Вопросы и ответы по рассказу В.П.Астафьева «Солдат и мать»
учебно-методическое пособие по литературе (9, 10, 11 класс)

Предлагаю несколько вопросов к рассказу, которые можно дать учащимся заранее, чтобы они учились видеть каждую деталь повествования и понимать ее роль в раскрытии идейного смысла художественного произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voprosy_i_otvety_po_rasskazu_v.p.astafeva_soldat_i_mat.docx15.75 КБ

Предварительный просмотр:

В О П Р О С Ы  И  О Т В Е Т Ы  П О  Р А С С К А З У
В. П. Астафьева «Солдат и мать»

Этот рассказ написан В. П. Астафьевым с 1954 по 1959 год. Он посвящен теме Великой Отечественной войны. Небольшой по объему, но очень глубокий. Я всегда рекомендую своим ученикам читать это произведение, особенно в 9 и 11 классе, когда ребята готовятся к экзаменам. О чем рассказ? О слепой материнской любви и предательстве, о добре и милосердии, о преступлении и наказании…

Предлагаю несколько вопросов, которые можно дать учащимся заранее, чтобы они учились видеть каждую деталь повествования и понимать ее роль в раскрытии идейного смысла художественного произведения.

  1. Почему женщина встретила солдата недружелюбно и настороженно?

Читатель, как и герой рассказа, вначале думает, что эта женщина по характеру грубая и неприветливая. Но затем приходит понимание, что должна быть какая-то причина такого поведения. Ведь шла война. Вероятно, и у этой женщины кто-то есть на фронте, значит, должна она лучше отнестись к раненому солдату. Прочитав рассказ полностью, мы понимаем, почему она такая настороженная. Предательство ее сына отгородило бывшую колхозницу от людей. Не только сына, но и ее назвали «фашистихой». Не случайно в народе говорят: «Яблочко от яблоньки недалеко укатится». Давно никто не подходил к дому этой женщины. А если и подходил, соседи сразу объясняли прохожим, кто здесь живет. И замкнулась, видимо, мать в себе, не стала навязываться людям. Решила нести в своей душе тяжелый грех сына.

  1. Какие детали в описании женщины и  избы говорят о постигшем  ее горе?

То, что изба перекосилась, что калитка висит без петель, не очень странно. Ведь идет война, и мужчины в доме нет, вот и неухоженное все вокруг. Но многие детали странные. На стене – портреты мужа и ее самой, а между ними – просвет. Значит, висел еще чей-то портрет. Почему же его сняли? Прочитав рассказ, мы догадываемся, что мать сняла со стены портрет сына–предателя. Испокон века висели в углу иконы, а теперь нет и их. Видимо, разуверилась мать и в божьей помощи, выплакав все глаза. А может, стыдно ей было перед святыми ликами за своего сына? Вот и убрала она образа?

Странно то, что, живя одна в избе, женщина перестала следить за чистотой и порядком. Может, жизнь потеряла для нее смысл. Позорно погиб ее сын, для кого и для чего теперь жить? А может, женщина наказывает себя за то, что воспитала предателя, наказывает невниманием и равнодушием к своей жизни. Ведь руки у нее трудовые, сноровистые, и может она содержать свой дом в порядке. Может, но не делает этого.

  1. Почему солдат не ушел, узнав про «фашистиху» от мальчика?

Солдат понимал, что надо бы уйти отсюда, но не ушел. Он не мог понять, почему остался. Но читатель получает «подсказки» от автора. Оказавшись в избе, солдат невольно сравнивает эту женщину со своей матерью: у них похожие руки, сноровисто чистящие  картошку. Солдат вспоминает  мать, ту боль, которую он ей причинял когда-то. И теперь, видя в этой чужой женщине чью-то мать, он не хочет причинить боль ей. Война не разучила солдата глубоко чувствовать. Он видит, что эта женщина таит в душе большое горе, и не хочет добавить ей страданий.

  1. Почему солдат, прощаясь, протянул женщине руку?

Солдат понял, что эта женщина очень одинока, что она казнит себя за то, что вырастила   предателя. Люди отвернулись от нее – они имели на это право. Идет война, и люди ожесточились. Но сильнее, чем наказывает себя эта женщина, нет уже наказания. Значит, должно что-то измениться. Впереди еще долгая жизнь. И солдат прощается с женщиной, протягивая ей руку помощи. Она поняла это, первый ее шаг на пути к людям сделан. Она даже боится верить, что когда-нибудь ее простят. Но надежда в ее страдающем сердце все же появилась.

 5. Как вы думаете, почему у героев рассказа нет имен и фамилий?

Автор не дает героям имен и фамилий. Просто «солдат» и просто «мать». И это символично. Очень обаятелен образ русского солдата, остановившегося на ночлег в доме осиротевшей русской матери. Мать, выгнавшая сына-предателя из дома, когда он сбежал с фронта, готова была убить сына (ср. Тарас Бульба и его сын Андрий ). А когда люди отвернулись от нее, она безропотно понесла это наказание в надежде, что «все перемелется». Раненый солдат дал ей надежду на будущее, и в ней пробудились материнские чувства к нему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Фотография, на которой меня нет" Урок литературы по рассказу В.П.Астафьева

Урок литературы в 8 классе проводился с включением элементов проектной деятельности....

Деловая игра по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро"

Деловая игра  состоит из отдельных  этапов, туров, участвуя в которых, игроки должны продемонстрировать знание биографических сведений писателя и содержания произведения.Класс предварительно...

Урок – мастерская по рассказу В.П.Астафьева «Записка» (из сборника “Затеси”), Урок-мастерская по рассказу В. Пелевина «Жизнь и приключения сарая Номер XII» (11 класс)

Конспект урока отражает суть методической системы учителя: формирование УУД средствами педагогоческой мастерской...

Настольный теннис (вопросы и ответы) Тест состоит из нескольких вопросов. В каждом вопросе несколько вариантов ответа, выберите один правильный вариант ответа.

Тест пренназначен для проверки знаний основных правил настольного тенниса.Интересен новичкам и всем любителям игры. Из предложенных вариантов ответа необходимо выьрать всего 1 правильный.В игре настол...