Использование картографического метода в школьном курсе географии
статья по географии по теме

Пешая Олеся Сергеевна

Статья для учащихся, родителей, учителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование картографического метода в школьном курсе географии

Изучение незнакомого края

                                                            всегда начинается с карты…

                                                                По карте можно странствовать

                                            так же, как по земле.

К. Паустовский.

Географическая карта является языком географии. Можно считать, что карта породила географию, а так же была ею в третьем веке до нашей эры. «Географическая карта – синтез науки и искусства, многослойное явление, объединяющее живопись, графику, технический чертеж, диаграммы, разные виды письма – пиктографическое, идеографическое, буквенное», - утверждал Б. Б. Родоман.

Картографические знания представлены комплексом понятий и терминов, определенных программой. Все картографические термины и понятия разделяются на две составные части: знания об особенностях карты, отражающие географическую и математическую основы карты и знания географического содержания, заложенные в карты.

Почему так велика роль карты в географии? Это определяется характером самой географии. Изучаемая географией поверхность земного шара очень велика, что недоступна одновременному непосредственному обозрению. Нельзя одновременно охватить взором даже свой район. Посредством же карты можно охватить сразу весь мир, можно сопоставлять между собой отдельные части земной поверхности, находить между ними различия и сходства, устанавливать связи и географические закономерности. Без карты нельзя было бы сравнивать одну часть поверхности земли с другой, следовательно, без карты не могла бы существовать география, как наука о поверхности земли и её частях. Неслучайно у древних греков география оформилась как наука одновременно с изобретением географической карты.

Изучение географии в школе невозможно без карты. «Овладение навыками работы с ними, получения по ним новой информации и ее анализа – необходимые условия формирования географической и общей культуры учащихся».

Задачи решаемые по карте имеют широкий спектр.

По карте можно определять географическое положение любого пункта земли: насколько он удалён от полюсов, от экватора, в каком тепловом поясе и в какой зоне он находится, каково его отношение к морю, его связь с хозяйственными, политическими и культурными центрами. Посредством географических координат можно точно обозначить на карте то место, где на земном шаре находится какой-либо объект.

Как известно, характер той или другой местности во многом определяется её географическим положением, от которого зависит солнечная радиация, климатические и почвенные особенности, хозяйственное значение и многое другое.

Карта показывает размещение интересующих человека объектов на поверхности земли. Она даёт представление о взаимном расположении рек, морей, океанов, гор, равнин, стран, городов и т. д.

На карте не только можно охватить взором всю землю, всю страну в целом, но на ней можно разглядеть взаимосвязь и зависимость элементов отдельных географических комплексов, ландшафтов.

Изображая размещение по земной поверхности географических объектов, карта помогает понять их взаимодействие. Без карты трудно было бы осуществить комплексное рассмотрение предметов и процессов.

По карте можно изучать не только положение и взаимоотношение, но и величину, и форму географических объектов: конфигурацию частей света, океанов, морей, озёр, границ стран, форм поверхности, высоты рельефа, глубины водоёма. Карта показывает размещение полезных ископаемых, климатических поясов, почвенно-растительных зон, сосредоточение человеческих поселений, особенно крупных городов, путей сообщения, сельского хозяйства, промышленных предприятий и т. д.

Иногда карту сравнивают с телескопом и микроскопом, которые, как и карта, помогают видеть изучаемый предмет. Это так. Но карта не только инструмент и наглядное пособие; она, как и книга, при умении её читать, может быть источником географических знаний.

«Упор на карту» – это положение выдвинул известный русский географ Николай Николаевич Баранский ещё в предвоенные годы. Это положение остаётся актуальным и для современного преподавания школьной географии. Современному учителю очень трудно из огромного потока разнообразной информации выбрать самое важное, наиболее интересное и доступное для восприятия. Это относится и к умению читать карту и «снимать» с неё необходимую информацию. До сих пор карта на бумажном носителе остаётся одной из основных для школьной географии. В преподавании географии в школе карты имеют не меньшее значение, чем учебники. Это одна из отличительных черт данного школьного предмета от других дисциплин школьной программы. Карты наглядно иллюстрируют содержание учебника, создавая у учащихся пространственное представление об изучаемой территории. Изучение карты – интереснейшее занятие.

Даже если человек в дальнейшей жизни не будет связан с географией, карта поможет ему почувствовать свою причастность к огромному миру.

Проведение эксперимента в школе

Карта используется на всех стадиях урока. Объясняя новый материал, учитель увязывает его с картой. При проверке выполнения домашнего задания необходимо требовать, чтобы ученики каждый упоминаемый в задании пункт местности указывали на карте. Карта может быть нужна как при закреплении объяснённого материала, так и при задании его на дом. Когда учащиеся используют карту, то они еще и развивают свои творческие способности. Большее развитие творческих способностей, умение читать карту и усваивать новый материал помогает контурная карта.

 На контурной карте печатаются контуры (очертания) географических объектов. Это — немая карта в отношении того, что на ней даётся. Контуры карты предназначены служить ориентирами, опорными пунктами в работе над картой.

Такой характер контурных карт указывает на их назначение. Учащиеся делают надписи обозначенных на них пунктов, раскрашивают их, пополняют деталями, обозначают и такие объекты, как например, формы рельефа, города и прочие, которых нет на контурной карте.

Следовательно, контурная карта предназначается главным образом для самостоятельных работ учащихся по географии, а так же для проведения практических работ и проведение контрольных работ. Она мало пригодна для использования её при объяснении на уроках нового учебного материала. Делая надписи, отыскивая то место на карте, где надо обозначать условным значком тот или иной географический объект, учащиеся закрепляют в памяти его положение. Работа с контурной картой содействует не только запоминанию расположения географических объектов, но и пониманию их взаимосвязей. Упражнения по контурной карте проводятся как в классе, так и дома. И это один из очень удобных способов углубления и за крепления знания карты.

Контурная карта может быть использована и для проверки знаний в виде проведения контрольных работ по заполнению карты. Такая форма учёта знаний отличается объективностью и определённостью. Во время работы над контурной картой учащиеся применяют на практике приобретённые знания по географии. Поэтому упражнения с контурной картой являются одним из средств для избежания формализма в деле изучения карты.

Всё это доказывает важность контурных карт в обучении географии.

При проведении эксперимента были поставлены следующие задачи: доказать значимость картографического метода в школьном курсе географии; способствовать развитию творчества учащихся на уроке географии.

Эксперимент проводился в 2005 году в СОШ №39 Бежицкого района г. Брянск, в 9а классе, а в качестве контрольного был взят 9в класс. Изучение географии в этих классах ведется в объеме двух чесов в неделю. Эксперимент проводился при изучении раздела: Центральный экономический район. Основное внимание в эксперименте, для того что бы подчеркнуть значимость картографического метода, уделим теме «Хозяйство Центрального экономического района».

Урок в 9а классе на тему «Хозяйство центрального экономического района» был проведен в виде практической работы. Этот урок – практикум направлен на развитие умений самостоятельно работать с картой, умение читать карту, развивать творческие способности при работе с контурной картой, а также продолжать развивать умение работать с текстом учебника.

Тема практической работы: Хозяйство Центрального экономического района.

Цель работы: Изучить особенности хозяйства Центрального экономического районо.

Задачи работы:

 1) Образовательная. Сформировать знания у учащихся о хозяйстве Центрального экономического района.

2) Развивающая. Развивать умения и навыки работы с картами, текстом учебника.

3) Воспитывающая. Развивать кругозор учащихся, заинтересовывать в познании нового, способствовать более яркому проявлению индивидуальных способностей.

Оборудование: физическая карта России, экономическая карта Центрального экономического района, контурная карта Центрального экономического района.

Задания:

1.С помощью экономической карты атласа, стр. 35, и текста учебник, стр. 111-114, выделите основные отрасли промышленности следующих городов: Брянск, Смоленск, Тверь, Ярославль, Кострома, Иваново, Владимир, Москва, Калуга, Тула, Орел, Рязань.

2.В контурной карте, стр. 6, нанесите, с помощью цветных карандашей, отрасли промышленности данных городов, а в условных знаках расшифруйте эти цвета.

Закрепление изученного материала:

1)Выделите главные отрасли промышленности ЦЭР.

2)Выделите второстепенные отрасли промышленности ЦЭР.

3)Как вы думаете, какие отрасли хозяйства должны в ближайшем будущем стать основной специализацией Центрального экономического района и почему?

В 9в классе урок по данной теме проводился в традиционной форме, т.е. учитель объяснял новый материал.

При подведении итогов получили следующее результаты, которые представлены в виде графиков.

Рисунок 18.  Результаты обучающего эксперимента в 9а классе (24 учащихся)

Рисунок 19.  Результаты обучающего эксперимента 9в классе (26 учащихся)

Эксперимент был повторно проведен в 2012 году в ГБОУ ср.шк. №27 Василеостровского района города Санкт-Петербурга. Результаты повторились. Проведения эксперимента позволяет сделать вывод, что картографический метод исследования на уроках географии является эффективным в процессе изучения нового материала, а также его на этапе закрепления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы ТРИЗ в школьном курсе географии.

Методический сборник "Методы ТРИЗ в школьном курсе географии. В данном сборнике описаны приемы ТРИЗ-технологии, которые можно использовать на уроках географии, представлены разработки интегрированных ...

Использование различных методов обучения в преподавании географии в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся

Школа всегда выполняла свою основную функцию – формировала всесторонне развитую личность. Но каждый период времени диктует свои  требования к тому, какой должна  быть эта личность. Традицион...

Статья "Использование компьютерных технологий в преподавании школьного курса географии"

Использование компьютерных технологий в преподавании школьного курса географии        Поток информации  в современном мире велик.  Специфика предмета геогр...

Использование различных методов обучения в преподавании географии в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся

Дана характеристика методов обучения, используемых на уроках географии, с учетом уровня  познавательной деятельности учащихся....

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЛАСТИ БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАУЧНЫХ МЕТОДОВ В ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ.

Статья посвящена краткому обзору основных научных методов, которые встречаются в исследовательских работах  учащихся 9-11 классов по биологии и экологии. В статье кратко рассмотрены проблемы и во...

Доклад на тему "Картографический метод исследования на уроках географии"

Рассматриваются  приёмы использования картографической информации в ходе которых формируются навыки исследовательской деятельности обучающихся на уроках географии: составление описания территории...

Мастер-класс на школьном методическом объединении учителей естественно-научного цикла 2022-2023 уч.г. «Методические рекомендации по использованию интерактивных методов обучения на уроках географии и биологии»

Мастер-класс на школьном методическом объединении учителей естественно-научного цикла 2022-2023 уч.г. «Методические рекомендации по использованию интерактивных методов обучения на уроках г...