урок-исследование по рассказу Зощенко
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Очур Гульвира Владимировна

Тип урока: урок-исследование (урок творчества).

Оборудование: портрет М.М.Зощенко, иллюстрации к эпизодам рассказа; компьютер, мультимедийный центр.

На  доске: эпиграф к уроку:

Данные сатирика у вас – налицо, чувство иронии очень острое и лирика сопровождает его крайне оригинально. Такого соотношения иронии и лирики я не знаю в литературе ни у кого...

М. Горький

Цель урока: посредством анализа художественного текста выявить те средства, с помощью которых писатель М.М.Зощенко реализует категорию комического в рассказе; определить вид комического в данном произведении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zoshchenko.docx43.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: урок-исследование (урок творчества).

Оборудование: портрет М.М.Зощенко, иллюстрации к эпизодам рассказа; компьютер, мультимедийный центр.

На  доске: эпиграф к уроку:

Данные сатирика у вас – налицо, чувство иронии очень острое и лирика сопровождает его крайне оригинально. Такого соотношения иронии и лирики я не знаю в литературе ни у кого...

М. Горький

Цель урока: посредством анализа художественного текста выявить те средства, с помощью которых писатель М.М.Зощенко реализует категорию комического в рассказе; определить вид комического в данном произведении.

Задачи урока:

  • Обучающие:
  • помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание рассказа путем анализа средств создания комического;
  • подвести учащихся к основной идее автора: через категорию комического видеть реальный мир, наполненный разными пороками, требующими исправлений;
  • увидеть авторское отношение к событиям, происходящим в рассказе;
  • учить школьников анализу литературного произведения;
  • выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства, в частности с театральным искусством;
  • Развивающие:
  • развивать навыки аналитического чтения произведения;
  • развивать умение выделять средства комического в художественном произведении;
  • развивать творческие способности учащихся и устную речь;
  • развивать навыки поисково – исследовательской деятельности учащихся;
  • расширять кругозор посредством обогащения речи школьников новыми словами и понятиями.
  • Воспитывающие:
  • воспитывать чувство прекрасного у учеников через чтение и анализ художественного текста;
  • воспитывать чувство гордости за русского талантливого человека.

Методы:

  • аналитическое чтение;
  • объяснительно-иллюстративный;
  • беседа по вопросам;
  • частично-поисковый.

Виды самостоятельной работы учащихся:

  • работа с текстом произведения;
  • поиск языковых и стилистических особенностей рассказа;
  • исследовательская работа.

Формы организации учебной деятельности:

  • устные ответы учащихся на вопросы;
  • характеристика языка рассказа по плану;
  • индивидуальные и групповые задания.

ХОД УРОКА

I. Организационный

Класс предварительно разбивается на 3 группы, в каждой группе выбирается координатор; каждому ученику выдается рабочая карта, которую он заполняет по ходу урока.

Учитель: Добрый день, займите свои места и позвольте зачитать мне своё официальное обращение к Вам. (Слайд 1).

  • Я, … Гульвира Владимировна, … учитель русского языка и литературы … МБОУ Чербинской СОШ … села Черби, пришла в ваш … класс, чтобы провести … урок  литературы. Я рада приветствовать … гостей и счастлива видеть … лица учеников.

Учитель: Что же это? Моё обращение суховато. Почему? (Нет прилагательных).
– А для чего нужны прилагательные?
(Чтобы речь была яркой и выразительной).
– Помогите мне, пожалуйста, «разукрасить» обращение, используя следующие слова для справок
:   наипрекраснейший, продвинутый, шикарный, досточтимый, хитренький, всемирно известный,  элитный, длиннюсенький-предлиннюсенький. (Слайд 2).

(Каждой группе выдается лист  с текстом обращения, куда необходимо вставить приведенные слова).

– Давайте прочитаем, что получилось. (Каждая группа представляет свой вариант приветствия). (Слайд 3)

Я, наипрекраснейшая Гульвира Владимировна,  продвинутый учитель русского языка и литературы всемирно известной МБОУ Чербинской СОШ  длиннюсенького-предлиннюсенького села Черби пришла в ваш элитный класс, чтобы провести  шикарный урок  литературы. Я рада приветствовать досточтимых гостей и счастлива видеть  хитренькие   лица учеников.

II. Актуализация знаний

Учитель: Почему вы смеялись? Что вызвало смех?
Конечно же, в данном контексте присоединение таких прилагательных кажется смешным, т.к., во-первых, они не соответствуют ситуации в тексте; во-вторых, не соответствуют стилю текста.
Именно такое НЕСООТВЕТСТВИЕ (несогласованность, расхождение, противоречие, различие; противоестественность, неестественность, неправильность) и создает ситуацию
комического. (Слайды 4-5)
Давайте вспомним,
что такое комическое. Обратимся к вашим рабочим картам (см. Приложение 1, задание № 1).

Комическое – это средство раскрытия жизненных противоречий через осмеяние. В основе комического – несоответствие норме. 

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/650506/img1.gif

Посмотрите на определения в вашей рабочей карте и соотнесите эти понятия с ними.

(Выполняется задание 2).

Добрый смех, незлобная насмешка – это…
Скрытая насмешка, создание комического эффекта от намеренного употребления слов со значением, противоположным тому, что желает сказать автор – это….
Изобличение и гневное осмеяние того, что противоречит нравственным законам – это…
Язвительная насмешка, едкая издевка – это… (Слайд 6)

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель: Давайте вернемся к тексту, который мы вместе с вами создали, и посмотрим, какой вид комического мы использовали (Конечно же, юмор)
– Ну что же, мы с вами попытались создать юмористическое произведение, используя для этого незамысловатые средства. Конечно же, нам трудно состязаться в этом умении с истинными мастерами комического, такими, например, как
Михаил Михаилович Зощенко. Обратимся к его творчеству и выясним…

– А что же мы попытаемся выяснить?  Попробуйте сформулировать тему нашего урока, опираясь на ключевые слова: комическое, виды комического, средства создания смешного, рассказ, текст, М.Зощенко. (Учащиеся формулируют тему урока) (Слайд 7).

– Итак, тема нашего урока: «Средства создания комического в рассказе М.М.Зощенко "История болезни"» (Записывают ее в рабочую карту).
– Что же мы должны выяснить? Какова наша сегодняшняя цель?
(Учащиеся формулируют цель урока).
– Итак, рассказ носит интересное название – «История болезни». (Слайд 8)
– Какие ассоциации возникают у человека при слове «болезнь»?
– А что вызвало ваш смех после прочтения рассказа, что показалось смешным?
– Как же можно в одном рассказе сочетать комическое и трагическое? С помощью каких средств удается писателю заставить читателей улыбаться, смеяться? Вы можете ответить на этот вопрос?

Чтобы ответить на поставленные вопросы, проведем небольшое исследование, поработаем в группах, где у каждого из вас будет своя определенная роль.

IV. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

Работа в группах. Формулировка цели работы каждой группы, ход работы. Чтение правил работы в группах
Каждый из членов группы получает текст рассказа и свой вопрос, на который он должен ответить. В процессе работы каждый выписывает на цветные стикеры необходимые ответы и приклеивает на заранее заготовленную таблицу.

Вопросы для каждого из членов группы (распределяются по желанию):

1. Выпишите фразы, предложения, словосочетания, характеризующие деятельность медицинского персонала, больницы.
Например:
плакат: «Выдача трупов от 3-х до 4-х»
Выпишите данные слова и фразы на
желтые стикеры.
Прикрепите результат вашей работы на общий лист, распределяя по нужным колонкам, посмотрите, какие средства преобладают в вашем отрывке, сравните с остальными средствами. Подготовьте учащегося, который представит результаты совместной работы.

2. Проанализируйте речь героев в данном отрывке. Выпишите просторечные, разговорные слова, слова-паразиты, пословицы, фразеологизмы.
Например: 
хворать, дома и солома едома.
Выпишите данные слова и фразы на
зеленые стикеры.
Прикрепите результат вашей работы на общий лист, распределяя по нужным колонкам, посмотрите, какие средства преобладают в вашем отрывке, сравните с остальными средствами. Подготовьте учащегося, который представит результаты совместной работы.

3. Выпишите слова высокого стиля, канцеляризмы.  Используйте для этого стикеры зеленого цвета.
Например:
предпочитаю, воззвание, тогда и критикуйте.
Прикрепите результат вашей работы на общий лист, распределяя по нужным колонкам, посмотрите, какие средства преобладают в вашем отрывке, сравните с остальными средствами. Подготовьте учащегося, который представит результаты совместной работы.

4. Обратите внимание на синтаксис, используемый автором в данном отрывке. Определите, какие предложения преобладают: простые или сложные, короткие или длинные? Выпишите эти короткие фразы. Посмотрите, есть ли вводные слова и словосочетания. Выпишите такие слова. Используйте стикеры розового цвета.
Например:
 и тут сестричка подскочила.  Как говорится,
Прикрепите результат вашей работы на общий лист, распределяя по нужным колонкам, посмотрите, какие средства преобладают в вашем отрывке, сравните с остальными средствами. Подготовьте учащегося, который представит результаты совместной работы.

5. Обратите внимание на описание мимики, жестов героев. Выпишите слова, характеризующие их. Используйте стикеры оранжевого цвета.
Например:
 закачался на ногах.
Прикрепите результат вашей работы на общий лист, распределяя по нужным колонкам, посмотрите, какие средства преобладают в вашем отрывке, сравните с остальными средствами. Подготовьте учащегося, который представит результаты совместной работы.

6.*Найдите в вашем отрывке анафору (одинаковое начало фраз), эпифору (одинаковое окончание фраз), инверсию (неправильный порядок слов). Выпишите данные средства на голубые стикеры.
Например:
Я,— говорит, Я говорю
Прикрепите результат вашей работы на общий лист, распределяя по нужным колонкам, посмотрите, какие средства преобладают в вашем отрывке, сравните с остальными средствами. Подготовьте учащегося, который представит результаты совместной работы.

V. Обсуждение результатов работы каждой группы. Защита своих работ. Анализ

Каждая группа вывешивает свои сводные таблицы, комментирует выбор средств и делает вывод: к какому типу комического можно отнести рассказ М.М.Зощенко.

– Подтверждение правильности сделанных выводов ( сам Зощенко говорит о своем языке). (Слайд 9)
"Я почти ничего не искажаю. Я пишу на том языке, на котором сейчас говорит и думает улица".  В этом проявилось новаторство Зощенко-сатирика.

– Подведение к составлению общей схемы: какие средства в рассказе помогают создать комическую ситуацию? Составляем схему-ромашку.

Итак, получаем следующую схему:

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/650506/img2.gif

VI. Подведение итогов. Рефлексия

– Проанализировав средства создания комического в рассказе, давайте ответим на вопросы:
– Что или кого высмеивает Зощенко в этом рассказе?
– О какой болезни идет речь?
– Можем мы теперь определить: что использовал Зощенко в своем рассказе:  юмор, иронию или сатиру? (Слайд 11).

– В своей рабочей карте заштрихуйте тот итоговый квадрат (ЮМОР, ИРОНИЯ, САТИРА), который считаете нужным.

– Подведем итог: проголосуйте с помощью цветных стикеров об успешности вашей работы на уроке:

  • Зеленый стикер – «Я все понял, во всем разобрался, усвоил основные понятия».
  • Желтый стикер – «Я частично понял, попытался разобраться, в основном усвоил основные теоретические понятия».
  • Красный стикер – «Я ничего не понял, не разобрался, не справился с заданием».

– А теперь предлагаю вам посмеяться. Обратите внимание на вывески и объявления, которые мы нашли в наше время. Думаю, М.М.Зощенко обязательно бы нашел повод ПОСМЕЯТЬСЯ! (Слайды 12-16).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование "Стилевые особенности ранних рассказов Чехова"

Урок построен на материале сразу нескольких рассказов Чехова, что позволяет выявить их сходные стилевые особенности. Учащиеся самостоятельно исследуют различные аспекты художественных произведений. На...

Урок - исследование по рассказу Т. Толстой «Соня»

План-конспект урока литературы в 11 классе...

Урок-исследование по литературе в 6 классе "Уроки доброты и нравственности в рассказе В. П. Астафьева "Конь с розовой гривой".

Разные виды исследовательской работы на уроке: групповое исследование, коллективное исследование, индивидуальное исследование - подводят учащихся  к осмыслению нравственных уроков произведения: б...

Урок литературы в 7 классе по рассказу Зощенко "Беда"

Урок литературы в 7 классе по рассказу Зощенко "Беда"...

"Писатель и Музыкант" интегрированный урок- исследование в 4 классе по рассказу К . Паустовского "Корзина с еловыми шишками" и музыка Э. Грига.

Формирование внимательного отношения к языку художественного произведения, умение высказывать своё отношение к написанному автором,умение понимать образные выражения ,предстовлять картину нарисованную...