Методическая разработка урока "М.Ю. Лермонтов. "Три пальмы". Тема природы и человека. Трехсложные размеры стиха"
методическая разработка по литературе (6 класс)

Методическая разработка урока "М.Ю. Лермонтов. "Три пальмы". Тема природы и человека. Трехсложные размеры стиха"

Скачать:


Предварительный просмотр:

М.Ю. Лермонтов. "Три пальмы". Тема природы и человека. Трехсложные размеры стиха

Цели урока:

  • дать обучающимся представление о целостном анализе художественного текста;
  • подвести к выводу об особенностях мироощущения поэта;
  • повторить размеры стихосложения.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа по теме урока.

1. Слово учителя.

Всю свою жизнь Михаил Юрьевич Лермонтов размышлял над важными жизненными вопросами, и свои мысли он старался выразить в своей лирике. Автор словно вовлекает нас, читателей, в свои размышления. Поэтому, читая его стихотворения, мы переживаем, грустим и радуемся, живем вместе с его героями. Лермонтов создавал настоящие шедевры. Например, его пейзажная лирика. Как ярко умел он передать красоту природы во всех ее красках, со всеми ее настроениями! Многие произведения поэта наполнены грустью, трагичностью, и причину этой трагедии автор видел в несправедливом устройстве мира. Примером может служить его стихотворение "Три пальмы".

- Послушаем внимательно это стихотворение.

2. Словарная работа.

3. Анализ стихотворения.

  • Кто главные герои стихотворения? ("Три гордые пальмы" и "звучный ручей").
  • Как проходит их жизнь? (Их жизнь течет неспешно и спокойно, но скучно, никогда не приходят к ним путники.)
  • Почему пальмы недовольны своей жизнью? (Никто не восхищается их красотой, они "растут и цветут" без пользы).
  • Что разрушает покой и гармонию, которыми дышат первые строфы стихотворения? (Покой нарушен появлением людей).
  • При помощи каких выражений Лермонтов создает впечатление хаоса, беспорядка, суеты? Найдите в тексте. ("Звонков раздавались нестройные звуки", "прыгал:бросал и ловил", "пестрели вьюки", "с криком и свистом неслись по песку", "подходит, шумя, караван").
  • А теперь посмотрим, как автор изображает караван.

1 ряд - найдите, какими красками рисует автор караван? (Золотой, пестрели, узорные, смуглые, черные очи, белый).

2 ряд - какими звуками наполняет? (Звонков нестройные звуки, окрики, ржание коня, крик, свист, шум, веселье, звук воды).

3 ряд - найдите сравнения в тексте. С кем (чем) автор сравнивает караван? (Караван как челнок, люди - малые дети, пальмы - питомцы столетий).

  • Что мы узнаем дальше из стихотворения? (Мы узнаем, что пальмы щедро поят нежданных гостей водой, предлагают отдохнуть от жары, зноя, усталости, то есть ведут себя как радушные хозяева).
  • Прочитайте.
  • Что же случилось с наступлением вечера? (Людям стало холодно, и они вырубили деревья).
  • Как вы считаете, почему люди вырубили пальмы? (Им стало холодно).
  • Прочитайте.
  • С кем сравнивает пальмы Лермонтов? (С живыми людьми).
  • С помощью каких слов и выражений вы можете доказать это?
  • (Пали-упали, одежду сорвали - сорвали листья, изрублены тела, т.е. автор использует слова, когда говорят о живых существах).
  • Почему Лермонтов говорит о них, как о живых существах? (Потому что пальмы были как живые, приносили пользу, поили, утоляли, давали возможность отдохнуть людям, как радушные хозяева).
  • Какое желание возникает у вас после прочтения этого эпизода? (Возникает желание отобрать топор, чувство протеста, хочется крикнуть: "Люди! Остановитесь! Что вы делаете?").
  • Как развивались дальнейшие события? (Утром караван совершал путешествие по намеченному маршруту).
  • Что осталось после пребывания людей у родника? Во что превратился ранее цветущий живительный уголок природы? (Живительный уголок превратился в никому ненужное, дикое и пустое место).
  • Прочитайте.
  • Почему вместе с пальмами исчез и родник? (Он высох от знойного солнца).
  • Что вы можете сказать о поступке этих людей? (Они совершили необдуманный, безрассудный, безответственный, злой, жестокий, эгоистичный поступок).
  • А вы оправдываете этих людей? Почему?
  • Что было ценно для этих людей? (Для них был ценен собственный уют и комфорт).
  • Можно ли было найти другой выход из создавшегося положения?
  • Чем являлся для путешественников этот оазис? (Ценностью).
  • Как обошлись с этой ценностью люди? (Они уничтожили эту ценность).
  • Какова же цена этой ценности (ведь она сейчас уничтожена) для остальных людей, которые путешествуют по важным делам, для животных, перевозящих грузы? (Ценой может быть даже жизнь людей и животных, которые путешествуют по пустыне, ведь может оказаться так, что им сейчас негде найти глоток воды, набрать ее в дальнюю дорогу. Иногда жажда может привести к смерти или к различным заболеваниям).
  • Мы видим, что стихотворение заканчивается трагически. За что же прекрасные пальмы так жестоко наказаны? (Пальмы гордились своей красотой и роптали на Бога, что тот не посылает им путников, которые радовались бы их красоте и восхищались ими).
  • Справедливо ли такое жестокое наказание с точки зрения Лермонтова? Ведь пальмы хотели приносить радость. (Нет, поэт жалеет о погибших пальмах и о погибшем роднике).
  • Считает ли Лермонтов людей, пришедших в оазис, злодеями? (Нет, эти люди не злодеи, они веселые. Но Лермонтов удивляется их равнодушию и неблагодарности. Ведь пальмы дали им приют и могли бы дать тень, ночлег и воду еще многим путникам в пустыне. Поэт возмущен и огорчен поведением людей).
  • О чем же хотел сказать Лермонтов в своем стихотворении? (Люди! Прежде чем совершить какой-либо поступок, подумайте, правильно ли вы поступаете, не навредите ли своим поступком себе и окружающим вас людям?)

Вывод: Лирика Лермонтова многообразна, в ней звучат и тема одиночества, и мотив изгнанничества, и жажда борьбы и свободы. О чем бы ни писал поэт, в его стихотворениях всегда есть место мечте. Это мечты о счастье, о понимании, о справедливости и добре.

Но талант Лермонтова - талант поэта трагического, поэтому и слышится в его поэзии нота безнадежности, мотив разочарования и усталости.

Физминутка.

Ребята, а почему М.Ю. Лермонтов дает стихотворению подзаголовок "Восточное сказание"? (Потому что действие происходит на Востоке, "в песчаных степях аравийской земли". Поэт рисует восточный пейзаж: пустыню, пальмы, караван верблюдов).

Давайте вспомним, какие изобразительно-выразительные средства вы знаете?

  • Найдите метафоры.
  • Найдите эпитеты.
  • Найдите сравнения.
  • Найдите олицетворения.
  • Какие размеры стиха вы знаете?

Определите размер стихотворения "Три пальмы" (амфибрахий).

Итог урока.

- Ответим на главные вопросы урока:

  • Чем являлась описанная автором в начале стихотворения ситуация для людей и животных в пустыне? (Она являлась ценностью, местом отдыха и утоления жажды для огромного количества людей и животных).
  • Какой поступок был совершен проходившими по пустыне людьми? (Был совершен необдуманный, безответственный, злой, жестокий, эгоистичный поступок).
  • Какова же цена совершенного людьми поступка? (Оазис являлся ценностью, нужной, необходимой для жизни многих людей и животных. А теперь этот поступок может стоить жизни другим людям и животным).
  • Что же вы главное поняли из сегодняшнего урока? (Прежде чем совершать какие-либо поступки, нужно подумать не только о собственном уюте и комфорте, но и об окружающем мире и окружающих людях).

Оценки за урок.

Домашнее задание: нарисовать иллюстрации  к стихотворению "Три пальмы"; выразительное чтение стихотворения; принести сборник стихов М.Ю. Лермонтова.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Михаил Юрьевич Лермонтов «Три пальмы»

Слайд 2

Аравийская пустыня Пустыня в Африке, северо-восточная часть Сахары.

Слайд 3

Под сенью – под защитой. Знойный – пышущий жаром. Куща – шатер, хижина, сень. Роптать – высказывать недовольство кем-либо, чем-либо. Вьюк – упакованная поклажа, перевозимая на спине животного.

Слайд 4

Челнок – небольшая лодка. Лука – прибор в запряжке лошадей. Фарис – всадник, наездник. Караван – группа людей, путешествующих вместе, с торговыми или иными целями и объединившихся для взаимной помощи и защиты в суровой или опасной местности, а также их вьючных животных: верблюдов, ослов, мулов или лошадей.

Слайд 5

Стан – место, где путники остановились для отдыха, временного пребывания. Пророк – в общем смысле, человек, контактирующий со сверхъестественными или божественными силами.

Слайд 6

Анализ стихотворения «Три пальмы»

Слайд 7

Мета́фора (от др.-греч . μεταφορά — «перенос», «переносное значение») — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.

Слайд 8

Эпитет – это художественно-образное определение, подчеркивающее наиболее существенные признаки предмета или явления.

Слайд 9

Олицетворе́ние — троп, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым . Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.

Слайд 10

1.Чем являлась описанная автором в начале стихотворения ситуация для людей и животных в пустыне? 2. Какой поступок был совершен проходившими по пустыне людьми? 3. Какова цена совершенного людьми поступка? 4. Что же вы главное поняли из урока?

Слайд 11

В стихотворении Лермонтов поднимает проблему взаимоотношений человека и природы. Люди не ценят то, что дарит им природа. Они стремятся уничтожить ее ради сиюминутных желаний или выгоды, не думая о последствиях. Осуждая людей за потребительское отношение к окружающему миру, поэт предупреждает, что беззащитная природа все же может отомстить обидчикам, и эта месть будет столь же безжалостна и жестока, как и поступки людей, мнящих себя царями природы.

Слайд 12

Лермонтов наполняет стихотворение философским содержанием, поставив главным вопрос о смысле жизни. Автор призывает внимательнее относиться к своей душе. Гордыня и отказ от смирения могут привести к трагическим последствиям – разрушению как души, так и тела.

Слайд 13

Домашнее задание 1. Проиллюстрировать стихотворение «Три пальмы». 2. Выразительное чтение стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в 4 классе "Мы - друзья природы!"

Урок разработан для обучающихся 4 класса общеобразовательной школы по УМК А.С.Кулигиной "Твой друг французский язык" и является уроком №3 по теме "Друзья природы"....

Методическая разработка урока биологии с ЭОР на тему "Дыхание и здоровье человека"

Вашему вниманию представлен урок биологии в 8 классе по теме «Дыхание и здоровье человека». Данный урок – один из заключительных уроков по теме «Дыхание». Он тесно связан с предыдущими и работает на п...

Методическая разработка урока в 7 классе по теме "Природа"

Методическая разработка урока в 7 классе по теме "Природа"...

Методическая разработка урока русского языка в 10 классе «Нуждается ли человек в милосердии: дискуссии на тему»

Тип урока: комбинированный, интегрированный  (русский язык, литература).Форма урока: урок – диспут.Оборудование: словарь по теме урока, презентация с Женевскими конвенциями о правах человек...

Методическая разработка урока географии 8 класс на тему "Своеобразие природы Урала".

Методическая разработка урока по географии 8 класс, автор учебник И.И.Баринов издательство Дрофа 2018 год ( соответствует ФГОС )....

Методическая разработка урока изучения нового материала по теме «Оптика. Природа света. Законы отражения и преломления света»

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей дисциплины «Физика» и студентов 1 курса специальностей «Сестринское дело».Мотивация изучения темы: «Оптика...

Методическая разработка урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек» (Урок-размышление по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)

Методическая разработка  урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек»Сергеева Светлана Николаевна, учитель литературы МБОУ «Средняя школа №2» города Велижа(...