КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ТЕМА: «ТЕМА ЛЮБВИ В РАССКАЗЕ А.И.КУПРИНА «ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ»
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Булатов Борис

Тема любви была главной темой творчества Куприна. Свой знаменитый рассказ «Гранатовый браслет» Куприн написал в 1910 году. В основе произведения лежит реальный факт – история любви скромного человека к светской даме, матери писателя Л.Любимова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_literature.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

СОШ №561

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ТЕМА: «ТЕМА ЛЮБВИ В РАССКАЗЕ А.И.КУПРИНА

«ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ»

Методическая разработка

Преподавателя СОШ№561

Булатова Бориса Камилевича

Санкт-Петербург

2012 г

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Показать мастерство А.И.Куприна в изображении мира человеческих чувств
  2. Развивать философское мышление учащихся, критическое мышление
  3. Формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства: литературу, музыку

ТИП УРОКА: комбинированный урок

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Аудиозапись второй сонаты Бетховена («Аппосионата»)
  2. Фрагмент из художественного фильма «Гранатовый браслет»
  3. Портрет А.И.Куприна
  4. Таблицы
  5. Презентация, проектор, компьютер

ЭПИГРАФ К УРОКУ:

«Самый большой дар, который ты можешь дать или получить – любовь»

ХОД УРОКА:

  1. СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Звучит соната №2 Бетховена. Под звуки музыки учитель читает строки о любви  Ж.Б.Мольера:

В душе померк бы день, и тьма настала б вновь,

Когда бы на земле изгнала ты любовь.

Лишь тот блаженство знал,

Кто страстно сердце нежил,

А кто не знал любви, тот все равно

Что не жил.

   Сегодня мы прикоснемся к очень трепетной, таинственной, необыкновенной теме – теме любви. Любовь – самое лучшее чувство, которое возвышает, делает чище. Первый признак любви – благоговение. Мы боготворим того, в кого мы влюблены, и это совершенно справедливо, ибо ничто на свете не сравнится для нас с предметом нашей страсти.

   Тема любви была главной темой творчества Куприна. Свой знаменитый рассказ «Гранатовый браслет» Куприн написал в 1910 году. В основе произведения лежит реальный факт – история любви скромного человека к светской даме, матери писателя Л.Любимова.

   К.Паустовский так писал о рассказе «Гранатовый браслет»: «Все персонажи «Гранатового браслета» действительно существовали. Я упоминаю это исключительно для того, чтобы подчеркнуть безусловную подлинность многих вещей Куприна. Куприн не извлекал свои рассказы из мира вымысла и поэзии. Наоборот, он открывал в реальности поэтические пласты настолько глубокие и чистые, что они производили впечатление свободного вымысла. Рассказ «Гранатовый браслет» один из самых благоуханных и талантливых рассказов о любви – и самых печальных. Характерно, что великая любовь поражает самого обыкновенного человека – гнущего спину за канцелярским столом – чиновника контрольной палаты Желткова. Невозможно без тяжелого душевного волнения читать конец рассказа с его изумительном найденным рефреном «Да святится имя Твое».

   Особую силу «Гранатовому браслету» придает то, что в нем любовь существует как неожиданный подарок – поэтический, озаряющий жизнь среди обыденщины, среди трезвой реальности и устоявшегося быта».

  1. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
  1. Восстановите в памяти основные события, описанные в произведении.
  2. Как рисует Куприн главную героиню Веру Николаевну Шеину? Какое настроение создает пейзаж в 1 главе?
  3. Какой прием использует автор для того, чтобы ярче выделить появление в рассказе Желткова?
  4. Как на фоне дорогих подарков выглядит подарок Желткова? В чем его ценность?
  5. Как изображает автор Желткова и его любовь? Как Куприн развивает тему «маленького человека»? Докажите текстом, что Желтков не дрожит перед вышестоящими, магия чина на него не действует.
  6.  Почему он покончил жизнь самоубийством? В чем проявилось благородство Желткова?
  7. Какова роль «вставных» новелл о любви, рассказанных генералом Аносовым?
  8. Что понимает Вера, прощаясь с прахом Желткова? (смотрим отрывок из фильма – сцена прощания).
  9. Работа с текстом. Прощальное письмо Желткова. Найдите ключевые слова.
  10.  Слушаем 2 сонату Бетховена. Почему Желтков «заставил» Веру слушать именно это произведение Бетховена? Какова роль музыки в произведении?
  11.  Какие проблемы поднимает Куприн в рассказе «Гранатовый браслет»?

Актуальны ли они в наши дни?

12. Работа с таблицей (учащиеся записывают таблицу в тетрадях).

Ответы на вопросы:

2). Как рисует Куприн главную героиню Веру Николаевну Шеину? Какое настроение создает пейзаж в 1 главе?

Читаем портрет: «Вера пошла в мать, красивую англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах».

Что вы знаете о ее положении в свете?

Она жена предводителя дворянства, ее титул и положение в обществе объясняют ее внешнюю недоступность, неприступность героини. Вера Николаевна внешне царственно спокойная, со всеми «холодно и свысока любезная» и с «холодным и гордым лицом».

Она тонко чувствующий, деликатный, самоотверженный человек: она старается незаметно помогать мужу «сводить концы с концами», соблюдая приличия, все-таки экономить, так как жить приходилось выше средств. Она нежно любит свою младшую сестру, ласкова с генералом Аносовым – другом их отца, с чувством «прочной, верной, истинной дружбы» относится к мужу.

Куприн рисует осенний пейзаж, «жалко, и грустно, и противно было глядеть…» Но вот погода переменилась: «Деревья успокоились, бесшумно и покорно роняя желтые листья». Такое же спокойное, холодное, благоразумное существование характерно для героини романа – княгини Веры Николаевны. Душа ее пребывает в состоянии дремы. «И Вера была строго проста, со всеми холодна, любезна, независима и царственно спокойна».

3). Какой прием использует автор для того, чтобы ярче выделить появление в рассказе Желткова?

Куприн «собирает» всех действующих лиц рассказа, за исключением Желткова, на именины княгини Веры. Княгиня получает не просто дорогие, но с любовью выбранные подарки: «прекрасные серьги из грушевидных жемчужин» от мужа, «записную книжку в удивительном переплете» от сестры. Общество весело празднует именины, но Вера вдруг отмечает, что гостей тринадцать, и это ее настораживает, «она была суеверна».

4). Как на фоне дорогих подарков выглядит подарок Желткова? В чем его ценность?

Подарок Желткова – «золотой, низкопробный, очень толстый, покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами» браслет выглядит безвкусной безделушкой. Но его значение и ценность в другом. Желтков дарит самое ценное, что у него есть – фамильную драгоценную вещь, которая переходила из поколения к поколению женщинам в их семье. Браслет – это символ его безнадежной, восторженной, бескорыстной, благоговейной любви.

5). Как изображает автор Желткова и его любовь? Как Куприн развивает тему «маленького человека»? Докажите текстом, что Желтков не дрожит перед вышестоящими, магия чина на него не действует.

Куприн развивает традиционную для русской литературы тему «маленького человека». Чиновник со смешной фамилией Желтков, тихий и незаметный, не только вырастает в трагического героя, он силой своей любви встает над мелочной суетой, жилищными удобствами, приличиями. Но именно такой образ позволяет писателю провести мысль о живой душе, скрытой даже в самом незаметном, ничтожном человеке. Как бы он не был задавлен бедностью, он не перестал быть человеком, сохранившим чувство собственного достоинства.

Он оказывается человеком, не уступающим в благородстве аристократам. Любовь возвысила его. Для него чувство – главная ценность жизни, вернее сама жизнь. «Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто; ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей – для меня вся жизнь заключается только  в Вас» - пишет он в прощальном письме.

Желтков мал только в своем положении, но духовно он возвышается над многими. Этот человек не дрожит перед вышестоящими, магия чина на него не действует.

Он открыто говорит мужу женщины, которую он любит о своей любви.

Желтков ничего не отрицает, не прячется, не юлит. Он является человеком благородным, мужественным. Возникает вопрос: на самом ли деле он «маленький человек»? Не больше ли подходит это определение брату Веры Николаевны? Ведь для него важнее всего светские приличия.

Любовь для героя выше всего земного, она божественного происхождения. Никакие «решительные меры» и «обращения к властям» не могут заставить его разлюбить.

Ни тени обиды или жалобы в словах героя, только благодарность за «громадное счастье» - любовь.

Мертвый Желтков приобретает «глубокую важность…как будто бы он перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь». Лицо умершего напоминает Вере посмертные маски «великих страдальцев» - Пушкина и Наполеона. Так Куприн показывает великий талант любви.

  1. 6). Почему он покончил жизнь самоубийством? В чем проявилось благородство Желткова?

Трагедия заключается в том, что никто при жизни не понял его чувства.

а). Желтков застрелился потому, что он не видит смысла в жизни без любви. Когда у главного героя отняли его любовь, сама Вера Николаевна запретила ему хоть как-то давать о себе знать, запретила видеть ее, у него отняли саму жизнь. Его поступок доказывает истинную силу любви этого человека.

б). Желтков ушел из жизни для того, чтобы дать Вере Николаевне жить спокойно, чтобы избавить ее от хлопот, переживаний, объяснений с мужем, братом. Благородство его поступка не подлежит сомнению.

7). Какова роль «вставных» новелл о любви, рассказанных генералом Аносовым?

Генерал Аносов рассказывает Вере и ее сестре Анне истории о трагической любви, но герои их обыкновенные, расчетливые, мелкие, даже пошлые люди. Генерал говорит: «Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел!»

Куприн этими рассказами Аносова оттеняет глубокие чувства главного героя, показывая истинную любовь как величайшую редкость, как «поэтический, божественный» дар. Аносов задает вопрос: «А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая наград? Та, про которую сказано «сильна, как смерть?» Именно генерал Аносов, услышав истории о телеграфисте (Желткове) почувствовал его истинность: «может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую не способны мужчины».

8). Что понимает Вера, прощаясь с прахом Желткова? (смотрим отрывок из фильма – сцена прощания).

Вера поняла, что любовь Желткова высока, чиста, не требующая ничего взамен, любовь, которая «заключает весь смысл жизни». Все это чувствует Вера, когда кладет в изголовье мертвого Желткова красный цветок – символ вечной любви. В этот момент Вера Николаевна поняла, что та любовь, о которой мечтала она, и мечтает каждая женщина, прошла мимо нее, и больше такой любви в ее жизни не будет никогда.

9). Работа с текстом. Прощальное письмо Желткова.

Задание учащимся:

1). Найдите в тексте ключевые слова;

2). Как вы думаете, что хотел передать, раскрыть в своем письме Желтков?

3). Какие мысли героя являются главными в его письме?

10). Слушаем 2 сонату Бетховена. Почему Желтков «заставил» Веру слушать именно это произведение Бетховена? Какова роль музыки в произведении?

Музыка удивительно гармонирует с переживаниями Веры, в уше которой звучат слова: «Да святится имя Твое!» В этих нежных звуках – жизнь, которая «покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть». Божественная музыка Бетховена и оправдывает, и возвышает, и освещает эту любовь Желткова.

12. Работа с таблицей (учащиеся записывают таблицу в тетрадях).

Княгиня Вера Николаевна

Телеграфист Желтков

1). Благородная натура, тонко чувствующая возвышенное и прекрасное. Однажды ее «Я» погружено в некий самоуспокоеный сон. Красивая и холодная.

2). Вера «была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независимо и царственно спокойна». Она производит впечатление равнодушной особы.

3). «В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее!»

1). Небогатый, малограмотный чиновник, робкий мечтатель и глубоко чувствующий человек, одержим «сильной, как смерть, любовью» к княгине Вере.

2). Любит Веру Николаевну тем страстным, испепеляющим чувством, которое «заключает в себе весь смысл жизни – всю Вселенную!»

3). Смерть не страшит героя. Его любовь сильнее смерти. Благодарен той, которая вызвала в его сердце это превосходное чувство, возвысившее его, маленького человека, над суетным миром, миром несправедливости и злобы.

Желтков умирает, посылая восторженное благословение прекрасной женщине: «Да святится имя твое», но не умирает великое чувство, «поразившее» его. Оно становится причиной духовного воскрешения княгини, раскрывает перед ней мир неведомых до той поры переживаний.

Главная идея произведения заключается в том, чтобы «показать духовно преображающую, просветляющую силу всепоглощающего чувства любви» - писал А.И.Куприн

  1. ПРЕЗЕНТАЦИЯ: ТЕМА ЛЮБВИ В РАССКАЗЕ А.И.КУПРИНА «ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ»

  1. ИТОГ УРОКА. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературе«Причины столкновения персонажей в рассказе А.И.Куприна «Белый пудель».

Развитие компетенций учащихся, связанных с образным мышлением и анализом произведения....

Тема любви в рассказе А.И.Куприна "Гранатовый браслет"

Данная презентация может быть использована на уроках литературы при изучении рассказа А.И.Куприна "Гранатовый браслет"...

Талант любви в рассказе А.И. Куприна “Гранатовый браслет”. Урок литературы в 11 классе

Цель урока: показать мастерство Куприна в изображении мира чело­веческих чувств; роль детали в рассказе.(Урок нацелен на создание эмоционального опыта учащихся, формирование представления о силе любви...

Интегрированный урок литературы и музыки в 11 классе. Талант любви( по рассказу А.И.Куприна "Гранатовый браслет")

Урок предназначен для использования на уроке литературы в 11 классе, либо на уроках музыки для рассказа о преобразующей силе музыки, о созвучности её жизни....

Разработка урока "Талант любви " в рассказе А.И.Куприна "Гранатовый браслет"

Итоговый урок по творчеству А.И.Куприна, в котором раскрываются нравственные проблемы, а также развивается филологическое мышление учащихся, формируется эстетическое восприятие через различные виды ис...