Портрет как художественный прием и средство формирования особенного художественного пространства
творческая работа учащихся по литературе (9 класс)
Цель работы – выявить и проанализировать символическое значение художественного пространства, его сюжетообразующую, идейную и философскую составляющую
Скачать:
Предварительный просмотр:
Портрет как художественный прием и средство формирования особенного художественного пространства
Выполнила: Краденовой Алины
Ученица 9 «М» класса
МАОУ «Гимназия №14»
Научный руководитель : Колобова О.В.
г.Улан-Удэ
2016
Портрет как художественный прием и средство формирования особенного художественного пространства
(на материале повести Н.В.Гоголя «Портрет», романа О.Уайльда «Портрет Дориана Грея», жизни и творчества художника М.А.Врубеля )
Цель работы – выявить и проанализировать символическое значение художественного пространства, его сюжетообразующую, идейную и философскую составляющую. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить различные точки зрения по данному вопросу;
2.Выяснить значение терминов хронотоп, символизм; найти их решение в предложенных произведениях;
3.Изучить биографические данные создателей художественных произведений Н.В.Гоголя, О.Уайльда, М.А. Врубеля ;
4.Найти примеры решения темы демонического начала в литературе и изобразительном искусстве;
5.Сравнить полученные результаты и сделать выводы по данной проблеме;
Портрет как художественный прием очень часто являлся особым художественным пространством, как в литературе, так и в изобразительном искусстве. Здесь уместно было бы говорить о понятие хронотоп. Мы в своей работе обратили внимание на пространственную составляющую этого термина. Подобным образом писатели создали мир «Портрета» для того, чтобы рассказать не о внешнем виде человека, а его переживаниях, мыслях, характере, чувствах, отношении к окружающему миру, что связано с внутренним состоянием героя.
Произведение знаменитого зарубежного классика Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» наглядно показывает прием «Пространства портрета». Главный герой, молодой мужчина знатных кровей, Дориан получает в подарок от своего друга - художника собственный портрет, на котором герой изображен настолько живым, что даже Лорд Генри - будущий приятель Дориана, оценил картину, как лучшую за всю жизнь художника. Молодой человек не смог стерпеть того, что он постареет и будет некрасив, а картина останется сиять и восхищать людей, и убрал свой портрет подальше от своих глаз. Со временем Дориан заложил в свою душу бремя грязи, а портрет выступил в качестве определителя его выбора, где герой оставался «чист», а всю «черноту» собирало полотно. Вот почему картина, не дававшая покоя Грею, несла это суровое бремя до самой смерти персонажа и только после его физической кончины обрела свой первоначальный вид.
Тему портрета, также, затронул Николай Васильевич Гоголь в своей повести «Портрет». В первой части повести мы встречаем нищего художника -Чарткова с «парой монет» в кармане, которые он потратил странный портрет старика с пронзительными глазами. Это был страшный ростовщик, прославившийся своей дьявольской силой и возможностью влиять на чужие судьбы самым роковым образом. По ночам портрет глядел на него или ростовщик ходил вокруг, гремя мешочком с монетами. Вскоре Чартков начинает изгонять из своего мира талантливое искусство, скупать и резать великолепные полотна, убивать добро, что привело его к сумасшествию и смерти. Во второй же части рассказ ведется от лица повествователя, присутствующего на аукционе, где продают портрет старика. Неожиданно человек лет тридцати пяти прерывает аукцион, объясняя, что искал этот портрет много лет. Он рассказывает невероятную историю написания картины. Много лет назад жил странный ростовщик, «существо во всех отношениях необыкновенное... Ho что страннее всего и что не могло не поразить многих — это была странная судьба всех тех, которые получали от него деньги: все они оканчивали жизнь несчастным образом». Отец же молодого человека, присутствующего на аукционе, был талантливым художником. Неожиданно ростовщик приходит в мастерскую художника и просит нарисовать его портрет, живописец берется за кисть. Сходство получается поразительное, но чем лучше выписываются детали, тем большее отвращение чувствует художник к работе. Он отказывается продолжать портрет. Ростовщик кидается перед ним на колени, умоляет закончить картину, объясняя, что на портрете он будет жить и после смерти. После, присутствующие на аукционе оборачиваются к портрету, но того уже нет на стене. Возможно, кто-то успел украсть его.
Тема портрета, как «внутреннего пространства души» человека, присутствует не только в литературе, но и в самом изобразительном искусстве. Художник - передвижник Михаил Александрович Врубель написал полотно «Демон сидящий», которое, по словам его приятелей-художников, было его «полным духовным портретом», но по другим источникам, художник считал эту картину провалом, ведь у «Сидящего демона» были глаза Эмилии - любви Врубеля, которая не ответила взаимностью. Данная картина является первым значительным произведением русского символизма, определившее его главную тему – стремление творческой личности к высшей красоте. Врубель творит образ, созвучный духовным исканиям своей эпохи. Но, вскоре, после написания картины в 1902 году знаменитый психиатр Владимир Бехтерев поставил Врубелю диагноз – острое душевное расстройство. Так появляется тема дьявольского начала в искусстве, его разрушительной роли для самого же создателя , то есть для Михаила Врубеля.
Портрет в произведения выступает не только, как пространство, но и как «душевная копия» натурщика. В «Портрете Дориана Грея» герой романа поддался соблазну вечной жизни и красоты, не замечая ее вокруг. В «Портрете» Гоголя ростовщик, наоборот, является тем соблазнителем, который, искушая владельцев портрета беззаботной и богатой жизнью, забирает у них главное – их добрую душу.. А картина «Демон сидящий» выражает "вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения… страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе"- как говорил Врубель. Отсюда видно, что «портрет» в произведениях выражает собой испытание человека перед грехами и его сомнения и терзания об этом. Но испытание состоит не только в «хорошем» и «плохом», а в стремлении к искусству и его скоростному упадку вниз. Как в произведении «Портрет Дориана Грея» стоит заметить, что главный герой очень любил искусство, у него были огромные дорогие коллекции, и сам Дориан прекрасно играл на фортепиано. В повести Гоголя Чартков «изменил» себе и своему искусству, сделав его обычной работой за деньги.
Также портрет помогает раскрыть героя до конца, данный прием похож на прием со сном, который отражает его чувства, имея символическое значение. Если во сне знаки определяются предметами, то в портрете внешностью самого натурщика. В романе Оскара Уайльда показаны изменения в портрете с таким изменением личности Дориана Грея. Явным примером является первое изменение в картине – появление жуткой ухмылки, затем в портрете стали видны следы крови, лицо стало изуродованным и т.д. В повести Гоголя отличительной чертой портрета были яркие пронзающие душу глаза. Символизм встречается и в картине «Демон сидящий», в которой демон изображает душу, алый закат- стремление, а цветы на заднем фоне -умиротворенность. Лицо демона кажется спокойным, но через глаза видно, что он «мечется в вечной борьбе».
Также, сам портрет имеет психологическое давление на хозяина картины. Так в повести Гоголя отличительной чертой всех владельцев полотна была ужасная участь, из-за которой многие умирали. Всех давил портрет ростовщика, принося только страдания. В «Портрете Дориана Грея» подобный случай, когда картина только была написана, Дориана захватила зависть перед красотой его же собственного портрета. В жизни Врубеля наблюдается такой же переломный момент после написания «духовного портрета». Немногие знают о том, что именно после этого у Врубеля наблюдается душевное расстройство, позже невероятная травма из-за смерти маленького сына, приведшая к длительному лечению в психиатрической клинике.
Из всего вышесказанного следует сделать вывод о том, что как только дьявольская тема становится определяющей в творчестве писателя-художника, она обязательно находит способы и возможности для своей реализации в творчестве, а иногда и в реальной жизни.
Таким образом, портрет в различных художественных произведениях, будь то литературное или же изобразительное искусство, имеет определенные цели и характеристики:
1)портрет является «душевным пространством» изображаемого, при этом, когда происходит изменение в данном человеке, то такое же изменение наблюдается и на холсте;
2) портрет можно рассмотреть как внутреннюю копию натурщика;
3) в произведениях, портрет является «искусителем» при выборе между искусством и рутиной;
4) картина является символическим методом описания человека.
5) изображение человека на холсте, несомненно, имеет воздействие на его владельца для того, чтобы показать читателю, зрителю насколько бывает непросто сделать выбор между жизнью по совести и жизнью без нее.
Библиографический список
1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки изобразительного искусства и художественного труда как средство формирования межличностных отношений.
Проблеме межличностных отношений давно уделяется внимание в школьной практике. Уроки изобразительного искусства и художественного труда оптимально подходят для ее решения. На них часто провод...
Изучение средств художественной изобразительности как средство формирования мотивации учебно- познавательной деятельности на уроках словесности
Данный материал содержит особенности работы с языковыми средствами...
Доклад "Текстовые иллюстрации как средство формирования способностейк осмыслению и усвоению текста художественного произведения учащихся с ОВЗ"
В докладе даны рекомендации по использованию текстовых иллюстраций...
Декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественных способностей учащихся
Декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественных способностей учащихся...
Методический сборник "Художественный образ как средство моделирования личностного пространства ребёнка"
В условиях реализации ФГОС образовательное учреждение выполняет иную миссию в формировании личности ученика. Процесс современного обучения ест...
Интерпретация художественного текста на уроках литературы как средство формирования творческого мышления. (Головко Е.В., учитель русского языка и литературы гимназии №96)
«Истинное спасение в культуре», - утверждал Н.К. Рерих, великий художник и гуманист, посвятивший всю свою жизнь установлению принципов Красоты и Культуры в жизни человечества, подчеркивал светон...
статья «Синергийность художественного текста как условие формирования планетарного мышления средствами учебного предмета «Литература»
В статье рассказано о синергийности художественного текста как условии формирования планетарного мышления средствами учебного предмета «Литература"...