Литературный вечер, посвященный поэзии серебряного века
методическая разработка по литературе (9 класс)

Блинова Марина Александровна

Материал предназначен для проведения литературного вечера, посвященного поэзии Серебряного века

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ser_vek.docx35.59 КБ
Файл ser.vek_.1.pptx1021.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Поэзия Серебряного века.

Авторы: Волкова О.А., Блинова М.А., учителя русского языка и литературы ГКООУ Медновская СШИ.

Цель: расширить кругозор обучающихся по творчеству поэтов Серебряного века.

Задачи:

-воспитывать чувство патриотизма, гордости за литературное достояние России;

-развитие творческих способностей обучающихся.

Оборудование:

-проектор, компьютер, интерактивная доска, выставка книг поэтов Серебряного века, фильмы на стихи К.Бальмонта «Эдельвейсы», Н.Гумилева «Жираф», И.Северянина «Ананасы в шампанском», выполненные обучающимися и презентация.

Ход мероприятия.

Фильм «Гражданская война».(составлен из отрывков документального кино)

Вед 1: В эпоху страшных потрясений в России зарождается новая поэзия, которая получила название поэзия Серебряного века.

Фильм «Музеи России. Серебряный век» . (Режиссер:Н. Свидерская, К.Захаров, ООО Русский исторический канал, 2010 г.)

Вед1: «Символизм можно называть… «поэзией намёков», - писал Валерий  Брюсов. Важнейшие отличительные черты «поэзии намёков» - обращение к воображению читателя, создание каждым поэтом персонального поэтического словаря, понятного лишь для посвящённых. 

Вед 2: Одним из представителей поэтов-символистов является  Константин Дмитриевич Бальмонт. Он  родился 3 (15) июня 1867 года в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии

Вед 1: В 1876-1883 годах Бальмонт учился в Шуйской гимназии, откуда был исключен за участие в антиправительственном кружке. Продолжил свое образование во Владимирской гимназии, затем в Москве в университете, и Демидовском лицее в Ярославле. В 1887 году за участие в студенческих волнениях был исключен из Московского университета и сослан в Шую. Высшего образования так и не получил, но благодаря своему трудолюбию и любознательности стал одним из самых эрудированных и культурных людей своего времени. Бальмонт ежегодно прочитывал огромное количество книг, изучил, по разным сведениям, от 14 до 16 языков, кроме литературы и искусства увлекался историей, этнографией, химией.

Вед 2: Стихи начал писать в детстве. Первая книга стихов «Сборник стихотворений» издана в Ярославле на средства автора в 1890 году. Молодой поэт после выхода книжки сжег почти весь небольшой тираж.

( стихотворение К.Бальмонта «Лебедь»)

Вед 1: Его поэтический мир — это мир тончайших мимолетных наблюдений, хрупких чувствований. Широкая известность к Бальмонту пришла достаточно поздно, а в конце 1890-х он был скорее известен как талантливый переводчик норвежского, испанского, английского и других языков. Звучит песня на стихи Константина Бальмонта «Эдельвейсы».

Эдельвейсы — это однолетние или многолетние травянистые растения, высотой около 12—25 см, которые растут на высоких горах в каменистой местности.

Песня

Вед 2: В 1903 году вышел один из лучших сборников поэта «Будем как солнце» и сборник «Только любовь». А перед этим, за антиправительственное стихотворение «Маленький султан», прочитанное на литературном вечере в городской думе, власти выслали Бальмонта из Петербурга, запретив ему проживание и в других университетских городах.(стихотворение К.Бальмонта «Маленький султан»).

 

Вед 2: И в 1902 году Бальмонт уезжает за границу, оказавшись политическим эмигрантом.

Помимо почти всех стран Европы Бальмонт побывал в Соединенных Штатах Америки и Мексике и летом 1905 года вернулся в Москву.

Вед 1: После Октябрьской революции временный отъезд за границу обернулся для поэта долгими годами эмиграции.

«Я пришел, чтоб видеть солнце» ( (Реж. А. Мельников, 2010 г.).  (Стихотворение К.Бальмонта «Дар земле»).

Вед 2: В начале 1910–х гг. Николай  Гумилев стал основателем нового литературного течения — акмеизма. «Место действия» лирических произведений акмеистов — земная жизнь, источник событийности — деятельность самого человека. Лирический герой творчества Гумилева — не пассивный созерцатель жизненныхситуаций, но устроитель и открыватель земной красоты.

Вед 1: В 1912 году появляется самый «акмеистический» сборник стихов -«Чужое небо».

Мечты резко противостоят грубой реальности, исключительные характеры — обыденным, рядовым персонажам.

Ангел-хранитель 

Он мне шепчет: «Своевольный,
Что ты так уныл?
Иль о жизни прежней, вольной,
Тайно загрустил?

«Полно! Разве всплески, речи
Сумрачных морей
Стоят самой краткой встречи
С госпожой твоей?

«Так ли с сердца бремя снимет
Голубой простор,
Как она, когда поднимет
На тебя свой взор?

«Ты волен предаться гневу,
Коль она молчит,
Но покинуть королеву
Для вассала — стыд».

Так и ночью молчаливой,
Днем и поутру
Он стоит, красноречивый,
За свою сестру.

Вед 2: Николай Степанович Гумилев родился 3 (15) апреля 1886 года в Кронштадте, в семье корабельного врача. Детство будущего писателя проходило сначала в Царском селе, а затем в городе Тифлис. В 1902 году было напечатано первое стихотворение Гумилева «Я в лес бежал из городов…».В 1903-ем Николай Степанович поступил в 7-й класс Царскосельской гимназии. В этом же году писатель познакомился с будущей женой – Анной Горенко (Ахматовой).  

Песня последней встречи. Ахматова.

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,

А я знала - их только три!

Между кленов шепот осенний

Попросил: "Со мною умри!

Я обманут моей унылой

Переменчивой, злой судьбой".

Я ответила: "Милый, милый -

И я тоже. Умру с тобой!"

Это песня последней встречи.

Я взглянула на темный дом.

Только в спальне горели свечи

Равнодушно-желтым огнем.

Вед 1: После окончания в 1906 году гимназии, Гумилев уезжает в Париж и поступает в Сорбонну. Пребывая во Франции, Николай Степанович пытался издавать изысканный по тем временам журнал «Сириус» .Николай Степанович возвращается в Россию, однако вскоре снова уезжает. Писатель посещает с экспедициями Синоп, Стамбул, Грецию, Египет, страны Африки.

Звучит песня на стихи Гумилева «Жираф» , эти стихи Николай Степанович посвятил своей жене Анне Ахматовой.

Фильм «Жираф»

Вед 2: В 1909 году Гумилев поступает в Петербургский университет сначала на юридический факультет, но после переводится на историко-филологический. Писатель принимает активное участие в создании журнала «Аполлон».

В апреле 1910 года Гумилев женился на Анне Ахматовой.

Я И ВЫ

Да, я знаю, я вам не пара,
Я пришел из другой страны,
И мне нравится не гитара,
А дикарский напев зурны.

Не по залам и по салонам,
Темным платьям и пиджакам -
Я читаю стихи драконам,
Водопадам и облакам.

Я люблю - как араб в пустыне
Припадает к воде и пьет,
А не рыцарем на картине,
Что на звезды смотрит и ждет.


И умру я не на постели,
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей в густом плюще.

Чтоб войти не во всем открытый,

Протестантский, прибранный рай,

А туда, где разбойник, мытарь

И блудница крикнут: вставай!

Вед 1: С началом Первой мировой войны Гумилев добровольно идет на фронт, за храбрость награждается двумя Георгиевскими крестами.

Вед 1: В августе 1921 года Николая Гумилева арестовали по обвинению в участии в антиправительственном «таганцевском заговоре». Фильм «Гении и злодеи» (Реж. Г.Курляев, 2006),

Вед 2: Николай Гумилев знал, что жизнь его трагична. Он сам сделал свою жизнь такой – меняющейся, насыщенной событиями до краев, пульсирующей мыслью и болью, такой, что ее хватило на несколько жизней. Он пытался "сделать" и смерть. Ему казалось, что он умрет в 53 года; что"смерть нужно заработать и что природа скупа и с человека все соки выжмет и выбросит", а этих соков он чувствовал в себе на 53 года. Особенно любил он говорить об этом во время войны: "Меня не убьют, я еще нужен".

Но не в 53 года умер Гумилев. Судьба, с которой он любил играть, тоже сыграла с ним злую шутку, поменяв цифры местами. Смерть он встретил в расцвете отпущенных ему сил, в 35 лет. В остальном же умер, как и предсказывал:

И умру я не на постели,
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Потонувшей в густом плюще.

   

Вед 1. Футуризм –общее название художественных авангардистских движений 1910 – 1920 годов в Италии и России.

Футурист:  «Нет шедевров без агрессивности…Мы хотим прославить войну – единственную гигиену мира, разрушить музеи, библиотеки… Будем смело творить «безобразное в литературе…»

Футурист: ...Мы выдвинули впервые новые принципы творчества, кои нам ясны в следующем порядке:

- Мы перестали рассматривать словопостроение и словопроизношение по грамматическим правилам, став видеть в буквах лишь направляющие речи. Футурист: Мы расшатали синтаксис.

- Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание.

- Нами уничтожены знаки препинания…

- Нами сокрушены ритмы…

- Богатство словаря поэта - его оправдание.

-Мы во власти новых тем: ненужность, бессмысленность, тайна властной ничтожности воспеты нами.

-Мы презираем славу: нам известны чувства, не жившие до нас. Мы новые люди новой жизни.

Вед 2: Среди футуристов выделяют две группы:  кубофутуристы (Бурлюк, Хлебников, Каменский, Маяковский);

эгофутуристы (Игорь Северянин);

  • «Мезонин поэзии» (Шершеневич, Ивнев);

- «Центрифуга» (Пастернак, Асеев).

КУЗНЕЧИК

Крылышкуя золотописьмом

Тончайших жил,

Кузнечик в кузов пуза уложил

Прибрежных много трав и вер.

"Пинь, пинь, пинь!" - тарарахнул зинзивер.

О, лебедиво!

О, озари!

                В. Хлебников

 

 Колонны камень взнес

До голубых небес

Колонны камень дал

Мечтал

Мечтал

О высоте Дэдал!

                        Д. Бурлюк

СКУКА СТАРОЙ ДЕВЫ

Затянулось небо парусиной.

Сеет долгий дождик.

Пахнет мокрой псиной.

Нудно. Ох, как одиноко-нудно.

Серо, бесконечно серо.

Чав-чав… чав-чав…

Чав-чав… чав-чав…

Чавкают часы.

        В. Каменский

Вед 2: Футуристы старались шокировать публику своим внешним видом: К.Малевич – читал стихи под удары гонга;
В.Маяковский – в женской желтой блузке;
А.Крученых – носил на шнуре через шею диванную подушку;
В.Каменский – выходил с разрисованной физиономией и писал стихи на обратной стороне обоев;
Черный рояль, подвешанный к потолку театра, шествие по улицам под грохот консервных банок. Выход на улицу. Улица как праздник искусства для всех.

Итак, для русского футуризма характерны:

  • Бунтарство, выражение массовых настроений толпы.
  • Попытка создать искусство, устремленное в будущее.
  • Бунт против привычных норм стихотворной речи, ориентация на лозунг и плакат. 
  • Эксперимент по созданию заумного языка.

Вед 2: В отличие от кубофутуризма, который вырос из творческого содружества единомышленников, эгофутуризм был индивидуальным изобретением поэта Игоря Северянина.  Фильм «Розы для короля» (Реж. Евг. Потиевский, 2008).

Северянин: Лозунгами моего эгофутуризма были: 1. Душа – единственная истина. 2. Самоутверждение личности. 3. Поиски нового без отвергания старого. 4. Осмысленные неологизмы. 5. Смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы. 6. Борьба со «стереотипами» и «заставками». 7. Разнообразие метров».

Вед 2: Северянин остался единственным из эгофутуристов, вошедшим в историю русской поэзии. Его стихи отличались безусловной напевностью, звучностью и лёгкостью.

Северянин: — Я эгофутурист. Я был им провозглашен в ноябре 1911 г., когда появилось издание моего пролога. Слова льются четкие, отделенные друг от друга, точно при каждом из них нажимается невидимая педаль. Моя доктрина известна. Эго значит — «я». Футурист — «будущий». Эгофутуристом может быть каждый. Это очень просто. Но это надо суметь, так как для этого нужен большой труд. Каждый человек, который решил выдвинуться, должен упорно выдвигать себя, принося все в жертву этой цели.

Вед 1: В 1926 году Игорь Северянин написал данный сонет:

Он тем хорош, что он совсем не то, 
Что думает о нём толпа пустая, 
Стихов принципиально не читая, 
Раз нет в них ананасов и авто.

Фокстрот, кинематограф и лото - 
Вот, вот куда людская мчится стая! 
А между тем душа его простая, 
Как день весны. Но это знает кто?

Благословляя мир, проклятье войнам 
Он шлёт в стихе, признания достойном, 
Слегка скорбя, подчас слегка шутя 
Над всею первенствующей планетой... 
Он - в каждой песне им от сердца спетой, 
Иронизирующее дитя.

Вед 1: Когда открываешь впервые любую книгу И. С., первое чувство, какое испытываешь, это чувство недоумения. На каком языке написана эта книга? Иностранные звуки преобладают, речь пестрит неслыханными словообразованиями, капризными неожиданными оборотами.

Вед 1: Звучит песня на стихи Игоря Северянина «Ананасы в шампанском».

Вед 2: Игорь Северянин называл себя королем.

«Я - король!»

Отныне плащ мой фиолетов, 
Берета бархат в серебре: 
Я избран королём поэтов 
На зависть нудной мошкаре.

Меня не любят корифеи - 
Им неудобен мой талант: 
Им изменили лесофеи 
И больше не плетут гирлянд.

Лишь мне восторг и поклоненье 
И славы пряный фимиам, 
Моим - любовь и песнопенья! - 
Недосягаемым стихам.

Я так велик и так уверен 
В себе, настолько убеждён, 
Что всех прощу и каждой вере 
Отдам почтительный поклон.

В душе - порывистых приветов 
Неисчислимое число. 
Я избран королём поэтов - 
Да будет подданным светло!

Вед 1: После Октябрьской  революции Игорь Северянин эмигрировал, вспоминая с болью в сердце о Родине.

3.Ты потерял свою Россию.

Противопоставил ли стихию

Добра стихии мрачной зла?

Нет? Так умолкни: увела

 

Тебя судьба не без причины

В края неласковой чужбины.

Что толку охать и тужить –

Россию надо заслужить!


4.О России петь – что стремиться в храм

По лесным горам, полевым коврам…

 

О России петь – что весну встречать,

Что невесту ждать, что утешить мать…

 

О России петь – что тоску забыть,

Что любовь любить, что бессмертным быть.

Вед 2: Страшная события начала 20 века заставили талантливых поэтов покинуть Россию или безвременно уйти из жизни.

Фильм «Жить бы вам в серебряном веке»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русская поэзия Серебряного века. Выполнили: Волкова О.А., Блинова М.А.

Слайд 2

Символизм «Символизм можно называть… «поэзией намёков», - писал Валерий Брюсов. Важнейшие отличительные черты «поэзии намёков» - обращение к воображению читателя, создание каждым поэтом персонального поэтического словаря, понятного лишь для посвящённых.

Слайд 3

Константин Дмитриевич Бальмонт

Слайд 4

Акмеизм «Место действия» лирических произведений акмеистов — земная жизнь, источник событийности — деятельность самого человека. Лирический герой творчества акмеистов — не пассивный созерцатель жизненных ситуаций, но устроитель и открыватель земной красоты.

Слайд 5

Николай Степанович Гумилев

Слайд 6

Николай Гумилев и Анна Ахматова

Слайд 7

Футуризм Д ля русского футуризма характерны: -Бунтарство, выражение массовых настроений толпы. - Попытка создать искусство, устремленное в будущее. - Бунт против привычных норм стихотворной речи, ориентация на лозунг и плакат. - Эксперимент по созданию заумного языка.

Слайд 8

Игорь Северянин

Слайд 9

Поэты Серебряного века


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный вечер "Природа в поэзии Серебряного века"

Материал можно использовать как для литературного вечера, выбрав из подборки стихотворений самые понравившиеся, можно использовать и как конкурс чтецов. Тема сложная, но интересная....

Поэзия серебряного века. Литературные течения.

Поэзия серебряного века. Литературные течения....

Методическая разработка литературного вечера на тему: "Поэзия Серебряного века"

Методическая разработка срдержит рекомендации к проведению вечера, сценарий проведения и подборку стихотворений поэтов Серебряного века....

Литературная гостиная " Поэзия Серебряного века"

Литературная  гостиная  о поэтах  Серебряного века (XX век)...

Вечер "Поэзия Серебряного века"

Вечер поэзии для учащихся 10 -11 классов неоднократно проводился в каминном зале, что вызвало особый интерес к нему  учащихся старших классов и их педагогов. Этот вечер - своего рода поэтическое ...

Литературный вечер "Поэзия "серебряного века"

Литературный вечер  "Серебряный век" русской поэзии...