Урок литературы в 6 классе "Драгоценные сказы Бажова"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Бондарева Яна Владимировна

Урок знакомит с жизнью и творческим наследием Бажова; содержит материал для освоения жанровых особенностей сказа,  изучения сборника "Малахитовая шкатулка", а также для подробного  анализа произведения "Медной горы Хозяйка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок литературы по сказам Бажова59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Драгоценные сказы Бажова

Вступление. 

Перед вами – волшебная шкатулка. В старину в ней хранили  драгоценности, памятные письма. Этот предмет составлял семейную ценность. А что же находится в нашей шкатулке?

Дети Сказы Бажова.

Учитель Сказы, каждый из которых –  маленькая драгоценность, уникальное  сокровище. Давайте их вспомним и назовём.

Дети «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Хозяйка медной горы», «Синюшкин колодец», «Серебряное копытце»…(Из шкатулки появляются иллюстрации к сказам с их названиями).

Учитель Создал эти замечательные произведения писатель Павел Петрович Бажов. Тема нашего урока – Драгоценные сказы Бажова.

Какое слово в названии темы необычно для вас и почему?

О чём будем размышлять на уроке?

Взгляните на доску: перед вами фотографии удивительно красивых мест России. Узнаёте ли вы их? Как связаны эти пейзажи с темой нашего урока? Для чего нам предстоит отправиться в воображаемое путешествие на Урал?

Предполагаемые цели урока. 

Познакомиться с жизнью и творчеством  писателя Павла Петровича Бажова; узнать интересное об Урале, его богатствах, а также легендах и преданиях этого края, о том, как там жили люди в старину. Узнать об уральских самоцветах.

Выяснить, что такое сказ. Узнать новые необычные слова, которые в сказах встречаются. Понять, чему учат нас сказы Бажова и  почему мы называем их драгоценными.

Презентация «Урал – родина  Бажова». Жизнь и творческое наследие писателя

1. Бажов – уральский кудесник

Павла Петровича Бажова по праву называют «уральским кудесником». Здесь, на Урале, он родился и жил. Герои его книг –  люди уральского края – труженики, умельцы. Благодаря Бажову стали известны имена многих мастеров. Сюжеты произведений напрямую связаны со старинными легендами и былями этих мест.

2, 3. Прекрасные пейзажи Урала

Людмила Татьяничева

« Урал».

Когда говорят о России,

Я вижу свой синий Урал.

Как девочки,

Сосны босые

Сбегают с заснеженных скал.

В лугах,

На ковровых просторах,

Среди плодоносных полей,

Лежат голубые озёра

Осколками древних морей.

Богаче, чем краски рассвета,

Светлее, чем звёздный узор,

Земные огни самоцветов

В торжественном сумраке гор.

Я сердцем всё это вбирала,

Свой край, полюбив навсегда,

Но главная сила Урала –

В чудесном искусстве труда…

4. Урал на карте России

 Самое первое название Урала – Камень.  Вот уже почти три столетия он так многое значит в судьбе  России!

 В древности Уральские горы именовали «поясом». Словно поясок по талии, Уральские горы охватывают могучее «тело» России.  Горы эти берут своё начало   на юге  и оканчиваются в тундре.  Здесь бассейн рек Кама, Урал, Тобол, Исеть, Тавда, Белая.

 Когда здесь появились люди? В глубоких пещерах находят следы  их проживания 25 -40 тысяч лет  назад. Здесь появились  вогулы, остяки, башкиры. Позднее -  китайцы, финны,  угры, персы, арабы, скифы, тюркские племена. Русские пришли в эти края в 11 веке. Это были новгородские дружины, искавшие новые торговые пути.  Были открыты месторождения соли Соль Камская. С 16 в. началось освоение Урала. В 17 веке купцы – промышленники Строгановы, а в 18в. Демидовы развернули здесь широкую предпринимательскую деятельность, стали создавать металлургические предприятия. Мировую славу Уралу принесли его минеральные ресурсы. Здесь обнаружено более 5 тыс. минералов и 15 тыс. месторождений. Здесь выплавлялись  чёрные металлы, медь. Здесь действует 200 заводов, приисков, добывают уголь, нефть. Кроме этого были открыты месторождения поделочных  и драгоценных камней: яшмы, мрамора, змеевика,  амазонита,   авантюрина,  родонита,  малахита. С начала 19 века добывается золото и платиновые россыпи.

«Золота этого…..Кразелитов… Меди…Полно было.  Бери  сколько  хочешь.  Ну, только стары люди к этому не свычны были. На что им? Кразелитами хоть ребятишки играли, а в золоте никто и вовсе толку не знал. Крупинки жёлтенькие и песок, а куда их? (Из сказа П.П.Бажова «Дорогое имечко»).

Урал –  шкатулка с драгоценностями. На Урале сокровища Земли «упакованы» так плотно, как нигде больше. На Урале был найден самый первый российский алмаз и самый большой российский изумруд (XIX век).

Традиционно считается, что первую в мире паровую машину придумал англичанин Уатт (запатентована в 1784 году). Но двадцатью (!) годами раньше ее создал уралец, уроженец Екатеринбурга Иван Иванович Ползунов (1728–1766). Ее использовали на заводе для плавки металла. Потом имя изобретателя забыли, машину забросили...

Отец и сын Черепановы, крепостные Демидовых, изобрели первый российский паровоз в 1833 году. У них было много изобретений – паровые подъемники и воздуходувки, прокатные станы и машины для промывки золота. За это мастера получили самую дорогую награду – вольную. Так что первая железная дорога в России была построена крепостными механиками Черепановыми. Кстати, первый русский трактор тоже увидел свет на Урале – его сделал племянник Ефима Черепанова Аммос, и назывался он «паровой слон».

Вот такая земля уральская. Много в ней сокровищ – руды, золото, самоцветы... А главное богатство – ЛЮДИ!

5. Сысерть – город детства писателя

Мудрец и сказочник

Павел Петрович Бажов

(1879-1950 г.г.)

                                                 

          Павел Петрович Бажов родился и прожил жизнь на Урале. Его детство прошло в городке Сысерти, недалеко от Екатеринбурга. Отец его в ту пору был горнозаводским мастером, мать - искусной кружевницей. Павел рано начал сознавать себя ответственным членом семьи: пойти на рыбалку значило «добыть на ушку, а то и на две», сходить в лес - принести ягод и грибов.

           

6. Мудрец и сказочник

Павел Петрович Бажов

(1879-1950 г.г.)

Образование будущий писатель получил благодаря  ветеринарному врачу, который уговорил родителей отправить мальчика учиться. Учился П. П. Бажов в Екатеринбургском духовном училище, а потом в Пермской семинарии. В эти учебные заведения обычно принижали детей духовенства, но делали иногда исключение и для «мирских». После окончания семинарии в 1899 году Павел мечтал продолжить свое образование в университете, но из-за политической неблагонадежности ему было отказано в приеме в Томский университет.

           В двадцать лет Бажов начал работать учителем русского языка и литературы сначала в глухой деревне Шайдурихе, а затем в Екатеринбурге и Камышлове. В летние месяцы он много путешествовал по Уралу, приглядывался к окружающей жизни, беседовал с рабочими, записывал их меткие слова, разговоры, рассказы. Богатый запас жизненных впечатлений, образцов народной речи очень помог ему в дальнейшем в писательском труде.

           С начала революции он ушел на работу общественных организаций, в 1918 году вступил добровольцем в Красную Армию, принимал участие в боевых операциях на Уральском фронте.

           В 1923-1929 годах Бажов жил в Свердловске и работал в редакции "Крестьянской газеты", выступая на ее страницах с очерками о старом заводском быте, о гражданской войне. В1936 году в одном из журналов были опубликованы его первые сказы. Их успех побудил Бажова продолжить работу. Так он нашел себя как писатель.

7. Сборник «Малахитовая шкатулка»

В1939 году вышло самое знаменитое произведение Бажова - сборник сказов "Малахитовая шкатулка", за которую писатель получил Государственную премию. В дальнейшем Бажов пополнял эту книгу новыми сказами.

 Вопрос: Как вы думаете, почему Бажов дал именно такое название своему сборнику? Что такое малахит и для чего он использовался сначала?

Малахит - этот минерал хорошо известен как ювелирный и поделочный камень: изумрудный и темно-зеленый малахит, названный так из-за сходства своего цвета с листьями  мальвы (по-гречески “малахэ”). Интересно, что уральский малахит, красота которого воспета П.Бажовым в “Малахитовой шкатулке” и который известен как один из ценнейших поделочных камней, на первых порах после открытия его месторождений на Урале в 1635 году, использовался лишь в качестве медной руды.     А сейчас это один из ценных поделочных камней, изделия из него ценятся во всём мире. Давайте посмотрим, что можно сделать руками человеческими из малахита. (Показ слайдов изделий из малахита)

           В годы Отечественной войны Бажов принимает на себя заботы не только о свердловских писателях, но и о писателях, эвакуированных из разных городов Союза. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 февраля 1944 года П.П. Бажов был награжден орденом Ленина.

           После войны зрение писателя стало резко слабеть, но он продолжал и редакторскую работу, и собирание, и творческое использование фольклора. В 1946 году Бажов был избран депутатом Верховного Совета.

           В начале декабря 1950 года П.П. Бажов скончался в Москве. Похоронен он в Екатеринбурге.

П.П.Бажов родился в 1879 году на Урале. Его детство прошло в городе Сысерти и на Полевском заводе, входившем в Сысертский горный округ, что в 70 километрах от Екатеринбурга. Отец, Петр Васильевич, его в ту пору был рабочим. Независимый характер отца, за острый язык получившего прозвище сверло, был причиной недовольства им со стороны заводского начальства. За обличение несправедливых порядков его не раз переводили с одного завода на другой, а иногда и увольняли с работы. Однако заводчики не могли обойтись без опытного мастера и снова принимали его в цех.

Мать, Августа Степановна, была искусной кружевницей. Еще в детском возрасте она была отдана в мастерскую-“рукодельню”, где научилась искусству плетения кружев и вязания чулок. Природа наградила ее добрым и мягким характером.

Семья была дружная и трудовая. “Единственного ребенка хотя и не баловали – это, как видно, не было принято в заводской семье, - но окружали любовью. Игры, рыбная ловля, походы за грибами и ягодами, сказки, лес, как дом, пруды и речки, как друзья и помощники. Окружали отца в детстве”, - вспоминает его дочь Ариадна.

Дома Бажов слушал рассказы отца, бабушки о былой жизни, о труде рабочих и искусстве уральских камнерезов. В Сысерти были хорошие рассказчики – знатоки прошлого А.Е.Клюква И.П.Короб. Но самым лучшим и любимым у детворы рассказчиком был старый горняк Василий Алексеевич Хмелинин. Он работал сторожем дровяных складов при заводе, и у его сторожки на Думной горе собирались ребятишки послушать интересные истории. В то время Хмелинину уже шел восьмой десяток. Старик еще бодро держался, бойко шаркал ногами в подшитых валенках, не без задора вскидывал клинышек седой бороды, но все же чувствовал, что доживал последние годы. Время высушило его, ссутулило, снизило и без того невысокий рост, но все еще не могло потушить веселых искорок в глазах”, - писал Бажов.

В.А.Хмелинин рассказывал ребятишкам о Гумёшевском руднике, его истории, хозяевах, загадочных происшествиях, о “тайной силе”, о девке Азовке, ящерках и других чудесных помощниках горняков и камнерезов.

Рассказчик часто обращался к слушателям и приговаривал: “Слыш-ко”. Так и прозвали старого горняка дедушкой Слышко. Когда мы читаем сказы Бажова, то словно бы слышим добрый, чуть насмешливый голос и видим живую улыбку дедушки Слышко.

Так как Бажов был единственным ребенком в семье, родители смогли собрать денег, чтобы дать ему образование. В своей автобиографии Павел Бажов писал: “Я имел возможность получить образование. Отдали меня в духовную школу, где плата за право обучения была значительно ниже против гимназии, не требовалось форменной одежды, и была система общежитий, в которых содержание было гораздо дешевле, чем на частных квартирах”. Он учился в Екатеринбургском духовном училище, а затем в Пермской семинарии. Студенты очень гордились, что в стенах их семинарии учились и получили дипломы писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк и изобретатель радио А.С.Попов. Духовная карьера вовсе не привлекала двадцатилетнего юношу, и он отказался от лестного предложения служить в церкви.

После учебы Бажов почти двадцать лет работал учителем русского языка, собирая все эти годы по селам и деревням фольклорный материал. В годы гражданской войны он сражался в крестьянских партизанских отрядах против белой армии на Урале, в Сибири и на Алтае. После войны он начал работать редактором газеты. В 1936 году, когда Бажову самому было уже пятьдесят семь лет, в журнале “Красная новь” были опубликованы первые сказы Бажова. Успех этих сказов побудил Бажова продолжить работу. С этого момента и до конца жизни Бажов посвящает себя работе над книгой “Малахитовая шкатулка”. Эта книга, действительно, как шкатулка: в нее один за другим писатель складывал все новые и новые сказы о нелегкой жизни и удивительном труде горняков и камнерезов, мастеров по обработке камня - и открывает ее сказ “Медной горы Хозяйка”, затем “Каменный цветок”, “Серебряное копытце”, “Синюшкин колодец”, “Две ящерки” и другие сказы.

По страницам любимых сказов

Давайте сейчас приоткроем эту шкатулку и полюбуемся её драгоценностями, полистаем страницы любимых сказов…

8. «Серебряное копытце»

  1. Угадайте название произведения.

«Хотела спать ложиться, вдруг по стенке топоток прошёл. Испугалась Дарёнка, а топоток по другой стене, потом по той, где окошечко, потом где дверка, а там и сверху запостукивало. Не громко, будто кто лёгенький да быстрый ходит». («Серебряное копытце»)

- Зачем Кокованя охотился за волшебным животным? Хотел ли он обогатиться?

  (Мне посмотреть охота, в котором месте он правой предней ножкой топнет… В каком месте топнет этим копытцем, там и появится дорогой камень.., а где ножкой бить станет – там груда дорогих камней.» Приобретение богатства не было его главной целью.)

  1. В том же сказе упоминаются камешки, которые Серебряное копытце выстукивал: «А по тем покосным лужкам, где козёл скакал, люди камешки находить стали. Зелёненькие больше». Что это за камешки? Что вы о них знаете?(Хризолиты)

- Что принесла героям встреча с Серебряным копытцем? Стали они счастливее?

( «Только к утру-то снег большой выпал. Все камни и засыпало. Перегребали потом снег-то, да ничего не нашли. Ну, им и того хватило, сколько Кокованя в шапку нагрёб». Камешки – символ достатка, роскошь. А добрым людям, которые своим трудом живут,  богатства много и не нужно, главное их счасье с ними – это  жизнь в мире и согласии.)

9. «Синюшкин колодец»

  1. В каком произведении даётся такое наставление: «Ходи веселенько, работай крутенько, и на соломке не худо поспишь, сладкий сон увидишь. Как худых думок в голове держать не станешь, так и всё у тебя ладно пойдёт, гладко покатится»? Вспомните имена героев.(Илье так говорила бабка Лукерья в сказе «Синюшкин колодец»)
  2. Кому, согласно легенде, даёт богатство Синюшка? («Из земельного богатства, сказывают, одно чисто да крепко. Это когда бабка Синюшка красной девкой обернётся да сама своими рученьками человеку подаст. А даёт Синюшка богатство гораздому, да удалому, да простой душе. Больше никому.»)
  3. За какие качества Синюшка наградила Илью? (За трудолюбие, за првдивость и отсутствие жадности. От барина откупился, на волю вышел, дом себе хороший построил, а Синюшка обернулась прекрасной девицей)

10. Мудрость, сказов.

 Какие человеческие качества, согласно народным представлениям, ценятся в человеке? (Трудолюбие, отсутствие жадности, умеренность, честность, умение видеть красоту).

Слово учителя Сказы Павла Петровича Бажова – увлекательные, полные таинственных событий, вместе с тем весьма поучительны. Они являют собой кладезь народной мудрости. Обратимся для более детельного анализа к сказу «Медной горы Хозяйка»

11. Анализ сказа «Медной горы Хозяйка»

  1. Словарная работа.

     Парун – жаркий день после дождя

     Робить – работать

    Королёк – самородная медь с кристаллами

   Изроблённый – отработавший своё, уставший от тяжёлого труда

   Завсе – постоянно

   Артуть-девка – подвижная, как ртуть

   Незнатко – незаметно

   Стало забедно – обидно

   Хезнул – ослабел

   Душной –

   Каёлка – инструмент для отбивания руды

  Вода долить приняла – стала одолевать

Известно, какое время было, - крепость, то есть крепостное право, рабочие заводов были крепостными, являлись собственностью хозяев-заводчиков.

Пересказ фрагмента.

-Где происходитят действия?

-Как жилось горным мастерам? (Жизнь молодая прошла в непосильном труде. От рассвета до заката. Герой работал в горе, не видя солнечного света, вдыхая малахитовую пыль вместо свежего воздуха.)

-Чем необычна была встреча Степана и малахитницы?

- Чем примечателен портрет Хозяйки? Что необычно в её поведении? Как в её облике сочетаются реальнве и фантастические черты? Что Хозяйка олицетворяет собой? Подвижная. Любит над человеком мудровать. Любит устраивать испытания. Мудра и проницательна. Бесчкестных да корыстных сурово наказываетберёт под своё покровительство трудолюбивых, честных.Душа у неё не каменная, а живая!)

Инсценировка отрывка.

- Почему Степан решил выполнить волю Хозяйки?

  1. Сообщение о легендах Урала
  2. Работа в парах

Сказ Что такое сказы?

Из словарей:

1. Сказ - специфическая по своей интонации и стилю форма изложения фольклорных произведений; отсюда под С. разумеют такой характер изложения в литературных произведениях, который воспроизводит речь произведений устной словесности, а в более широком смысле — устную речь вообще и даже необычные формы письменной речи. (Литературная энциклопедия)

2.Сказ - вид литературно-художественного повествования, построенного как рассказ лица, позиция и речевая манера которого отличны от точки зрения и стиля самого автора. Столкновение и взаимодействие этих смысловых и речевых позиций лежит в основе художественного эффекта С. Речь рассказчика в С. (реального или подразумеваемого) выходит за пределы письменно-литературной нормы данного времени. (БСЭ)

Заключение

Произведения Бажова в музыке, живописи, скульптуре. Шоколад «Сказки Бажова».

Просмотр мультфильмов

Рефлексия

1.Какие из пословиц соответствуют содержанию сказа?

2. Чтобы камешки стали драгоценными, напишите о добрых делах…

3. Граф-схема в тетради по материалам урока

4. Составьте высказывание по шаблону

5. Выполните итоговые задания по тексту.

Приложение №2.  Драгоценные  и   поделочные камни.

Шаманы, колдуны первыми стали обращать внимание на связь человека с камнем.  Влияние алмаза так значительно, что может изменить  не только судьбу человека, но и его близких. Современные учёные установили, что  возникает энергетический  обмен между камнем и человеком.  «Известно немало примеров, когда камни  захватывали душу человека, уводя его от реальной жизни  в мир  грёз (как тут не вспомнить сказ Павла Бажова «Медной горы хозяйка»!)»3  

 

Гранат – талисман воинов, останавливает кровотечение, рассеивает чёрные мысли. На Руси считалось, что он «радость и честь умножает… , от губительного поветрия  морового сохраняет».4

 Радонит  - поделочный камень, по легенде привлекает орлов, чёрные прожилки на срезе создают нерукотворные картины.  В 1858 году  был найден монолит в16 тонн. Приносит удачу.

Изумруд- цвет жизни, обеспечивает стабильность и благополучие. В Древнем Египте его использовали в культовых  целях. В России первый изумруд нашли на Урале в1830 году.

Горный хрусталь  - ещё  в неолите его использовали  для наконечников стрел. Только из  хрустальных кубков боги олимпа пили амброзию. Хрусталь стал символом чистоты помыслов, талисманом, укрепляющим клятвенные договоры.

Яшма – пейзажный камень, богатство рисунка,  создаёт необыкновенные пейзажи, прочность и долговечность камня. В Благовещенском соборе Московского Кремля пол выложен яшмой.

Аквамарин –  камень цвета морской воды символизирует  морскую стихию,  хранил мореходов, приносил удачу в любви.

Малахит –  спутник медных руд. С древних времён использовали как камень, хранящий маленьких детей от всех напастей.  «По старинным уральским поверьям, малахит  - «радостный камень». 5     Самый  ценный в мире   малахит добывают на уральских месторождениях  Гумешевском и Меднорудянском,  ведь именно там живёт Хозяйка Медной (Малахитовой) горы.   В 19 веке нашли монолит 1,5т. Бажов писал «Камень, а на глаз, как шёлк, хоть рукой  погладить». 6

Бирюза – лучший помощник в сердечных делах, камень Афродиты и Венеры. В зависимости от  влажности и освещённости « живой» камень может приобретать зелёный оттенок, или потускнеть. Таинственные нити  связывают иногда этот камень с владельцем.

Мрамор - пейзажный камень. Благодаря своим декоративным качествам и лёгкости обработки,  камень нашёл широкое применение в архитектуре и изобразительном искусстве.

Амазонит - зеленый  камень из рода полевых шпатов. Камень найден в России в 18  веке на Урале в Ильменских горах,  из него вырезали большие декоративные вазы, шкатулки, чаши.

Агат -  пейзажный камень. В древней Греции считали, что он приносит богатый урожай, успех животноводам. Римляне считали, что он дарует силу, красноречие.

 Золото –  считалось даром богов, овеществлённым даром Солнца. На Урале его искали во времена Ивана III  (первым о нём писал Геродот), Петра I,но нашли лишь в царствование Елизаветы. В 1842 году здесь был обнаружен 36 – килограммовый гигант, названный «Большим треугольником».7

На Урале сама земля рождала легенды и сказки, в которых искали объяснения земляным богатствам и выражали свою любовь к родной земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие для 5,6,7 классов по сказам П.П.Бажова «Любимые сказы Бажова».

Цели мероприятия:познакомить с жизнью и творчеством знаменитого уральского сказочника П.П.Бажова;перечитать любимые сказы;выяснить, какова основная мысль этих произведений и в чем заключается их...

"Уральские сказы" Бажова. Цикл уроков литературы (4 урока)

Цикл уроков литературы по изучению сказов Бажова является частью комплексного изучения "Уральских сказов" на уроках русского языка и литературы.Цикл состоит из 3 основных уроков и 1 урока внеклассного...

Разработка урока литературы для 5 класса по сказу П.Бажова "Медной горы хозяйка". Урок №1

Цели урока: Образовательные: расширить знания о личности П.П. Бажова; дать понятие о жанре сказа; показать различия жанров сказки и сказа; Развивающие: развивать навыки анализа текста, выразител...

Разработка урока литературы для 5 класса по сказу П. Бажова "Медной горы хозяйка". Урок №2

Цели урока: Образовательные: расширить знания о личности П.П. Бажова; дать понятие о жанре сказа; показать различия жанров сказки и сказа; проследить использование диалектизмов в сказе; Развиваю...

Урок литературы по сказам П.П. Бажова

Урок литературы "И будут жить веками были в чедесном малахите строк" в 5 классе по сказам П.П. Бажова проводится в форме КВН. Класс делится на две команды, каждая из которых выбирает капитана - Х...

Презентация к уроку литературы в 5 классе по сказу П.П.Бажова "Медной горы Хозяйка"

Презентация к уроку литературы в 5 классе по сказу П.П.Бажова "Медной горы Хозяйка". Тема урока: "Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного...