Урок по литературе "Зимнее утро"
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Урок был проведен в 6б классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
на тему «Поэтический анализ стихотворения
А.С. Пушкина «Зимнее утро»
Предмет: Литература
Класс: 6Б
Тема урока: А. С. Пушкин «Зимнее утро».
Цели урока:
∙ подготовить детей к выразительному чтению лирического
стихотворения;
∙ способствовать обогащению словарного запаса детей, наблюдать за
выразительными средствами языка;
∙ отрабатывать дикцию и выразительность чтения;
Задачи:
Направленные на достижение личностных результатов обучения:
- воспитание чувства любви к русской поэзии, родной природе, родному краю;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения.
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- овладение способностью принимать и сохранять учебную задачу;
- формировать умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- освоение форм познавательной и личностной рефлексии;
- формирование умения слушать и слышать, ясно и четко излагать свою точку зрения, распределять роли в парах, группах и выполнять соответственно ролям и функциям;
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
-повторить изученные поэтические произведения. Развивать навыки работы с текстами стихотворений, выразительность, правильность, осмысленность чтения.
Оборудование урока (создание подготовленной информационно-образовательной среды):
учебник, тетрадь, толковый словарь, проектор.
СОДЕРЖАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА И УЧАЩИХСЯ
Формируемые УУД
- Самоопределение к деятельности
Проводит разминку, мотивирует на урок, побуждает к активной деятельности.
Вступают в диалог с учителем, настраиваются на урок
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать рассуждать,
Можем мы урок начать!
Коммуникативные, Регулятивные
- Актуализация знаний
Слово учителя.
Ребята, сегодня у нас на уроке необычный гость. Это Александр Сергеевич Пушкин. Природа щедро наградила Пушкина многим талантами. Много поколений россиян знают наизусть его прекраснейшие творения: стихотворения «Зимний вечер», «Во глубине сибирских руд…», «К Чаадаеву», повесть «Капитанская дочка» (8 класс), роман «Дубровский» (6 класс), роман в стихах «Евгений Онегин», «Повести Белкина» и др. Очень много произведений обрели бессмертие, они стали шедеврами не только в русской, но и в мировой литературе.
А теперь викторина по произведениям (Команда, ответившая правильно, награждается жетончиками, т.е. будут между собой соревноваться. Каждая команда получает 2 вопроса).
А.С. Пушкина (работа в рядах)
- Что могло делать зеркало в произведении «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»? («Свойство зеркальце имело: Говорить оно умело».)
- С какими словами обращалась царица к волшебному зеркальцу?
(«Свет мой зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»)
- Кого расспрашивал о своей невесте королевич Елисей? (Солнце, месяц, ветер.)
- Как начинает А.С. Пушкин «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди»? («Три девицы под окном Пряли поздно вечерком».)
- С какими словами обращался старик к рыбке? («Смилуйся, государыня рыбка!»)
- Как звали царей в сказках А.С. Пушкина? (Дадон и Салтан.)
А теперь! Закройте глаза, представьте себе, что сегодня выходной день, не надо идти в школу, вы можете спать, сколько захочется. И вот вы наслаждаетесь тем, что не надо никуда торопиться. Но около 10 часов начинаете ощущать, что вас что-то разбудило. Вы открываете глаза и тут же закрываете их снова: ослепительный солнечный луч пробился между шторами и светит вам прямо в лицо. Вы встаете, подходите к окну, пошире раздвигаете шторы и… Что же вы видите там, за окном? Во дворе?
Задание. Запишите слова, передающие ваши впечатления при виде морозного зимнего утра.
(Беседа, диалог)
Учитель: Хорошо. Как вы думаете, какая сегодняшняя тема нашего урока?
- Выход на тему,
постановка учебных задач с детьми
Учитель побуждает учащихся к определению темы урока, принятию учебных задач.
Формулируют тему и задачи урока.
А.С.Пушкин. «Зимнее утро». Поэтический анализ стихотворения.
Личностные (самоопределение к учебной познавательной деятельности), Регулятивные (целеполагание, планирование,
оценка),
Коммуникативные (умение слушать и слышать)
Словарная работа
В тетрадях записывают
Нега – наслаждение (устар.)
Взор – взгляд, но в тексте – глаза (устар.)
Вечор – вчера (диал.)
Нынче – сейчас (устар.)
Озарена – освещена (устар.)
Велеть – приказать (устар.)
Запречь – запрячь, запрягать (диал.)
Предадимся – отдадимся (устар.)
Учитель: Какой раздел науки изучает слова, словарный состав слова?
(Лексикология)
Учитель: Что такое диалектизмы, устаревшие слова?
Почему Пушкин использует в своем стихотворении диалектизмы?
Учитель: Что такое синонимы?
Работа в команде: подобрать синонимы к словам лучистый, живописный, печальный, красочный, мрачный, чудесный.
Лучистый - светящийся
- ослепительный, ярчайший
- ослепительный, ярок, яркий, светлый, сверкающий, красивый, ясный, блестящий, розовый
- ослепительный, ярок, яркий, искристый, сверкающий, радужный, блестящий, многоцветный, разноцветный, розовый.
- Живописный - выпуклый, выразительный, декоративный, живой, картинный.
- Печальный - Безотрадный, безрассветный, горестный, горький, грустный, жалкий, жалобный, жалостный, мрачный, плачевный, скорбный, прискорбный; безутешный, огорченный, опечаленный, пасмурный, понурый, сумрачный, сокрушенный, тоскливый, траурный, угрюмый, унылый, приунылый, задумчивый, меланхолический; пессимист.
- Красочный - живописный, великолепный, броский, колоритный.
- Мрачный - угрюмый, сумрачный, безрадостный, унылый, неприветливый.
- Чудесный - дивный, волшебный, сказочный, дивный, чудный.
Фонохрестоматия. Слушаем актерское чтение.
Учитель: Какое настроение передает актер при чтении стихотворения?
(Ответы детей)
Прислушайтесь, как звучит начало и конец стихотворения. Проследите интонацию строф. Меняется ли настроение?
Работа с текстом.
(Анализ стихотворения)
-Стихотворение начинается восторженно. Мысленному взору открывается чудесная картина: блестящий снег переливается всеми цветами радуги, ярко– голубое небо, морозный воздух. Кажется, весь мир наполнен радостью.
– Сохраняется ли такое настроение в финале стихотворения?
Учитель: Назовите контрастные образы?
Мороз и солнце
- Подберите однокоренные слова-существительные к слову МОРОЗ (морозец, морозище, изморозь, морозилка, мороженщик, мороженщица, за́морозки, заморозка). Выделить в них корни, указать чередующиеся согласные в корнях слов.
Учитель: Какие ассоциации появляются при слове МОРОЗ.
(холод, холодище, морозный, суровый).
Составить предложения со словом МОРОЗ.
(Наступила снежная, суровая зима)
Учитель: Как вы думаете, что символизирует слово СОЛНЦЕ?
(Ответы детей)
СОЛНЦЕ – символ созидательной энергии, символ королевского величия
Составить предложения со словом СОЛНЦЕ.
(Солнце уже заходило, и его лучи проникали сквозь рощу, светились на стволах).
Учитель: Какая орфограмма есть в слове СОЛНЦЕ?
(Непроизносимый согласный «Л». Подберите проверочное слово: СОЛНЦЕ - СОЛНЫШКО).
Учитель: Согласны ли вы с тем, что стихотворение является гимном родной природе, солнечному зимнему дню и радостному настроению поэта?
Учитель: Родная природа. Какой смысл содержит это словосочетание? А вы любите родную природу? Почему?
(Ответы детей)
Учитель: Какую роль играет в стихотворении строфа, рассказывающая о вечерней вьюге? Объясните значение выражения «Вьюга злилась». Как называется такой троп? (Олицетворение). Дать определение олицетворению с примерами.
Учитель: В первой строфе у автора МОРОЗНОЕ УТРО, а во второй строфе уже ВЕЧЕР. В стихотворении поэт использовал приём противопоставления картин. Такой приём называется антитезой. Антитеза – резкое противопоставление образов для мысли и чувства.
Учитель: Найдите в третьей строфе слова, которые означают разные цвета.
Небо – означает голубой цвет, цвет лазури;
Солнце – желтый, яркий;
Лес – в зимнее время приобретает черный цвет (Лес чернеет);
Ель – зеленый;
Речка – прозрачный.
Учитель: В четвертой строфе тоже вдруг резкое противопоставление.
Зима - холодная красавица, не может пробудиться к жизни. А поэт стремится к теплу огня, к радости жизни.
Учитель: Назовите слова, противоположные по эмоциональному звучанию? Веселому треску печки противопоставлена неподвижность лежанки.
Учитель: Что такое лежанка? (Кровать)
Энергия огня противопоставлена инертности быта.
Учитель: Каким словом связаны 3 и 4 строфы? Найдите однокоренные слова? (блеск) Блестя, блестит.
Учитель: Прочитайте выразительно вторую строфу, найдите контрастные образы.
Вьюга злилась, мгла носилась, луна желтела – ты сидела.
Внутри строфы возникает контраст между кружением вьюги и печальным оцепенением героини.
Учитель: Какие художественные средства (эпитеты, сравнения) помогают Пушкину рассказать о морозном утре?
Эпитет – художественное, выразительное определение.
Например: Мутное небо, мрачные тучи, голубые небеса, великолепные ковры, прозрачный лес, блестящий лед, янтарный блеск, весёлый треск, пустые поля.
Сравнение – уподобление одного предмета другому.
Например: Луна, как бледное пятно.
Совершенствуем свою речь
Учитель: Как вы понимаете слова и строки из стихотворения:
-«друг прелестный». Кому обращается поэт? Лирический герой - красавица
-«открой сомкнуты негой взоры» (Такова красавица. Она по-другому воспринимает окружающий мир, дремота, нега– ее состояние, даже теперь, когда жизнь наполнена красками и радостью. Холодность красавицы печалит поэта, возвращает к воспоминаниям о ненастном вечере.)
-«луна, как бледное пятно»
«прозрачный лес один чернеет, и речка подо льдом блестит» (Жизнь природы не остановилась, она лишь затаилась на время, чтобы с первым теплом обнаружить себя с новой силой)
-«предадимся бегу»
Творческое задание
Учитель: Постарайтесь создать небольшие устные сочинения «Вьюга злилась», «Морозное солнечное утро». Попробуйте в своей речи использовать выразительные средства языка, которые встречаются в стихотворении Пушкина.
Подведение итогов
Учитель: Основная тема: Ведущей темой является непосредственно тема зимнего утра, тема красоты русской природы зимой.
Идея: А.С. Пушкин стремился в своем стихотворении «Зимнее утро» показать красоту русской зимы, её величие и силу, которые порождают радостное настроение в душе читателя. В жизни есть гармония, и поэтому она прекрасна. Это сразу понимаешь, читая стихотворение «Зимнее утро». День чудесен благодаря гармоничному существованию мороза и солнечного тепла. Невозможно в полной мере насладиться радостным солнечным утром, если в твоей жизни никогда не было мрачного вечера.
Учитель считает полученные жетончики.
Регулятивные (самооценка),
Домашнее задание
Нарисовать иллюстрации к стихотворению.
Прогнозируемый результат: Учащиеся в ходе урока повторяют изученные поэтические произведения А.С.Пушкина. Развивают навыки работы с текстом стихотворения, выразительность, правильность чтения.
Учащиеся будут учиться:
Овладевать способностью принимать и сохранять учебную задачу;
планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
работать с информацией, овладевать операциями мышления (анализ, синтез, классификация, группировка);
слушать и слышать, ясно и четко излагать свою точку зрения, распределять роли в парах, и выполнять задание соответственно ролям и функциям.
- Что могло делать зеркало в произведении «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»?
- С какими словами обращалась царица к волшебному зеркальцу?
- Кого расспрашивал о своей невесте королевич Елисей?
- Как начинает А.С. Пушкин «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди»?
- С какими словами обращался старик к рыбке?
- Как звали царей в сказках А.С. Пушкина?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока и презентация по развитию речи в 6 классе по теме: "Сочинение по картине И.И. Шишкина "Утро в сосновом бору"
Разрабатка урока и презентация по теме: "Урок развития речи по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом бору"....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/16/picture-33125-1353080858.jpg)
Конспект урока по литературе для 5 класса по теме "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро""
Представлен конспект урока литературы в 5 классе по теме "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро"" по программе Г.С. Меркина...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/04/picture-25330-1391528162.jpg)
Урок открытых мыслей (внеклассное чтение по стихотворению Д. Кугультинова "Смерть сайгака, или расстрелянное утро"
Урок открытых мыслей посвящен очень важной для нашего региона теме - сохранению древнейшего уникального животного, проживающего в степях Калмыкии. Он построен на стихотворении известного п...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/02/picture-44680.jpg)
Урок по русскому языку «Подготовка к описанию картины Т.Н. Яблонской «Утро».
урок поможет качественно подготовиться к написанию сочинения по известной картине Т.Н.Яблонской "Утро"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/31/picture-192840-1359624659.jpg)
Поэтическое наследие И.С.Тургенева. Триптих «Вариации» /анализ стихотворения И.С.Тургенева «Утро туманное, утро седое…» («В дороге»)/
Цель урока: – познакомить обучающихся с поэтическим наследием И.С.Тургенева– выявить основн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/19/picture-205800-1361257606.jpg)
Презентация к уроку "С добрым утром" 5 класс
Данная презентация предназначена для урока обществознания в 5 классе по ФГОС....