Задания к школьному этапу олимпиады по литературе. 11 класс
олимпиадные задания по литературе (11 класс)

Людмила Васильевна Литвинова

В файле размещены задания и критерии оценивания творческой работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                Всероссийская олимпиада школьников

                                                по литературе

                                                2018-2019 учебный год

                                                Школьный этап        

                                                11 класс, критерии оценивания

1. Аналитическое задание

        Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы или выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст.

Критерии оценивания аналитического задания


        С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она соответствует привычной для российского учителя четырёхбалльной системе: первая оценка – условная «двойка», вторая – условная «тройка», третья – условная «четвёрка», четвёртая – условная «пятерка». Баллы, находящиеся между оценками, соответствуют условным «плюсам» и «минусам» в традиционной школьной системе.

        Пример использования шкалы. При оценивании работы по первому критерию ученик в целом понимает текст, толкует его адекватно, делает верные наблюдения, но часть смыслов упускает, не все яркие моменты подчёркивает. Работа по этому критерию в целом выглядит как «четвёрка с минусом». В системе оценок по критерию «четвёрке» соответствует 20 баллов, «тройке» – 10 баллов. Соответственно, оценка выбирается проверяющим по шкале из 16-19 баллов. Такое «сужение» зоны выбора и введение пограничных оценок-«зарубок», ориентированных на привычную модель оценивания, поможет избежать излишних расхождений в таком субъективном процессе, как оценивание письменных текстов.

        Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности цифр – оценок по каждому критерию (ученик должен видеть, сколько баллов по каждому критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе показа работ и апелляции сфокусироваться на обсуждении реальных плюсов и минусов работы.

Критерии:

Рекомендуемый максимальный балл – 70 баллов


1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман),

последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте
сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.
Максимально 30 баллов. Шкала оценок: 0 – 10 – 20 – 30


2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность
формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту произведения.
Максимально 15 баллов. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15


3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать
термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.

Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10

4. Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность
использования фонового материала из области культуры и литературы.
Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10


5. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие речевых и грамматических ошибок).
Примечание 1: сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчётом ошибок не предусматривается. Примечание 2: при наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктуационных ошибок,
затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих
от чтения (в среднем более трёх ошибок на страницу текста), работа по этому критерию
получает ноль баллов.

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 1 – 3 – 5


N.B. Вопросы, предложенные школьникам, не обязательны для прямого ответа; их
назначение – лишь в том, чтобы направить внимание на существенные особенности
проблематики и поэтики текста. Если ученик выбрал собственный путь анализа – он имел на это право, и оценивать надо работу в целом, а не наличие в ней ответов на опорные вопросы.

2. Творческое задание

Напишите небольшую творческую статью на тему: "Какие произведения современных писателей могут стать классикой русской литературы и почему?" Дайте обоснование вашему выбору, приведите убедительные аргументы.

Рекомендуемый максимальный балл - 30 баллов

Оцениваются:

1. Уместность и корректность приводимых учеником  аргументов. Максимально 10 баллов.

2. Знакомство с историко-культурным и теоретико-литературным контекстом и умение ориентироваться в них. Максимально 5 баллов.

3. Соответствие выбранного учеником жанра композиционно - стилистическому воплощению текста. Максимально 5 баллов.

4. Связность и стройность работы, точность и выразительность речи, разнообразие синтаксических конструкций. Максимально 5 баллов.

5. Оригинальность работы: необычность замысла и воплощения, неожиданность ассоциаций, интересные находки, оригинальность «сюжета», стилистическая свежесть (понимаемая как отсутствие характерных для школьных письменных работ языковых клише, богатство лексикона, чувство меры в использовании выразительных средств и научной терминологии) и т.п. Максимально 5 баллов.

Итого:  максимальный балл за всю работу - 100 баллов



Предварительный просмотр:

                                                Всероссийская олимпиада школьников

                                                по литературе

                                                2017-2018 учебный год

                                                Школьный этап

                                                11 класс, задания

1. Творческое задание

        Напишите словарную статью "Интерьер". Покажите в ней, каковы роль и место описания интерьера и детали интерьера в сюжете произведений, обрисовке характера персонажей, развитии темы. Приведите убедительные аргументы.

2. Аналитическое задание

        Выполните целостный анализ стихотворения Владимира Солоухина "Сосна". При анализе художественного произведения не забывайте, что Ваш ответ должен представлять связный текст.


Я к ночи из лесу не вышел,
Проколобродив целый день.
Уж, как вода, все выше, выше
Деревья затопляла тень.

Янтарь стволов и зелень хвои -
Все черным сделалось теперь.
В лесу притихло все живое.
И стал я чуток, словно зверь.


А наверху, над мглою этой,
Перерастя весь лес, одна,
В луче заката, в бликах света
Горела яркая сосна.

И было ей доступно, древней,
Все, что не видел я с земли:
И сам закат, и дым деревни,
И сталь озерная вдали.
                                1954


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для школьного этапа олимпиады по математике (8 класс)

Вниманию желающих предлагаются задания для школьного этапа по математике.Задания соответствуют современным требованиям к обучению математике.Вместе с заданиями  имеются и решения.Все вместе облег...

задания для школьного этапа олимпиады по английскому языку для учащихся 10-11 классов

Работа включает в себя 5 разделов: задания по аудированию, чтению, контролю лексико-грамматического материала, страноведению, письму. Предназначена для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиа...

Задания для школьного этапа олимпиады по русскому языку в 10 классе

Задания для школьного этапа олимпиады по русскому языку в 10 классе...

Задания школьного этапа олимпиады по литературе (5 класс).

Олимпиада по литературе в 5 классе с ответами....

Задания школьного этапа олимпиады по литературе (6 класс).

Олимпиада по литературе для 6 класса с ответами....

Задания школьного этапа олимпиады по литературе (6 класс).

Олимпиада по литературе для 6 класса с ответами....

Задания для школьного этапа олимпиады по литературе (10 класс)

Задания разработаны для проведения школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе в школах Советского района Хмао-Югры (2021 год)...