Урок - исследование по рассказу Т. Толстой «Соня»
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Исмагулова Гульнара Колбаевна

План-конспект урока литературы в 11 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_issledovanie_po_rasskazu_t._tolstoy__sonya.docx17.72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 11 классе. Урок - исследование по рассказу Т. Толстой  «Соня»

«Голубков огонь не берет»

 Словарь понятий: литература с модернистской доминантой, «другая», «жестокая проза. 

Общеобразовательная цель: усвоение понятий «литература с модернистской доминантой», «другая», «жестокая проза», ее существенных признаков; развитие умений и навыков анализа прозаического  произведения : определение темы и идеи, особенности изображения героев, изобразительно- выразительные средства языка  произведения, сюжетно- композиционные особенности текста, определение авторского отношения к изображаемому;

Подготовка к письменному комплексному анализу прозаического текста.

Воспитательная цель: работать над осознанием необходимости соблюдать законы Духовности.

Развивающая цель: работать над умением самостоятельно добывать знания из разных источников. Работать над умением организовать работу в группе, распределять полученную информацию на блоки, готовить компьютерные презентации по определенному содержательному аспекту. 

Оформление: в центре доски - тема  урока.

 Предварительная подготовка: учащиеся читают рассказ Т. Толстой  «Соня».

 Тип  урока: изучение нового материала.

 Вид урока:  урок - исследование.

Ход  урока 

1.Вступительное слово учителя.

Сегодня на  уроке  мы  вновь обратимся к рассказу Т. Толстой  «Соня», прочитанный вами дома, усвоим понятие «литература с модернистской доминантой», усвоим признаки «другой», «жестокой прозы», определим тему и идею, особенности изображения героев, изобразительно- выразительные средства языка, сюжетно- композиционные особенности текста, авторское отношение к изображаемому. Подготовимся к письменному комплексному анализу текста. 

2. Выступления учащихся, подготовленные заранее:

1) Выступление 1  группы  (Выступление сопровождается показом слайда).

Писатель и его время. Слово о  Татьяне   Толстой.

Прозаик, эссеист. Литературная деятельность началась в 1983 году. Широкую известность принесла первая книга «На золотом крыльце сидели…».

Творчество относится  к постмодернизму.

«Другая», «жестокая проза»- характерные черты:

-отказ от учительства, назидательности;

-тема одиночества, взаимонепонимания, душевной изоляции человека;

-акцент на «ненужном при размытости или видимом отсутствии в жизни «должного идеала»

-предельно сгущенная погруженность в быт, в обыденность, принимающая обобщенно- символический характер;

-шоковое, сенсационное воздействие на читателя;

-«магнитофонная», хаотическая форма изложения;

-своеобразное эстетическое диссидентство («словесный артистизм»- пристальное внимание к языку, стилю; интерес к игре слов - отсюда особая сказочность повествования, выражающаяся в неожиданных метафорах).

-сказочное мироощущение предстает в этих рассказах как универсальная модель созидания индивидуальной поэтической утопии, в которой единственно можно жить, спасаясь от одиночества, житейской неустроенности, кошмара коммуналок и т.д. и т.п.)

 

2)  Выступление 2 группы

Тема  произведения .

3) Выступление3  группы

Система персонажей.

Средства характеристики героев. ( Выступление сопровождается показом слайда)

 4) Выступление 4 группы 

Сюжетно - композиционные особенности текста. (Выступление сопровождается слайдом).

Сюжет- ход повествования о событиях в художественном  произведении, способ развертывания темы или изложения фабулы.

Фабула- цепь событий, о которых повествуется в произведении, в их логической причинно- временной последовательности.

Фабула - то, что было на самом деле».  «Сюжет-то, как узнал об этом зритель»)

Композиция- соединение частей или компонентов в целое; структура литературно- художественной формы, соединение частей, но не сами части.

 5) Выступление 5группы.

 Характерные языковые средства текста.

 6) Выступление6группы. (Выступление сопровождается  показом слайда).

 Название  произведения. Авторское отношение к изображаемому.

3. Работа с ключевой фразой  рассказа.

 - Итак, ребята, мы рассмотрели основные аспекты комплексного анализа текста. Это так называемое физическое тело  произведения. Но любая живая субстанция (а книга -  живая субстанция) – это еще   Дух и Душа.

Душа и Дух данного  произведения …Т. Толстая  утверждает, что в любом ее  произведении  есть фраза, которая является ключом к тексту и открывает суть Духа, Души данного произведения.

Давайте подумаем, какая это ключевая фраза в рассказе?

«Голубков огонь не берет»

Пристально вдумаемся в данную фразу…

Голубки - это…( на экране появляются слова, которые называют учащиеся: «чистота, любовь, самопожертвование, надежда»..)

Огонь - это…( на экране появляются слова, которые называют учащиеся: «опасность, испытания, время, лишения»…)

Не берет - ( на экране проявляются слова, которые называют учащиеся: «не погашает, не уничтожает, не убивает»…).

 Какова концепция данного произведения, Дух и Душа произведения? (Любовь не убивается временем, истинная красота не уничтожается временем!)

Время - категория…Продолжите…(вечная)

А для человека…(не вечная)

Что остается во времени? (истинное, прекрасное…)

Что нужно, чтобы остаться во времени и пространстве навечно?

(Отдать положительную энергию самопожертвования, любви).

Вечны в пространстве и времени Любовь, Красота Души, Добро…

Еще одна фраза, на мой взгляд, ключевая… ( на экране слайд)

Лев Адольфович: «Если человек мертв, то это надолго, если он глуп, то это навсегда!»

Т.Толстая: «Что же, так оно и есть, время только подтвердило его слова».

Вдумаемся во  фразу, произнесенную Львом Адольфовичем:

-  Что в ней особенного?  ( Она алогична)

- Как логично должна звучать эта фраза? (Если человек глуп, то это надолго, если мертв, то навсегда!)

 Т.Толстая выворачивает эту фразу …Почему? (на экране слайд)

Мертв – надолго - категория временная.

Глуп - навсегда- категория Вечная («Время…подтвердило…»)

С точки зрения Вечности, кто глуп: Соня или компания Ады и Льва? (А.А. и Л.А. Они живут, чтобы творить зло: манипулировать другими людьми, издеваться над ними… Соня  умна, так как творит Добро так же легко и просто, как дышит…)

 И по законам Высшей Справедливости каждому воздается по его Выбору, по его Вере. Докажите это!

(В конце рассказа Ада Адольфовна  парализована, никому не нужна, не любима никем.

Соня прожила счастливую жизнь с осознанием того, что она любимая, спасла своего «Николая» от неминуемой смерти  и ушла в небытие в самый счастливый момент своей жизни).

Найдите в тексте подтверждение  этим мыслям(« Потом она напоила его соком с ложечки, подбросила книг в печку, благословила свою счастливую судьбу и ушла…чтобы больше никогда не вернуться»)

- Итак, определите идею данного  произведения 

  (Учащиеся  из всего сказанного на  уроке  формулирует идею  произведения)         

 (На экране слайд) 

Мы живем в огромном Макрокосме. Мы живем по его законам. Незнание законов не освобождает человека от ответственности за их выполнение.

Любая книга- это Макрокосм с законами Вселенной.

Увидьте их, осознайте,  Ваша книга ждет Вас!

 Все эти мысли могут лечь в основу последнего аспекта вашего будущего письменного анализа - личностная позиция автора работы.

5. Подведение итога. 

- Сегодня на  уроке  мы узнали… научились…

(учащиеся проговаривают, что они узнали, чему они научились на  уроке).

 6. Домашнее задание: написать комплексный анализ рассказа Т. Толстой  «Соня».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«… что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» (В.Г.Белинский) (урок-исследование по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк»)

Урок литературы в 7 классе по УМК В.Я.Коровиной. Обучающиеся исследуют текст рассказа И.С.Тургенева "Бирюк" и в процессе групповой работы дают ответ на проблемный вопрос, вынесенный в тему урока....

Урок-исследование по рассказу Дмитрия Бакина «Сын дерева»»

Урок-исследование по рассказу Дмитрия Бакина «Сын дерева»» Тип урока: комбинированный Предварительная работа: -чтение рассказа; -выполнение исследовательских заданий по текст...

Урок-исследование по рассказу И.А.Бунина "Холодная осень".

Рассказ И.А.Бунина "Холодная осень"входит в цикл "Темные аллеи". Здесь, как и других рассказах этой "самой совершенной по мастерству" книги, релизовано тематическое единство: любовь, жизнь, смерть. В ...

Урок-исследование по рассказу В. Тендрякова "Пара гнедых"в 11 классе

Урок может быть итоговым после изучения раздела "Коллективизация глазами писателей". Рассказ очень ёмкий, содержит интереснейший материал, иллюстрирующий одну из самых трагических страниц истории стра...

Урок – исследование по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

Урок-исследование по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро"....

Урок по рассказу Т.Толстой "Соня"

Урок построен в форме проблемной беседы. Здесь есть и вопросы, связанные с концептом произведения, и поиск ответа на извечный вопрос: "Что красота?". В качестве домашнего задания предлагается эссе: "О...

Презентация для урока внеклассного чтения по рассказу Т.Толстой "Соня"

Презентация для урока внеклассного чтения по рассказу Т.Толстой "Соня"...