Литературный вечер "Поэзия "серебряного века"
методическая разработка по литературе (11 класс)

Дылгерова Энгельсина Владимировна

Литературный вечер  "Серебряный век" русской поэзии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon serebryanyy_vek_rus.poezii.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция для учащихся 11 класса.

Участники:

И.Северянин – Шобоев С.

К. Бальмонт –  Шалдушкеев С.

Н. Гумилев –  Хапхаранов Б.

М. Волошин –   Прушенов Д.

А. Ахматова –  Кучина К.

М. Цветаева –  Демина Ю.

З. Гиппиус –  Харнохоева Н.

С. Есенин –  Карпович А.

В. Маяковский –  Верхалев Н.

А. Блок –  Галсанов С.

В композицию включены два танца.

Сцена представляет подобие гостиной поэтических салонов с мягкой мебелью, круглым столиком.

Цели:

1. Развитие навыков выразительного чтения, декламации стихов.

2. Расширение кругозора учащихся, их знаний об эпохе «серебряного века»

3. Развитие эстетического вкуса, приобщение к общекультурным ценностям.

1 вед. Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поговорить об удивительном явлении в русской литературе – поэзии «серебряного века» - поэзии первых двух десятилетий 20 века.

2 вед.

Е. Евтушенко утверждает, что поэт в России больше, чем поэт. Он – отраженье века своего.

1 вед. 

Начало 20 века вместило в себя много исторических событий: и три революции, и гражданскую войну – трагедии мирового масштаба.

В поэме «Возмездие» А. Блок пишет:

Век девятнадцатый, железный,

Воистину жестокий век!

С тобой пришли чуме на смену

Неврастения, скука, сплин.

Век расшибанья лбов о стену,

Экономических доктрин,

Конгрессов, банков, федерация,

Застольных спичей, красных слов,

Век акций, рент и облигаций

И малодейственных умов.

2 вед.

20 век.. еще бездомней,

Еще страшнее жизни мгла,

Еще страшнее и огромней

Тень Люциферова крыла.

И отвращение от жизни

И к ней безумная любовь,

И страсть, и ненависть к Отчизне…

И черная земная кровь

Сулит нам, раздувая вены,

Все разрушая рубежи,

Неслыханные перемены…- писал А.Блок.

2 вед.

Начало века дало большое количество талантливых поэтов. Они образуют множество литературных направлений – символизм, акмеизм, футуризм, кубофутуризм и эгофутуризм, имажинизм и т.д. Некоторые из них в своем творческом развитии меняли свое отношение к миру, представления о жизни. Неизменным оставался их поэтический дар, благодаря которому они довели свой стих до совершенства.

1 вед.

Поэты серебряного века – это целые созвездия в русской галактике: Д. Мережковский, Зинаида Гиппиус 9его жена), Анна Ахматова и Максимилиан Волошин, В. Маяковский и Велимир Хлебников, Борис Пастернак и Марина Цветаева, Николай Клюев и Сергей Есенин, А. Белый и Саша Черный, К. Бальмонт и Игорь Северянин – король поэтов. Перчисление славных имен можно продолжать бесконечно.

2 вед. Мы приоткрываем завесу в поэзию «серебряного века». Многим из поэтов не хватало скромного достоинства поэтов 19 века с их позицией: «Я не поэт, я - гражданин». Стремление к самоутверждению, самовозвеличиванию вызывает улыбку.

К. Бальмонт важно выходит на сцену и читает:

Я – изысканность русской медлительной речи,

Предо мною другие поэты – предтечи…

Я впервые открыл в этой речи уклоны,

Перепевные, гневные нежные звоны.

Я – внезапный излом,

Я – играющий гром,

Я – прозрачный ручей,

Я – для всех и ничей.

Вечно юный как сон,

Сильный тем, что влюблен

И в себя, и в других.

Я – изысканный стих.

«К. Бальмонт» - представляется он и садится в кресло.

И. Северянин (выходя на сцену)

Я выполнил свою задачу,

Литературу покорив,

Бросаю сильным на удачу

Завоевателя порыв.

Отныне плащ мой фиолетов,

Берета бархат в серебре.

Я избран королем поэтов

На зависть нудной мошкаре.

Лишь мне восторг и песнопенье-

Недосягаемым стихам.

Я так велик, я так уверен,

В себе настолько убежден,

Что всех прощу и каждой вере

Отдам почтительный поклон.

В душе порывистость, приветов

Неисчислимое число.

Я избран королем поэтов –

Да будет подданным светло.

«Игорь Северянин»- представляется он и тоже садится в кресло.

Бальмонт (встав с кресла, читает):

Да, я влюблен в свой стих державный,

В свой стих изысканно простой,

И льется он волною плавной

В пустыне чахлой и пустой.

Я облеку, как ночи в ризы,

Свои загадки и грехи,

Мои волшебные капризы,

Мои ажурные стихи.

На сцену выходят футуристы.

Бурлюк: Читающим наше Новое, Первое, Неожиданное. Только мы – лицо нашего времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.

Маяковский: Академик и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих с Парохода Современности.

Крученых: Кто же, доверчивый, обратит последнюю любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражение сегодняшнего дня?

Всем этим Куприным, Блокам, Черным, Буниным и прочим нужна лишь удача на реке. Такую удачу судьба дает лишь портным.

Вместе: С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество.

Уходят и садятся в первый ряд.

1 вед. Этот век никогда не был бы назван «серебряным» из-за стремления поэтов назвать себя лучшими и неповторимыми. Поэты этой поры много поработали в области стиха, над его формой, добились в этой области совершенства.

2 вед. Звездой первой величины в этом созвездии является А. Блок. Преклонение перед его творчеством было всеобщим. По воспоминаниям К. Чуковского, от него исходил невероятный магнетизм. Женщины не могли устоять перед ним. Печальным голосом он читал свои стихи о любви.

1 вед. Влюбленность расцвела в устах

И в ранней грусти глаз,

И был я в розовых цепях

У женщин много раз.

К нему обращаются со стихами З. Гиппиус, А. Ахматова, М. Цветаева, посвятившая ему 16 стихотворений (на протяжении 5 лет). Вот первое из них.

Цветаева читает стих.  «Имя твое – птица в руке…»

«Марина Цветаева», - представляется она и садится.

Ахматова читает стих. «Я пришла поэту в гости»

2 вед. Перед вами предстали ученики, читающие стих-я Северянина и Бальмонта. А вот и остальные.

На сцену выходят Мандельштам, Волошин, Блок,  Гумилев. Рассаживаются. Двое стоят позади кресел в удобной позе. Читающий стихи выходит вперед.

Гумилев: «Это было в башне В. Иванова. Читали стихи. От стихов мы пьянели больше, чем от вина. Башня выходила на крышу соседнего дома и было видно бледно-серое небо, без луны, без звезд, ночное небо, каким оно бывает в белые петербургские ночи и высокую худощавую фигуру А. Блока, читающего своим монотонным, страстно-бесстрастным голосом медленно и томительно печально-поразительную по поэтической красоте «Незнакомку».

Ахматова: Вся кровь во мне остановилась, когда он после знаменитой строчки «ДышА духАми и тумАнами, о(А)на сАдится у о(А)кна» это обволакивающее А сменилось волшебным Е.

И вЕют дрЕвними повЕрьями

Ее волшЕбные шЕлка…

Цветаева: Слова и строки выстраиваются в волшебный ряд и уносятся на музыкальной волне. В беззву3чной тишине возникают загадочные образы.

1 вед. «А в это время возникают миллионные состояния, строятся банки, мюзик-холлы, великолепные рестораны, где люди оглушают себя музыкой, вином и женщинами.»  А. Толстой.

Звучит танго. Две пары танцуют перед салоном.

Ученик с бокалом в руке читает стих. И. Северянина «Ананасы в шампанском».

Голос от группы футуристов:

Какая пошлость! Какая пошлость!

Гиппиус: Не обращайте внимания на этих творцов «Пощечины общественному вкусу». Лучше послушаем стихи О. Мандельштама. 

Мандельштам:

Смутно дышащими листьями

Черный ветер шелестит,

И трепещущая ласточка

В черном небе круг чертит.

Тихо спорят в сердце ласковом

Умирающем моем

Наступающие сумерки

С догорающим лучом.

И над лесом вечереющим

Стала медная луна;

Отчего так мало музыки

И такая тишина?

Гиппиус: Что же касается музыки, то она только в стихах Н. Гумилева. Прочтите, пожалуйста, нам своего «Жирафа». 

Гумилев читает: «Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд…»

Прочитав, отходит за кресло Ахматовой.

А. Ахматова:

Сегодня мне письма не принесли…

Гумилев подходит к Ахматовой и читает «Рассыпающиеся звезды».

Ахматова читает «Было душно от жгучего света»

Ахматова садится, исполняется романс на стихи М. Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной…»

Входит С. Есенин.

Гиппиус: «Позвольте представить вам скромного талантливого крестьянского поэта – Сергея Есенина и попросим его почитать свои стихи».

Есенин читает свои стихи. (композицию по дореволюционным стихам)

Есенин:

Гой ты, Русь моя родная,

Хаты – в ризах образа,

Не видать конца и края –

Только синь сосет глаза.

Потонула деревня в ухабинах,

Заслонили избенки леса,

Только видно на кочках и впадинах,

Как синеют кругом небеса.

Никнут шелковые травы,

Пахнет смолистой сосной

Ой, вы, луга и дубравы, -

Я одурманен весной.

Я люблю над покосной стоянкою

Слушать вечером гуд комаров.

А как грянут ребята тальянкою

Выйдут девки плясать у костров.

Загорятся, как черна смородина

Угли-очи в подковах бровей,

Ой ты, Русь моя, милая родина,

Сладкий отдых в шелку купырей!

Маяковский: «Почему вы шатаетесь по салонам, Есенин?»

Есенин: Глядишь, понравлюсь, и в люди выведут.

Есенин садится рядом с футуристами.

Волошин:

Из страны, где солнца свет

Льется  с неба, жгуч и ярок,

Я привез тебе в подарок

Пару звонких кастаньет.

И когда Париж огромный

Весь оденется в туман,

В мутный вечер на диван

Лягу я в мансарде темной.

И напомнят мне оне

И волны морской извивы,

И дрожащий луч на дне,

И извилистый ствол оливы,

Вечер в комнате простой,

Силуэт седой колдуньи,

И красавицы – плясуньи

Стан и гибкий, и живой.

Танец быстрый, голос звонкий,

Грациозный и простой,

С этой южной, с этой тонкой

Стрекозиной красотой.

И танцоры идут в ряд,

Облитые красным светом,

И гитары говорят

В такт гремучим кастаньетам,

Словно щелканье цикад

В жгучий полдень жарким летом.

Исполняется цыганский танец.

Блок:

Ты как отзвук забытого гимна

В моей черной и дикой судьбе…

Исполняется цыганский романс «Очи черные…»

Бальмонт:

Я буду ждать тебя мучительно,

Я буду ждать тебя года…

Гиппиус:

Гармония звуков только в поэзии. В окружающем нас мире только дисгармония.

Читает стих. «Крик».

Изнемогаю от усталости,

Душа изранена, в крови…

Ужели нет над нами жалости,

Ужель над нами нет любви.

Мы исполняем волю строгую,

Как тени, тихо, без следа

Неумолимою дорогою

Идем – неведомо куда.

И ноша жизни, ноша крестная,

Чем далее, тем тяжелей…

И ждет кончина неизвестная

У вечно запертых дверей.

Без рокота, без удивления,

Мы делаем, что хочет Бог.

Он создал нас для вдохновенья

И полюбить, создав, не смог.

Мы падаем, толпа бессильная,

Бессильно веря в чудеса,

А сверху, как плита могильная,

Слепые давят небеса.

Маяковский:

Пока вы выкипячиваете,

Рифмами пиликая

Из любвей и соловьев

Какое-то варево,

Улица корчится безъязыкая.

Ей нечем кричать

И разговаривать.

(обращаясь к залу)

Выньте, гулящие,

Руки из брюк,

Берите камень,

Нож или бомбу,

А если у которых нету рук –

Пришел чтоб и бился лбом бы.

2 вед.

Уже прозвучал революционный набат. Разгорался пожар революции и гражданской войны.

«Смело мы в бой пойдем

За власть Советов,

И как один умрем

В борьбе за это», - пели на улице.

Гиппиус (вставая): умерла вдали от дома Зинаида Гиппиус.

Гумилев: Расстрелян Николай Гумилев.

Северянин и Бальмонт выходят навстречу друг другу и один говорит:

«Умерли на чужбине. Игорь Северянин и Константин Бальмонт».

Цветаева: Повесилась. Марина Цветаева.

Блок: Умер от нервного истощения. Александр Блок.

Ахматова: Муж расстрелян. Сын – узник ГУЛАГа, сама подверглась гонениям после статьи Жданова в журналах «Звезда» и «Ленинград». А. Ахматова.

Мандельштам: Умер в застенках ГУЛАГа. Осип Мандельштам.

Есенин: Повесился. Сергей Есенин.

Маяковский: Застрелился. Владимир Маяковский.

Блок:

Все мое творчество проникнуто одной большой любовью – любовью к Родине.

Россия, нищая Россия!

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые,

Как слезы первые любви.

Есть в русской природе усталая нежность,

Безмолвная боль затаенной печали,

Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,

Холодная высь, уходящие дали.

Сестра моя и мать! Жена моя Россия…

Мне не в чем каяться, Россия, пред тобою,

Не предавал тебя ни сердцем, ни душой.

Мандельштам:

Я от жизни смертельно устал,

Ничего от нее мне не приемлю,

Но люблю мою бедную землю

Оттого, что другой не видал.

Цветаева:

Облака вокруг, купола вокруг

Надо всей Москвой, сколько хватит рук.

И льется аллилуйя в бескрайние поля,

А в грудь тебя целует московская земля.

Есенин.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»;

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою!»

Анализ внеклассного мероприятия:

литературно-музыкального вечера

«Поэзия серебряного века».

Инициатором, организатором и ведущим литературной композиции для учащихся старших классов является учитель русского языка и литературы Дылгерова Э.В. она подготовила богатый материал, обработала и адаптировала к условиям школы и в течение двух недель подготовила вечер русской поэзии со старшеклассниками. Учащиеся заинтересовались темой и формой мероприятия, предлагая свои способы выразительности и постановки действия. Мероприятие рассчитано на развитие эстетического вкуса и приобщение к общекультурным ценностям, к вершинам русской поэтической классики.

В начале вечера учительница назвала тему и определила основные цели этого мероприятия. Классная комната, оформленная в виде литературной гостиной с мягкой мебелью, стол под скатертью с кистями, свечи, портреты поэтов и планшеты об их творчестве – все настраивало на возвышенный лад. Необычность обстановки, приподнятый настрой учителя и участников вечера, хорошая подготовка и выразительность декламации определили эмоциональное восприятие лирической темы вечера. Своевременное удержание интереса продуманными и подготовленными выступлениями участников обеспечили четкость проведения мероприятия.

Учитель Дылгерова Э.В. сумела создать лирический настрой и с помощью участников вечера, коллег – участников, занятых в мероприятии, а также личного обаяния, задушевности провела литературно-музыкальный вечер на хорошем творческом уровне.

Хорошая техника, грамотность речи, мягкость интонации удачно дополнили поэтическое богатство композиции. При этом профессиональная саморегуляция поведения позволяла учителю проявлять внимание к каждому участнику, следить за ходом мероприятия, последовательностью этапов.

Вечер прошел организовано и интересно. Продуманно и тщательно подобранные участники композиции смогли проявить свои способности в чтении стихов, исполнении русских романсов и танцевальных номеров и доставили всем присутствующим истинное удовольствие приобщения к миру русского искусства начала 20 века.

План мероприятия реализован точно и четко

Задачи, методически поставленные верно, соответствуют возрасту учащихся и содержанию образовательной программы в старших классах средней школы.

Внеклассное мероприятие: литературно-музыкальный вечер «Серебряный век русской поэзии» оценено на «отлично».

Замдиректора по УВР: ________ /Хоренова Э.Д./

Самоанализ внеклассного мероприятия:

литературно-музыкального вечера

«Поэзия серебряного века».

Инициатором, организатором и ведущим литературной композиции для учащихся старших классов являюсь я сама.  Для этого подготовила богатый материал, обработала и адаптировала к условиям школы и в течение двух недель подготовила вечер русской поэзии со старшеклассниками. Учащиеся заинтересовались темой и формой мероприятия, предлагая свои способы выразительности и постановки действия. Мероприятие рассчитано на развитие эстетического вкуса и приобщение к общекультурным ценностям, к вершинам русской поэтической классики.

В начале вечера была названа тема и определены основные цели этого мероприятия. Классная комната, оформленная в виде литературной гостиной с мягкой мебелью, стол под скатертью с кистями, свечи, портреты поэтов и планшеты об их творчестве – все настраивало на возвышенный лад. Необычность обстановки, приподнятый настрой участников вечера, хорошая подготовка и выразительность декламации определили эмоциональное восприятие лирической темы вечера. Своевременное удержание интереса продуманными и подготовленными выступлениями участников обеспечили четкость проведения мероприятия.

Удалось создать лирический настрой и с помощью участников вечера, коллег – участников, занятых в мероприятии. Литературно-музыкальный вечер прошел на хорошем творческом уровне.

Хорошая техника, грамотность речи, мягкость интонации ведущих удачно дополнили поэтическое богатство композиции. При этом учителю необходимо было проявлять внимание к каждому участнику, следить за ходом мероприятия, последовательностью этапов.

Вечер прошел организованно и интересно. Продуманно и тщательно подобранные участники композиции смогли проявить свои способности в чтении стихов, исполнении русских романсов и танцевальных номеров и доставили всем присутствующим истинное удовольствие приобщения к миру русского искусства начала 20 века.

План мероприятия реализован точно и четко

Задачи, методически поставленные верно, соответствуют возрасту учащихся и содержанию образовательной программы в старших классах средней школы.

Внеклассное мероприятие: литературно-музыкальный вечер «Серебряный век русской поэзии» оценено на «отлично».

Дылгерова Э.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Притчевое начало в литературе 19-20 века: трансформация жанра. (Из опыта использования литературной притчи в школьном курсе литературы)

Данная статья раскрывает возможность использования произведений малых жанров с притчевым началом на уроках литературы. Дан пример технологической карты ученика к уроку, а также темы уроков курса "Прит...

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пока горит свеча….», посвященной «Серебряному веку» русской поэзии

Символом нашей сегодняшней встречи мы выбрали свечу, как символ домашнего очага, уюта, комфорта, дома, в который хочется возвращаться. И сегодня мы с вами обратимся к женской поэзии «Серебряного века»...

Литературно-музыкальная композиция "поэты Серебряного века приглашают..."

Конспект литературной гостиной, имитирующей встречу поэтов начала прошлого века на "Башне" Вяч. Иванова...

литературная гостиная, посвященная женщинам 19 века

материалы к уроку литературы 19 века...

литературная гостиная,посвященная знаменитым женщинам 19 века

материалы можно использовать на уроках литературы и классных часах...

Литературно-музыкальная композиция «Диалог эпох – рубеж веков (XIX – XX) – начало XXI века: поэзия века серебряного – современная рок-поэзия»

В уроке сплелось желание сделать поэзию серебряного века ближе и понятнее современным школьникам, показав близость тем и проблем с современной рок-поэзией...