Притчевое начало в литературе 19-20 века: трансформация жанра. (Из опыта использования литературной притчи в школьном курсе литературы)
статья по литературе (7 класс) по теме

Данная статья раскрывает возможность использования произведений малых жанров с притчевым началом на уроках литературы. Дан пример технологической карты ученика к уроку, а также темы уроков курса "Притча 19-20 века: трансформация жанра"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Смолякова С.В.

(г.Екатеринбург, МОУ СОШ №200)

Притчевое начало в литературе 19-20 века: трансформация жанра.

(Из опыта использования литературной притчи в школьном курсе литературы)

        «Ты видишь, ход веков подобен притче »,- сказано Б.Пастернаком.

Только в эпоху, когда каждый ощутимо  и непосредственно зависит от всего, что происходит в мире, когда ощущение говорящей и поучающей истории становится всеобщим, ход веков можно уподобить притче.  История – притча сопрягает «будничность» глобальных катастроф и величие самых личных, интимных проявлений жизни. Наверное, именно наше время проявило самую суть жанра притчи.

        Притча как жанр, непосредственно нацеленный на постижение смысла жизни, который должен черпаться из нее самой, по-разному проявлялась в разные эпохи истории, в разные художественные эпохи.  В 19-20 веках это притчи-пьесы, притчи-рассказы, притчи-романы, стихотворения в прозе,  «крохотки», «затеси». Притча 20 века перестала быть поучением, она стала обобщенным философским размышлением, в котором читатель участвует на правах соавтора.

Мудрость, воплощенная в слове, в произведениях без назидания, навязчивости, в произведениях, дающих возможность думать, обсуждать – в произведениях притчевого характера. Разгадывание притчи – это своеобразная  гуманитарная дискуссия и исследование, это диалог автора и читателя, учителя и ученика.

        Притча – один из самых древних жанров мировой литературы, живой и актуальный сейчас. Притча – жанр эпоса, объясняющий на основе иносказания какую-либо сложную философскую, социальную или этическую проблему на простых жизненных примерах (Большой справочник школьника.-М.:Дорфа,2001)

        Притча – это особый рассказ, в нем говорится о вечных ситуациях, в которых оказываются люди, о вечных пороках человеческих и вечных проявлениях добра. И эти нравственные проблемы  рассматриваются в произведении – загадке, на которую нет готового ответа, его надо найти, вступив в диалог с автором.

                При всех различиях трактовки жанра две черты присущи притче: аллегоричность и поучительность. В аллегории присутствуют два уровня смысла. Первый, текстовый, образуется обычно сочетанием смыслов, фраз, составляющих текст. Второй строится на символических значениях, общий смысл часто выносится как заключительное рассуждение.

Жанр притчи имеет большой воспитывающий потенциал, так как носит не назидательный характер, а в абстрагированной форме утверждает общечеловеческие ценности.

Короткие рассказы, философские миниатюры, стихотворения в прозе,  очерки, лирические записи объединяет притчевое начало. В наше время разные жанры в литературе смыкаются, проникают друг в друга сильней и энергичней, чем в тургеневскую пору. А.Белый, В.Розанов, М.Пришвин, И.Бунин, А.Солженицын, В.Белов, Ю.Бондарев, В.Солоухин, В.Астафьев – писатели, обращавшиеся к данному жанру, понимали своеобразие и оригинальность создаваемых произведений, что и отразилось в обозначении ими сборников: «Крохотки», «Мгновения», «Камешки на ладонях», «Затеси». Это книги о себе, о людях, о времени, размышления, имеющие притчевую основу, несущие глубокие философские осмысления, лирические миниатюры, обладающие документальной точностью очерка – это «зарубки» на память не только самому автору, но и каждому из нас, «чтобы сердцем не черствели».

        По мнению Астафьева, у каждого человека есть «потребность в задушевной беседе, как и склонность к вечной думе о смысле жизни», которая постигается только через самопознание, - «процесс самопознания есть процесс постижения смысла жизни «через себя». Такое высказывание предполагает особого собеседника. Читатель вплотную приближается к автору, «почти прямое слово автора не опосредовано для него привычными литературными формами – сюжетом, героями.

        Данные произведения фиксируют настоящий, совершающийся «здесь и сейчас» момент самоопределения человека, они образуют исповедальный монолог, в котором человек «в данный момент» предстоит самому себе. Отсюда и обращение к читателю не пробегать произведения «сподряд», а читать «враздробь», может быть, какое–то из них, как пишет Тургенев, «заронит тебе что-нибудь в душу». В.А.Солоухин вторит Тургеневу: «Пусть перебирает читатель. Если из всей этой высыпанной перед ним на стол груды камешков он отберет для себя хотя бы пяток, и то ладно».

Чтение «враздробь» провоцирует читателя на поиск связи между произведениями, а также рождает представление о внутренней жизни человека не как о последовательно сменяющихся событиях, а как о пространстве смысловых отношений, как об одномоментно осуществляющихся разнонаправленных движениях души человека, свидетельствующих о цельности его внутренней жизни.

        Таким образом, внутренняя жизнь человека, изображенная в миниатюрах, психологически конкретна, но не связана с определенной жизненной ситуацией, как это происходит, например, в романно-эпическом изображении размышлений героев. Поэтика миниатюры такова, что не предполагает изображения сознания человека в романно-эпической последовательности событий, указывающей на временную, пространственную, психологическую дистанцию повествователя по отношению к герою. В произведениях, имеющих притчевое начало, отсутствует развитое сюжетное движение, содержание передается в основном через диалог героев. Время и место действия неконкретны. Действие происходит «однажды», место действия не указано. Действующие лица – человек и мудрец. Притча несет в себе глубокий смысл, но прямое поучение, наставление в ней отсутствует.

        При всех различиях стиля, взглядов писателей, эпохи, трактовки жанра предлагаемые для чтения и изучения произведения имеют следующие особенности притчевого характера:  иносказательная форма;  широта обобщения;  значимость заключенной в притче идеи;  отсутствие обрисовки характеров, указаний на место и время действий, показа явлений в развитии; предельная заостренность главной мысли, выразительность и экспрессивность языка;  в большинстве случаев -  прямая автобиографичность, рассказ от первого лица; дневниковость, носящая исповедальный характер; философские раздумья над основными вопросами бытия: жизнью и смертью, дружбой и любовью, правдой и ложью; при решении их – глубоко интимный контакт с читателем, чуткость и человечность, какой бы вопрос ни решался: сугубо личный, общественный или планетарный; предельная краткость каждого произведения, каждой миниатюры: от двух-трех строк до полутора-двух страниц, не более; возможность сгустить, стиснуть огромные пространственные и временные величины до одной фразы;  острейшая наблюдательность, позволяющая обыкновенную бытовую деталь превращать в символы.

         Цикл уроков – диалогов, посвященных осмыслению литературных произведений притчевого характера, избранных учителем по его усмотрению,   способствует выявлению личностного смысла и формированию ценностных ориентаций учащихся - подростков. К миниатюрам следует обращаться тогда, когда сама логика курса подсказывает, что пора познакомиться с данными произведениями. Предполагается, что знакомство должно начаться в 7 классе и завершиться в 11 классе. Произведения И.С.Тургенева  «Нищий», «Барельеф», «Щи», «Милостыня», «Два богача»; А.П.Чехова «Угроза»; В.Г.Короленко «Огоньки»; И.А.Бунина  «Скарабеи», «Именины»; В.П.Астафьева «И прахом своим», «Лунный блик», «Костер возле речки», «Приветное слово», «Паутина»;  А.И.Солженицына «Отраженье в воде», «Утенок», «Молния», «Лихое зелье», «Путешествуя вдоль Оки», «Костер и муравьи», «Лиственница», «Дыхание», «Мы-то не умрем»», «Колокольня» и т.д. перекликаются с другими учебными книгами по литературе, но изучаются как притчи с попыткой увидеть в литературе многомерное пространство во всей ее объемности.

 Выбор произведений обосновывается следующим:

- все произведения – путь к познанию мудрости;  аллегорическое повествование – загадка, которую нужно разгадать, в противоположность поучению; короткий объем произведений, в которых информация дается в сгущенном виде, позволяют мобильно использовать уроки-диалоги.  

        Обращаясь к этим произведениям из урока в урок «враздробь», выстраиваем диалог с писателями. Основные фазы процесса, направленного на понимание, следующие:

 до чтения: осмысление заглавия (прогноз);

по ходу чтения: внимание к слову; проблемные текстовые ситуации и скрытые вопросы (диалог с текстом); главная мысль (понимание);

после чтения: виды информации в художественном тексте (рефлексия); переработка информации (использование).

Литературная притча- приглашение к размышлению?

         миниатюра  -  стихотворение в прозе  –  «крохотки»  -  «затеси»

Особенности:

-персонажи показаны лишь через поступки, не обрисованы подробно;

- не отражены характеры;

- внимание автора сконцентрировано на одной ситуации;

- выбор персонажей основан на антитезе.

Уровни смысла:

А.П.Чехов «Угроза»:

потерпевший барин,  угрожающий неизвестно чем, и вор поневоле, ставший добрым ___         

неизвестное (как угроза) и человек, подчиняющийся угрожающей неизвестности

И.С.Тургенев «Необходимость, сила, свобода»:

словесный барельеф из трех фигур____ соотношение главных понятий жизни человека

А.И.Солженицын «Отраженье в воде»:

 мутный поток и зеркальная гладь  ______жизнь - движение к истине

В.П.Астафьев «Паутина»:

паутина в природе, нарушение гармонии, отлаженной жизни ______паутина жизни…

        Приведем пример структуры урока – диалога.

Через мгновения жизни – к вечному…

(Притчевое начало в литературе 19-20 веков)

Технологическая карта ученика

Кто осмелится сказать, что определил искусство? Перечислил все стороны его? А может быть, уже и понимал, и называл нам в прошлые века, но мы недолго могли на том застояться: мы послушали, и пренебрегли, и откинули тут же, как всегда спеша сменить хоть и самое лучшее – а только бы на новое! И когда снова нам скажут старое, мы уже и не вспомним, что это у нас было.                                                                 А.И.Солженицын

ИДЦ – попытаться понять ценности, которые находятся в центре художественного мира писателей 19-20 веков; выяснить, почему оказалась столь вечным притчевое начало в литературных произведениях.

Знать: произведения А.П.Чехова, И.С.Тургенева, А.И.Солженицына, В.П.Астафьева, основные темы, образы.

Понимать: основные проблемы произведений, авторскую позицию, преломляя их в своём сознании.

Уметь: размышлять над прочитанным, работать с текстом самостоятельно и в группе, строить монологический ответ, анализировать, сравнивать, обобщать.

     Частные

дидактические

         цели

      Содержание учебного

               материала

  Способы   выполнения

1.Осмыслить

эпиграф к уроку

2. Осмыслить ценностные предпочтения автора. Понять, какие вырази-тельные сред-ства отражают восприятие мира.

3. Вернуться к эпиграфу урока, обобщить

Самостоятельно сформулировать тезис – комментарий эпиграфа.

Проследить, как жизненный мате-риал становится основой для раз-работки нравственной проблемы. В каком соотношении находятся авторская «мораль» и  образное восприятие?

1. А.П.Чехов «Угроза»

2. И.С.Тургенев «Барельеф»

3.А.И.Солженицын «Отраженье в воде»

4.В.П.Астафьев «Паутина»

Сформулировать тезис – вывод о нравственной позиции автора в произведениях.

1. Записать

эпиграф в тетрадь

2. Проанализиро -вать услышанный тезис–коммента -рий к эпиграфу.

1. Обсудить в группе.

2. Сформулиро -вать монолог.

3. Записать в тетрадь.

1. Обсудить в группе.

2. Записать в тетрадь.

            

Групповая форма организации урока позволяет поставить ученика в различные ситуации и роли, что делает его субъектом обучения, активным соучастником добывания знаний, сотворцом этого процесса. Проблемно-модульный тип урока позволит применить уровневую дифференциацию учебной деятельности, создаёт ситуацию выбора.

Выбранная цепь философских миниатюр характеризуется эстетикой незавершенности, которая с годами стала возводиться в правило. Загадка рождает стимул к пониманию, к окончательной отделке смысла и постижению ценностных ориентаций.

М.Цветаева в своих рабочих записях – «Сводных тетрадях» - удивительно точно подметила: «Книга должна быть исполнена читателем как соната. Буквы – ноты. В воле читателя – осуществить или исказить».

Календарно-тематический план

Тема

Кол-во часов

1

Через мгновения жизни – к вечному…(«Крохотки» А.И.Солженицына)

2

2

Произведение В.П. Астафьева «И прахом своим»: ценность жизни и воспоминаний о тех, кого рядом нет

1

3.

Произведение А.И. Солженицына «Утенок»: умение видеть прекрасное и гармоничное в естественном

1

4.

Притчевое начало в произведении А.П. Чехова «Угроза»

1

5.

Тема страдания в произведении И.С. Тургенева «Щи»

1

6.

Метафорический смысл произведения И.С. Тургенева «Нищий»

1

7.

Разгадаем тайну…(И.С. Тургенев «Барельеф»)

1

8.

«Доставь и ты другим добрым людям возможность показать на деле, что они добры» (И.С. Тургенев «Милостыня»)

9.

« Звено из природной отлаженной жизни…» (В.П. Астафьев «Паутина»)

1

10.

«Это они, терпеливые люди, делают посильную добровольную работу…» (В.П. Астафьев «Костер возле речки»)

1

11

«Все-таки впереди – огни!» (В.Г. Короленко «Огоньки»)

1

12

«Какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине…» (А.И. Солженицын «Костер и муравьи»)

1

13.

«Страшно подумать… все это тоже забудется начисто?» (А.И. Солженицын «Город на Неве»)

1

14.

«Не надо мне, мол, ваших костей, - дайте только свободу!..» (А.И. Солженицын «Шарик»)

1

15.

Современное состояние жанра притчи

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы православия в школьном курсе литературы.

Доклад готовился к Рождественским встречам. В нём рассматривается ряд произведений, изучая которые нельзя не затрагивать вопросы православия. Учитель должен быть вооружён знанием христианской литерату...

Программа элективного курса "Литература Алтая 20 века"

Рабочая программа элективного курса составлена для учащихся 11 класса и знакомит с богатейшей литературой Алтая 20 века...

Система семинарских занятий по школьному курсу «Литература» в 11 классе. Методическая разработка

Эффективной формой организации в старших классах являются семинарские занятия,  которые предусматривают самостоятельную работу над содержанием тем, проблем и задач по курсу «Литература». Методиче...

Изучение обзорных тем в школьном курсе литературы для учащихся 8-10 классов.

Изучение обзорных тем в школьном курсе литературы для учащихся 8-11 классов....

Место сочинения в школьном курсе литературы и русского языка

Школьное сочинение, как и любой текст, представляет собой тематическое, смысловое, стилевое и структурное единство, определяемое коммуникативной установкой автора. Каждое сочинение имеет свое предметн...

Презентация по курсу "Литература Великобритании (средние века – 20 век)"

Вам представлена презентация по курсу "Литература Великобритании (средние века – 20 век)". Курс может быть в форме факультатива по зарубежной литературе, кружка или ино формы внек...