Особенности работы над инсценированными рассказами А.П.Чехова в 5 классе
статья по литературе (5 класс)

Ивойлова Елизавета Андреевна

В статье рассказывается,над какими закономерностями нужно руководствоваться, работая над воплощением юмористического рассказа в инсценированный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.57 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

 «Особенности работы  над  инсценированными рассказами А.П.Чехова в 5 классе».

     Начиная с 5 класса, в школьную программу включены  ранние произведения А.П.Чехова. Почему же так часто инсценируются произведения этого писателя?  

    Да потому что небольшие рассказы  содержат интересный сюжет или событие. В репликах раскрываются характеры  героев, мотивы их поступков. Слушателям нравится,  когда разыгрываются  смешные сценки из жизни, они  просты и доступны для понимания. В этом виде инсценировки является главным инструментом - слово. Инсценировка даже не требует декораций, костюмов и других атрибутов.

    Кроме этого, нужно заметить, что у любого человека существует потребность в  смешном.  А  юмор - это отношение к действительности.  Юмористический смех беззлобный, добродушный. А вот сатирический смех направлен на борьбу со злом.

   Существуют приемы комического :  прием сравнения и сопоставления, прием неожиданности, прием обратного сравнения, прием ложного противопоставления, прием смешения стилей, прием нелепости.

   И различают два вида юмора: внешний (положений) комизм и внутренний (характеров)комизм. Внутренний комизм характерен для русских писателей. Именно в рассказах А.П.Чехова комизм определяет характер самих героев, вскрывает социальные пласты жизни.

    Чувство юмора связано с разумом. Это чувство рождалось, как социальное явление в ходе развития общества, под влиянием национального характера, обычаев. Очень полезно развивать чувство юмора на пословицах, поговорках, которые высмеивают пороки. Либо короткие побасенки, басни, сказки, смешные истории, анекдоты с умным юмором – прекрасный материал для развития чувства комического, развития  вкуса и чувства меры у учащихся. Постановки  инсценированных рассказов А.П.Чехов, глубинного и умного юмора- вот цель их  включения в учебный процесс .

   Работа над инсценировочным рассказом начинается с изучения  творчества автора, юмора, особенностей  характера героев, конфликта. Определяется тема  рассказа, глаголы действия. Важно рассмотреть образ рассказчика, как главного героя, так как именно он дает свою оценку героям, их поступкам, событиям. Нужно обратить внимание на говорящие  фамилии и имена героев  произведений  А.Чехова. Они  характеризуют персонажи, в них часто проявляется идея произведения. Найти особые  приметы внешности, одежды, возраста и поведения. Далее материал разбивается на части («Хирургия»), выстраивается так, чтобы развивать мысль до кульминации.

  • Земская больница
  • «Рта раскрыть нельзя...»
  • «Хирургия – пустяки…»
  • « Дело-то ведь….хирургия… Сразу нельзя…»
  • Щипцы снова срываются с зуба»
  • « Коли не умеешь рвать, так не берись!»
  • «Хирургия, брат, не шутка..!»
  • «Так и знал!»
  • Уходит восвояси.

   Когда обнаруживается конфликт между действующими лицами - это и есть понимание идеи произведения. Не всегда он лежит на поверхности, задача исполнителей найти его.

  Составление  реплик диалогов, перевод слов автора в авторские ремарки с сохранением юмористических слов и выражений, комичных деталей речи и действий героев крайне важны (диалог фельдшера  Курятина и дьячка Вонмигласова «Хирургия») . Стоит отметить важную деталь ,чтобы оба героя имели одинаковую текстовую нагрузку. Учащихся нужно научить подавать определенные слова с подтекстом. Тонко, с юмором произносятся слова, которые показывают скудность мысли, несостоятельность и вызывают улыбку.

  Исполнение самого произведения требует точного донесения мысли до слушателя, своего отношения к действующим лицам. Чтобы верно донести слушателю важное, необходимо знать ряд закономерностей. Перед смешной фразой «сократить все жесты, чтобы обратить внимание на лицо».Так как в мимике отражается оценка того, что сказано. Не допустимы суета и гримасы, потому что«зрительное восприятие сильнее слухового» .

  Смешная фраза говорится совсем просто, естественно. Тогда у слушателя она вызовет смех. Во  фразе выбирается слово, в слове буква и все выбранное подается легко, выразительно.

  Желательно учащимся показывать фильмы, спектакли, читая книги ,журналы, получать схожую, подобную информацию  с исполняемым материалом. Тогда им захочется выступить, показать актуальные темы пред зрителем.

Учебная работа над инсценированными  рассказами  важна: воспитать тонкое чувство юмора, глубинного, построенного на столкновении различных характеров людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Морфологический ящик" к рассказам А.П.Чехова, 7 класс.

Проверочная работа в форме "Морфологического ящика" к рассказам А.П.Чехова "На мельнице", "Тоска", "Гриша", "Репетитор", "Злоумышленник" (7 класс, программа Г.И.Беленького)...

План-конспект урока-викторины по ранним рассказам А.П.Чехова (6 класс)

Конспект урока-викторины по ранним рассказам А.П.Чехова...

Урок литературы в 6 классе "Рассказы А.П. Чехова. Особенности стиля писателя на основе рассказа "Радость". Урок внеклассного чтения.

Одна из основных целей урока - обобщить и систематизировать знания об особенностях стиля пистеля. Учащиеся закрепляют знания о таких понятиях, как "юмор" и "сатира". Обучающие...

Тест по рассказам А. П. Чехова, 6 класс

Тест по рассказам "Лошадиная фамилия", "Толстый и тонкий"...

Тест по рассказам А.П. Чехова, 7 класс

Тест из 24 вопросов проверяет знание содержания  расссказов и литературоведческих понятий...

В мире рассказов А.П. Чехова. 7 класс.

Урок-игра для обобщения пройденного материала....