Исследовательский проект "Русский характер"
проект по литературе (8 класс)

Исследовательский проект учащихся 8 класса по рассказу А.Н. Толстого "Русский характер"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_harakter.rar1.25 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ Нерльская СОШ

Исследовательский проект по литературе

«Человеческая  красота и сила характера»  по рассказу А.Н.Толстого   «Русский характер»

Авторы проекта:

ученики 7А класса

Бурмистрова Татьяна

Соловьева Ольга

Координаторы проекта:

Жомова Ольга Анатольевна

Куликова Наталья Сергеевна

2015 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………. 3

Основная часть…………………………………... 5

  1. Творческая биография А.Н.Толстого……. 5
  2. Курская битва………………………………6
  3. Рассказ «Русский характер»……………….6

           Заключение ……………………………………  10

           Библиография………………………………….  11

Введение

    Тема нашего проекта - «Человеческая  красота и сила характера»  по рассказу А.Н.Толстого   «Русский характер»

Выбор проблемы

     Рассказ А.Н.Толстого «Русский характер» начинается словами:

« Русский   характер!   -   для   небольшого  рассказа  название  слишком

многозначительное.  Что поделаешь - мне именно и хочется поговорить с вами о русском характере.

     Русский  характер!  Поди-ка  опиши его...»

Мы решили выяснить,  каким же показан русский характер в рассказе.

Актуальность

        Выявив проблему, изучив  соответствующую литературу, мы пришли к выводу, что данное  произведение  значительно и актуально, так  как оно является рассказом - памятью, рассказом-посвящением тем, кто более семи десятилетий назад боролся с фашизмом за свободу и независимость нашей страны и победил, несмотря на тяжелейшие четыре года жестокости и ненависти, крови и бедствий, но в то же время  любви и милосердия.

Цель проекта:

      изучив и проанализировав рассказ А.Н.Толстого «Русский характер», ответить на вопрос: «Русский характер. Какой он? В чем же его человеческая красота и сила?»

Этапы проведения проекта:

1.Выбор темы, постановка цели и задач.

Формулирование тем исследовательских работ.

Темы исследований:

1)Биография А.Н.Толстого

2) Рассказ А.Н.Толстого «Русский характер».

3) Курская битва.

 Распределение тем в группе по желанию, с учётом интересов и способностей каждого.

2.  Сбор информации:

1) Посещение библиотеки, выбор книг по теме.

2) Обзор Интернет ресурсов.

3) Обзор журналов.

Обсуждение плана работы в группе, самостоятельная работа.

3.  Исследовательская работа в группе (самостоятельно и коллективно), отбор, систематизация, анализ полученной информации (рассказ А.Н.Толстого «Русский характер», биография А.Н.Толстого, Курская битва).

4. Подготовка защиты проекта, работа над презентацией.

5. Защита проекта.

6. Рефлексия

         

По данной теме мы собрали следующий материал.

1.Творческая  биография А.Н.Толстого.

Алексей Николаевич Толстой (1882-1945) — русский писатель, оставил глубокий след в литературе как прозаик, драматург, публицист. Он автор социально-психологических, исторических и научно-фантастических романов, повестей и рассказов, публицистических произведений, лауреат трёх Сталинских премий первой степени (1941; 1943; 1946 — посмертно).

Литературная деятельность А. Н. Толстого началась до Октябрьской революции в сложной исторической обстановке. Он был военным корреспондентом на фронте в первую мирровую войну. А. Н. Толстой, по определению Горького, художник «большого, ценного, веселого таланта». Творчество Алексея Толстого отличается тематическим и жанровым многообразием: рассказы 20-х годов, трилогия «Хождение по мукам» (романы «Сестры», «Восемнадцатый год», «Хмурое утро»), исторический роман «Петр I», повести «Аэлита», «Хлеб» и др. Он внес значительный  вклад в развитие русской литературы.

    Во время Великой Отечественной войны писатель воспевал свой народ, любовь к Родине, написал много публицистических статей.

    В 1942—1944 гг. А. Н. Толстой создал цикл из семи небольших произведений, объединённых одной темой (изображение войны), одной идеей (описание героизма советских людей), одним рассказчиком (бывалый кавалерист Иван Сударев) — «Рассказы Ивана Сударева».    

    Большинство «рассказов Ивана Сударева» написано на основе конкретных фактов и событий. Материал для рассказов А.Н.Толстой черпал во время своих поездок на фронт и встреч с фронтовиками. Жизненность и правдивость «рассказов Ивана Сударева» были настолько велики, что многие читатели писали А. Н. Толстому письма с просьбой передать привет героям, о которых он писал, и сообщить их адреса. Читатели были всерьез убеждены, что писатель рассказал о людях, которые действительно существуют.

   Рассказ «Русский характер» завершает цикл «Рассказы Ивана Сударева» и подводит своеобразный итог рассуждениям о русском человеке.

    Завязкой рассказа является участие главного героя Егора Дремова в величайшем танковом сражении Великой Отечественной войны - Курской битве.

2. Курская битва

Курская битва занимает в Великой Отечественной войне особое место. Она продолжалась 50 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа 1943 г. По своему ожесточению и упорству борьбы эта битва не имеет себе равных. Для реализации своих планов противник сосредоточил мощные ударные группировки, которые насчитывали свыше 900 тыс. человек, около 10 тыс. орудий и минометов, до 2700 танков и штурмовых орудий, около 2050 самолетов. Большие надежды возлагались на новейшие танки "Тигр" и "Пантера", штурмовые орудия "Фердинанд", самолеты-истребители "Фокке-Вульф-190-А" и штурмовики "Хейнкель-129". Советское командование решило сначала обескровить ударные группировки врага в оборонительных сражениях, а затем перейти в контрнаступление. Начавшаяся битва сразу же приняла грандиозный размах и носила крайне напряженный характер. Наши войска не дрогнули. Они встретили лавины танков и пехоты врага с невиданной стойкостью и мужеством. Наступление ударных группировок противника было приостановлено. Окончательно похоронило гитлеровскую операцию "Цитадель" крупнейшее за всю вторую мировую войну встречное танковое сражение под Прохоровкой. Оно произошло 12 июля. В нем с обеих сторон одновременно участвовали 1200 танков и самоходных орудий. Это сражение выиграли советские воины. Фашисты, потеряв за день боя до 400 танков, вынуждены были   отказаться от наступления. 12 июля начался второй этап Курской битвы - контрнаступление советских войск. 5 августа советские войска освободили города Орел и Белгород. Вечером 5 августа в честь этого крупного успеха в Москве впервые за два года войны был дан победный салют. 23 августа был освобожден Харьков. Так победоносно завершилась битва на Курской огненной  дуге и завершился коренной перелом в Великой Отечественной войне.

3.Рассказ «Русский характер»

    Хотя время действия рассказа — военная весна 1944 года, это история не столько о войне, сколько о любви. Рассказ состоит из двух главных и двух-трёх побочных эпизодов, в нём участвует минимальное число героев. Так Толстой избежал дробности сюжета и достиг сильного драматического эффекта.

      Русский характер в рассказе складывается из отдельных черт характеров всех героев, главных и второстепенных.

     Так характер главного  героя рассказа  Егора Дрёмова, командира танка, получившего тяжёлые ожоги в бою на Курской дуге, раскрывается  постепенно.

     Вначале о нем говорится, что он человек «простой, тихий, обыкновенный». Но со слов водителя танка Чувилёва, так как Егор  сам «про военные подвиги… не любил разглагольствовать», мы узнаем, что он «носит золотую звездочку и половина груди в орденах». Значит, Егор Дрёмов совсем не тихий человек. Дело в том, что одним из синонимов слова «тихий» является слово «скромный». Именно эту черту – скромность и деликатность – хотел выделить рассказчик в характере своего героя.

       Беда, которая обрушилась на Дрёмова, не сломала его, хотя у него и появилась мысль: нужен ли он кому-нибудь с обезображенным лицом (ведь даже родные и близкие люди не узнали его). Он видит, что все жалеют его. Но Егор - гордый человек. Ему не нужна жалость, не нужно снисхождение. Он по-прежнему хочет, чтобы его не выделяли среди других, не желает чувствовать себя инвалидом («я -  урод, но это делу не помешает, боеспособность восстановлю полностью») и снова рвется в бой – ведь враг его еще не добит. И в то же время Егор Дремов не хочет огорчать близких ему людей, не хочет приносить им страдания. Он боится испугать мать («нельзя, чтобы у нее отчаянно задрожало старенькое лицо»),  не желает связывать любимую девушку данным когда-то словом («вы того обещали ждать, а не этого…»).

        Но Егор забывает, что его окружают люди, что у них тоже, как и у него, русские характеры. Все они понимают, что главное в человеке не красивое лицо, а его душа, его характер. Именно красотой своей души богат человек.

      Повествование в рассказе ведется от имени солдата Ивана Сударева, но его взгляды и суждения во многом совпадают со взглядами и суждениями самого А.Н.Толстого.  Писатель вместе с  Иваном Сударевым восхищается Егором,  видит в нем человека мужественного и скромного, наделенного настоящей человеческой красотой. Каждое замечание о характере Дремова в рассказе Толстого очень выразительно (хотя и кратко) и направлено на то, чтобы лишний раз показать и объяснить, чем прекрасен человек, что движет его поступками.

     Иван Сударев не только рассказчик, но и действующее лицо произведения со своим отношением к происходящим событиям. Человек он наблюдательный, отзывчивый, с большим жизненным опытом. Сударев хорошо понимает людей, умеет в них увидеть главное, на него можно положиться. Он опытнее многих, взгляды его шире, герой склонен к обобщениям.

     « На  войне,  вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше, всякая  чепуха  с  них  слезает,  как  нездоровая  кожа  после  солнечного  ожога, и  остается  в  человеке  - ядро»,- говорит Иван Сударев.

В житейском плане он человек бывалый, может и совет хороший дать (написать письмо матери и рассказать ей правду о себе) и поддержать товарища в трудную минуту.

    В рассказе помимо Егора Дремова и Ивана Сударева, есть и другие герои.

Это прежде всего родители Егора, его невеста и водитель танка Чувилев. Эти характеры интересны не только с точки зрения взаимоотношений с Егором Дремовым, но и сами по себе.

   Раненый Чувилёв спасает Егора Дремова, потерявшего сознание, из горящего танка. Таким образом,  в опасный момент думает не только о собственной жизни, но, рискуя собой, спасает боевого товарища.

     Наиболее полно раскрыт в произведении характер матери – Марии Поликарповны. Она не жалуется на трудности: все такая же «тихая, неторопливая, добрая». Сына своего любит безмерно. Это чувствуется и по тому, с каким вниманием она слушает гостя, пристально рассматривает, что-то родное и знакомое чудится ей  в  его облике, поведении. Это особенно чувствуется в ее искреннем и бесхитростном письме, которое она написала сыну.

    Ее письмо - одна из самых сильных страниц в рассказе Толстого. Простыми, необычайно скупыми и в то же время как будто обжигающими словами выражены в нем любовь и страдания матери. Она убеждена, что сын приезжал домой, и не может понять, почему Егор не открылся ей.

      Егор Егорович Дремов – скромный, рассудительный, заботливый человек. Он сумел воспитать в своем сыне высокое чувство долга, мужество, горячую любовь к своей Родине. Провожая сына на фронт, Егор Егорович  говорит ему: « Ты, сынок, многое увидишь на свете и за границей побываешь, но русским званием – гордись».

    У него нет сомнения в том, что враг будет разбит. «Народ осерчал, - говорит он, - через смерть перешли, теперь его не остановишь, немцу – капут». И именно Егор Егорович считает, что таким лицом, какое было у приезжавшего к ним фронтовика, «надо гордиться». Ведь обожжённое лицо солдата свидетельствует о том, что он участвовал в страшных боях и не щадил себя, защищая Родину.

     Еще меньше сказано в рассказе о невесте Кате Малышевой. Однако можно с уверенностью сказать, что она искренне и глубоко любит своего жениха, что она ждет его и всегда будет рядом с ним, разделит горе и счастье.  

     В конце рассказа автор говорит своим читателям: «Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придёт суровая беда, в большом или в малом, и поднимется в нём великая сила — человеческая красота».  

Заключение

     Осуществление данного проекта позволило нам ответить на главный проблемный вопрос: «Русский характер. Какой он? В чем человеческая красота и сила русского характера?»

   А.Н.Толстой познакомил нас с несколькими  героями. Разные они люди, у каждого из них свой характер. Но есть у героев рассказа и общее, что их сближает, - это любовь к Родине, душевная красота, стойкость, мужество.  Каждый из них по-своему красив той человеческой красотой, которая делает человека сильным, уверенным  и твердым.

     Именно эти качества помогли нашему народу выйти победителем в войне с фашистскими захватчиками, выжить в тылу и остаться самой сильной и непобедимой  страной.

Практическая ценность работы

состоит в том, что полученные материалы могут быть использованы на уроках литературы, при подготовке литературных вечеров, читательских конференций и  уроков внеклассного чтения.

Библиография

1.Художественный текст  рассказа «Русский характер» А.Н.Толстого.

2.Материалы урока внеклассного чтения «Бедствия всего более открывают силы в характере русского народа» (Н.М.Карамзин), посвященного Великой Отечественной войне.

3. Интернет ресурсы.

4. Курская битва. (Большая Советская Энциклопедия в 30 томах. Том 14-41-42 стр,столбики 111-114,третье издание, 624стр.)

5. Страницы жизни и творчества А.Н.Толстого.

6. Курская битва – коренной поворот в Великой Отечественной войне (учебник 9 класса).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации курсовых работ исследовательского характера

Рекомендации по написанию курсовых работ исследовательского характера....

научно- исследовательская работа"Отражение национального характера в пословицах и поговорках

На современном этапе возрождения национальных культур на фоне огромного интереса народов Российской Федерации к своему духовному наследию исследования в области фольклора приобретают особую значимость...

Исследовательская работа "Сравнение национального характера британцев и американцев"

Исследовательская работа "Сравнение национального характера британцев и американцев", выполненная ученицей 8 класса. Работа сопровождается презентацией и приложениями....

Рабочая программа объединения внеурочной деятельности Исследовательский проект «Характер русского человека в пословицах и поговорках»

  Современная школа  требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоят...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА На тему: «Отражение национального характера в пословицах и поговорках обско – угорских народов»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ученика 8 классаНа тему: «Отражение национального характера в пословицах и поговорках обско – угорских народов»...

Разработка лабораторной работы исследовательского характера по теме "Изменчивость"

Разработка содержит методические рекомендации для проведения лабораторной работы по биологии по теме "Изменчивость"....