А.И. Куприн. Жизнь и творчество. Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет» (2 часа).
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Чарушникова Наталья Израилевна

 

Урок построен с использованием технологии проблемного обучения

 

Тип урока: урок изучения нового материала

 

Форма урока:  урок – беседа (аналитико-исследовательская работа по тексту)

 

 

Проблемный вопрос – понять, как Куприн разрешает вечную проблему неразделённой любви.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a._kuprin._granatovyy_braslet_1.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

А.И. Куприн. Жизнь и творчество. Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет» (2 часа).

Урок построен с использованием технологии проблемного обучения

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма урока:  урок – беседа (аналитико-исследовательская работа по тексту)

Проблемный вопрос – понять, как Куприн разрешает вечную проблему неразделённой любви.

 

Оборудование:  портрет А.И. Куприна; аудиозапись Второй сонаты Л.В. Бетховена.

Эпиграф (к 1 уроку):                               Оно живёт и правит на земле –

                                                                   Из всех чудес единственное чудо.

                                                                                                                  Ю. Огнев

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Вступительное слово учителя.

-  Александр Иванович Куприн (1870 - 1938 г.г.) – один из самых популярных писателей дореволюционной России. Его проза  с одобрением была замечена Л.Н. Толстым, А.П. Чеховым. И для Куприна  эти великие мастера слова остались на всю жизнь идеалом художника.

     Уже в своих ранних произведениях Куприн с большим мастерством раскрывает вечные, бытийные  проблемы, критикует тёмные стороны окружающей  действительности («Жизнь», «Ужас»), подневольный труд («Молох»). Пишет он  и о горьких судьбах людей («С улицы»), и о русской армии («Поединок»). Но самой заветной темой стала для  него любовь, часто неразделённая, безответная («Святая любовь», «Гранатовый браслет»). Важное место занимает и такая тема, как  человек и окружающая среда («Олеся», «На глухарей»).

     В отличие от Бунина, который лучшие свои произведения написал в эмиграции, Куприн  пережил в эти годы тяжёлый творческий кризис. Творчество Куприна  было более известно  советскому читателю, потому что он, в отличие от Бунина, за год до своей смерти, в 1937 году, вернулся из эмиграции на родину, вернулся глубоко больным, не способным работать. По воспоминаниям писателя Никандрова, «он не приехал в Москву, а его привезла жена, как вещь, так как он ничего не сознавал, где он и что он». Но в советской Москве  за Куприна написали панегирические (хвалебные) очерки и покаянные интервью. Но только нацарапанная немощной рукой подпись принадлежала достоверно ему. Умер писатель в 1938 году в Ленинграде от рака, а жена его покончила с собой в блокаду там же.

 - Краткое сообщение или компьютерную презентацию о жизни и творчестве Куприна и его отношении к революционным событиям сделает…

4. Работа по теме урока.  

1). Чтение и обсуждение эпиграфа.

- Как вы понимаете смысл эпиграфа к уроку? Что же это за «чудо», которое «живёт и правит на земле»?

- А что такое любовь?  Что значит любить?

Учитель: - Действительно, очень трудно объяснить, что же такое любовь. На протяжении многих веков ответ  на этот вопрос искали и продолжают искать философы, композиторы, поэты, писатели и обычные люди. Всегда не переставали прославлять это великое  и вечное чувство человека. Вот как писал о любви ещё в ХVII  веке известный драматург  Ж.-Б. Мольер:

В душе померк бы день, и тьма настала вновь,

Когда бы на земле изгнали мы любовь.

Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,

А кто не знал любви, тот всё равно,

Что не жил…

Сам Куприн  так говорил о любви: это чувство, «которое  до сих пор ещё не нашло себе толкователя».

Наверное, интересным  вам будет и размышление о любви В. Рождественского:

Любовь, любовь – загадочное слово,

Кто мог бы до конца его понять?

Всегда во всём старо ты или ново,

Томленье духа ты иль благодать?

Невозвратимая себе утрата

Или обогащенье без конца?

Горячий день, какому нет заката

Иль ночь, опустошившая сердца?

А может быть, ты лишь напоминанье

О том, что всех нас неизбежно ждёт?

С природою, с беспамятством слиянье

И вечный мировой  круговорот?

2). Чтение и обсуждение сонета И.Л. Сельвинского «Венок сонетов».

- «Любовь» и «влюблённость»: чем отличаются эти понятия?

Учитель: - Наверное, нелегко сразу понять чувство, охватившее и захватившее вас: что это – любовь или влюблённость?

Послушайте сонет И.Л. Сельвинского. 

- Как  вы думаете, какие чувства испытывает герой: любовь или влюблённость?

Бывал влюблённым я, но не любил.

Любовь? Не знаю имени такого.

Я мог бы описать её толково,

Как это мне Тургенев объяснил.

Или блеснуть цитатой из Толстого,

Или занять у Пушкина чернил…

Но отчего – шепну лишь это слово,

И за плечами очертанья крыл?

Но крылья веяли, как опахала.

Душа моя томилась и вздыхала,

Но паруса не мчали сквозь туман.

Ничто, ничто меня не чаровало.

И хоть любовь – безбрежный океан,

Ещё мой брег не трогался с причала.

- Объясните смысл метафоры «любовь – безбрежный океан».

- Любовь, страсть, чувственность, жалость, сострадание… На ваш взгляд, являются ли эти слова синонимами?

- Подберите эпитеты к слову «ЛЮБОВЬ», обсудите в парах  и запишите.

- Разграничьте эти понятия: любовь – страсть; любовь – жалость; любовь – привычка; любовь –  поклонение.

- Любить и быть любимым – это одно то же? Что лучше?

- Любовь без взаимности: счастье или трагедия?

- Какими качествами обладает любящий человек?

- Существует ли идеальная любовь? Какая она?

- Возможно ли сохранить любовь в браке? Неужели остаётся только привычка, привязанность?

- Согласны ли вы, что любовь возвышает человека?

Слово учителя

Рассказ «Гранатовый браслет, написанный А.И.Куприным в 1910 году, посвящён одной из тем его творчества - любви. В эпиграф автор поставил первую нотную строку из Второй сонаты Бетховена. Вспомним высказывание Назанского, героя «Поединка», о том, что любовь - это талант сродни музыкальному. (Звучит музыка.) В основе произведения - реальный факт - история любви скромного чиновника к светской даме, матери писателя Л.Любимого.

V.        Аналитическая беседа

Сведения  о  создании  рассказа

Рассказ  был  издан  в  1911  году. В основе  его  сюжета – реальное  событие (любовь  телеграфного  чиновника  Жёлтого П. П.  к  жене  важного  сановника,  члена  Государственного    Совета   Любимова).

В  жизни  всё  сложилось  иначе – чиновник  принял  браслет  и  перестал  писать  письма; больше  о  нём  ничего  не  известно.  В  семье  Любимовых  этот  случай  воспринимался   как странный  и  курьёзный.

- Найдите сходства между историями, которые рассказал А.И.Куприн и Л.Любимов. 1. Подготовленный заранее ученик читает отрывок:

«В период между первым и вторым своим замужеством  моя мать стала получать письма, автор которых, не называя себя и подчёркивая, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность, изъяснялся в любви к ней. Письма эти долго сохранялись в моей семье, и я в юности читал их. Анонимный влюблённый, как потом выяснилось - Жёлтый, писал, что он служит на телеграфе, в одном письме он сообщал, что под видом полотёра проник в квартиру моей матери, и описывал обстановку. Тон посланий был то выспренний, то ворчливый. Он то сердился но мою мать, то благодарил её, хотя она никак не реагировала на его изъяснения...

Вначале эти письма всех забавляли, но потом (они приходили чуть ли не каждый день в течение двух-трёх лет) моя мать даже перестала их читать, и лишь моя бабка долго смеялась, открывая по утрам очередное послание влюблённого телеграфиста.

И вот произошла развязка: анонимный корреспондент прислал моей матери гранатовый браслет. Мой дядя <...> и отец, тогда бывший женихом моей матери, отправились к Жёлтому. Всё это происходило в Петербурге. Но Жёлтый жил действительно на шестом этаже. «Заплёванная лестница, - пишет А.И.Куприн, - пахла мышами, кошками, керосином и стиркой» - всё это соответствует слышанному мною от отца. Жёлтый ютился в убогой мансарде. Его застали за составлением очередного послания. Отец мой больше молчал во время объяснения, глядя «с недоумением и жадным, серьёзным любопытством в лицо этого странного человека». Отец рассказал мне, что он почувствовал в Жёлтом какую-то тайну, пламя подлинной беззаветной страсти. Дядя же горячился, был без нужды резким. Жёлтый принял браслет и угрюмо обещал не писать больше моей матери. Этим всё и кончилось. Во всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно».

Л.Любимов. На чужбине, 1963

2. Беседа

  • Найдите сходства между историями, которые рассказал А.И.Куприн и Л.Любимов.
  • Как художественно преобразил А.И.Куприн реальную историю, услышанную им в
    семье высокопоставленного чиновника Любимого?

Запись в тетради:

Частный случай поэтизирован А.И.Куприным. Автор рассказывает о любви, которая повторяется «только один раз в тысячу лет». Любовь, по Куприну А.И., «всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть». Трагичность любви, трагичность жизни лишь подчёркивают её красоту.

3). Викторина по рассказу «Гранатовый браслет» (1910 г.).

Учитель: - 

проведём викторину, вопросы которой помогут вам вспомнить содержание и некоторые   детали произведения.

- В какое время года происходит действие рассказа? (Осень, сентябрь.)

- Где происходят события произведения? (Черноморский курорт.)

- Как зовут главную героиню? (Княгиня Вера Шеина.)

- Фамилия  княгини Шеиной до замужества? (Мирза-Булат-Тугановская.)

- Кто был предок Веры Шеиной? (Тамерлан.)

- Как зовут сестру Веры Шеиной? (Анна Фриессе.)

- Как зовут мужа княгини Веры? (Князь Василий Львович.)

- Его должность? (Предводитель дворянства.)

- Какого числа были именины княгини веры Шеиной? (17 сентября по старому стилю, 30 сентября – по новому.)

- Что подарил ей муж? (Серьги из жемчуга  грушевидной формы.)

- Что подарила Вере сестра? (Записную книжку «в удивительном переплёте».)

- Как звали знаменитую пианистку, подругу Веры? (Жени Рейтер.)

- Кто подарил браслет с гранатами? (Желтков.)

- С чем сравнивает Вера густо-красные гранаты? («Точно кровь».)

- Кто такой Желтков? (Влюблённый в Веру телеграфист.)

- Как зовёт Желткова его хозяйка? (пан Ежий»)

- Настоящее имя Желткова? (Георгий.)

- О ком Куприн писал: «Пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах…» (О княгине Вере.)

- Как звали мужа Анны, сестры Веры? (Густав Иванович.)

- Чей это портрет? «Она была…несколько широкая в плечах, живая и  легкомысленная, насмешница. Лицо её сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с  узенькими глазами…пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью…» (Анна.)

- О ком пишет Куприн: «…очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым  детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему, должно быть, около тридцати, тридцати пяти»? (О Желткове.)

- Какая музыка звучит в произведении? (Вторая соната Бетховена.)

- Чей это портрет? «Тучный, высокий, серебряный старец, тяжело слезал с подножки… У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах…какое свойственно мужественным и простым людям…» (Генерал Аносов.)

- О ком пишет автор: «…обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала…? (О Вере Шеиной.)

- Кому принадлежат слова «А где же  любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть»? ...такая любовь, для которой совершить  любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение –  вовсе не труд, а одна радость… Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться». (Генералу Аносову.)

4. Обсуждение рассказа «Гранатовый браслет». Аналитико-исследовательская работа по тексту.  (2-й урок)

Эпиграфы:                                                                    «Да святится имя твое…»

«Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте.., не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви»

                                                     А.И.Куприн. Письмо Ф.Д.Батюшкову (1906 г.)

Нет на земле любви, не знающей страданий,

Нет на земле любви, чтоб мук не принесла,

Нет на земле любви, чтоб скорбью не жила…

                                                                                Луи Арагон, французский поэт

Учитель: - В рассказе «Гранатовый браслет» нашла отражение «вечная» тема – любовь.

- А какая эта любовь? Какие эпитеты применимы к тому чувству, что описано в этом рассказе?

 (Страстная, возвышенная, идеальная, необыкновенная, чистая, неразделённая, безответная.)

 

Цель нашего урока (проблемный вопрос) – понять, как Куприн разрешает эту вечную проблему неразделённой любви.

Главной героиней, вызвавшей возвышенное, неземное чувство любви, является княгиня Вера Николаевна Шеина

   Обратите  внимание, как  любовно  видит  Куприн  повседневность   окружающего   мира. Этот    трагически - радостный   мир  прекрасен  и  гармоничен.  Но  видеть   его   настоящую   красоту   может   лишь  человек, наделённый  могучей  любовью   к   жизни,  чутким  сердцем.

- Какой предстаёт княгиня перед читателями в первых главах повести? (Жизнь протекает спокойно, всё, как у всех, ничего примечательного… Просто жили и любили, но эта жизнь и любовь не приносила особой радости…Жизнь тянулась скучно и однообразно…Сама Вера олицетворяла холодность, равнодушие, хранила в себе царственное спокойствие, чувство превосходства. Внешняя недоступность была заявлена вначале её титулом и положением в обществе – она жена предводителя дворянства. )

  -На  каком  фоне  происходят  события,  изображённые  в  рассказе?

(Куприн показывает героиню на фоне ясных, солнечных, тёплых дней, в тишине, уединении, которым радуется Вера. Это говорит о том, что она тонко чувствующий и деликатный человек.

  -Какой положительный момент мы выделяем в ней по отношению к мужу? ( Она самоотверженно старается незаметно помогать мужу …., горячо любит сестру….)

- Способна ли она на пылкую, страстную любовь? (В юности и ранней молодости княгиня была способна на сильное, всепоглощающее чувство, но теперь она изменилась, и “прежняя страстная любовь к мужу давно перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы”)

 - Кем является тот, который обожествил Веру, воспел её в письмах и готов идти на смерть ради этого чувства? Какой приём использует автор для того, чтобы ярче выделить появление второго главного героя  Г. С. Желткова? ( Куприн собирает всё общество Шеиных на именинах Веры, за исключением Желткова..)

 -Кто такой Желтков?

Человеком, так полюбившим Веру Николаевну, был простой человек, чиновник контрольной палаты, Г.С. Желтков.

- Как мы узнаём о любви Желткова? Кто о ней рассказывает? (О любви Желткова мы узнаём впервые из рассказов князя Шеина. У князя правда переплетается с вымыслом. Для него это забавная история. Образ Желткова в рассказах князя претерпевает изменения: телеграфист – переодевается в трубочиста – становится судомойкой – превращается в монаха – трагически гибнет, оставляя после смерти завещание)

-Какие подарки получает Вера? (Княгиня получает не просто дорогие подарки, но с любовью выбранные серьги из  грушевидных жемчужин, маленькую записную книжку в чудном переплёте…)

 - Чем отличался подарок Желткова от всех остальных? Почему Вера Николаевна почувствовала  тревогу?  В чём ценность этого подарка?  (Подарок Желткова – «золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружней стороны покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами», безвкусная вещь. Но его значение и ценность в другом. Желтков дарит самое дорогое, что у него есть – фамильную драгоценность. )

  - Какое имеет значение цвет браслета? (Густо-красные гранаты под электрическим светом загораются огнём, похож на кровь «Точно кровь!» Гранатовый браслет – символ любви, благоговейной, бесконечной и безнадёжной, и трагедии в судьбе героя. Браслет  как  бы  отражает  сущность  Желткова.  Камни  плохо  отшлифованы,  но  они  настоящие,  как  и  чувства  этого  человека.)

 -  Как развивается тема любви в рассказе?( в начале рассказа это чувство пародируется мужем Веры, князь высмеивает не известногоему  Желткова.., показывает гостям юмористический альбом.. История  человека,   которого   возвысила  и   погубила  любовь,  рассказывается  таким  образом,  что  мы  видим  её  глазами  разных   людей: князя  Василия (как  анекдот),  Николая (для  которого  эта  история  подозрительна  и  оскорбительна),Веры (она  желает  только  прекратить  всё  это),генерала  Аносова (предполагает, что  здесь  кроется  настоящая  любовь). Подробное  сообщение  готовит  ученик   со  ссылкой   на  текст.  

-- Когда впервые заходит разговор о настоящей любви? (В разговоре с Аносовым. Он считает, что в его время разучились любить)

- Кто же оказался способным на такую возвышенную любовь? (Желтков.)

- Отчего же эта страстная любовь Желткова неразделённая?

(Разный социальный статус героев (она из высшего общества, а он мелкий чиновник)  и замужество Веры.)

Учитель: - Сам герой прекрасно понимает и признаётся в письме, что на его долю выпало «только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность».

- Чем же представляет собой это светское общество, к которому принадлежит Вера? Каков образ жизни ведут эти знатные и богатые люди? Чем занимаются, как развлекаются? Как Куприн описывает гостей?

Кто выделяется среди них?

(Автор не описывает детально портреты гостей, а лишь даёт их краткие характеристики. Здесь есть «толстый, безобразно огромный» Спешников, муж Анны «с гнилыми зубами на лице черепа», «преждевременно состарившийся, худой, желчный» Пономарёв. Они играют в азартные игры, рассматривают юмористический журнал, слушают пение, рассказывают истории.

Из всех гостей выделяется генерал Аносов, друг покойного отца Веры и Анны. Это бравый служака, человек простой и мудрый. Героини ласково называют его «дедушкой». Он знает много рассказов. Человеческое отношение к каждому – вот что отличает его. Аносов – один из гостей,  кто разбирается в музыке.)

Учитель: - Вечеринки, игра в покер; сплетни, флирт светский; прогулки – вот чем занимаются эти знатные люди; кто-то ещё числится в каких-то благотворительных заведениях.

- Когда происходит завязка действия рассказа?

(В день именин Веры – 17 сентября (по старому стилю)

- Что же ждёт от именин героиня и что происходит в этот день?

(Вера «всегда ожидала от дня именин чего-то счастливо-чудесного». Она получает подарок от мужа – серьги; подарок от сестры – записную книжку; и от человека с инициалами Г.С. Ж. – браслет.)

Учитель: - Наверное, действительно,  подарок Г.С. Ж. выглядит безвкусной безделушкой рядом с дорогими изящными подарками. Но ведь ценность его совершенно в другом.

- Что значит для Желткова это гранатовый браслет?

(Для него браслет – фамильная драгоценность.)

Учитель: - Браслет для Желткова не только символ благоговейной любви, он имеет и некую магическую силу, как и любая фамильная драгоценность. Об этом и пишет молодой человек в письме  к Вере Шеиной: «По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжёлые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти…»

- Почему Желтков подарил эту ценную вещь, а не оставил её себе?

(Ради спокойствия любимой женщины – браслет поможет её предвидеть что-то плохое и не допустить этого. Кроме того, браслет для него самая дорогая вещь – только так он мог выразить свою любовь к ней.)

- Что почувствовала героиня, получив этот подарок?

 (Почувствовала тревогу, ощущение приближения чего-то неприятного. В этом браслете она видит какое-то предзнаменование. Не случайно она сравнивает эти красные камни с кровью: браслет загорается «живыми огнями», «точно кровь!» – восклицает она.  Спокойствие Веры было нарушено.)

 

Учитель. Куприн в рассказе не делает особого акцента на «неравенстве состояний», не критикует открыто общество, к которому принадлежит главная героиня. Автор находит другой способ для того, чтобы показать ту пропасть, которая разделяет главных героев и которая делает невозможным взаимное чувство. Этим способом является описание поведения людей из окружения княгини Веры Шеиной.

- Как ведут себя эти знатные люди, узнав о письмах, чувствах  и подарке Желткова?

(Они смеются над письмами молодого чиновника, издеваются над его чувствами, пренебрежительно относятся к его подарку. Эти люди готовы растоптать плебея за посягательство на то, что ему, по их мнению, недоступно, они легко могут признать простого человека сумасшедшим. Подарком Желткова муж и брат Веры оскорблены.)

- А способны ли на настоящую любовь эти богатые, влиятельные люди? Была ли в их жизни пылкая, страстная любовь? Например, у Веры Николаевны, у генерала Аносова,  у Анны Николаевны?

(Анна лишь флиртует; генерал никогда не любил; Вера любила страстно мужа, князя Василия Шеина, но отчего-то угасла – Куприн ничего не говорит об этом.)

- Верят ли они в то, что ещё существует страстная, бескорыстная любовь?  Как генерал Аносов объясняет Вере отсутствие настоящей любви? Кто, по его мнению, в этом виноват?

 (Гл. 8. Генерал Аносов, рассказал две истории о «любви». Первая история –     о жене полкового командира и новоиспеченном прапорщике, а вторая –  о Леночке, которая сошлась с поручиком Вишняковым,  и её, муже-олухе для которого самым главным было «счастье Леночки».  «Виноваты мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими  телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью…». Генерал делает вывод:  «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире…», а всё, что он видел,  - «так… какая-то кислятина…»)

- Давайте вспомним страницы рассказа, где герои рассказывают любовные истории, случившиеся с ними или услышанные.

- Перескажите историю любви бедного телеграфиста, которую Шеин рассказал,  желая развеселить гостей.

(Стр. 386-387, гл. VI.  Из рассказов Шеина мы узнаём впервые о любви Желткова. Муж Веры смеется над незнакомым ему Желтковым, показывая гостям юмористический альбом с письмом телеграфиста. При этом правда у князя переплетается с вымыслом. Для него это забавная история, «новость книжного рынка», «трогательная поэма», которую он назвал  «Княгиня Вера и влюблённый телеграфист». Образ Желткова в рассказах претерпевает изменения: телеграфист> переодевается в трубочиста> становится судомойкой> превращается в монаха > герой трагически гибнет, оставляет после смерти завещание (две телеграфные пуговицы и флакон от духов, наполненный его слезами).

- А какова любовь в рассказах генерала Аносова?  

(Стр. 390-391, гл. 7: «Приличный роман» с «прехорошенькой болгарочкой»; «обнял её, прижал к своему сердцу и несколько раз поцеловал…»; «когда появлялась луна на небе со звёздами, спешил» к ней и «все денные заботы на время забывал с ней». Конечно же, эту любовную историю гости назвали «приключением армейского офицера». Да и сам генерал понял, что в его жизни, к сожалению, не было настоящей любви: «святой, чистой, вечной…неземной…» Не было у генерала и особой любви к жене – просто привлекла  «свежая девчонка», у которой  «грудь так и ходит под кофточкой», но эта «мотовка, актриса, неряха, жадная», так называет генерал  свою бывшую жену, ещё и изменяла… Вот такая «любовь»…)

 - Что нового узнали об этом Г.С. Ж. из рассказа Веры генералу?

(Гл. 8.  Г.С.Ж. начал преследовать её своею любовью ещё за два года до замужества. О себе он обмолвился, что служит где-то маленьким чиновников. Из его писем она поняла, что он за неё постоянно следит, так как знает, где она бывает, как одета и т.д. Но когда она попросила его не утруждать себя письмами, он практически перестал ей писать – его письма приходили лишь на пасху, на новый год и в день её именин. И вот сегодня прислал этот гранатовый браслет.)

- Какое неожиданное предположение высказывает генерал, выслушав рассказ Веры? Какую характеристику даёт генерал Аносов Желткову?

 ( «Безумец; может быть, это просто ненормальный парень, маниак, почём знать? - может быть, твой путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой  грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».)

- Почему именно  Желтков, этот маленький чиновник, противопоставлен пресыщенным, обленившимся  богачам, не способным на настоящую любовь? Что хотел сказать этим автор?

(Этим противопоставлением он бросает вызов низменному миру, этому богатому, но эгоистическому, лицемерному обществу. Желтков как бы спорит с «сильными мира сего». Они доказывают, что настоящей любви нет, и приводят примеры убедительные. А он опровергает все их доводы тем, что просто любит по-настоящему, не требуя ничего взамен.)

- Почему Желтков решил исчезнуть? Почему обрывает свою жизнь? Может, его испугал визит мужа и брата Веры?

(Вера просила «прекратить эту историю».)

- Может, ему стоило уехать?

(От любви не скроешься никуда.)

- Прочитайте предсмертное письмо Желткова Вере Николаевне. Каким показался  вам  герой? Что  мы  узнаём о молодом человеке из этого письма?

Сопоставьте его с другими знакомыми и друзьями Веры Николаевны.

 (Гл 11. Стр. 406-407. «Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне. Как громадное счастье, любовь к Вам…меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни философия, ни забота о будущем счастье людей – для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я проверял себя – это не  болезнь… – это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить… В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли…От души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением…Дай бог Вам счастья, и пусть ничто …житейское не тревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки. Г.С. Ж.»)

- Каким предстаёт Желтков в предсмертном письме? (Желтков признаёт, что “неудобным клином врезался” в жизнь Веры и бесконечно благодарен ей только за то, что она существует. Его любовь – не болезнь, не маниакальная идея, а награда, посланная Богом. Его трагедия безысходна, он мёртвый человек. «Маленький  человек»  превращается  в  Человека.  Благородство  и  сила  духа  исключают  жалость  к  нему. Всё  яснее  вырисовываются  черты не  «маленького  человека»,  а  «рыцаря  бедного»,  который  силой  и чистотой чувства  служит  вышним силам,  служит  даром  вежливой,  рыцарской,  героической   любви.

И  в  подтверждение  этому  лишь  в  конце  повествования  мы  узнаём  имя  нашего  героя,  точнее,  догадываемся  о  нём. Каково  оно?  Кто  его  произносит?(рассказ  о  значении  имени  Георгий) Великомученик  Георгий – покровитель  рыцарей  и  воинов, Победоносец, одолевший  змия - искусителя,   сражающийся  с пороком. Считается  покровителем  России; в  честь  него  учреждён  орден  за   наивысшую  доблесть  на  поле  брани – георгиевский  крест. Знаем  ли  мы  отчество  героя? Нет,  и  это  символично.  Этот  образ – образ  рыцаря,  но  не  из  романа,  а  из  повседневной,  обыденной  жизни.

- Почему он не сообщил в письме о том, что решил покончить с собой?

(Не мог потревожить спокойствие любимой.)

- Прочитайте финальную главу – В.Н. слушает бетховенскую сонату, прослушать которую завещал Желтков. Какое открытие делает она для себя, слушая Бетховена, что постигает? Какие слова, совпадающие с музыкой,  слагаются в её уме? Почему героиня заплакала?  

Примечание. Звучит Вторая симфония Бетховена – учащийся читает финальную главку, напоминающую «молитву» «Да святится имя Твое»

(гл. ХIII, стр.410-411. «Вот сейчас я вам покажу в нежных звуках жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть…Я перед тобою – одна молитва: «Да святится имя Твое».

…Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд,  звук твоей походки… Я не причиню тебе горя. Я ухожу один, молча, так угодно было богу и судьбе. «Да святится имя Твое».

… В предсмертный печальный час я молюсь только тебе… В душе я призываю смерть, но в сердце полон хвалы тебе: «Да святится имя Твое».

…ты и люди, которые окружали тебя, все вы не знаете, как ты была прекрасна.  ...в скорбный час расставания с жизнью всё-таки пою – слава Тебе.

 Вот она идёт, всё усмиряющая смерть, а я говорю – слава Тебе».)

(В. Н. постигает «жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть». Возможно, она поняла, что  «мимо неё прошла большая любовь, которая повторяется только один  раз в тысячу лет». А может,  в её душе хоть на мгновение пробудилось ответное чувство.)

- Почему Желтков «заставил» любимую женщину слушать именно это бессмертное произведение? (гл. ХIII, стр.319)

(В пробуждении души Веры большую роль играет музыка. Вторая соната Бетховена созвучна настроению Веры, через музыку её душа словно соединяется с душой Желткова.)

- Почему единственное их свидание – прощание В.Н. с прахом молодого человека – можно считать поворотным моментом в её внутреннем состоянии?

(Она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё. Она поняла, как отличается он  от пустых, бесчувственных и безразличных её знакомых – на его лице она увидела «то самое умиротворённое выражение», которое видела «на масках великих страдальцев – Пушкина и Наполеона».)

- Так как же решает Куприн «вечную» проблему – неразделённая, страстная, но настоящая любовь? Несчастной ли она оказалась, эта безответная любовь Желткова? Привела к страданиям? Или что-то другое хотел сказать автор?

(Высокая и безответная любовь Желткова стала «громадным счастьем» для него. Именно своей любовью поднимается он над другими героями, именно своей любовью разрушает царское спокойствие Веры Николаевны. Именно свое любовью заставляет Веру Николаевну в слезах, боли, раскаяния «постичь жизнь», которая «покорно и радостно обрекла себя на мучения и смерть».)

- А какая ещё тема, кроме высокой и безответной любви, звучит в рассказе? Почему В.Н. сразу, ещё до замужества, как-то несерьёзно отнеслась к неизвестному поклоннику?

(Тема неравенства. У героев разное социальное происхождение.)

- Представьте, что этим страстным поклонником оказался бы богатый, влиятельный человек. Как общество расценило бы его поведение? Позволили б себе  вмешиваться в эту историю?

(Нет. Везде и всюду были флирт, любовные связи – богатым можно всё. Но маленький чиновник… Как он мог осмелиться?!)

Учитель. Вы, наверное, обратили внимание, что в произведении много пейзажных зарисовок; человеческое чувство отожествлено с творческой энергией самой природы.

-  Какова роль пейзажа в начале рассказа? Как пейзаж помогает понять психологическое состояние Веры?

(Первая глава – это вступление, которое должно подготовить читателя к восприятию последующих событий. Куприн проводит параллель между описанием осеннего сада и внутренним состоянием главной героини. Возникает ощущение увядания. Её жизнь такая же: однообразная, осенняя. «Деревья успокоились, бесшумно и покорно роняли жёлтые листья». В таком же спокойном, благоразумном состоянии пребывает княгиня Вера, на душе у неё покой: «И  Вера  была строго проста, со всеми холодна…любезна, независима и царственно спокойна».)

Учитель. Совсем иная картина  в  7 главе: в природе – «осенний закат догорал». И в жизни – со смертью Желткова (он застрелился) умерла и настоящая, страстная любовь, которую ждут женщины, мечтают о ней. Мы, к сожалению, и в природе, и в жизни часто не замечает красоты!

 «Налетел лёгкий ветер и, точно сочувствуя ей, зашелестел листьями…» Природа способна сочувствовать, сопереживать.

- Так можно ли чувство Желткова назвать сумасшествием? Найдите в тексте слова князя Шеина, которые и станут ответом на поставленный вопрос.

(«Я чувствую, что этот человек не способен обманывать и лгать заведомо… (10 гл.); «   я чувствую, что  присутствую при какой-то громадной трагедии души, и не могу здесь поясничать». (11 гл.) и обращение князя к жене: «Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим».)

- Почему автор дал главному герою имя Георгий?

(Имя Георгий означает  «победоносец». Желтков из победоносцев. Куприн в своём произведении нарисовал «маленького, но великого человека».)

- Герои повести высказывают своё мнение о любви. Перед вами высказывания героев повести. Чья точка зрения вам ближе и почему?

Аносов: “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться”.

Вера Николаевна: “И что это: любовь или сумасшествие?”

Желтков: “… это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которой Богу было угодно за что-то меня вознаградить… “Да святится имя твоё…”

Шеин: “… разве можно управлять таким чувством, как любовь – чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования”

Вывод: Куприн  ищет  в  реальной  жизни  людей,  одержимых  высоким  чувством  любви,  способных  подняться  над  окружающей  пошлостью  и  бездуховностью,  готовых  отдать  всё,  не  требуя  ничего  взамен.  Писатель   воспевает  возвышенную  любовь,   противопоставляя  её  безразличию  и  неспособности  чувствовать.

Вот  почему  веками  звучит музыка  любви;  звучит  для  Веры  в  трагический  для  неё  момент  нравственного  прозрения; звучит  для  всех  нас.

- В чём, на ваш взгляд, состоит сила любви?

(Любовь возвышает человека, преображает его душу. Любовь дарит влюблённому громадное счастье. Искренняя, чистая любовь возвышает человека не только в собственных, но и чужих глазах. Именно такая любовь бессмертна!)

Учитель. Действительно, образ Желткова – одно из лучших достижений Куприна. Этот молодой человек единственный носитель светлого, самоотверженного чувства в низменном мире богатства, эгоизма, лицемерия. И потому этот рассказ звучит как призыв  писателя ценить и оберегать любовь как высокую ценность человеческого бытия.

- Какие основные темы поднимает Куприн в рассказе?

Запись. В рассказе «Гранатовый браслет» Куприн раскрывает «вечные» темы: высокая и безответная любовь, тема неравенства.

- Объясните формулировку темы  «Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет».

Учитель. Кстати, у героев рассказа есть реальные прототипа. В основу произведения положены факты из семейной  хроники князей Туган-Барановских. Эта печальная история случилась в Одессе. Жолтиков – маленький телеграфный чиновник – безнадёжно и трогательно влюблён в жену члена Государственного Совета Л. Любимова,  в Людмилу Ивановну, урождённую Туран-Барановскую; брат княгини – чиновник Государственной канцелярии – Николай Иванович Туран-Барановский.

Учитель.  А закончить сегодняшний урок хотелось бы стихотворением  Николая Ленау, австрийского поэта первой половины ХIХ века: «Молчать и гибнуть…», которое, как мне кажется,  имеет  связь  с  содержанием  рассказа «Гранатовый браслет»:

Молчать и гибнуть... Но милей,

Чем жизнь, волшебные оковы!

Свой лучший сон в очах у ней

Искать, не проронив ни слова! -

Как свет застенчивой лампад

Трепещет пред лицом Мадонны

И, умирая, ловит взгляд,

Небесный взгляд её бездонный!

Учитель. «Молчать и гибнуть» – вот духовный обет влюблённого телеграфиста. Но всё-таки он нарушает его, напоминая о себе своей единственной и недоступной Мадонне. Это поддерживает в его душе надежду, дает ему силы переносить страдания любви. Любви страстной, испепеляющей, которую он готов унести с собой в потусторонний мир. Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти.  Он благодарен той, которая вызвала в  его  сердце  это  прекрасное  чувство, возвысившее его, маленького человека,  над  огромным  суетным  миром,  миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни,  он  благословляет свою возлюбленную: “Да святится имя твое”.

5. Чтение и обсуждение эпиграфов.

- Объясните выбор и смысл эпиграфов:

1). “Да святится имя твое”.

2). «Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте.., не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви.

                                             А.И.Куприн. Письмо Ф.Д.Батюшкову (1906 г.)

3). Нет на земле любви, не знающей страданий,

Нет на земле любви, чтоб мук не принесла,

Нет на земле любви, чтоб скорбью не жила…

                                          Луи Арагон, французский поэт

6. Итоги урока. Оценки. Рефлексия.

- Возможна ли сейчас такая любовь? Есть ли она вообще?

- Актуально ли произведение   в наши дни?

- Как теперь вы ответите на вопрос: что такое любовь?

- Как Куприн разрешает эту вечную проблему неразделённой любви.

7. Домашнее задание.

  • По выбору учащихся:  Сочинение-миниатюра «Что такое любовь?» или синквейн на одну из тем:  «Счастье», «Любовь» (по рассказу А. Куприна «Гранатовый браслет».)                                              
  • Индивидуальное задание (через урок): по материалам учебника, дополнительной литературы и Интернет-ресурсов  (список рекомендуемой литературы на стр. 81) подготовить сообщение или презентацию на тему «Максим Горький.  Личность. Творчество. Судьба».
  •  Всем:  Подготовиться к уроку контроля по творчеству И.А. Бунина и А.И. Куприна (разноуровневые задания – по выбору учащихся)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Талант любви в рассказе Куприна "Гранатовый браслет"

Анализ рассказа "Гранатовый браслет"...

Талант любви в рассказе А.И. Куприна “Гранатовый браслет”. Урок литературы в 11 классе

Цель урока: показать мастерство Куприна в изображении мира чело­веческих чувств; роль детали в рассказе.(Урок нацелен на создание эмоционального опыта учащихся, формирование представления о силе любви...

Интегрированный урок литературы и музыки в 11 классе. Талант любви( по рассказу А.И.Куприна "Гранатовый браслет")

Урок предназначен для использования на уроке литературы в 11 классе, либо на уроках музыки для рассказа о преобразующей силе музыки, о созвучности её жизни....

Разработка урока "Талант любви " в рассказе А.И.Куприна "Гранатовый браслет"

Итоговый урок по творчеству А.И.Куприна, в котором раскрываются нравственные проблемы, а также развивается филологическое мышление учащихся, формируется эстетическое восприятие через различные виды ис...

А.И.Куприн Талант любви в рассказе "Гранатовый браслет"

Урок построен с использованием технологии проблемного обучения....