Урок по рассказу Т.Толстой "Соня"
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Мельчакова Елена Евгеньевна

Урок построен в форме проблемной беседы. Здесь есть и вопросы, связанные с концептом произведения, и поиск ответа на извечный вопрос: "Что красота?". В качестве домашнего задания предлагается эссе: "О чем заставил задуматься рассказ?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Не стоит село без праведника."31.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Не стоит село без праведника ни село, ни город, ни земля наша!»

(По рассказу Т.Н.Толстой «Соня».)

                                                                                       Что красота?

                                                                                       Она сосуд

                                                                                       Или огонь,

                                                                                        Мерцающий в сосуде?

      Начать наш урок мне хотелось бы словами: « Есть такие прирожденные ангелы – они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи, нисколько в ней в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности. Каждый из нас встречал таких… - это праведники, мы их видели, удивлялись («чудаки»), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, - тут же погружались опять в нашу обреченную глубину.»

     Не правда ли, к таким «прирожденным англам» можно отнести и героиню нашего рассказа Соню?

      Что мы узнаем о Соне в начале рассказа?

(Соня была дурой. Плохо, безвкусно одевалась, хотя превосходно шила. Прекрасно готовила. Работала хранительницей в музее. Была одинока. Любила детей ( всех! А это трудно!) Ответственная. Наивная и непосредственная. Любила сентиментальные стихи. Была романтична и по- своему возвышенна. Чуткий инструмент ее душа.)

     Найдите в тексте детали портрета.

(Сонины лошадиные черты; голова, как у лошади Пржевальского; грудь впалая, ноги такие толстые – будто от другого человека.)

      Как окружающие относятся к Соне?

(Соня была дурой. Если человек глуп, то это навсегда! Сонин идиотизм… Самим посмеяться, и дурочке доставить небольшое развлечение. Кристалл Сониной глупости.)

      Окружающие подсмеиваются над Соней, но постоянно пользуются ее безотказностью и добратой.

     В рассказе у Сони есть антипод – Ада. В чем их противоположность?

( Ада красавица, всегда в центре внимания, всегда окружена поклонниками.

Язвительность – добродушие.)

    Именно Ада придумывает историю с Сониным поклонником. Для чего? Как вы думаете, почему, когда эта история уже надоела всей компании, Ада продолжала писать письма от Николая?

    Как раскрывается Соня в письмах?

( Горела неугасимым пламенем высокого чувства; обещала вечную верность;

Сообщала о себе все –превсе; готова отдать за Николая жизнь; подарила ему  белого эмалевого голубка; благословила  свою счастливую судьбу.)

      Какой предстает героиня в самый кульминационный момент рассказа?

(Сока там было ровно на одну жизнь.)

      А если бы Соня получила письмо Ады, поступила бы она так же?

Несомненно, потому что всегда была готова пожертвовать собой ради других!

       Возможно, благодаря этой баночке сока, этим письмам, обогревшим ее пальцы холодной ленинградской зимой, Ада Адольфовна пережила войну. Та, над которой она так безжалостно подшутила, отплатила ей бескорыстием и состраданием.

     Почему из всего окружения, где было много выдающихся, интересных людей,  автору запомнилась именно Соня?

Имя Соня означает мудрость. В чем же она, Сонина мудрость?

     Как вы понимаете последнее предложение рассказа? Белый голубок – символ чистоты, бескорыстия, любви. А над этими понятиями не властны ни огонь, ни время.

    Вернитесь к эпиграфу. Как вы понимаете эти слова? Что значит внутренняя красота?

   А кто еще из литературных героинь обладал такой красотой?

Татьяна Ларина, княжна Марья Болконская, Матрена, Соня – все эти женщины не обладали внешностью красавиц. Но от их души исходил волшебный свет красоты и гармонии, согревающий каждого.

       Дома я прошу написать вас размышление «О чем заставил задуматься меня рассказ «Соня»?

       Размышления получаются разные, но вот это мне запомнилось особенно:

«Знаете, как не хочется иногда идти в школу? Нет, учусь я нормально. Но вот отношения с одноклассниками… Я – белая ворона! И фигура у меня не супермена, и одеваюсь не от кутюр. Да и лицом красавчик!

     Я рад, что мы познакомились с героиней рассказа Татьяны Толстой «Соня». Быть может, теперь другие люди задумаются, что нам, белым воронам, тоже хочется любви и понимания. Мы тоже умеем  любить, страдать и сострадать. Наше внешнее несовершенство окупается огромным внутренним миром. И, быть может, я надеюсь, одноклассники станут терпимее ко мне. Ведь я тоже человек! Пусть не похожий на них, но живой и  ранимый!»

    А это, согласитесь, дорогого стоит.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по рассказу "Уроки французского"

Конспект урока в 6 классе на тему "Уроки доброты по рассказу "Уроки французского""...

проект урока по рассказу Н С Лескова "Зверь". Тема урока "Люди как звери"

Проект урока  по литературе в 6 классе по теме:«Люди как звери» по рассказу Н.С. Лескова «Зверь»Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаниВид урока: урок внеклассного чтенияФорма орга...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Викторина для обобщающего урока по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского». Русская литература. 6 класс

Викторина по рассказу В.Распутина "Уроки французского" предназначена для обобщающего урока по произведению. В игровой форме можно выявить знания учеников по содержанию рассказа, по выявлению важных эп...

Урок литературы по творчеству Астафьева "Жизненные уроки героя рассказа В. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Урок в  6 классе Урок проходит в несколько этапов. Цель урока: помочь разобраться  в идейно-нравственном содержании рассказа...

Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).

Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...