Талант любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет»
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon granatovyy_braslet.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по литературе

в 11 (физико-математическом) классе. Учитель: Моисеева Марина Александровна Дата проведения:      20 сентября 2010 года

Тема: Талант любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет» Цели урока:

I.        Образовательные:

  1. показать мастерство А.И.Куприна в изображении мира человеческих чувств;
  2. раскрыть идею и художественные особенности,рассказа «Гранатовый браслет»;
  3. показать роль детали в рассказе;
  4. показать роль маленького человека в произведении.

II.        Воспитательные:

  1. воспитывать любовь к художественному слову;
  2. воспитывать у учащихся умение слушать и слышать.

III.        Развивающие:

1) развивать устную и письменную речь учащихся. Оборудование урока: портрет А.И.Куприна, запись второй сонаты Бетховена.

Методические   приёмы:   аналитическая   беседа,   сообщение   учащихся,   работа   с текстом.

Ход урока

I. Слово учителя

Прежде чем непосредственно перейти к обсуждению произведения А.И.Куприна, к раскрытию его главных тем, к обсуждению характеров героев,проведём специальную викторину. Её вопросы помогут вам вспомнить детали произведения, а ваши ответы покажут, насколько внимательно вы читали рассказ «Гранатовый браслет» и как хорошо вы помните его содержание и некоторые детали.

П. Вопросы для викторины

  1. В какое время года происходит действие рассказа? (Осень, сентябрь.)
  2. Где происходят события произведения? (Черноморский курорт, дача Шейных.)
  3. Как зовут главную героиню рассказа? (Княгиня Вера Шеина.)
  4. Фамилия княгини Шейной до замужества? (Мирза-Булат-Тугановская.)
  5. Кто был предок Веры Шейной? (Тамерлан.)
  6. Как зовут сестру Веры? (Анна Фриессе.)
  7. Как зовут мужа княгини Веры? (Князь Василий Львович.)
  8. Какова его должность? (Предводитель дворянства.)
  9. Какого числа были именины княгини Веры Шейной? (17 сентября.)

  1. Что подарил Вере муж? (Серьги из жемчужин грушевидной формы.)
  2. Что подарила Вере сестра? (Записную книжку «в удивительном переплёте».)
  3. Как звали пианистку, подругу веры? (Женни Рейтер.)
  4. Кто подарил вере браслет с гранатами? (Желтков.)
  5. С чем сравнивает Вера густо-красные гранаты? («Точно кровь!»)
  6. Настоящее имя Желткова? (Георгий.)
  7. Как зовёт Желткова его хозяйка? («Пан Ежий».)
  8. О ком А.И.Куприн писал: «... пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой
    гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно
    большими руками, и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на
    старинных миниатюрах... »?
    (О княгине Вере.)
  9. Как звали мужа Анны? (Густав Иванович.)
  10. Чей это портрет? «Она была на полголовы ниже, несколько широкая в плечах,
    живая и легкомысленная, насмешница. Лицо её сильно монгольского типа с довольно
    заметными   скулами,   с   узенькими   глазами...   пленяло   какой-то   неуловимой   и
    непонятной прелестью...»
    (Анна.)

  1. О ком пишет А.И.Куприн: «... очень бледный, с нежным девичьим лицом, с
    голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему,
    должно быть, было около тридцати, тридцати пяти»?
    (ОЖелткове.)
  2. Чей  это  портрет?   «Тучный,   высокий,   серебряный  старец,   тяжело  слезал  с
    подножки... У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем
    добродушно-величавым,   чуть-чуть   презрительным   выражением   в   прищуренных
    глазах... какое свойственно мужественным и простым людям...»
    (Генерал Аносов.)

22.        О ком автор пишет: «...  обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала...»?
Вере Шейной.)

23.        Кому   принадлежат   следующие   слова?    «А   где   же   любовь-то?   Любовь
бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано -
«сильна, как смерть»? ... такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать
жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а одна радость. ...Любовь должна быть
трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и
компромиссы не должны её касаться».
(Генерал Аносов.}

24.        Какая музыка звучит в произведении? (Вторая соната Бетховена.)


III. Слово учителя

Что такое любовь? На протяжении веков ответ на этот вопрос искали и до сих пор продолжают искать философы, художники, композиторы, писатели, поэты и люди других профессий .вот как писал о любви ещё в XVIIвеке известный драматург Ж.-Б. Мольер:

.

В душе померк бы день, и тьма настала вновь, Когда бы на земле изгнали мы любовь. Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил, А кто не знал любви, тот всё равно, что не жил...

- Какие высказывания о любви приготовили вы? Учащиеся (3 человека) зачитывают высказывания, подготовленные дома.

Одним из примеров размышления о любви является стихотворение Р. Рождественского:

Любовь, любовь - загадочное слово, Кто мог бы до конца его понять? Всегда во всём старо ты или ново, Томленье духа ты иль благодать?

Невозратимая себе утрата Или обогащенье без конца? Горячий день, какому нет закатаИль ночь, опустошившая сердца?

А может быть, ты лишь напоминанье О том, что всех нас неизбежно ждёт? С природою, с беспамятством слияньеИ вечный мировой круговорот?

Стихотворение читает подготовленный ученик.

IV.        Слово учителя

Рассказ «Гранатовый браслет, написанный А.И.Куприным в 1910 году, посвящён одной из тем его творчества - любви. В эпиграф автор поставил первую нотную строку из Второй сонаты Бетховена. Вспомним высказывание Назанского, героя «Поединка», о том, что любовь - это талант сродни музыкальному. (Звучит музыка.) В основе произведения - реальный факт - история любви скромного чиновника к светской даме, матери писателя Л.Любимого.

V.        Аналитическая беседа

- Найдите сходства между историями, которые рассказал А.И.Куприн и Л.Любимов. 1. Подготовленный заранее ученик читает отрывок:

«В период между первым и вторым своим замужеством моя мать стала получать письма, автор которых, не называя себя и подчёркивая, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность, изъяснялся в любви к ней. Письма эти долго сохранялись в моей семье, и я в юности читал их. Анонимный влюблённый, как потом выяснилось - Жёлтый, писал, что он служит на телеграфе, в одном письме он сообщал, что под видом полотёра проник в квартиру моей матери, и описывал обстановку. Тон посланий был то выспренний, то ворчливый. Он то сердился но мою мать, то благодарил её, хотя она никак не реагировала на его изъяснения...

Вначале эти письма всех забавляли, но потом (они приходили чуть ли не каждый день в течение двух-трёх лет) моя мать даже перестала их читать, и лишь моя бабка долго смеялась, открывая по утрам очередное послание влюблённого телеграфиста.

И вот произошла развязка: анонимный корреспондент прислал моей матери гранатовый браслет. Мой дядя <...> и отец, тогда бывший женихом моей матери, отправились к Жёлтому. Всё это происходило в Петербурге. Но Жёлтый жил действительно на шестом этаже. «Заплёванная лестница, - пишет А.И.Куприн, - пахла мышами, кошками, керосином и стиркой» - всё это соответствует слышанному мною от отца. Жёлтый ютился в убогой мансарде. Его застали за составлением очередного послания. Отец мой больше молчал во время объяснения, глядя «с недоумением и жадным, серьёзным любопытством в лицо этого странного человека». Отец рассказал мне, что он почувствовал в Жёлтом какую-то тайну, пламя подлинной беззаветной страсти. Дядя же горячился, был без нужды резким. Жёлтый принял браслет и угрюмо обещал не писать больше моей матери. Этим всё и кончилось. Во всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно».

Л.Любимов. На чужбине, 1963

2. Беседа

  • Найдите сходства между историями, которые рассказал А.И.Куприн и Л.Любимов.
  • Как художественно преобразил А.И.Куприн реальную историю, услышанную им в
    семье высокопоставленного чиновника Любимого?

Запись в тетради:

Частный случай поэтизирован А.И.Куприным. Автор рассказывает о любви, которая повторяется «только один раз в тысячу лет». Любовь, по Куприну А.И., «всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть». Трагичность любви, трагичность жизни лишь подчёркивают её красоту.

VI. Обсуждение рассказа А.И.Куприна

-        Как рисует А.И.Куприн главную героиню рассказа,  княгиню Веру Николаевну
Шеину?

  • Критикует ли автор ту среду, к которой принадлежит княгиня?
  • Какое значение имеет первая глава рассказа и описание осеннего пейзажа?
  • Какую роль играет пейзаж в передаче настроения Веры Шейной? Ответ подтвердите
    текстом.
  • Когда происходит завязка действия рассказа?
  • Чего ждёт от именин героиня?
  • Что родственники подарили Вере?
  • Какой .приём использует автор для того, чтобы ярче выделить появление в рассказе
    Желткова?
  • Как на фоне гостей выглядит подарок Желткова? Зачитайте описание браслета.
  • Что значит гранатовый браслет для Желткова?
  • Подумайте, почему Желтков подарил Вере самую ценную для него вещь?
  • Каково символическое звучание этой детали?
  • Вспомните подарок, который был сделан героиней повести А.И.Куприна «Олеся».
  • Работа с текстом
  • Прочитайте письмо Желткова к Вере.
  • Что мы узнаём о молодом человеке из этого письма? На основании прочитанного
    дайте герою свою характеристику.
  • Как относится муж Вере к этим письмам? (9 глава)
  • Найдите в тексте ответ на вопрос: «Способен князь Василий Шеин глубоко и сильно
    любить?»

- Прочитайте отрывок рассказа, где генерал Аносов рассуждает о любви.
- Каково ваше мнение по данному вопросу?

  • Какую характеристику и кто из героев даёт Желткову?
  • Почему рассуждения о любви А.И.Куприн доверяет Аносову? Что нам известно об
    этом герое? Каковы его отношения с женой?
  • Как изображается автором Желтков? А его любовь?
  • Какой смысл вы вкладываете в понятие «маленький» человек? Приведите примеры.
  • Как вы считаете, есть ли что-либо «таинственное» в облике Желткова? Что его
    сближает со сказочным героем?
    Сообщение заранее подготовленного ученика.

Основные выводы

  • Можно ли чувство Желткова к Вере назвать сумасшествием? Ответ подтвердите
    текстом.
  • Каково ваше мнение?

-Почему автор дал Желткову имя Георгий?

  • Найдите сцену прощания Веры с умершим Желтковым (12 глава).
  • Как вы думаете, почему Вера заплакала? Что стало причиной слёз - «впечатление
    смерти» или что-то другое?

-        Каким настроением проникнут финал рассказа? Какую роль в создании этого
настроения играет музыка?

Звучит соната Бетховена.

  • Почему Желтков «заставил» любимую женщину слушать именно это бессмертное
    произведение?
  • В чём, на ваш взгляд, состоит сила любви?

VIII.        Итоги урока. Выставление оценок.

IX.        Домашнее задание

Подготовиться к сочинению. Темы:

1.        Мои мысли о прочитанном рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет».

2.        «...   что  это   было:   любовь  или  сумасшествие?»   (По  рассказу  А.И.Куприна
«Гранатовый браслет»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Великая тайна любви"( по повести А. И.Куприна "Гранатовый браслет")

Презентация к уроку литературы в 11 классе по повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет"...

Тема любви в рассказе А.И.Куприна "Гранатовый браслет"

Данная презентация может быть использована на уроках литературы при изучении рассказа А.И.Куприна "Гранатовый браслет"...

Талант любви в рассказе А.И. Куприна “Гранатовый браслет”. Урок литературы в 11 классе

Цель урока: показать мастерство Куприна в изображении мира чело­веческих чувств; роль детали в рассказе.(Урок нацелен на создание эмоционального опыта учащихся, формирование представления о силе любви...

Интегрированный урок литературы и музыки в 11 классе. Талант любви( по рассказу А.И.Куприна "Гранатовый браслет")

Урок предназначен для использования на уроке литературы в 11 классе, либо на уроках музыки для рассказа о преобразующей силе музыки, о созвучности её жизни....

Разработка урока "Талант любви " в рассказе А.И.Куприна "Гранатовый браслет"

Итоговый урок по творчеству А.И.Куприна, в котором раскрываются нравственные проблемы, а также развивается филологическое мышление учащихся, формируется эстетическое восприятие через различные виды ис...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ТЕМА: «ТЕМА ЛЮБВИ В РАССКАЗЕ А.И.КУПРИНА «ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ»

Тема любви была главной темой творчества Куприна. Свой знаменитый рассказ «Гранатовый браслет» Куприн написал в 1910 году. В основе произведения лежит реальный факт – история любви скромного человека ...