушкин – драматург. Трагедия «Борис Годунов»
| 1 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности: - индивидуальная работа с дидактическим материалом, - Подбор цитат из монолога Пимена на тему «Образ летописца как образ древнерусского писателя («Борис Годунов»), - коллективное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания, - комментирование выставленных оценок | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16. | РР. Сочинение по произведениям А.С. Пушкина.
| 1 | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки: - написание черновиков сочинения. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17. | М.Ю. ЛЕРМОНТОВ. Личность поэта. «Песня про …купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России. | 1 | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): - изучение параграфа учебника, - работа с теоретическим лит.материалом (основные понятия: поэма. Фольклор, композиция), - работа в парах (иллюстрирование понятия опричнина примерами из повести), - устное словесное рисование, - Составление тезисного плана для пересказа «Песни..», - сравнительная характеристика героев, | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 | М.Ю. ЛЕРМОНТОВ. «Песня про …купца Калашникова» Степан Калашников – носитель лучших качеств русского национального характера. | 1 | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): - изучение параграфа учебника, - устное словесное рисование, - СР с ЛП (составление таблицы «Калашников и Киребеевич»), - сравнительная характеристика героев, | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19. | Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова | 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - комплексное повторение, - работа в парах (подбор цитатных примеров для аргументации), - анализ стихов, - устное словесное рисование | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20. | Н. В. ГОГОЛЬ. История создания повести «Тарас Бульба». Тарас Бульба и его сыновья. | 1 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности: - комплексное повторение, работа над ошибками, -выразительное чтение отрывков повести, - работа в парах (поиск в тексе незнакомых слов и определение их значения), | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21. | Образ Запорожской Сечи в повести. Тарас Бульба и его сыновья в Сечи.
| 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - СР (выделение этапов развития сюжета повести), - групповая работа (составление сравнительной характеристики героев), | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 | Осада польского города Дубно.
| 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - составление плана эпизода, - составление тезисного плана для пересказа отрывков, - работа с тексом, - аналитическая беседа. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 | Трагедия Тараса Бульбы.
| 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - работа в парах, - групповая практическая работа, - работа с текстом, - составление плана | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24. | РР. Сочинение по повести «Тарас Бульба».
| 1 | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки: - сочинение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 | Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя
| 1 | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки: - выполнение контрольной работы, - комментирование выставленных оценок | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 | И.С. ТУРГЕНЕВ. Сборник «Записки охотника». Рассказ «Бирюк»
| 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - комплексная проверка ДЗ, - СР с ЛП (анализ повести), - Работа в парах Сильный -Слабый (характеристика героев повести), - индивидуальные выступления учащихся - аналитическая беседа - пересказ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27 | Стихотворения в прозе.
| 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - СР с ЛП, - выразительное чтение и его рецензирование, - чтение по ролям - аналитическая беседа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 | Н.А. НЕКРАСОВ – поэт народной боли. Поэма «Русские женщины»
| 1 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности: - проектная работа в парах (иллюстрирование эпизодов), - выразительное чтение и его рецензирование, | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29 | Тема подвига русских женщин в поэме Некрасова
| 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - комплексная проверка ДЗ, - работа в парах (составление тезисного плана для пересказа отрывков), - проблемные вопросы, тест | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30 | Своеобразие лирики Н.А. Некрасова. «Размышление у парадного подъезда»
| 1 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности: - индивидуальная работа по диагностической карте типичных ошибок в домашней работе, - анализ лирического произведения, - беседа, - выразительное чтение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31 | М.Е. САЛТЫКОВ – ЩЕДРИН. Образ писателя. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» как сатирическая сказка.
| 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - комплексное повторение, - выразительное чтение сказки, - работа со словарем литературоведческих терминов, - Индивидуальные . выступления учащихся, - аналитическая беседа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32 | Сказка М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» | 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - комплексная проверка ДЗ, - СР с ЛП (анализ ), Работа в парах Сильный -Слабый (характеристика героев сказки), - заполнение таблицы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33 | Л.Н. ТОЛСТОЙ. Детство писателя. Автобиографический характер повести «Детство». Главы «Maman», «Что за человек был мой отец?», «Классы» | 1 | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): - изучение параграфа учебника, - групповая лабораторная работа по тексту повести (составление портретной характеристики героев), Самостоятельное составление тезисного плана для пересказа отрывков, | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34 | Глава «Наталья Саввишна». Мастерство писателя в раскрытии духовного роста.
| 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - групповая РНО в ДЗ, - работа в парах Сильный -Слабый (подбор цитатных примеров, иллюстрирующих формы авторской позиции в повести), - коллективное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания, - комментирование выставленных оценок, - словарная работа. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
35 | А.П. ЧЕХОВ – мастер жанра короткого рассказа. «Хамелеон»
| 1 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности: - элементы ПД (подбор примеров на тему «Речь героев как средство их характеристики», - работа в парах Сильный -Слабый (устное рецензирование выразительного чтения рассказа), - пересказ. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
36 | Рассказы А.П. Чехова «Злоумышленник», «Размазня»
| 1 | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): - изучение параграфа учебника, -различные виды пересказов, - устная и письменная характеристика героев, - написание отзыва | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
37 | И.А. БУНИН. Судьба и творчество. «Цифры»
| 1 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности: - индивидуальная и групповая работа (анализ рассказа, выразительное чтение рассказа), | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
38 | Рассказ «Лапти». Самоотверженная любовь Нефеда к больному ребенку.
| 1 | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): - изучение параграфа учебника, -различные виды пересказов, - устная и письменная характеристика героев, - проблемные вопросы, - словарная работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
39 | «Край ты мой, родимый край». Стихи о родной природе. Жуковский, Бунин, А. Толстой.
| 1 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности: - проектная работа в парах (иллюстрирование эпизодов), - выразительное чтение и его рецензирование, - устное словесное рисование | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
40 | Контрольная работа по теме «Литература XIX века»
| 1 | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки: - Игра «Литературный ринг» |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПИСАТЕЛЕЙ ХХ ВЕКА – 19 ЧАСОВ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
41 | М. ГОРЬКИЙ. О писателе. Автобиографический характер повести «Детство» (1 глава)
| 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - взаимопроверка выполненного ДЗ, - групповая ЛР по тексту, - аналитическая беседа - чтение по ролям, пересказ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
42 | «Свинцовые мерзости жизни», изображенные в повести «Детство» | 1 | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): - изучение параграфа учебника, -различные виды пересказов, - устная и письменная характеристика героев, - чтение по ролям, - словарная работа |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
43 | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» на страницах повести «Детство»
| 1 | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): -различные виды пересказов, - устная и письменная характеристика героев: Бабушка, Цыганок, Хорошее Дело, - работа с текстом, - составление плана | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
44 | РР. Сочинение – характеристика литературного героя
| 1 | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки: - характеристика героев, подбор цитат, сочинение - выполнение письменной работы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
45 | «Легенда о Данко» (отрывок из рассказа «Старуха Изергиль»)
| 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - СР с ЛП (составление таблицы «Пафос романтических рассказов М. Горького), - групповая работа (составление тезисного плана для различных видов пересказа), | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
46 | Л. АНДРЕЕВЛичность писателя. Рассказ «Кусака»
| 1 | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): - изучение содержания параграфа учебника, - конспектирование статьи, - составление цитатного плана - аналитическая беседа, пересказ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
47 | В.В. МАЯКОВСКИЙ. Ранние стихотворения как отражение души поэта. «Необычайное приключение…»
| 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - коллективная РНО в ДЗ, - выразительное чтение с последующим рецензированием, - групповая работа (характеристика метрико-ритмических особенностей стихотворения), - лексический анализ стихотворения, - выразительное чтение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
48 | В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения. | 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - комплексное повторение, - СР с ЛП (составление конспекта статьи учебника, пересказ статьи), - работа в парах (подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие лирический герой), - Беседа, частичный анализ |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
49 | . А.П. ПЛАТОНОВ. Личность писателя. Рассказ «Юшка»
| 1 | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): - развитие понятий о сказе, - составление цитатного плана для пересказа, - подбор цитатных примеров при составлении ответ на вопрос «Каковы доказательства душевной щедрости главного героя рассказа?» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
50 | А.П. ПЛАТОНОВ «В прекрасном и яростном мире». Своеобразие языка прозы Платонова | 1 | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки: - коллективное проектирование - аналитическая беседа, пересказ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
51 | На дорогах войны. Поэты-фронтовики | 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - работа в парах(подбор цитатных примеров, иллюстрирующих жанровые особенности публицистики), - анализ публицистической статьи - беседа |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
52 | Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики. | 1 | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): - выразительное чтение стихотворений с последующим рецензированием, | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
53 | Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики. | 1 | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): - выразительное чтение стихотворений с последующим рецензированием, |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
54 | Ф. АБРАМОВ и его рассказ «О чем плачут лошади»
| 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - - групповая работа (составление плана рассказа), - аналитическая беседа - проблемные вопросы, пересказ. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
55 | Е. НОСОВ. Рассказ «Кукла». Нравственная проблематика рассказа | 1 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности: - групповая практическая работа (поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие портрет героя, юмор, речь героя), - работа с текстом, - аналитическая беседа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
56 | Е. Носов «Живое пламя»
| 1 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности: - различные виды пересказов, - беседа, анализ эпизода |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
57 | А. Т. ТВАРДОВСКИЙ – «художник с мудрым сердцем и чистой совестью». Стихотворения
| 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - комплексное повторение, - СР с ЛП (составление конспекта статьи учебника, пересказ статьи), - работа в парах (подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие лирический герой), - Беседа, частичный анализ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
58 | А.Н. Вердинский «Доченьки», И.А. Гофф «Русское поле». Лирические размышления о жизни. Б. Ш. Окуджава «По Смоленской дороге». Светлая грусть переживаний. | 1 | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): - изучение параграфа учебника, - работа в парах «Песня как синтетический жанр искусства, - Беседа, частичный анализ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
59 | Ю.П. КАЗАКОВ и его рассказ «Тихое утро»
| 1 |
| Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности: - выразительное чтение с последующим рецензированием, - работа в парах (различные виды пересказов), - беседа, - составление плана | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
60 | «Земля родная». Статьи Д.С. Лихачева
| 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - работа в парах(подбор цитатных примеров, иллюстрирующих жанровые особенности публицистики), - анализ публицистической статьи - беседа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
61 | «Тихая моя Родина» Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов).
| 1 | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): - выразительное чтение стихотворений с последующим рецензированием, | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
62 | Смешное и грустное в рассказах М. Зощенко. Рассказ «Беда»
| 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - работа со статьей учебника, - Чтение произведения, составление плана, - беседа, - работа в парах «Характеристика идейно-эмоционального содержания рассказа», |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
63 | Контрольная работа по теме «Русская литература 20 века» | 1 |
Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки: - Игра «Литературный ринг» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА – 5 часа | 07.05-11.05 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
64 | Представления народа о справедливости и честности «Честная бедность» Роберта Бернса | 1 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности: - групповая работа, - выразительное чтение с последующим его рецензированием, - индивидуальные выступления учащихся, - работа со статьей учебника, - беседа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
65 | Ощущение трагического разлада героя с жизнью в стихотворении «Ты кончил жизни путь, герой!» Дж. Г. Байрона | 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - комплексное повторение, - работа в парах (Выявление черт фольклора. Определение функций фольклорных мотивов, образов, поэтических средств в произведениях зарубежной литературы) |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
66 | Японские трехстишия (хокку). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года | 1 |
Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности: - проверка ДЗ, - индивидуальная и парная работа по сочинению хокку, - выразительное чтение хокку с последующим рецензированием, |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
67 | О.Генри. «Дары волхвов».
| 1 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности: - индивидуальная .и парная работа с дидактическим материалом (подбор примеров, иллюстрирующих функции языковых и композиционных средств в тексте рассказа), - выразительное чтение, | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
68 | Р.Д. Бредбери. «Каникулы».
| 1 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности: - индивидуальная .и парная работа с дидактическим материалом (подбор примеров, иллюстрирующих функции языковых и композиционных средств в тексте рассказа), - выразительное чтение, | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по литературе, 7класс
Программа включает: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровн...
Рабочая программа по литературе 7класс
Данная рабочая программа составлена создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по литературе для 5-11 классов общеобра...
Рабочая программа по литературе 7класс
Данная рабочая программа составлена создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по литературе для 5-11 классов общеобра...
рабочая программа по литературе 7класс
Рабочая программа по литературе составлена на основе «Программы по литературе для общеобразовательных учреждений. Маранцман В.Г.Литература 5-9 классы". М.: «Просвещение», 2009г. под редакцией В.Г...
Рабочая программа изучения литературы 7класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы для 5-11 классов общеобразовательной школы ( авторы-составители Г.Е.Меркин, В.А.Чалмаев: 4-е издание, исправленное, дополненное. Москва; П...
Рабочая программа по литературе, 7класс.
Рабочая программа по литературе для 7класса , Коровина....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе 7класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо____________литературе________________(учебный предмет, курс)Уровень общего образования, класс________основное общее образование 7 класс________(начальное общее, основное обще...