Статья "Смысловое чтение при работе с эпическим текстом на уроках литературы."
статья по литературе

Сидорова Ольга Юрьевна

Смысловое чтение- вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья23.16 КБ

Предварительный просмотр:

Сидорова Ольга Юрьевна, учитель русского языка и литературы

 ГБОУ СОШ № 358 Санкт-Петербурга Московского района

Смысловое чтение и работа с текстом на уроках литературы в условиях введения ФГОС.

        Образовательные стандарты нового поколения заставляют учителя по-новому взглянуть на само определение значение слова «чтение».

        Обращение к понятию смыслового чтения связано, прежде всего, с переосмыслением технологии работы с текстом. Мотивировать учащихся, направлять их на осмысленное и увлеченное чтение – задачи, которые может решить применение технологии смыслового чтения.

        Смысловое чтение — вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Иными словами, смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Осмысленность чтения предполагает формирование следующих умений:

- выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;

- пользоваться сносками и школьным толковым словарём;

- отвечать на вопросы по содержанию словами текста;

- определять эмоциональный характер текста;

- выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;

- опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;

- определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;

- уметь прогнозировать содержание читаемого;

- осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;

- формулировать тему небольшого текста;

- работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;

- выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;

- определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;

- находить главную мысль, сформулированную в тексте;

- определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.

Первый уровень, самый поверхностный, – это понимание фактов, того, о чём говорится, воспроизведение описаний событий, героев, места и времени действия, т.е. вычитывание только фактуальной информации.

Второй уровень характеризуется пониманием не только того, о чём говорится, но и установление связей, отношений, причин, следствий, скрытых за словами текста, а именно – подтекста.

Третий уровень предполагает осознание читателем общего настроения произведения, отношения автора к описанным событиям, персонажам, его оценок, а также осознание своего собственного отношения к тому, что написано и как написано, т.е. вычитывание концептуальной информации.

После длительных исследований психологи получили модель «идеального» читателя, которая помогает понять, какие навыки и умения необходимо развивать для формирования осознанного чтения.

Приёмы, используемые «идеальным читателем»:

- начинает размышлять над текстом до чтения, анализируя заголовок, иллюстрации, которые продолжаются в ходе всего чтения;

- не пропускает непонятные слова, выражения;

- вычерпывает информацию из каждого слова, словосочетания, предложения и связей между ними, задаёт себе вопросы по ходу чтения, задумывается о дальнейшем развитии событий, сверяет свои размышления с текстом;

- включает воображение, которое помогает воссоздавать происходящие картины, додумывать, придумывать, а через это и лучше запоминать текст.

А чтобы стать «идеальным читателем», каждый ребенок должен освоить основные виды чтения. И конечно, это основная задача уроков литературы.

        К основным видам чтения относятся ознакомительное, поисковое, изучающее и вдумчивое чтения. На уроках литературы мы сталкиваемся практически со всеми видами смыслового чтения.

Среди приемов смыслового чтения выделяются:

-Работа с текстом до чтения (знакомство с личностью автора, библиографией, работа с названием, эпиграфами, сносками, выстраивание ассоциативного ряда по названию и т. п.)

-Работа с текстом во время чтения (обобщение части прочитанного текста, постановка вопросов обобщающего характера, высказывание предположений по дальнейшему развитию сюжета и роли героев в композиции текста и т.п.)

-Работа с текстом после чтения (выявление авторской позиции, обсуждение, дискуссии по истолкованию текстов, выявление главных смыслов, идей произведения, выполнение творческих заданий и т.п.)

Среди трудностей постижения учащимися литературы как учебного предмета являются не только сокращение учебных часов в неделю и перегруженная учебная программа, но и нежелание читать вообще. В таких условиях необходимо применять герменевтический подход и кластерные технологии.

I этап. Работа с текстом до чтения.

Цель этой работы - развитие читательской антипации. На этом этапе можно использовать прием «Прогнозирование».

- Рассмотрите иллюстрации к произведению и названия произведений. Как вы думаете, о чём текст («Кавказский пленник»,  «Тёплый хлеб»)?

При самостоятельном чтении этап антипации сохраняется:

- Какими были ваши ожидания?

- Какие вопросы до чтения у вас возникли?

- На что обратили внимание перед чтением и почему?

Помимо этого можно предложить учащимся вспомнить, какие произведения данного автора уже изучались ранее, создать презентацию или устное сообщение по творческой биографии писателя или поэта. После выступления в классе учащиеся задают вопросы докладчику на понимание, добавляют интересные факты, уточняют выступление докладчика.

Интересной может быть работа по осмыслению названия произведения. Например, почему рассказ А. Солженицына о судьбе русской крестьянки называется «Матренин двор». Учащиеся определяют, что имя Матрена – старинное крестьянское имя, поэтому образ героини может иметь фольклорные черты; имя вызывает ассоциации с именем героини поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», Матреной Тимофеевной Корчагиной, а значит, возможно, у героинь похожие судьбы, есть портретное сходство.

        Эпиграф настраивает читателя на дальнейшее восприятие текста, заостряет внимание на проблеме, поставленной автором. В произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» эпиграфы предваряют не только весь текст, но и каждую главу, поэтому следует рассматривать каждый из эпиграфов, так как они, по мнению учащихся, помогают выделить основные черты героя.

        По названию произведений возможно выстраивание ассоциативного ряда. Например, в каких еще произведениях, кроме поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин», имя героя становится заглавным. Учащиеся вспомнят  Дубровского, Тараса Бульбу и пр. Подобные размышления одновременно носят повторительный характер, необходимый для подготовки к экзамену.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

Цель этого этапа - понимание текста и создание его читательской интерпретации.

В среднем звене можно использовать такие приемы, как чтение в «кружок»; чтение про себя с вопросами; чтение про себя с остановками; чтение про себя с пометками.

Один из эффективных приемов - чтение про себя с вопросами. Его цель - научить читать текст вдумчиво, задавая вопросы.

Читаем первый абзац про себя. Работаем в паре: один задаёт вопросы, другой отвечает.

Читаем второй абзац, меняемся ролями.

При изучении произведений целесообразно строить цитатные планы отдельных частей.

III этап. Работа после прочтения текста.

Цель этого этапа - корректировка читательской интерпретации авторским смыслом. Здесь возможны такие приемы, как постановка концептуального вопроса к тексту как понимание авторского замысла; рассказ о писателе (соотнесение информации с тем представлением о личности автора, которое сложилось у ребёнка в процессе чтения);

повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации (Какой фрагмент проиллюстрирован, точен ли художник в деталях, совпадает ли его видение с вашим?); выполнение творческих заданий.

        Кластер – способ графической организации материала - успешно может быть использован после прочтения произведения. Например, при изучении лирических произведений составить синквейн (5 строк) о личностном восприятии текста, найти существительные, отражающие суть темы, несколько прилагательных, отражающих признаки темы, глаголов, отражающих функции темы и т.п.

Этапы работы при создании кластера:

-анализ материала, выявление основных понятий;

-исключение материала, не отвечающего задаче раскрытия именно данной темы;

-отражение связей между понятиями – использование стрелок, рисунков и пр.

        Важную роль играет подбор творческих заданий после прочтения текста. Это могут быть не только устные или письменные сочинения в стиле традиционной литературно-критической статьи, но и эссе в виде ответов на проблемные вопросы: « Что значит быть счастливым?»

        Таким образом, организация смыслового чтения требует применения традиционных и инновационных методов и приемов.

Без вычитывания этих информаций невозможно правильно понять текст. На начальном этапе работы с текстом, на этапе его осмысления необходимо использовать различные приемы маркировки текста значками по ходу чтения для эффективного чтения и размышления. Во время чтения ученики ставят на полях значки:

v – уже знал;

+ - новая информация, знание;

- - думал иначе;

? – есть вопросы.

Такая маркировка помогает удерживать внимание на протяжении всего чтения, дает возможность опираться на собственный опыт и знания. Такая работа с текстом возможна, если текст научного стиля, например, если это критическая статья, теоретический материал, параграф из учебника.

Прием «Верные и неверные утверждения» можно использовать при изучении не только лингвистического материала. Учитель предлагает учащимся ряд утверждений по еще не изученной теме, учащиеся выбирают те, которые, по их мнению, соответствуют действительности. Затем обосновывают свое мнение. После знакомства с материалом, ученики возвращаются к данным утверждениям и оценивают достоверность своих выборов.

        Широко известен и применяется активно на любой из фаз урока прием «Толстые и тонкие вопросы». «Тонкие» вопросы репродуктивного плана, а вопросы, требующие размышления, - «толстые». После прочтения текста ученики, объединившись в группы, составляют несколько вопросов. Заданные вопросы являются для учителя способом диагностики знаний ученика, так как они демонстрируют уровень погружения в текст, умение анализировать.

        Прием, в основе которого заложены различные типы вопросов, -

«Ромашка вопросов Блума» - может применяться на уроках работы с текстом. Ромашка состоит из 6 лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса:

1. Простые вопросы, отвечая на которые нужно воспроизвести какие-то факты, имена героев, название места, которые описаны в произведении.

2. Уточняющие вопросы:

- То есть, ты говоришь, что…

- Если я правильно понял, то…

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно они начинаются со слова почему?

4. Творческие вопросы содержат частицу бы. (Что изменилось бы, если бы Дубровский и Троекуров помирились?)

5. Оценочные вопросы, направленные на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. (Как вы относитесь к позиции героя, автора?)

6. Практические вопросы обычно направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Они возможны при анализе стихотворного текста (Есть ли авторские неологизмы в стихотворении В. Маяковского? Приведите примеры).

Систематизации знаний по теме на уроках литературы способствует прием «Тематический алфавит». Заранее подготовленная таблица раздается каждому ученику. В каждой клетке таблицы проставлена буква алфавита, на которую ученик напишет слова-термины, понятия, словосочетания. Например, по средствам художественной выразительности.

        Таким образом, приемы и методы технологии смыслового чтения сегодня актуальны и востребованы, с их помощью на уроках литературы учитель формирует способность не просто пересказывать текст, но и выражать отношение к прочитанному, давать оценку той информации, которую он получил, оценивать героев произведения. Школьники получают возможность вступать в диалог с автором текста, спорить с ним или соглашаться с его мнением. С этой целью можно предложить обучающимся участвовать в  дискуссиях, составлять характеристику героев,     аннотации к любимым произведениям, совместно  обсуждать поставленные автором проблемы. Через книгу школьник воспринимает различные модели поведения, учится добиваться своей цели, решать конфликты, которые могут быть в различных жизненных ситуациях.

        Смысловое чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных ФГОС, и методы и приемы смыслового чтения должны стать частью системы работы педагогов.