Статья "Личностно-ориентированная учебная ситуация на уроках литературы как средство воспитания
статья по литературе (10, 11 класс)
В статье рассматривается личностно-ориентированный подход к обучению на уроках литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Личностно ориентированная учебная ситуация на уроках литературы как средство воспитания .
« Урок – та учебная ситуация, та «сценическая» площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся»
И.Якиманская
Характерные черты л.о.у.
В последние годы личностно ориентированный подход стремительно завоёвывает образовательное пространство России. Он крайне необходим для преобразования преобладающего в учебных заведениях авторитарного по характеру процесса обучения и воспитания обучающихся. Личностно- ориентированный подход к образованию предполагает новое понимание таких неотрывных от педагогики терминов , как НОРМЫ, НОРМАТИВНОСТЬ,КРИТЕРИИ и т.д. Традиционный подход в известной степени характеризовался стремлением к догматизму, нормативным мышлением, желанием во что бы то ни стало добиться достижения некогй провозглашаемой нормы. Особенность нового представления заключается в том, чтобы признать ценностью динамику позитивных изменений в личностном развитии ученика и стремление к ним, а «норму» рассматривать как промежуточную, а не конечную цель.. образовательного процесса.
Можно считать, что цель личностно ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребёнке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией».
Личностно- ориентированная система обучения предполагает:
- признание обучающегоя основным субъектом процесса обучения;
- определение цели обучения – развитие индивидуальных способностей обучающегоя;
- определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели посредством выявления и структурирования субъектного опыта обучающегося, его направленного развития в процессе обучения.
В обучении учёт индивидуальности означает раскрытие возможности максимального развития каждого обучающегося, создание социокультурной ситуации развития, исходя из признания уникальности и неповторимости психологических особенностей обучающегося.
Замысел ЛОУ заключается в создании педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребёнка, а также состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта обучающегося, согласовать этот опыт с общественным, сформированным в виде знания, и добиться личностного усвоения нового опыта(знаний).
ЦЕЛЕВЫМИ ориентирами учебного занятия могут быть следующие:
- Формирование у обучающихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации и «окультуривания» их субъектного опыта;
- Оказание помощи обучающемуся в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов;
- Содействие ребёнку в формировании положительной Я-концепции, развитие творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания и самостроительства.
В качестве принципов построения образовательного процесса выступают основополагающие идеи гуманистической педагогики и психологии:
- принцип самоактуализации;
- принцип индивидуальности;
- принцип субъектности;
- принцип выбора;
- принцип творчества и успеха;
- принцип веры, доверия и поддержки.
Содержание урока избирается в соответствии с образовательной программой и используется для обогащения субъектного опыта ребёнка .
ОРГАНИЗАЦИЯ учебного занятия предполагает :
- Подготовку гибкого плана, который включает в себя:
- определение общей цели и её конкретизацию в зависимости от разных этапов урока;
- подбор и организацию дидактического материала, который позволяет выявить индивидуальную избирательность учеников к содержанию, виду и форме учебного материала, облегчающего его усвоение;
- планирование разных форм организации учебной деятельности ( соотношение фронт альной , индивидуальной ,самостоятельной работы);
- выявление требований к оценке продуктивности работы с учётом характера заданий ( дословный пересказ , краткое изложение словами. Использование известных алгоритмов, выполнение проблемных, творческих заданий)
- Планирование характера общения, межличностных взаимодействий, учитывая
основные особенности Л О У .
1.Применение педагогических приёмов для актуализации и обогащения субъектного опыта ребёнка;
2. Проектирование характера учебного взаимодействия на основе учёта личностных особенностей обучающихся.
3. Использование разнообразных форм общения, особенно диалога и полилога. На своих уроках литературы часто провожу диспуты:
- Кто виноват в гибели Катерины? (пьеса А.Островского «Гроза»)
- Почему не получилась любовь между Котиком и Старцевым? ( рассказ А.П.Чехова «Ионыч»)
- Можно ли назвать Лопахина «настоящим хозяином» вишнёвого сада?
4. Создание для обучающихся ситуации успеха;
С самого первого дня знакомства с обучающимися ,показывая белый чист лист бумаги, предлагаю своим студентам начать учёбу в училище с этого чистого листа, т.о. давая возможность ребятам проявить себя только с положительной стороны, создавая для обучающихся ситуации успеха. При зачёте стихов , которые дети не любят, не умеют и вообще не учат, делаю гибкую « схему скидок»: заменяю заучивание наизусть выразительным чтением, разрешаю читать стихи наизусть из школьной программы, тем, кто сам пишет стихи, ставлю зачёт. Таким образом, обучающиеся настраиваются на то, что всё у них получится.
5. Проявление доверия и толерантности в учебных взаимодействиях; эта ситуация хорошо демонстрируется при привлечении об-ся к взаимопроверке заданий, в работе на уроках группами, когда читают стихи, выслушиваю ответы на вопросы.
6. Стимулирование обучающихся к осуществлению коллективного и индивидуального выбора типа, вида задания, формы его выполнения; для достижения положительных результатов, для создания ситуации успеха я , учитывая индивидуальные способности обучающихся, предлагаю разные формы выполнения домашнего задания : нарисовать портрет или сцену из произведений, составить кроссворд, сочинить стихотворение и т.д.
7. Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно- неправильно), но и по процессу его достижения;
8. Использование обучающимися следующих речевых оборотов: «Я полагаю, что…», «Мне кажется, что…», «По моему мнению…». В свете решения Министерства образования о развитии речи, даю задание написать мини- сочинения. Где никак не обойтись без выражения собственного отношения.
3.Планирование результативности урока:
- анализ результатов групповой и индивидуальной работы;
- внимание к процессу выполнения заданий, а не только к конечному результату.
Приоритетное значение в оценочно- аналитическом компоненте урока имеет анализ и оценка таких аспектов, как:
- обогащенность субъектного опыта ребёнка культурными образцами человеческого опыта;
- сформированность учебной деятельности обучающегося и индивидуального стиля познания;
- проявление самостоятельности, инициативы и и ндивидуальности обучающегося, его творческих способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/02/picture-54804.jpg)
Уроки литературы как средство самореализации личности в системе духовно-нравственного воспитания
В процессе изучения литературы важно показать учащимся образец для подражания, доказать, что нравственный человек при всей сложности, а порой и драматичности бытия, полн...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/02/picture-72093-1535900103.jpg)
Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы средствами проектно-исследовательской деятельности
В работе представлен опый работы по данной проблеме, показаны формы, мотивирующие детей на изучение литературы....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/02/picture-813720-1543741572.jpg)
ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство воспитания компетентного человека
В статье представлен опыт по применению ИКТ на уроках русского языка и литературы, сделаны выводы о том, какие ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/07/picture-764771-1486490024.jpg)
Гармония музыки и слова на уроке литературы как средство воспитания культуры восприятия художественного произведения.
Над данной темой я работаю уже не первый год ,всё более убеждаясь в её актуальности. К её выбору меня подтолкнула одна проблема, с которой я столкнулась ещё в самом начале моей профессиона...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/20/picture-1152-1455920394.jpg)
Проектирование учебной ситуации на уроке литературы
В статье рассматривается пример построения учебной ситуации на уроке литературы в 6 классе по теме "Железная дорога" Н.А.Некрасова....
Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы и средство расширения культурного кругозора школьников.
В статье рассматривается возможность проведения виртуальных экскурсий на уроках и внеурочных занятиях как средство расширения культурного кругозора обучающихся....
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/26/picture-472573-1409072078.jpg)
Учебные ситуации на уроках физики как средство формирования личностных универсальных учебных действий.
Учебные ситуации на уроках физики как средство формирования личностных универсальных учебных действий. ...